Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в коррекционной работе учителя - логопеда.
статья (1, 2 класс)
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжёлых нарушений речи, и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, зрительно - пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskie_i_neyrofiziologicheskie_priyomy_v_rabote_uchitelya-logopeda_2024.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьменко Татьяна Васильевна
учитель – логопед
ГБУДОЦППМСП
Приморского района
«Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приемов
в коррекционной работе учителя-логопеда».
Актуальность. Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребёнка. При нарушениях речи происходит торможение познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребёнок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом логические и смысловые связи (Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркин, Т.А. Ткаченко). Происходит нарушение коммуникационного компонента (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Ю.Ф. Гаркуша и пр.), торможение ведущей деятельности этого возраста – игры (Е.М. Струнина, Т.А. Ткаченко и др), что естественно отражается на формировании психического развития.
Речевые процессы проявляются высшей психической функцией, развиваются в процессе онтогенеза, по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую указывая уровень актуального психического развития. Усвоение ребёнком родного языка не является исключением и так же проходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга.
Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию высших психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи т.д.), эмоционально –волевой сферы ребёнка через движение.
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи, и включает в себя игры и упражнении, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Таким образом, знание смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективного коррекционного процесса. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный системный подход к коррекции речевого и психического развития ребёнка. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приемов нейропсихологии.
Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- коррекционной работы.
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе.
1) Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:
- Упражнение «Пальчики здороваются»
– Упражнение «Колечко» (динамические артикуляционные упражнения, автоматизация в слогах, словах и т.д.)
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Двуручное рисование (отработка слогов по дорожкам, обведи вокруг, песочный планшет)
-«Нейроскакалка» (проговаривание чистоговорок, дыхательные упражнения)
Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
- Работа двумя руками: Необходимо взять тетрадный лист и порвать его пополам. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой. Когда работают пальцы обеих рук - активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по- разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному.
2. Кинезиологические упражнения.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» («Два, три, ноль»).
Используем эту игру для автоматизации звуков, для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т.д.).
«Ухо-нос» - между сменой рук, хлопок
«Моряк» (козырёк и класс)
Упражнение «Выложи фигуры» - одновременно работая выкладываем правой рукой круг, а левой квадрат…Дети по ранее подготовленной схеме.
Упражнение «Голова, уши, плечи» (Голова, плечи, колени)
Двумя руками одновременно касаться указанных частей тела и проговаривать чистоговорки, слова, фразы, стихи.
Упражнение «Жесты»
Автоматизация звука в словах (слово-жест), Построение простой фразы (Я подарю Лунтику», «Я вижу…»
Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
«Попробуй повтори» На столе разложены квадраты и круги, где круг это з удара по столу, а квадрат – 2 хлопка.
«Резиночки»
Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами одевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции (Одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т.д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».
Игра: «Хлоп-Топ-Тук»
Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
3. Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими).
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.
-На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук С левой;
-Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;
-Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх;
- Стукни раз, а может два, по частям скажи слова - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол;
- Мяч кидай, где звук узнай - определить позицию заданного звука в слове;
Рассмотрим некоторые упражнения, которые улучшают работу мозга у детей с регуляторной дисграфией.
Например, упражнение «левая рука-правая пятка» проводится стоя. Дети поочередно касаются левой рукой правой пятки, а затем правой рукой левой пятки, поднимая ногу сзади.
В следующем упражнении «Ухо-нос» дети поочередно перекрещивают руки после хлопка. Левая рука держит правое ухо, а правая рука дотрагивается до носа. После хлопка руки меняются: Левая рука держит нос, а правая рука дотрагивается до левого уха».
Это упражнение довольно тяжело дается с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР, которые путают лево-право. Между тем, как доказали физиологи, такие упражнения, способствуют образованию новых нейронных связей, а значит развивают мозг, улучшают обучаемость.
Еще одно упражнение, которое можно практиковать с детьми, это зеркальное рисование. Можно дать ребенку два карандаша в две руки и попросить нарисовать букву «з» зеркально. Можно много раз проводить по линиям, снизу-вверх и сверху вниз. Как показала, практика использование зеркального рисования, значительно улучшает функции мозга и творческое воображение детей. По мере освоения данного приема мы использовали и другие прописные буквы «а», «ю», «э», «я». Однако начинать следует с более простых букв, например, «з», «о», Более сложно дается детям рисование восьмерки. Однако рисовать ее нужно, не только на бумаге, но и в воздухе. Не только рукой, но можно и глазами. Выполнение глазодвигательных упражнений также способствует профилактике регуляторной дисграфии у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР.
В кинезиологии практикуется ряд упражнений с восьмеркой, которая представляет собой знак бесконечности. Есть даже такое упражнение как слон. В этом упражнении левое ухо нужно положить на левое плечо, а рукой рисовать воображаемую восьмерку в горизонтальной плоскости, медленно, соединяя движение с дыханием. Считается, что такое упражнение делает разум безграничным и открывает новые горизонты познания.
С детьми мы практиковали и другие упражнения кинезиологии. Например, представляя воображаемый шар, следует соединить попеременно подушечки пальцев левой руки с подушечками пальцев правой. Такое упражнение нужно использовать регулярно. Оно успокаивает, снимает напряжение, настраивает на обучение.
Конечно, не всегда дети хотят заниматься различными упражнениями, и, выполнив пару раз одно движение, они теряют интерес к ним. Поэтому в условиях коррекционных занятий использование кинезиологических упражнений следует объединять в комплекс, который проводится в течении 5 минут и сопровождается сказочным или игровым сюжетом. Можно рассказывать сказку с помощью движений тела, рук и самомассажа.
Эти несложные игры помогут скорректировать работу двух полушарий, активизировать малозадействованные в обычной жизни сенсорные участки головного мозга и снизить риск развития проблем. Ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в обучении.
Вывод: Самые простые упражнения позволяют решать самые сложные задачи!
Список литературных источников:
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005
4. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996
5. «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников» / под общей редакцией Aхyтиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачева, 2008
6. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.: АЙРИС-пресс, 2018
7. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен К. Г. Юнгом, основателем аналитической терапии. При этом, естест...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обуче...
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя- логопеда.
Скорость современной жизни велика, и это отражается на детях. Школьная программа постоянно меняется , растут требования в школе и нагрузка вне школы.Родители тоже ждут от детей высоких и быстрых...
«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать пр...
Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда
Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда...
«Использование возможностей цифровой образовательной среды в коррекционной работе учителя-логопеда»
Использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход ...