Автоматизация звука К в словах
консультация
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука К в слогах
Как правило, автоматизация звука К начинается в прямых слогах:
КА – КА – КА КА – КО – КУ – КЫ
КО – КО – КО КО – КУ – КЫ – КА
КУ – КУ – КУ КУ – КЫ – КА – КО
КЫ – КЫ – КЫ КЫ – КА – КО – КУ
Автоматизация звука К в обратных слогах:
АК – АК – АК АК – ОК – УК – ЫК
ОК – ОК – ОК ОК – УК – ЫК – АК
УК – УК – УК УК – ЫК – АК – ОК
ИК – ИК – ИК ЫК – УК – ОК – АК
ЕК – ЕК – ЕК ЫК – ОК – УК – АК
ЯК – ЯК – ЯК ЫК – АК – ОК – УК
Автоматизация звука К в слогах со стечением согласных:
КВА – КВО – КВУ – КВЫ КНА – КНО – КНУ – КНЫ
КВО – КВУ – КВЫ – КВА КНО – КНУ – КНЫ – КНА
КВУ – КВЫ – КВА – КВО КНУ – КНЫ – КНА – КНО
КВЫ – КВА – КВО – КВУ КНЫ – КНА – КНО – КНУ
Автоматизация звука К в словах
Автоматизация [К] начинается после постановки и автоматизации звука в слогах. Слова нужно произносить четко, не торопясь. При необходимости их можно повторять.
Автоматизация звука К в начале слова
- [КА] – кавун, кайма, камень, камин, канава, канат, канва, канонада, кантата, каноэ, канун, каньон, капать, капитан, капот, катать, катание.
- [КО] – кок, кокон, койка, копейка, конь, кот, ком, кофе, кофейник, комбинат, команда, комедия, комната, комитет, конвой, конфета, копыта.
- [КУ] – кубик, кукушка, кубок, кум, кусок.
Автоматизация К в середине слова
- накануне, накат, пикап, покатый, тикать, декан;
- окунь, покупать, покупка, якут, откусил;
- покос, покой, закон.
Автоматизация К в конце слова
- пока, пика, кепка, мойка, майка, манка, дудка, детка, ветка, ватка, будка, банка, мука, папка;
- булку, дочку, миску, точку;
- далеко, молоко.
Автоматизация звука К в словах, заканчивающихся на [К]
- бак, так, мак;
- домик, веник, бантик, ролик, тюбик, охотник, финик, путник, пик, маховик;
- паук, тук, внук, бук, звук, сук;
- сок, каток, комок, замок, смычок, бычок, звонок, петушок, мешок;
- як, маяк.
Автоматизация К в словах с двумя звуками К:
- каток, капкан, какао, какаду, катушка, кабачок, каблук;
- кушак, кулак, кубик, кукушка;
- колокол, коллекция, колобок, комок, копейка;
- клубок, клубника, квакать.
Автоматизация звука К в словосочетаниях
Для автоматизации звука К можно использовать следующие словосочетания:
- Мяукать под окном.
- Купать коней в Оке.
- Покупать Кате кофту.
- Коптить окуней.
- Выкопать канаву.
- Командовать конвоем.
- Катать комок.
- Куковать «Ку-Ку».
Автоматизация звука к в предложениях
Автоматизация звука К – это поэтапный процесс, поэтому после проговаривания слов и словосочетаний, можно переходить к автоматизации звука К в предложениях.
В качестве примера приведем несколько:
- У Коли коллекция марок.
- Конь перепрыгивает через канаву.
- Всадник скачет на резвом коне.
- Катя наливает воду в бак.
- Дети носят тетради в папке.
- Вика занимается фигурным катанием.
В приведенных примерах присутствует звук Р, который традиционно сложен при постановке, поэтому если ребенок еще не освоил его, то нужно подбирать те слова, где он отсутствует.
Автоматизация звука К в стихах
«Петушок
Петушился, петушился
Забияка-петушок.
Забияке где-то в драке
Оторвали гребешок.
Ходит он без гребешка,
Не похож на петушка».
Е. Авдиенко
«Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон».
«На кокосы, на кокосы
Налетели мы как осы!
А кокосы высоко,
А в кокосах молоко».
«В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь как петух: «Ку-ка-ре-ку!».
Р. Фархади
Автоматизация звука К. Игра «Один – много»
Кабан – кабаны,
кабина – кабины,
камень – камни,
канава – канавы,
капкан – капкан,
конь – кони,
кот – коты,
канат – канаты,
комета – кометы,
конфета – конфеты,
команда – команды,
комната – комнаты.
Игра «1-2-5»:
одна копейка – две копейки – пять копеек,
один куманек – два куманька – пять куманьков,
один какаду – два какаду – пять какаду.
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [к]
ЦЕЛИ: Постановка звука [К]
ЗАДАЧИ:
Образовательная:
#1044;ать понятие о механизме образования звука (к).
Коррекционная:
#1056;азвитие подвижности артикуляционного аппарата.
#1059;точнение движений органов артикуляции на данный артикуляционный уклад, для данного звука.
3. Формирование необходимой ротовыдыхаемой струи через трубочку.
4. Работа по развитию фонематического слуха на данный акустический образ звука.
#1060;ормирование условно-рефлекторных связей на данный двигательный и акустический образ.
6. Закрепление формируемых условно-рефлекторных связей на данный звук в самостоятельной речи ребенка.
Воспитательная:
#1060;ормирование ребенка как личности.
2. Формирование аккуратности.
