Автоматизация звука К в словах
консультация

Агибалова Мария Вениаминовна

Учимся автоматизировать звук К в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_k.docx245.24 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука К в слогах

Как правило, автоматизация звука К начинается в прямых слогах:

КА – КА – КА КА – КО – КУ – КЫ

КО – КО – КО КО – КУ – КЫ – КА

КУ – КУ – КУ КУ – КЫ – КА – КО

КЫ – КЫ – КЫ КЫ – КА – КО – КУ

Автоматизация звука К в обратных слогах:

АК – АК – АК АК – ОК – УК – ЫК

ОК – ОК – ОК ОК – УК – ЫК – АК

УК – УК – УК УК – ЫК – АК – ОК

ИК – ИК – ИК ЫК – УК – ОК – АК

ЕК – ЕК – ЕК ЫК – ОК – УК – АК

ЯК – ЯК – ЯК ЫК – АК – ОК – УК

Автоматизация звука К в слогах со стечением согласных:

КВА – КВО – КВУ – КВЫ КНА – КНО – КНУ – КНЫ

КВО – КВУ – КВЫ – КВА КНО – КНУ – КНЫ – КНА

КВУ – КВЫ – КВА – КВО КНУ – КНЫ – КНА – КНО

КВЫ – КВА – КВО – КВУ КНЫ – КНА – КНО – КНУ

Автоматизация звука К в словах

Автоматизация [К] начинается после постановки и автоматизации звука в слогах. Слова нужно произносить четко, не торопясь. При необходимости их можно повторять.

Автоматизация звука К в начале слова

  • [КА] – кавун, кайма, камень, камин, канава, канат, канва, канонада, кантата, каноэ, канун, каньон, капать, капитан, капот, катать, катание.
  • [КО] – кок, кокон, койка, копейка, конь, кот, ком, кофе, кофейник, комбинат, команда, комедия, комната, комитет, конвой, конфета, копыта.
  • [КУ] – кубик, кукушка, кубок, кум, кусок.

Автоматизация К в середине слова

  • накануне, накат, пикап, покатый, тикать, декан;
  • окунь, покупать, покупка, якут, откусил;
  • покос, покой, закон.

Автоматизация К в конце слова

  • пока, пика, кепка, мойка, майка, манка, дудка, детка, ветка, ватка, будка, банка, мука, папка;
  • булку, дочку, миску, точку;
  • далеко, молоко.

Автоматизация звука К в словах, заканчивающихся на [К]

  • бак, так, мак;
  • домик, веник, бантик, ролик, тюбик, охотник, финик, путник, пик, маховик;
  • паук, тук, внук, бук, звук, сук;
  • сок, каток, комок, замок, смычок, бычок, звонок, петушок, мешок;
  • як, маяк.

Автоматизация К в словах с двумя звуками К:

  • каток, капкан, какао, какаду, катушка, кабачок, каблук;
  • кушак, кулак, кубик, кукушка;
  • колокол, коллекция, колобок, комок, копейка;
  • клубок, клубника, квакать.

Автоматизация звука К в словосочетаниях

Для автоматизации звука К можно использовать следующие словосочетания:

  • Мяукать под окном.
  • Купать коней в Оке.
  • Покупать Кате кофту.
  • Коптить окуней.
  • Выкопать канаву.
  • Командовать конвоем.
  • Катать комок.
  • Куковать «Ку-Ку».

Автоматизация звука к в предложениях

Автоматизация звука К – это поэтапный процесс, поэтому после проговаривания слов и словосочетаний, можно переходить к автоматизации звука К в предложениях.

В качестве примера приведем несколько:

  • У Коли коллекция марок.
  • Конь перепрыгивает через канаву.
  • Всадник скачет на резвом коне.
  • Катя наливает воду в бак.
  • Дети носят тетради в папке.
  • Вика занимается фигурным катанием.

В приведенных примерах присутствует звук Р, который традиционно сложен при постановке, поэтому если ребенок еще не освоил его, то нужно подбирать те слова, где он отсутствует.

Автоматизация звука К в стихах

«Петушок

Петушился, петушился

Забияка-петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка,

Не похож на петушка».

Е. Авдиенко

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон».

«На кокосы, на кокосы

Налетели мы как осы!

А кокосы высоко,

А в кокосах молоко».

«В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научиться

Петь как петух: «Ку-ка-ре-ку!».

Р. Фархади

Автоматизация звука К. Игра «Один – много»

Кабан – кабаны,

кабина – кабины,

камень – камни,

канава – канавы,

капкан – капкан,

конь – кони,

кот – коты,

канат – канаты,

комета – кометы,

конфета – конфеты,

команда – команды,

комната – комнаты.

Игра «1-2-5»:

одна копейка – две копейки – пять копеек,

один куманек – два куманька – пять куманьков,

один какаду – два какаду – пять какаду.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [к]

ЦЕЛИ: Постановка звука [К]

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

#1044;ать понятие о механизме образования звука (к).

Коррекционная:

#1056;азвитие подвижности артикуляционного аппарата.

#1059;точнение движений органов артикуляции на данный артикуляционный уклад, для данного звука.

3. Формирование необходимой ротовыдыхаемой струи через трубочку.

4. Работа по развитию фонематического слуха на данный акустический образ звука.

#1060;ормирование условно-рефлекторных связей на данный двигательный и акустический образ.

6. Закрепление формируемых условно-рефлекторных связей на данный звук в самостоятельной речи ребенка.

Воспитательная:

#1060;ормирование ребенка как личности.

2. Формирование аккуратности.

Оборудование:

Зеркало, зонды, спирт, вата, стерильные медицинские перчатки, профиль артикуляции данного звука, таблица «Анализ артикуляции», предметные картинки, Д.И. « Сбей кегли»

ХОД УРОКА.

1. ОРГ.МОМЕНТ.

Садимся напротив зеркала.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

- Сегодня наш язычок будет учиться произносить новый звук. Долго сидел язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку.

- Давайте попробуем. (перед зеркалом выполняют упражнения).

Упражнение 1.

Кончик языка упирается в нижние резцы, а весь язык поднимаем вверх к твердому небу и опускаем.

Упражнение 2.

Широкий язык положить на нижнюю губу и тянуть назад в рот, как можно дальше от нижних резцов. Следить, чтобы кончик языка не поднимался кверху.

Упражнение 3.

Присасываем спинку языка, а кончик языка упираем в нижние резцы.

Упражнение 4.

Язык с силой протискиваем между зубами, чтобы верхние резцы скользили по спинке языка.

Упражнение 5.

Язык с силой протискиваем между зубами, чтобы верхние резцы скользили по спинке языка, а кончик языка упирался в нижние резцы.

- Молодец. Пошалил язычок, а теперь пусть немного отдохнет.

.Дыхательные упражнения

Д.И, « Сбей кегли»

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Логопед: Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук (К).

ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

Проверка на рвотный рефлекс и профилактика.

Логопед обрабатывает спиртом шпатель. Используется опорный звук (Т) в 3 этапа.

Логопед предлагает широко открывая рот:

а) произнести слог ТА, затем логопед нажимает шпателем (рот остается открыт) на переднюю часть спинки языка. Удерживая язык в таком положении, просим произносить слоги та-та-та, слышится тя-тя-тя.

б) далее проделываем упражнение при более глубоком нажиме на язык. Ребенок дает слог кя.

в) наконец, шпателем продвигаем язык еще глубже, слышится ка-ка-ка.

Логопед: Молодец ! Вот какой красивый звук у нас получился.

АНАЛИЗ АРТИКУЛЯЦИИ ПО ПЛАНУ.

Подумай, и давай расскажем, что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук (К). Перед ребенком план анализа артикуляции:

Губы- раскрыты, занимают нейтральное положение.

Зубы – разомкнуты.

Язык – кончик языка лежит у нижних зубов и не касается их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба, мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость, голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, теплая, толчкообразная.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА.

Логопед: Послушай, как я произнесу звук (К).

- Давай, теперь вместе произнесем звук (К).(Логопед и ребенок произносят звук вместе). Если у ребенка не получается, то логопед помогает указательным пальцем в медицинской перчатке, нажимая на кончик языка и отодвигая его. Ребенку предлагается картинка.

Логопед:

- Как капают дождевые капли ? Какой звук слышится при этом ? (Дождевые капли капают «к-к-к») . Закрепляют произношение звука К- изолированно.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ по Ткаченко:

КА КА-КА КА-КА-КА КА-КА-КА-КА

КО КО-КО КО-КО_КО КО-КО-КО-КО

КУ…..

КЭ….

КЫ…

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

.Выделение звука (К) из ряда других звуков.

Интерактивные игры сайта ЛООЗАВРИЯ (занятие 15)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОГАХ

Интерактивная игра « Перед Концертом» сайт Мерсибо

- в совокупности с др.слогами

Логопед: Ты бывал в лесу? В деревне? Вот и сейчас мы отправимся в лес.

- Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица и кричит. Как она кричит?

Ребенок: «Ко- ко-ко».

Логопед: «Идем мы дальше. На заборе сидит петух и кричит. Как кричит петух?».

Ребенок: «Ку-КА-РЕ-КУ !».

Логопед: « Пришли мы в лес. Хорошо в лесу. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует. Как кукушка кукует?».

Ребенок: «Ку-ку-ку-ку».

Примечание: не брать слова со стечением согласных, напр., КВА-КВА

Логопед: «Погуляли мы в лесу и вернулись домой».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВАХ.

Логопед показывает предметные картинки. Ребенок называет слово: Жук, кол, утка, танк, колобок.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

В индивидуальной тетради записывает упражнения, которые дома должен повторить ребенок.

Упражнение: Язычок опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса стучать в потолок своего домика: «К-К-К».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ по Ткаченко:

КА КА-КА КА-КА-КА КА-КА-КА-КА

КО КО-КО КО-КО_КО КО-КО-КО-КО

КУ…..

КЭ….

КЫ…

ИТОГ УРОКА.

Логопед: « Какой новый звук мы научились правильно произносить ?»

Логопед: « Расскажи, что делают губы, зубы, язык, когда мы правильно произносим звук (К)».

Логопед: «А теперь приготовься, давай еще раз произнесем звук (К)».

ОЦЕНКА.

Логопед: « Сегодня ты молодец ! Ты очень старался и у тебя получилось.

В виде поощрения ребенку дается наклейка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"

Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....

Автоматизация звука Ш в словах, предложениях.

Предлагаемая презентация в увлекательной форме поможет закрепить правильное произношение звука Ш....

Автоматизация звука Ч в словах, предложениях.

Данная презентация , направленна на автоматизацию звука Ч в словах, предоложениях....

Автоматизация звука ш в словах

Презентации предназначены для использования на логопедическом занятии при автоматизации звука Ш в словах...

Автоматизация звука [с] в словах.

В презентации предложены разнообразные виды упражнений, направленных на автоматизацию звука [с] в словах. Использование заданий презентации предполагает включение обучающегося в активную практическую ...