Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми ОВЗ
план-конспект

Приступа Елена Юрьевна

Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяют сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Составитель: Приступа Елена Юрьевна

 учитель - дефектолог  

2024

Введение

         В настоящее время педагоги  школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.  Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся,  стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в коррекционных школах является особенно актуальной, т.к. дети с ОВЗ особенно нуждаются сбережению здоровья.

Поэтому основная задача учителя – дефектолога  выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. Современные педагогические технологии в школьном образовании направлены на реализацию государственных стандартов школьного образования.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

         Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

 Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов.

Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от:

-типа образовательного учреждения;

- продолжительности пребывания детей в учебном заведении;

-показателей здоровья детей;

- конкретных условий в учебном заведении;

- программы, по которой работают педагоги;

-профессиональной компетенции педагогов.

                 Цели и задачи здоровьесберегающих технологий:

- обеспечить высокий реальный уровень здоровья детей;

- сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека;

- создать условия для сохранения здоровья детей;

- сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- поддержать здоровьесберегающую компетенцию ученика, позволяющую ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий

1.Интеграция здоровья в образовательный процесс
2.Активное участие учащихся в процессе обучения
3. Сотрудничество с родителями 

4.Индивидуальный подход к каждому учащемуся
5. Взаимодействие семьи и школы
6. Развитие навыков самоуправления и саморегуляции 

7.Простота и доступность применения
8.Возможность интеграции с другими образовательными методами

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий являются основой для успешной реализации здоровьесберегающего образования и способствуют формированию здорового образа жизни учащихся.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у учащихся происходит:

- Улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- Улучшение общего эмоционального состояния;

- Повышается работоспособность, уверенность в себе;

- Стимулируются двигательные функции;

- Снижается утомляемость;

- Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- Стимулируется речевая функция

Здоровьесберегающие технологии, применяемы педагогом-дефектологом на занятиях с детьми с нарушениями в развитии.

1. Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

2.  Образовательные (воспитания культуры здоровья учеников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

3. Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе образовательно учреждения); 

 4. Сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация); 

5. Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротерапия, самомассаж); 

6.Коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)  

7. Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды (системная совокупность и порядок функционирования всех инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей).

Во время занятий дети с нарушениями в развитии в отличии от своих сверстников быстрее утомляются  и нуждаются в частой смене деятельности.

Во время занятий необходимо следить за посадкой учащихся.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

Физкультминутки можно разделить на группы:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • упражнения для мобилизации внимания; 
  • упражнения, корректирующие осанку; 
  • дыхательная гимнастика.

Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.

Здоровьесберегающие технологии служат для  укрепления психологического здоровья школьников. При этом важно:  добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся, избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими, следить за доступностью и преемственностью информации, использования соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, создать комфортную для всех обстановку на уроке.

 Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является не система сенсорной дидактики, не комплекс рабочих режимов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и учеником. И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития.

Технология моделирования учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды включает в себя:

- работа в режиме смены динамических поз

 - пейзажного панно (ситуационно-образное моделирование),

- выполнение зрительного тренажа, наглядного материала на сенсорно-дидактической подвеске, сенсорно-дидактическом держателе (переключение зрения детей с ближних целей на дальние)

      В своей работе мы используем различные технологии сохранения и стимулирования здоровья, авторские здоровьесберегающие методики:

1. Методика Сиротюк Л. А. (кинезиологические упражнения) – стимулируют творческую деятельность, помогают мобилизовать учащихся, позволяют улучшить память, внимание, речь ребенка, снижают утомляемость, повышают работоспособность.

• Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения.

• Упражнения для повышения работоспособности.

• «Кнопки мозга». Одна рука закрывает пупок, другая рука массирует две подключичные ямочки 5-7 сек.

• «Энергетическая зевота». Массаж точек в углублении щек (на верхних скулах). Широко открыть рот и зевнуть не менее 3 раз.

• «Оркестр Балабок». Пропевание гласных звуков, они очень хорошо массируют те точки, которые находятся внутри. Вдох глубокий и пропевание звуков на выдохе, пока не кончится воздух. Перед этим упражнением сделать упражнение «Энергетическая зевота».

 2.  Методика Базарного В. Ф.

• Смена динамических поз.

• Зрительно-двигательные траектории.

• Режим «зрительных горизонтов».

Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа.

Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы определенной формы", "Найди предметы, в названии которых есть звук. ", "Найди отгадку". Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением это - стопроцентное усвоение материала. Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.

