Программа.
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа
занятий по развитию мелкой моторики
для обучающихся 1-4 класса
«Волшебные пальчики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanyatiy_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_dlya_obuchayushchihsya_1.docx | 44.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
занятий по развитию мелкой моторики
для обучающихся 1-4 класса
«Волшебные пальчики»
Составитель: Келлер Юлия Леонидовна,
учитель начальных классов
г.Троицк
2023г.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа “ Волшебные пальчики ” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей школьного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Содержание данной рабочей программы дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная программа предназначена для работы с школьниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2015. – 160 с., Устава ГБОУ РЦДО и учебного плана ГБОУ РЦДО.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленное на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии.
Задачи:
- Выявить индивидуальные способности обучающихся в развитии мелкой моторики;
- Создать обучающимся условия для накопления двигательного и практического опыта;
- Укреплять руки, ручную умелость, развитие плавных, точных и координированных движений;
- Развивать творческие способности, пространственное мышление, фантазию;
- Воспитывать у обучающихся аккуратность, усидчивость;
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий;
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Срок реализации программы 3 года (2023-2026 учебный год). Занятия проводятся индивидуально и группой, на каждом уроке по 5 минут.
II.Общая характеристика
Под термином «мелкая моторика» подразумеваются точные высокодифференцированные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Мелкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.
Учеными доказано, что развитие моторики руки находится в тесной связи с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. И.П. Павлов говорил, что развитие функции обеих рук и связанное с этим формированием речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, т.к. речь теснейшем образом связана с мышлением.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Одна из проблем современного общества - развитие речевой компетентности детей. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) испытывают затруднения в речевом оформлении своих мыслей. Словесные ответы недостаточно точны, так как словарный запас резко ограничен, беден. Эти причины препятствуют полноценному общению с людьми, приводят к замкнутости, неуверенности в себе. А это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на развитие коммуникативных навыков. Исследователи отмечают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук формируют словесную речь ребенка, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.
В воспитательном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья обучающихся не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение рук, избавляют от умственной усталости.
Программа, составлена преимущественно с опорой на принцип «Учимся, играя», снижает тревожность, психическое напряжение, а также формирует ситуацию успеха через игровую деятельность.
Из–за несовершенства моторики обучающиеся при обучении испытывают затруднения не только на уроках русского языка, но так же на уроках математики в работе с линейкой, угольником, циркулем, на уроках рисования, труда. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, затрудняет адаптацию и интеграцию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в обществе.
Недостатки тонких движений пальцев рук проявляются:
- в слабом развитии навыков самообслуживания;
- при выполнении противоположных действий каждой рукой;
- в аритмичности и нечеткости пальцевых движений;
- в низком уровне развития графомоторных навыков, которые проявляются на письме (несоблюдение пропорций и соотношений частей букв по высоте и протяженности, очень сильный нажим, низкий темп письма);
- в развитии речи.
Всё вышесказанное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию осязания и мелкой моторики у обучающихся данной категории.
Занятия по развитию мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) относятся к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом специфических особенностей и возможностей учащихся. Они способствуют восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности, формированию социально-адаптивных знаний, навыков, умений.
Занятия в рамках коррекционного курса «Развитие мелкой моторики», разработанного для 4 класса являются комплексными и разносторонними, влияющими не только на развитие мелкой моторики, но и на формирование познавательной деятельности, на мотивацию детей к зрительно-интеллектуальной активной деятельности. На занятиях осуществляется:
- дифференцированный подход;
- учет диагноза, возрастных, психологических особенности обучающихся для правильного подбора работ;
- постепенное усложнение при подаче нового материала;
- связь с другими областями декоративно-прикладного искусства (плетение, аппликация, использование техники торцевания и т. д.);
- использование наглядных пособий;
- использование ИКТ для эффективности подачи нового материала.
В связи с тем, что состав классов неоднороден, и обучающиеся различаются по многим факторам, развитие осязательного восприятия и мелкой моторики возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому учащемуся. Поэтому организационной формой работы по реализации коррекционного курса являются индивидуальные занятия.
III. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах;
- развитие этических качеств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты освоения учебного предмета:
- формирование умений и навыков самомассажа;
- формирование плавных, точных и координированных движений рук;
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
- использование полученных знаний и умений в решении бытовых и социальных проблем.
IV. Содержание коррекционного курса
Лечебная физкультура и самомассаж – 2 часа
Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами (1-2 минуты). Это массаж, самомассаж (разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев), гимнастический комплекс (сжатие и разжатие кулака; поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки); вращение кистью рук; упражнения с карандашом, шариками, грецкими орехами; упражнения, связанные с укреплением мышц руки: хватательные движения, работа с мячиками.
Пальчиковая гимнастика - 2 часа
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Инсценирование руками стихов по образцу педагога: «Моя семья», «Улей», «Капуста», «Дружба», «Цветы», «Зайцы», «Дом и ворота», «Помощники» и др.; теневой театр. Данные игры рекомендуется проводить на каждом коррекционном занятии 2-3 минуты.
Графические упражнения - 6 часов
Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики пальцев и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания, учат правильно держать ручку и карандаш, кисть, ориентироваться в пространстве, что очень важно в процессе деятельности. Это прямые линии
( «Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»); штриховка - обведение контура по трафаретам и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями); обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур; обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша; дорисовывание второй половины рисунка; клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края, по часовой и против часовой стрелки).
Развитие мелкой моторики движений пальцев рук и ручной умелости - 15 часов
Развитие мелкой моторики движений пальцев рук - манипуляция с крупными деталями, работа с конструктором «Лего»; мозаиками, с деталями крупных размеров; нанизывание бусин, макаронных изделий на проволоку; лепка из пластилина, соленого теста разными способами; складывание бумаги: изготовление изделий способом складывания – «гармошка», работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации; аппликация из салфеток, вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.
Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.
Работа по развитию чувствительности кончиков пальцев - 9 часов
Это вращательные движения мелких предметов пальцами: запуск мелких волчков; застёгивание пуговиц (игры с куклой – одевание, раздевание); закручивание крышек; завод механических игрушек ключом; работа с нитками, проволокой, шнурками (шнуровка ботинок, сапог, курточек); завязывание и развязывание узелков; совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание).
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- виды штриховки (простая и комбинированная);
- понятия «диагональ», «сторона», «центр», «симметрия», «трафарет»;
- понятия «шар», «цилиндр», «куб», «диск» и др.;
должны уметь:
- лепить из пластилина, соленого теста;
- изготавливать поделки в технике аппликация, оригами по образцу;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- плести косички из ниток;
- выполнять шнуровку;
- вырезать симметричные детали;
- выполнять четко прямые, извилистые, ломаные, отрывистые линии;
- рисовать;
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
V. Учебно-тематический план.
1 класс – 64 часа
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 4 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 10 ч |
3 | Оригами | 8 ч |
4 | Лепка | 8 ч |
5 | Аппликация | 8 ч |
6 | Графические упражнения | 11 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 15 ч |
Учебно-тематический план.
2 класс – 66 часов
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 4 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 10 ч |
3 | Оригами | 10 ч |
4 | Лепка | 8 ч |
5 | Аппликация | 7 ч |
6 | Графические упражнения | 12 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 15 ч |
Учебно-тематический план.
3 класс – 66 часов
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 4 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 8 ч |
3 | Оригами | 11 ч |
4 | Лепка | 10 ч |
5 | Аппликация | 7 ч |
6 | Графические упражнения | 11 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 15 ч |
Учебно-тематический план.
4 класс – 66 часов
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Диагностика | 4 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 8 ч |
3 | Оригами | 12 ч |
4 | Лепка | 8 ч |
5 | Аппликация | 8 ч |
6 | Графические упражнения | 11 ч |
7 | Игры и действия с предметами | 15 ч |
VI.Содержание курса.
Первый год обучения.
