Рабочая програма "Дошкольник в мире экономики"
рабочая программа
Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-doshkolnik-v-mire-ekonomiki.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по экономическому образованию
«Дошкольник в мире экономики» Для воспитанников 6-7 лет
МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город» воспитатель: Подопросветова Ю.П.
Пояснительная записка
Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие финансовые вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
В ходе проектной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово- экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена - и этическими: честность, щедрость, экономичность.
Предпосылкой для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально - коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально - экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Задачи:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и
«стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- рационально оценивать способы и средства желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Программа состоит из трех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)»,
«Реклама».
Этапы реализации:
этап – Организационный
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Дошкольник в мире экономики».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
этап – Практический
Реализация проектных мероприятий (тематическое планирование)
этап - Заключительный
Итоговое мероприятие «Квест – игра «Форд Боярд», защита проекта
«Дошкольная профориентация», детский экономический форум.
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по
интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, а также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
Формы работы:
- беседа, обсуждение, дискуссия;
- просмотр презентации, мультфильма;
- чтение художественной литературы;
- игровые ситуации;
- решение проблемных ситуаций;
- рассматривание картин;
- сюжетно-ролевая игра;
- продуктивная деятельность;
- экскурсия;
- благотворительные акции;
- экономический форум;
-участие в дистанционных научно - практических конференциях;
Предполагаемый результат:
В результате проектной деятельности дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет - магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, бизнесмен, фермер, программист, модельер и т.д.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
Календарно- тематическое планирование
Ме сяц | Бло ки | Тема | Задачи | Предметно- развивающая среда |
Октябрь | «Путешествие в страну Финансов» (вводное занятие). | -познакомить детей с наиболее доступными экономическими понятиями (банк, зарплата, пенсия, накопления и др.). -раскрыть значимость жизненно важных потребностей в жизни человека (потребность в пище, в воздухе, воде, жилище, одежде). -воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам ресурсов. | Карточки «Правила бережливости», с изображением потребностей человека, копилка, презентация «Страна Финансов». | |
«Понятие об экономике. Как жили первобытные люди и каковы их потребности» | -познакомить с понятием экономика, с потребностями первобытных людей. | Видеофильм «Жизнь первобытных людей», раскраски. | ||
Виртуальная экскурсия в краеведческий музей «Жизнь и быт первобытных людей, потребности современного человека» | -закрепить понятие потребностей первобытного человека. -познакомить с материальными потребностями современного человека их использованием и реализации. | Просмотр иллюстраций жизни и быта современного человека; сюжетно ролевая игра «Семья». |
«Благотворительност ь: разная и удивительная» | -познакомить детей с благотворительной деятельностью, как с одной из сторон экономической жизни общества. | Подборка статей из газет и журналов о благотворительной деятельности. | ||
Благотворительная акция «Подари игрушку» | -сформировать понятие: благотворительность-это труд приносит результат, который мы можем использовать по своему усмотрению. | Посещение младшей группы детского сада с целью проведения акции. | ||
Ноябрь | «Путешествие в страну профессий» | -познакомить с понятиями: профессия, мастер, ремесло; -подвести к пониманию многообразий профессий на свете, того, что каждой профессии надо учиться, труд является источником его существования. | Презентация «Всех профессий на свете не счесть», ребус «Экономика», просмотр мультфильма «Будни аэропорта», картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, картинки на тему труд взрослого человека. | |
Викторина «Кто больше профессий знает» | -сформировать представление, о том, что вещи создают для блага человека, продукты труда это богатство людей, богатство страны, поэтому они должны быть качественными. | Создание альбома «Мир профессий», словарь в картинках «Мир человека. Современные профессии» (сост. Л.П. Нефедова) |
«Труд моих родителей» | -сформировать представлении о содержании профессиональной деятельности своих родителей, -стимулировать интерес к труду родителей и желании больше знать о нем. | Фотоколлаж «Мама, папа на работе», чтение С. Михалкова «А, что у вас?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», н/и «Предприниматель» | ||
У нас в гостях «бизнесмен» | -познакомить детей с понятием бизнесмен, раскрыть особенности развития бизнеса. | Настольная игра «Бизнес леди», Предприниматель» | ||
Декабрь | Труд и товар. «Сами вещи не растут. Сделать вещи – нужен труд» | -сформировать понятие, что каждый труд имеет окончательный результат – товар. | Просмотр мультфильма «Вершки – корешки»; чтение пословиц о труде. | |
Образовательное событие «Открываем супермаркет» | -систематизировать знания детей о разнообразии товаров. -познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. | Игра «Хочу и надо», «Помощники или угадай, какая это профессия», «Выбери товар» Просмотр мультфильма (отрывок) «Буратино». | ||
«Понятие о деньгах. Путешествие в страну Рублика» | -познакомить с понятием деньги, монеты, купюры. | Рассматривание альбома «Нумизмата», презентация |
- рассказать о происхождении денег, слова рубль, познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны | «Путешествие в прошлое денег», Виртуальные экскурсии. | |||