3. Методика Стрельниковой А. Н. (дыхательные упражнения):

• «Ушки». Покачивать головой как будто говорите «Ай-ай-ай, как не стыдно!» Следить за тем, чтобы не было поворота, так как при этом работает другая группа мышц. Правое ухо – к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны.

• «Кошка». Вспомнить кошку, которая крадется, чтобы схватить воробья. И повторять ее движения – чуть-чуть приседая, покачиваясь то вправо, то влево. Тяжесть тела перенести то на правую, то на левую ногу. На ту, в какую сторону повернулись. И яростно нюхать воздух справа, слева, в темпе шагов.

 • «Обними плечи». Поднять руки на уровне плеч, повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросить руки навстречу друг другу так, чтобы левая рука обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Движения следуют в темпе прогулочных шагов, строго одновременно с броском повторяйте короткие вдохи.

 

Динамические паузы 

Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой  и других в зависимости от вида занятия.

Релаксация. 

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе используются  упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы   звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

         Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Су – джок терапия.

 Су – джок терапия - это одно из направлений  медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию  высокоактивных  точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.

На занятиях  используются  Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.

Гимнастика для глаз проводится  в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

 Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем в своей работе гимнастику для глазразработанную В. Ф. Базарным.

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза;

4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони. не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Еще один тренажер для глаз - геометрические фигуры разных цветов на белом круге. Дети "оббегают" фигуры глазами по кругу слева - направо, сверху - вниз.

Созерцание разных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. Кроме того, каждый цвет выполняет определенную функцию.

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Психогимнастика. Методика М.И. Чистяковой

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально- личностной сферы).

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. (Передать движением, мимикой или иным способом персонажей по содержанию стихотворения. «Ласковый котенок», «Сердитый дедушка», «Удивление»…)

         Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Песочная терапия становится все более популярным. Это способ  общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.

От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.

         Роль учителя-дефектолога в коррекционных  учреждениях состоит в организации  процесса, сберегающего здоровье ребенка.

Необходимо сформировать у школьников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Диагностика.

Таблица результатов

Аспект

Преимущества использования технологии

Ограничения использования технологии

Мотивация

Способствуют повышение интереса к занятиям, мотивации к здоровому образу жизни

Ограничения по физическому состоянию здоровья

Коммуникация

Умение понимать словесные инструкции. Улучшение коммуникации, сотрудничества, эмпатии.  

Могут возникать проблемы с коммуникацией в виртуальной среде

Активное обучение

Стимулирование активности и самостоятельности учащихся.  Развитие речи, внимания, памяти, усидчивости 

Учитывается степень утомляемости ребенка, особенности его физического и психоэмоционального состояния

Практические навыки

Развитие практических навыков и умений. Укрепление физического и психического здоровья.

   

Результаты мониторинговых исследований

при использовании здоровьесберегающих  технологий

2021-2023 г.г.

№п/п

Ф.И. ребёнка

Коммуникативные навыки

Игровые навыки

Активность

Самореализация

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

1

Егор Б.  

н

с

н

с

с

в

н

с

2

Тимур И.

с

в

н

в

с

в

с

в

 

н- низкий уровень;           с- средний уровень;                   в- высокий уровень

Итоговые показатели использования здоровьесберегающих технологий

На начало  использования технологии

На текущий момент использования технологии

низкий уровень

50%

низкий уровень

0%

средний уровень

50%

средний уровень

37,5%

высокий уровень 

0%

высокий уровень

62,5%

     

Заключение.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.

          Здоровье ребенка можно определить, как совокупность физического, психического, интеллектуального и социального развитий. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи. Следовательно, от семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педагогических воздействий. Ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

         Т.к. дети с ОВЗ нуждаются сбережению здоровья не только в школе, но и в семье. Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительных, но в то же время деловых отношений с родителями обучающихся, в ходе которых корректируется воспитательная - образовательная деятельность педагога, направленная на приобщение родителей к здоровому образу жизни. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.

         В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства школы и семьи, используются разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях, дни открытых дверей.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс, зависит здоровье наших детей.

 

Список использованных источников

1.     Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. – М.: Юрайт, 2020. – 283с.

2.    Петряков П.А.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: Юрайт, 2020. – 198с.

3.    Семикин Г.И., Здоровьесберегающие технологии и профилактика девиантного поведения в образовательной среде: Учеб. пособие / Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, А. С. Миронов. - М. : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, цифровая книга. - 79 с.

4. Сиротюк А.Л. "Коррекция обучения и развития школьников", МоскваТЦСфера,2001.-80с. 

5.   Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2010. – 121 с.

6.  Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовании. – Волгоград: Учитель, 2010. – 172.

7.  Чупаха И.П., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Стоврополь: Ставропольсервисшкола, 2003.- 400с.



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

Конспект индивидуального дефектологического занятия с использованием здоровьесберегающих  технологий. 

Тема: «Зоопарк».

                                                                                                Составитель Приступа Елена Юрьевна

учитель - дефектолог  

                                                                                2024

Цель: создание условий для активной познавательной деятельности учащихся по изучению окружающей природы.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • Уточнять, актуализировать словарь учащихся по теме «Зоопарк. Дикие животные».
  • Закрепить знания о диких животных, местах их обитания
  • Использовать имеющиеся знания учащихся при раскрытии темы.
  • Закрепить , навыки количественного и порядкового счета.

Коррекционно - развивающие:

  • Совершенствовать познавательные процессы: зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать речевую активность.
  • Развивать целостное восприятие при составлении разрезных картинок.
  • Развивать словесно – логическое мышление при нахождении лишнего, через умение сравнивать, классифицировать и обобщать  предметы.
  • Развивать умение воспринимать инструкции, удерживать их и действовать согласно инструкции.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, в частности к животным и птицам.
  • Воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы

Оборудование: учебное пособие, картина Зоопарк, конверт  с разрезными картинками , мячи, массажные шарики Су-Джок, раскраска,

дидактическое пособие «Поиграй и посчитай».

Словарь: зоопарк, клетки, животные, хищники, травоядные, звери, жираф,  тигр, лев, слон, верблюд, зебра, природа, пустыня, саванна

ХОД ЗАНЯТИЯ

№п/п

Этапы урока,

виды

деятельности

Содержание занятия

(деятельность педагога)

Деятельность

ученика

Время

Примечание

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Приветствие.

Дыхательная гимнастика

На развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, коррекция дефектов речевого дыхания

-Здравствуйте Данечка!

- Встало солнышко, Ура!

Заниматься нам пора

Учимся старательно,

Слушаем внимательно…

- Поздороваемся глазками и улыбнемся.

- Надуем шары!

- Так мы учимся правильно дышать…

Приветствие ученика.

Ученик делает глубокий вдох носом, надувая при этом с щеки, и хлопает по ним руками, сделав  выдох через рот. 

( 3 раза)

 

2 мин

2.

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ МАТЕРИАЛА.

Упражнение на развитие мелкой моторики кистей рук с массажным мячиком.

- Давай сначала подготовимся для работы.

- Мы сегодня будем рисовать, играть, считать…

- Начнем занятие с игры с мячом.

- Внимательно слушай  и делай как я.

- Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)   

Вверх подбросим и поймаем, 

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)   

Выполняет упражнения с мячиком, согласно инструкции учителя.

2 мин

Ученик катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение.

3.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа с учебным пособием

на развитие умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией

Дидактическая игра

«Где обитают звери» ( с разрезными карточками)

На развитие

наблюдательности, мышления, памяти

Массаж шариком Су Джок (левою рукой массаж правой руки)

Воздействие  на биологически активные точки пальцев рук по системе Су – Джок

Нейроигра

«Перекрест»

На развитие межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, точности и координации движений) формирование функции контроля.

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник» ,

«Подскажи словечко»

На развитие связной речи, составление предложений по заданному образцу.

Музыкальн-ритмическая гимнастика

«Зоопарк»

На развитие  координации движения и крупной моторики, умение согласовывать движения с музыкой
У жирафа пятна…

Игра с математическим содержанием

«Посчитай животных»

На согласование существительных с числительными, развитие внимания,  закрепления навыков количественного и порядкового счета.

Послушай загадку:

За высокою оградой. В нем зверей полным-полно, Посетителям, однако, Их кормить запрещено. (Зоопарк)

- Что ты видишь на картинке ?

-Кого ты видишь, назови. ( слон, зебра, львы..)

- Где живут звери в зоопарке?

- Какие это звери?

- Рассмотри картинки. Назови зверей и места их обитания.

- Какая картинка лишняя?

Пообедал я сперва за решеткою у льва (большой палец)

Подкрепился у лисицы (указательный палец)

У моржа попил воды (средний палец)

Ел морковку у слона(безымянный палец)

С журавлем поел пшена (мизинец)

- Поиграем в игру на внимание!

- Подними, пожалуйста, правую руку и возьмите ей мочку левого уха. Теперь левой рукой дотроньтесь до кончика носа. А теперь на счет меняем руки местами. Сначала мы будем делать это медленно. Готов? Тогда начинаем.

- Кого нарисовал художник?

- Чего не хватает у каждого животного?

- Помоги художнику, дорисуй недостающие части тела.

- Подскажи словечко, что ты рисовал .

- Измени предложение по образцу…

Я нарисовал слону …хобот.

У жирафа пятна , пятна, пятнышки везде

 Где? (на лбу, ушах, на шее, на локтях…)

Учитель-дефектолог корректирует, исправляет (при необходимости) названия порядковых числительных животных на картинке.

Ученик отвечает на вопросы в ходе беседы.

В клетках

Дикие

Ученик называет диких животных и соотносит зверей с местами их обитания

Ученик выполняет самомассаж по показу учителя и проговаривает слова

Ученик выполняет задание, следуя инструкции учителя

Ученик дорисовывает по точкам недостающие части тела зверей.

Ученик составляет предложения.

- Я нарисовал тигру …хвост)

Ученик под музыку выполняет движения

Ученик называет на картинке животных по порядку.

3 мин

2 мин

2 мин

3 мин

2 мин

2 мин

При наличии свободного времени, можно повторить задание с другими карточками

Учитель следит за четким проговаривание всех звуков. Темп медленный

Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп ускоряется.

Учитель следит за осанкой ученика и как правильно держать карандаш

Обращает внимание ученика на выбор цвета карандашей в соответствии с цветом животных

4.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов и рефлексия деятельности.

Учитель-дефектолог:

-Наше занятие подходит к концу. Давай вспомним, какие задания мы выполняли сегодня? А что мы развивали? Что было особенно трудно? Что понравилось выполнять? Получилось у нас выполнить задания? Значит кто мы с тобой? Правильно, молодцы.

-Чтобы закончить наше занятие, подними правую руку, положите ее на голову и скажи: «Какой ты у меня хороший!», а теперь подними левую руку, положите ее на голову и скажи: «Какой ты у меня хороший!», а теперь погладь себя по голове и скажи: «А я все равно лучше!»

На этом наше занятие закончено, до свидания!

Высказывает свое мнение.

Ученик радуется, гладит себя по голове

2 мин



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального дефектологического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, 

Су-Джок-технологии по теме «Птицы»
(1 класс)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Продолжать обогащать словарный запас;

Закрепить и обобщить знания ученика о строении птиц, их внешних признаках.

Коррекционно-развивающие:

Развивать восприятия целостного образа;

Развивать зрительное внимание, слуховую память;

Развивать формирование правильного выдоха;

 Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к птицам.

ОборудованиеКартинки демонстрационные. Конверты с разрезными картинками птиц. Стол, мячи, массажные шарики Су-Джок, раскраска.

 

                                                     Ход занятия:


Организационный момент:

Учитель-дефектолог: –  Здравствуй, Даня. Звучит музыка-пение птиц. Кто поет?
Ученик: – Птицы.
Учитель-дефектолог: Скажи, каких птиц ты знаешь?

Ученик: - Воробей, ворона, голубь, ласточка, соловей, сова…

Учитель-дефектолог:  Молодец!

Задание № 1 – Упражнение «Разрезные картинки» – (6-8 частей)

Учитель-дефектолог: – Мы с тобой назвали много разных птиц, они бывают разные. А у меня есть волшебный конверт, в котором находится тоже птица, только что бы узнать какая, ее нужно собрать.

– Что у тебя получилось?

Ученик: - сова
Учитель-дефектолог: – Молодец!

Задание № 2 – Задание. «Напои птичку!»

Оборудование: на детском столе -птичка, к лапке которой привязана тесьма, рядом - «ложная» (не привязанная) тесьма. В углу стола - тарелочка с водой. 
Учитель-дефектолог: Птичка хочет пить. Как ее напоить?

В тех случаях, когда ребенок пытается взять в руки птичку и поднести к тарелочке, либо тарелочку к птичке, надо сконцентрировать его внимание на целостном восприятии ситуации.

Учитель-дефектолог: Подумай, как можно приблизить птичку к тарелочке? Педагог жестом указывает на птичку, потом на тесемки, тарелочку.

 Задание 3: «Формирование графических навыков. «Обведи и назови»

Учитель-дефектолог: – Будьте внимательны, тебе необходимо соединить последовательно все точки на рисунке.
- А перед работой давайте разомнем пальчики. А поможет нам колечко. Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем колечко на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз и проговариваем слова:

Пальчиковая гимнастика:

 


Птичка перышки помыла (на большой палец)
Птичка крылышки сложила ( указательный палец)
Птичка клювом поводила (средний палец)
Птичка зернышки нашла (безымянный палец)
Птичка зернышки поела и запела…(на мизинчик)

Ученик: соединяет последовательно все точки на рисунке.

Учитель-дефектолог: – Молодец . Какие хорошая птичка у тебя получились?
Учитель-дефектолог: – Назови,  части птицы.

Ученик: –

У птицы есть голова.
У птицы есть две лапы.
У птицы есть клюв.

У птицы есть два крыла.
У птицы есть хвост.
Тело птицы покрыто перьями.

Учитель-дефектолог: – Молодец!

Учитель-дефектолог: – Твои пальчики устали.  Пусть они отдохнут. Нам поможет «мячик-ежик»

Задание №4 – Массаж мячом Су- Джок: «Игра с ежиком»

Пустим ежика на стол (катаем шарик-массажёр по кругу на столе).

Ручкой ежика прижмем (сжимаем в ладони мяч поочередно одной, потом другой рукой);

И немножко покатаем (катаем по кругу)

Потом ручку поменяем(затем левой руки).

 

Дыхательная гимнастика: Упражнение на дыхание: «Перышко».

- Посмотри, кто-то обронил перышки, наверное, птички летали и перышки потеряли. Давай мы на них подуем. (Дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…», затем на длительном выдохе « Чье перо улетит дальше») Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.

Учитель-дефектолог: –  Отдохнули и ладошки и пальчики!

Учитель-дефектолог: –  Скажи, птицы похожи друг на друга?

Ученик: –  Нет? 

Учитель-дефектолог: – Птицы разные?

Ученик: – Да

Учитель-дефектолог: –Посмотри на картинку с птицами. Все птицы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Назовите, какие одинаковые части тела есть у всех птиц?

Ученик: –

У птицы есть голова.
У птицы есть две лапы.
У птицы есть клюв.

У птицы есть два крыла.
У птицы есть хвост.
Тело птицы покрыто перьями.


Учитель-дефектолог: – Молодец, все птицы имеют одинаковое строение, но все равно очень отличаются друг от друга. Они бывают крупные и мелкие, имеют различную окраску оперенья, даже форма клюва у всех разная.  Давайте сравним птиц. Например, ласточку и лебедя

 Задание №5 – Игра «Скажите наоборот».


У ласточки туловище мелкое, а у лебедя… (крупное).
Ласточка маленькая, а лебедь ….(большой).
У ласточки клюв короткий, а у лебедя … (длинный).
У ласточки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
У ласточки хвост длинный, а лебедя …(короткий).
У ласточки крылья черные, а лебедя …(белые).


Учитель-дефектолог: –  Молодец, Даня!

Задание №6 – Упражнение «Посчитай»

Учитель-дефектолог: – А теперь давай посчитаем с тобой птиц:
1 птица, 2 птицы, 3, 4, 5…

Задание № 6 – Штриховка

– Даня, а ты знаешь загадки про птиц?
– Сейчас мы посмотрим, как ты умеешь их отгадывать.

Загадка:

Кто летает темной ночью.

И схватить мышонка хочет? (сова)

 Учитель-дефектолог: –  Что это? Как ты догадался?

– Молодец!
– Вот тебе картинка с совой. Тебе нужно будет заштриховать ее разными видами штриховки.– Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).

Релаксация.

Скажи мне, Данечка, о чем мы с тобой сегодня говорили? Правильно об птицах? Каких птиц ты запомнил? Ученик перечисляет. Какую птицу ты отгадал?



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального дефектологического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, 

Су-Джок-технологии по теме «Игрушки»
(1 класс)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 Продолжать обогащать словарный запас;

Закрепить и обобщить знания ученика об игрушках, частях из которых они сделаны

Коррекционно-развивающие:

Развивать восприятия целостного образа;

Развивать зрительное внимание, слуховую память;

Развивать формирование правильного выдоха;

 Развивать мелкую моторику пальцев рук

Воспитательные:

Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам.

