"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе" (статья и презентация)
методическая разработка на тему
Статья "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 432Колпинского района
Санкт-Петербурга
Доклад
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе»
Учитель: Никитина Е.В.
Санкт-Петербург
2014 г.
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"
Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию познавательной сферы, личностное развитие ребенка с ОВЗ и сохранение его здоровья. И осуществляться эта система должна в процессе тесного взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2.технологии обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ);
3. коррекционные технологии.
Для учащихся должны быть созданы условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в соответствии с дидактическими принципами ; построение коррекционно-образовательного процесса младших школьников в игровой форме ; оснащение занятий оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: учителя-дефектолога, воспитателя, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя по физическому воспитанию.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Музыка и движение. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность музыкальных произведений, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от содержания урока.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, а в классе – игры малой, и средней степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.
Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени индивидуально, либо с подгруппой детей
Су-джок терапия. Является наиболее активным средством развития детей с ОВЗ, т.к. большинство воспитанников имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием педагогами в коррекционных целях используются элементы Су-Джок терапии, с помощью колец, «ежиков» удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм. Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми упражнениями, актуальными на данном этапе работы (это может быть повтор слоговых цепочек, пропевание чистоговорок и т.д.).
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Осуществляется на уроках по программе ОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика корригирующая. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Гимнастика ортопедическая. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Содержание программы по формированию ЗОЖ включает следующие разделы:
- Формирование культурно-гигиенических навыков
- Уход за жилищем
- Питание
- Безопасность в доме и на улице
Цель: освоение учащимися системы необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно дома после подъёма. Обучение правильному выполнению и подбору упражнений проходит на уроках физкультуры, здоровье и ОБЖ и др. Цель утренней гимнастики – «разбудить», взбодрить человека, настроить на активную деятельность.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии с программой, по которой работает ОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых при проведении досугов, праздников. Дети с увлечением выполняют двигательные задания, при этом ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
При обучении учащихся ЗОЖ педагоги часто используют фольклор. Все знают, как дети любят отгадывать загадки, с интересом слушают потешки, сказки. Произведения устного народного творчества передают доброе, нежное, заботливое, ласковое отношение к детям и к окружающему миру. Колыбельные песни, пестушки, потешки оказывают благотворное, успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка. На занятиях по обучению культурно-гигиеническим навыкам всегда используюся потешки о чистоте, а колыбельные песни можно включить в сюжетно-ролевую игру, урок об организации ночного сна.
2.2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Название | Определение |
Физкультурное | Организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. 1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30 мин. |
Занятия из серии «Здоровье» | Занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. |
Самомассаж | Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног) |
Точечный массаж | Точечный массаж - это механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела. |
Коммуникативные игры. | Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей. |
Тренинг творческой психотехники (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию. | |
Утренняя гимнастика | Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра. |
2.3. Коррекционные технологии
Название | Определение |
Арттерапия | Оздоравливаниепсихосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО) |
Технология музыкального воздействия. | Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. |
Сказкотерапия | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей |
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. |
Технологии коррекции поведения. |
|
Психогимнастика | Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. |
Фонетическая ритмика | Система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. |
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
Сказкотерапия оказывает психотерапевтическое и развивающее воздействие. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и учимся обыгрывать их. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.
Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Фонетическая ритмика. Проводится система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень эффективными. Мобилизируются подражательные способности детей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы.
Таким образом, представленные выше здоровьесберегающие технологии можно использовать в школьном учреждении любого вида. Предлагаемые методы и технологии не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении и исходят из основного вида деятельности – игры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это комплексная система взаимодействий, направленных на коррекцию познавательной сферы, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Здоровье сберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: Технологии сохранения и стимулирования здоровья; Технологии обучения здоровому образу жизни (ЗОЖ) коррекционные технологии.
Музыка и движение Музыка обладает сильным психологическим воздействием на нервную систему ребенка. Во время занятий ритмикой у детей развивается музыкальный слух , чувство ритма , гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.
Физкультминутка Для предупреждения утомления учащихся во время занятий проводятся динамические паузы
Релаксация Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Пальчиковая гимнастика
Су-джок терапия
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на логопедических занятиях для коррекции нарушений устной и письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии ...
«Применение современных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»
В статье представлен опыт применения современных образовательных технологий в работе с детьми, имеюшими ограниченные возможности здоровья в коррекционой школе....
«Применение образовательных технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ»
Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося де...
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми ОВЗ
Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяют сохранить уровень их здоровья и повысить эфф...
«Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»
Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вт...
"Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ
Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями. Многолетние исследования свидетельствуют о коррекционной значимости и...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Эффективные технологии в коррекционно- образовательной работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и семьями Губкинский 2021
Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не тольколичностными особенностями всех членов и характеромвзаимоотношений между ними, но и б...