Оборудование:
Зеркало, зонды, спирт, вата, стерильные медицинские перчатки, профиль артикуляции данного звука, таблица «Анализ артикуляции», предметные картинки, Д.И. « Сбей кегли»
ХОД УРОКА.
1. ОРГ.МОМЕНТ.
Садимся напротив зеркала.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
- Сегодня наш язычок будет учиться произносить новый звук. Долго сидел язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку.
- Давайте попробуем. (перед зеркалом выполняют упражнения).
Упражнение 1.
Кончик языка упирается в нижние резцы, а весь язык поднимаем вверх к твердому небу и опускаем.
Упражнение 2.
Широкий язык положить на нижнюю губу и тянуть назад в рот, как можно дальше от нижних резцов. Следить, чтобы кончик языка не поднимался кверху.
Упражнение 3.
Присасываем спинку языка, а кончик языка упираем в нижние резцы.
Упражнение 4.
Язык с силой протискиваем между зубами, чтобы верхние резцы скользили по спинке языка.
Упражнение 5.
Язык с силой протискиваем между зубами, чтобы верхние резцы скользили по спинке языка, а кончик языка упирался в нижние резцы.
- Молодец. Пошалил язычок, а теперь пусть немного отдохнет.
.Дыхательные упражнения
Д.И, « Сбей кегли»
2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Логопед: Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук (К).
ПОСТАНОВКА ЗВУКА.
Проверка на рвотный рефлекс и профилактика.
Логопед обрабатывает спиртом шпатель. Используется опорный звук (Т) в 3 этапа.
Логопед предлагает широко открывая рот:
а) произнести слог ТА, затем логопед нажимает шпателем (рот остается открыт) на переднюю часть спинки языка. Удерживая язык в таком положении, просим произносить слоги та-та-та, слышится тя-тя-тя.
б) далее проделываем упражнение при более глубоком нажиме на язык. Ребенок дает слог кя.
в) наконец, шпателем продвигаем язык еще глубже, слышится ка-ка-ка.
Логопед: Молодец ! Вот какой красивый звук у нас получился.
АНАЛИЗ АРТИКУЛЯЦИИ ПО ПЛАНУ.
Подумай, и давай расскажем, что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук (К). Перед ребенком план анализа артикуляции:
Губы- раскрыты, занимают нейтральное положение.
Зубы – разомкнуты.
Язык – кончик языка лежит у нижних зубов и не касается их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба, мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость, голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, теплая, толчкообразная.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА.
Логопед: Послушай, как я произнесу звук (К).
- Давай, теперь вместе произнесем звук (К).(Логопед и ребенок произносят звук вместе). Если у ребенка не получается, то логопед помогает указательным пальцем в медицинской перчатке, нажимая на кончик языка и отодвигая его. Ребенку предлагается картинка.
Логопед:
- Как капают дождевые капли ? Какой звук слышится при этом ? (Дождевые капли капают «к-к-к») . Закрепляют произношение звука К- изолированно.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ по Ткаченко:
КА КА-КА КА-КА-КА КА-КА-КА-КА
КО КО-КО КО-КО_КО КО-КО-КО-КО
КУ…..
КЭ….
КЫ…
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
.Выделение звука (К) из ряда других звуков.
Интерактивные игры сайта ЛООЗАВРИЯ (занятие 15)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОГАХ
Интерактивная игра « Перед Концертом» сайт Мерсибо
- в совокупности с др.слогами
Логопед: Ты бывал в лесу? В деревне? Вот и сейчас мы отправимся в лес.
- Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица и кричит. Как она кричит?
Ребенок: «Ко- ко-ко».
Логопед: «Идем мы дальше. На заборе сидит петух и кричит. Как кричит петух?».
Ребенок: «Ку-КА-РЕ-КУ !».
Логопед: « Пришли мы в лес. Хорошо в лесу. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует. Как кукушка кукует?».
Ребенок: «Ку-ку-ку-ку».
Примечание: не брать слова со стечением согласных, напр., КВА-КВА
Логопед: «Погуляли мы в лесу и вернулись домой».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВАХ.
Логопед показывает предметные картинки. Ребенок называет слово: Жук, кол, утка, танк, колобок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
В индивидуальной тетради записывает упражнения, которые дома должен повторить ребенок.
Упражнение: Язычок опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса стучать в потолок своего домика: «К-К-К».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ по Ткаченко:
КА КА-КА КА-КА-КА КА-КА-КА-КА
КО КО-КО КО-КО_КО КО-КО-КО-КО
КУ…..
КЭ….
КЫ…
ИТОГ УРОКА.
Логопед: « Какой новый звук мы научились правильно произносить ?»
Логопед: « Расскажи, что делают губы, зубы, язык, когда мы правильно произносим звук (К)».
Логопед: «А теперь приготовься, давай еще раз произнесем звук (К)».
ОЦЕНКА.
Логопед: « Сегодня ты молодец ! Ты очень старался и у тебя получилось.
В виде поощрения ребенку дается наклейка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".
Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...
Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"
Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....
Автоматизация звука Ш в словах, предложениях.
Предлагаемая презентация в увлекательной форме поможет закрепить правильное произношение звука Ш....
Автоматизация звука Ч в словах, предложениях.
Данная презентация , направленна на автоматизацию звука Ч в словах, предоложениях....
Автоматизация звука ш в словах
Презентации предназначены для использования на логопедическом занятии при автоматизации звука Ш в словах...
Автоматизация звука [с] в словах.
В презентации предложены разнообразные виды упражнений, направленных на автоматизацию звука [с] в словах. Использование заданий презентации предполагает включение обучающегося в активную практическую ...
Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)
Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)...