ОборудованиеКартинки демонстрационные. Конверты с разрезными картинками игрушек. Стол, мячи, массажные шарики Су-Джок, раскраска.

 

                                                     Ход занятия:


Организационный момент:

Учитель-дефектолог: –  Здравствуй, Дима, посмотри, что это лежит на полу?
Ученик: – Игрушки.
Учитель-дефектолог: – Разве можно бросать игрушки?
Ученик: – Нет.
Учитель-дефектолог: –  Правильно каждая игрушка должна лежать на своем месте, помоги мне убрать их. И сегодня мы с тобой будем говорить об игрушках. Скажи мне, какие игрушки ты знаешь?

Задание № 1 – Упражнение «Разрезные картинки» – (6-8 частей)

Учитель-дефектолог: – Мы с тобой назвали много игрушек, они бывают разные. А у меня есть волшебный конверт, в котором находится тоже игрушка, только что бы узнать какая ее нужно собрать.

– Что у тебя получилось?
Учитель-дефектолог: – Молодец!

Задание № 2 – Игра: «Из чего сделано?

Учитель-дефектолог: – Посмотри что у меня в корзине?
Ученик: – Мячи.

Учитель-дефектолог: – Правильно, они все разные: а чем они похожи друг на друга?
Ученик: – Они все круглые
Учитель-дефектолог: – Правильно. А чем они отличаются друг от друга?
Ученик: – они все сделаны из разного материала.
Учитель-дефектолог: – Правильно, давай назовем из чего сделан мяч?

Если мяч сделан из резины, значит он какой?
Ученик: – резиновый
Учитель-дефектолог: – Если из кожи?
Ученик: – кожаный
Учитель-дефектолог: – А если из пластмассы?
Ученик: – пластмассовый.

Учитель-дефектолог: – А если из стекла?
Ученик: – стеклянный
Учитель-дефектолог: –  найди мне самый маленький мяч.
Учитель-дефектолог: – А ты знаешь, что это не простой мячик – это специальный шарик для массажа ладоней и пальчиков, который называется Су-джок, он похож на мяч своей формой. Мы с ним сейчас отправимся в сказку.

Задание №3 – Массаж шариками Су- Джок: СКАЗКА «ЁЖИК»

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).

Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).

Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони, опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу, заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему).

Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони, увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.

Дыхательная гимнастика:

Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза. Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.

Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец, заметил цветочек и понюхал его (на указательный, нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний, приметил ягодку и сорвал её (на безымянный, нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями) 

Учитель-дефектолог: –  Тебе понравилась сказка?

Задание № 4 – Игра «Назови ласково»

Учитель-дефектолог: –  А сейчас давай с тобой поиграем в мяч, но не просто поиграем, а я буду называть тебе игрушку, а ты называешь ее ласково, выбирай каким мячом будем играть?
– кукла –– куколка
– пирамида – пирамидка
– машина  – машинка
– самолет  – самолетик
– корабль  – кораблик.

 - ведро- ведёрко
– мяч –  мячик
Учитель-дефектолог: –  Молодец, Дима!

Задание №5 – Упражнение «Посчитай»

– А теперь давай посчитаем с тобой мячи:
1 мяч, 2, 3, 4, 5…

Задание № 6 – Штриховка

– Дима, а ты знаешь загадки про игрушки?
– Сейчас мы посмотрим, как ты умеешь их отгадывать.

Загадка:

Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и всё (мяч)

 Учитель-дефектолог: –  Что это? Как ты догадался?

– Молодец!
– вот тебе картинка мячей и тебе нужно будет заштриховать эти мячи разными видами штриховки.– Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).

Релаксация.

Скажи мне, Димочка, о чем мы с тобой сегодня говорили? Правильно об игрушках, о каких? Какие игрушки ты запомнил? Ученик перечисляет. А о какой игрушке мы говорили больше всего? – правильно о мяче. Как называется волшебный шар, с которым мы с тобой отправились в сказку? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии ...

«Применение современных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»

В статье представлен опыт применения современных образовательных технологий в работе с детьми, имеюшими ограниченные возможности здоровья в коррекционой школе....

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе" (статья и презентация)

Статья "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"Презентация "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"...

«Применение образовательных технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ»

Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося де...

«Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»

Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вт...

"Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ

Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.  Многолетние исследования свидетельствуют о коррекционной значимости и...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Эффективные технологии в коррекционно- образовательной работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и семьями Губкинский 2021

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не тольколичностными особенностями всех членов и характеромвзаимоотношений между ними, но и б...