Виртуальная экскурсия «Монетный двор» | -познакомить детей с производством денег. | Просмотр видеоролика «Путешествие на монетный двор». | ||
Январь | «Денежные знаки разных стран» | Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги. Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названием денег других стран. | Презентация «Монеты и купюры разных стран», карта мира, флажки с названиями валют | |
Исследовательская деятельность «Как посчитать и проверить деньги?» | -учить считать и различать по номиналу деньги | Рассматривание купюр и монет разного номинала | ||
Электронные деньги «Как научить деньги «бегать»?» | -сформировать понятие «электронные» деньги, электронный кошелек, познакомить с терминалами выдачи денег. | Экскурсия к банкомату. Чтение стихотворения Л. Шмаковой «Электронные деньги» | ||
Познавательная беседа «Работа банков» | -познакомить детей с деятельностью банков, его основными функциями. -разъяснить почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты. - расширить словарный | Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», ребусы: банк, банкир, настольная игра «Деньги» |
запас детей понятиями: «банк», «кредит», «вклад», «проценты». | ||||
Февраль | «Экскурсия в отделение Сбербанка г. Тамбова» | -познакомить детей с работой банка. - сформировать понятие где хранятся деньги и ценные бумаги. | Настольно-печатные «Банкир», «Монополия» | |
Решение экономических задач «Как «выращивать» деньги?» | -закрепить понятие банк, вклад, процент. -учить рассчитывать прибыль по вкладу. | Совместная деятельность родителей и детей «Расчет банковского вклада» | ||
«Как спасти деньги от «ловушек»? | -учить тратить деньги с пользой и по необходимости, избегая траты денег не по назначению | Сюжетно- ролевая игра «Супермаркет», «Мы играем в магазин»; настольно- печатная игра «Бизнес леди» | ||
«Товар и цена» | -подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену. -обсудить с детьми на примерах от чего зависит цена товара. | Пословицы «Экономическая азбука мудрости», Схема «От чего зависит цена товара» | ||
«Сколько заработал – столько и купил» | -сформировать представление о заработной плате, премии, прибыли. -учить детей делать покупку с учётом заработанных денег. | «Игровые деньги», кошельки. Ценники, товары для магазина детских товаров. Сюжетно-ролевая игра- «Магазин». |
-закрепить полученные экономические знания в разных видах деятельности. | ||||
«От купца, до продавца» | -сформировать понятие как формируется цена на товар. | Настольно-печатная игра «Фермер», «Мой маленький бизнес», просмотр мультфильма «Как надо продавать». | ||
Март | «Бюджет моей семьи. Расходование семейного бюджета и пути его сокращения». | -объяснить детям, что все семьи с разным достатком, поэтому у каждой семьи свой семейный бюджет. - познакомить детей с расходной частью семейного бюджета. -одвести к выводу планирования доходов и расходов на определенный период времени. | Сюжетно- ролевая игра «Моя семья», кроссворд семейный бюджет, настольно- печатная игра «Семейный бюджет» | |
«Лотерея и аукцион». | -познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи. -дать представление об аукционе, как об одном из видов торговли, когда товар приобретается после установления наивысшей цены. | Игровые лотерейные билеты, игровые деньги. Сюжетно- ролевая игра «Аукцион», просмотр видео фильма «Аукцион». | ||
Апрель | Шуточный аукцион «Кот в мешке?» | -закрепить понятие аукцион, цена, товар; знания о профессиях. | Молоток, трибуна, таблички с номерами, шуточные подарки. |
«Увлекательный мир рекламы. Запомнившаяся реклама» |
| Просмотр рекламных роликов, вырезки из газет, рекламные листовки. | |||
«С нами вокруг света» Рекламно- туристическое агентство. | -познакомить детей с понятием рекламодатель, рекламный агент, рекламное агентство. | Создание рекламных афиш (по проекту «География») | |||
-рассказать о том, кто и как создает рекламу. | |||||
«Реклама-двигатель жизни!» | -предложить детям создать собственную рекламу в форме рисунков, игр, стихов, прозе. | Играем в рекламу «Если бы у меня было собственное дело» | |||
-развивать детское творчество, находчивость, предприимчивость, изобретательность. | |||||
май | «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?» | - сформировать понятие о профориентации | Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» | ||
Итоговое мероприятие «Первый детский экономический форум». | - закрепить понятия изученные в процессе реализации проекта. | Защита проектов «Моя будущая профессия» |
Литература
- Владимирова Т.В. «Путешествие во времени». «Аркти» - 2009;
- Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. Пособие для педагогов. Минск: Высшая школа 2007;
- Любимова Л. В. Открытия Феечки Копеечки. Образовательная
программа развития финансовой грамотности дошкольников. Национальное образование, 2021;
- Епашникова Т.П. «Дошкольник в мире экономики». СПб.-. «Детство- Пресс», 2013. — 176 с
- Семенова Е.В., Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы
финансовой культуры для дошкольников». Вита-Пресса, 2019.
- Семенова Е.В., Стахович Л.В. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников. Издательство «ВАКО», 2019.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Я в мире экономики»
Программа элективного курса «Я в мире экономики»по экономике для учащихся 2 класса....
Урок окружающего мира "Экономика и экология"
Урок окружающегомира , 3 класс (УМК "Школа России"). Урок изучения нового материала с применением ИКТ и приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных уче...
Программа - факультатив по экономике « Я в мире экономики».
Программа - факультатив по экономике «Я в мире экономики »....
Презентация к уроку окружающего мира " Экономика родного края. Ленинградская обл."
Вашему вниманию предлагается презентация к уроку " Окружающий мир. 3 класс" " Экономика роного края."...
Проект по окружающему миру "Экономика родного края"
ПРоект по окружающему миру "Экономика родного края" Мордовия Ардатов 3 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Экономика и экология"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру...