Развитие читательской грамотности на занятиях по внеурочной деятельности (1 класс)
методическая разработка (1 класс)
Конспект занятия представляет собой интеграцию предметов литературного чтения и русского языка и является одним из возможных вариантов решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся первого класса,способствующей повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская народная сказка «Лисичка и журавль»
Цель: создание условий для знакомства со сказкой «Лиса и журавль»; понимания идейного содержания произведения; оценивания поступков героев и событий; формирования познавательного интереса к произведениям устного народного творчества; формирование у детей чувства ответственности за свои слова и поступки.
Планируемые предметные результаты
Определять последовательность действий в сказке; объяснять значение непонятных слов; выбирать пословицы, которые относятся к сказке; характеризовать героев сказки; дорисовывать предмет и раскрашивать картинки.
Оборудование к занятию: кейсы для 3 групп, маркеры, клубочек, иллюстрации лисы и журавля, книги со сказкой «Лиса и журавль».
Минимальные требования к программным ресурсам: ПК, колонки, проектор, экран.
Ход занятия
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Поздороваемся с гостями.
- Самоопределение к деятельности.
(Беру клубочек) Ребята, сегодня клубочек поведет нас в следующую сказку.
Итак, мы отправляемся в сказочное путешествие навстречу сказке.
Но сначала отгадайте имена героев и назовите сказку.
Хвост пушистый.
Мех золотистый.
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. (Лиса).
- Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый. Телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавли).
-Что в загадке подразумевается под словом «ходули»? (Ноги журавля).
-О ком будет наша сказка? (Сказка будет о лисе и журавле).
(Слайд 2)
-Вслед за волшебным клубочком мы попали в сказку…(Лиса и журавль).
II. Воспроизведение содержания сказки
Слайд 3
-Кто из вас знаком со сказкой «Лиса и журавль»?
-Перед вами на слайде обложки книг. Посмотрите, кто изображён на обложке книги.
а) А теперь, ребята, послушаем сказку.
- Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь услышать и запомнить непонятные слова.
- Понравилась ли вам сказка? Тогда будем разбираться. Какие непонятные слова вы услышали? (Ответы детей). Некоторые слова я вывесила на слайд.
б) Словарная работа. (Слайд) Сначала на экране слова столбиком, потом только показываю значение.
Куманек (кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала – сама приготовила пищу.
Не обессудь – не суди строго.
Потчевать – угощать.
Досада – обида, чувство неудовольствия.
Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.
На родинах – на дне рождения у младенца.
Званый обед-обед по приглашению (обед на который зовут).
- Какие слова вам еще были не понятны?
в) Анализ сказки
- Какой группе сказок относится эта сказка? (о животных)
- Кто является главными героями сказки? (лиса и журавль)
- Правильно ли поступила лиса?
- Как повёл себя журавль?
- Итак, почему распалась дружба лисы с журавлём? (Ответы детей) Надо с другом поступать так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили.
5. ФИЗМИНУТКА
- Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. А не были ли вы свидетелем истории такой, как у лисы и журавля, в жизни? Ведь сказка – это зеркало нашей жизни. (Ответы детей) Поэтому сказки надо читать. Русский народ сочинил тысячи сказок, где учит мудрости, доброте, любви и правильно жить.
(Если не было подобных историй, я говорю) Значит, вы ребята, молодцы, умеете дружить.
- А вот какая некрасивая история произошла с Леной и Мариной. (читает учитель)
Жили две подружки Лена и Марина.
Лена любила рисовать, посещать виртуальные музеи и рассматривать картины художников. Она была мечтательной и спокойной.
Марина любила лыжи. Она ходила на ежедневные тренировки и была подвижной, шустрой и активной девочкой.
Как-то раз Лена пригласила подружку в гости и предложила порисовать ее любимыми красками. Лена так увлеклась рисованием, что даже не заметила, что Марина заскучала. Она плохо рисовала, поэтому не любила это делать. Марина ходила по комнате, сидела в кресле, а потом, попрощавшись с Леной, ушла домой.
В субботу Марина пригласила Лену покататься на лыжах. Марина с радостью скатывалась с горки, прыгала с трамплина и получала удовольствие, и забыла про подружку. Лена плохо каталась на лыжах, а с горки скатываться у нее совсем не получалось. Она некоторое время ходила по лыжне и, сказавшись замерзшей, ушла домой.
С этого дня девочки стали редко видеться.
Почему так произошло? Как спасти дружбу? Чтобы найти решение этой проблемы, мы будем работать в группах.
(Вспоминаем правила работы в группах, раздаю кейсы с заданиями.)
6. Работа в группах. Задания в кейсах. На выполнение задания дается 10 мин.
а) Восстановите последовательность событий в сказке, пронумеруйте эпизоды:
Лиса наварила манной каши.
Журавль приготовил окрошку.
С тех пор дружба врозь.
Журавль угощает лису.
Лиса угощает журавля.
Лиса с журавлём подружились.
Журавль пригласил лису в гости.
Лиса пригласила журавля в гости.
б) Придумайте счастливый конец истории.
в) Составьте из данных слов пословицу, которая подойдет для нашей сказки.
-Друг познается в беде.
-Умел в гости звать, умей и угощать.
-Как аукнется, так и откликнется.
7. Выслушивание ответов групп.
8. Итог урока. Рефлексия.
Наши герои сказки показали себя не с лучшей стороны. А как вы бы повели себя в этой ситуации?
Ребята, давайте подведем итог нашего урока.
Закончите предложение.
Сегодня я на уроке…
У меня всё получилось…
Мне немного не ….
На примере русской народной сказки мы узнали для себя, что надо… (заботиться о своих друзьях, быть щедрым и внимательным).
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-132245-1351327124.jpg)
Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности
Как известно, логика служит одним из инструментов почти любой науки.И особенно, занятия и упражнения на логическое мышление очень полезны для ребенка. От этого зависит успеваемость в школе, скор...
Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)
Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/07/picture-765435-1457371133.jpg)
Проект на Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО
Этот проект раскрывает эффективные способы и приемы работы для развития интереса к чтению у младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-842247-1510601913.jpg)
Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приём...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-1222780-1582817486.jpg)
Развитие читательского интереса младших школьников на внеурочной деятельности посредством создания буктрейлеров
Определение методических возможностейиспользования во внеурочной деятельности буктрейлеров как средства,способствующего развитию читательского интереса младших школьников.Гипотеза : использование во в...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-48199-1679361124.jpg)
"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"
В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в о...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»
В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...