"Педагогическая технология - ТРИЗ, обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности"
рабочая программа

Федоренко Татьяна Николаевна

«Педагогическая технология - ТРИЗ, обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление авторской программы по проблемам реализации технологий, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности

1. Информационный блок программы

1.1. ФИО разработчика:  Федоренко Татьяна Николаевна                                            

1.2. Название программы  «Педагогическая технология - ТРИЗ, обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности».

          1.3.  Цель программы обеспечение освоения и применение ТРИЗ технологии в сюжетно-ролевой игре (по Кравцовой Е.Е).

          1.4. Задачи программы:

  • Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по развитию детской игры.
  • Раскрыть концептуальную модель развития детской игры Е.Е Кравцовой.
  • Обогатить опыт работы с МКДО, ФОП ДО, как инструмента оценки предметно-пространственной среды. 
  • Познакомить с содержанием научно-методического обоснования технологии ТРИЗ  и интегрировать  ее в модель развития детской игры

Е.Е Кравцовой.

  • Провести анализ проведения технологии ТРИЗ для развития с/р игры.
  • Создать чемодан материалов по применению ТРИЗ  в игровой деятельности дошкольников.

      Практически никого не надо убеждать, что ребенок дошкольного возраста – это существо играющее. Все изменения в психике и в личности дошкольника связаны с игрой. Игра определяет формы взаимодействия дошкольников с окружающими, игра готовит ребенка к переходу на новый этап, к новой ведущей деятельности. Поэтому, если мы хотим научить ребенка учиться, нужно с ним играть. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативы и самостоятельности. Ребенок субъект - хозяин своих действий. Самостоятельная деятельность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и, в конечном счете, себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства собственной активности. Ведущая деятельность возрастного периода неразрывно связана с воображением. Любые ситуации, игры будут иметь развивающий характер, если связаны с воображением. Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления. Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений. Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, способствует формированию у ребенка способности определенным образом ориентироваться в них. Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми. В игре формируется:

  • Внутренний план действий
  • Произвольность действий
  • Планирование
  • Способность совместно действовать по общим правилам  и образцу
  • Развитие воображения
  • Способность замыслить и организовать собственное действие
  • Развитие речи и умение участвовать в диалоге.

       Игра, хоть и считается ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, возникает не сразу. Согласно концепции Е.Е. Кравцовой:

  • Сначала ребенок научается соединять отдельные предметы по смыслу, самостоятельно придумывать самые простые сюжеты  - режиссерская игра. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество – научается «видеть целое раньше частей».
  • Затем ребенок пробует перевоплощаться, переносит функцию с одного предмета на другой, «примеряет» ее на себя. Эта «примерка» делает ребенка всемогущим - образно-ролевая игра.
  • Кода ребенок получил опыт ролевого поведения и перевоплощения,  то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Здесь особое внимание ребенка направлено на социальные отношения людей.
  • Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль - появляется игра с правилами.
  • Режиссерская игра старшего дошкольного возраста собирает важнейшие достижения других игр, в ней проявляются все особенности воображения ребенка.

      Особое условие развития сюжетно-ролевой игры - детские игрушки, являющиеся точной копией реальных предметов, или даже сами  эти предметы. Ребенку с такой игрушкой ничего не нужно домысливать самому. Все заложено в самой игрушке, не остается места воображению. Очень часто игрушки отвлекают ребенка и становятся не средством игры, а ее целью, поэтому очень важно предоставит детям бросовый, неоформленный  материал в избытке.  Нужны инструменты – сделай или представь их себе. И то, и другое станет развивать воображение. Настоящие же инструменты могут переключить  внимание ребенка, и его деятельность будет идти не от замысла, а от наличия той или иной игрушки.    

       Для развертывания сюжетно-ролевой игры идеально подходит игровая технология ТРИЗ, создана с учетом многолетних исследований, проводимых автором системы Г.С. Альтшуллера.

  • В игре дети сами создают себе любую, отвечающую их игровому замыслу предметно-игровую среду, гибко меняя ее по ходу игры. Это может быть и прилавок магазина, и приемная врача, и стройка, и т.п.
  • ТРИЗ - это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач.
  • ТРИЗ - учит детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
  • Технология ТРИЗ является дидактическим материалом для  развития по всем пяти образовательным областям. Дети знакомятся с формой, величиной, количеством предметов, обучать находят в предметах и явлениях противоречия. Совершенствуют умение высказывать свои предположения.

      Технология ТРИЗ - это развивающая педагогическая технология,  которая учитывает значение игры в детском развитии.

        Форма краткого описания технологии работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности  

  1. 2 разновозрастная группа компенсирующей направленности (5-6 лет).
  1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с №29.
  2. Образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО.
  3. Количество детей в группе 11.

2. Краткое описание технологии - ТРИЗ работы с детьми, обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей:

Структура сюжетно-ролевой игры предоставляет старшему дошкольнику возможность для реализации его творческого потенциала, т. е. для проявления творческой способности его воображения. Но развитие креативности, структурой игры отнюдь не задается, для него необходимы внешние стимулирующие развитие факторы и, прежде всего - определенная позиция взрослого как гаранта свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка. К старшему дошкольному возрасту, ребенок должен пройти предметно-действенный способ построения сюжетной игры, овладеть ролевым поведением, ролевой речью в построении игры и перейти к сюжетосложению. В результате игр с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Игра началась со звонка от Феи. Она пригласила всех ребят на свой день рождение. Сюжет представляет собой воссоздание в игре логики событий реальной жизни. А поскольку конкретная действительность разнообразна, соответственно и сюжет игры чрезвычайно многообразен и изменчив. Выбор сюжета, его содержание, прежде всего, зависел от преобладающего мотива деятельности. 

Воспитанники определились с героями: продавец, покупатели и кто будет подарком (эти подарки в определенный момент оживают). Ребята обсудили, какие нужны атрибуты и из чего нужно изготовить костюмы. После этого каждый герой придумывал самостоятельно себе образ. В течении всей игры ребята имели возможность поменяться ролями, предварительно согласовав между собой (так Вика из роли продавца преобразилась в куклу). В процессе сюжетно-ролевой игры я включала по ТРИЗ технологии такие игры как:

  • в речевом развитии: «Хорошо - плохо» - это универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных сторон, в процессе данной игры идет развитие речи у детей. Инструкция: ребенок превращается в предмет, который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций, который ему больше понравился и к которому он сможет придумать и смастерить костюм. А другие участники игры выделяют отрицательные стороны того или иного предмета.
  • в познавательном развитии использовала игру «Что было и что стало?», где дети учились считать деньги, обговаривая о том, что цена предмета была 4 рубля, за день поднялась цена и стала 5 рублей. Сколько нужно добавить, чтобы получилось 5 рублей? (1р).
  • в художественно-эстетическом развитии применила дидактическое упражнение «На что похоже?» - благодаря этой игре развивается логическое мышление, происходит обогащение словаря детей существительными, прилагательными, развивается мелкая моторика рук, при изготовлении атрибутов к нужному образу.
  • в физическом развитии применила типовой прием фантазирования «Метод наоборот» - воспитатель называла действие предметов, а дети выполняли анти-действия, т.е. наоборот.
  • в социально-коммуникативном развитии использовала занимательный игровой материал, который развивает коммуникационную, поисковую, исследовательскую, изобретательскую деятельность, а правила данных игр дают пути этой работы. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение.

В результате у детей возникает положительное эмоциональное отношение к игре, расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» в других видах деятельности и в повседневном общении.

Сюжетно ролевая игра «Волшебный магазин» с использованием технологии ТРИЗ Федоренко ТН.

Ссылка на видео: https://youtu.be/M4mrvgkBJ2o


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Использование технологии проектирования в развитии дошкольников.

Современная система обучения направлена не только на усвоение знаний , определенных программой, но и овладение необходимыми навыками и умениями, но и что особенно важно - развитие каждого ребёнка как ...

"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности" (доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Ка...

Развитие мышления через игровую деятельность

Конспект занятия с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность»....

Разностороннее развитие детей в игровой деятельности

Начальная школа открывает мир новых знаний для каждого ребенка. Игры создаются для того, чтобы помочь детям адаптироваться и в игровой форме освоить учебный материал...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».

Цель: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.Задачи:·         воспитывать уважительное отношение к окружающим, и...