- Пальчиковая гимнастика 10 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
- Оригами 8 ч.
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Лепка 8 ч.
Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
- Аппликация 8 ч.
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Графические упражнения 11 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
- Игры и действия с предметами 15 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Второй год обучения.
- Пальчиковая гимнастика 10 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
- Оригами 10 ч.
История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Лепка 8 ч.
Приемы работы различными инструментами. Простейшие приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение. Приемы теснения, создания характера фактурой материала. Лепка по образцу. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
- Аппликация 7 ч.
Понятия предметная, сюжетная, орнаментная аппликация. Знакомство с различными видами аппликаций (многофигурная, объемная, плоскостная). Понятия монохромная (одноцветная) и полихромная (многоцветная) аппликация, их отличия в графичности или многоцветии красочности. Аппликация, выполняемая в технике “вырывания”, ее характерные особенности (заполнение намеченного контура вырванными кусочками, вырывание определенной формы из куска бумаги, придание похожести на определенный предмет). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Графические упражнения 12 ч.
Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты.
- Игры и действия с предметами 15 ч.
Нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.
Третий год обучения.
- Пальчиковая гимнастика 8 ч.
Сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук; теневой театр; игра “Говорящие пальчики”.
- Оригами 11 ч.
Основные приемы складывания (пополам, в несколько раз, в определенной последовательности). Приемы вырезания частей и декоративных деталей (вырезание по контуру, симметричные детали, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Лепка 10 ч.
Деление большого куска материала на равные и неравные части; лепка основных форм (шар, цилиндр, куб, диск); комбинирование различных форм в изделии; способы декорирования изделий. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
- Аппликация 8 ч.
Алгоритм выполнения аппликации (выбор сюжета; вырезание деталей; выбор фона; расположение и наклеивание деталей на фоне; окантовка работы). Аппликация с использованием комочков бумаги для придания объема. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Графические упражнения 11 ч.
Графические диктанты; построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами.
- Игры и действия с предметами 15 ч.
Нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек крючком; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.
Четвертый год обучения.
- Пальчиковая гимнастика 8 ч.
Сжимание – разжимание пальцев, кулачков; разминка согнутых пальцев; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук; теневой театр; игра “Говорящие пальчики”; использование элементов кинезиологической гимнастики.
- Оригами 12 ч.
Изготовление поделок, используя несколько квадратов различной величины. Соединение деталей склеиванием, путем надрезания и продевания деталей в надрезы. Составление сложных композиций из поделок, выполненных в технике оригами. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
- Лепка 8 ч.
Лепка с натуры, по образцу, по замыслу. Использование приемов “вытягивание” и “прищипывание”. Передача перехода одной формы в другую, путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема. Дополнение изделия деталями, усиливающими образ (природный материал, пробки и т.д.), роспись готовых изделий. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
- Аппликация 8 ч.
Аппликация из различных материалов (ткань, бумага, природный материал), особенности работы с этими материалами. Понятие “мозаика”, виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без); изготовление мозаики, используя для этого технику аппликации. Техника безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем.
- Графические упражнения 11 ч.
Графические диктанты; построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной, лабиринты); работа с трафаретами.
- Игры и действия с предметами 15 ч.
Пришивание пуговиц; вязание крючком; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры; игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
- виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- понятие “оригами”, “шаблон”;
- виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
- основные правила склеивания;
должны уметь:
- применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
- применять простейшие приемы лепки (вытягивание из целого куска);
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
- изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
- работать с трафаретами;
- изготавливать детали по шаблону;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
К концу второго года обучения дети
должны знать:
- виды аппликаций (предметная, сюжетная, орнаментная, многофигурная, объемная, плоскостная);
- характерные особенности аппликации в технике “вырывание”;
- виды штриховки (простая и комбинированная);
- виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
- понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
должны уметь:
- изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
- выполнять аппликации в технике “вырывание”;
- плести косички из ниток;
- выполнять шнуровку.
К концу третьего года обучения дети
должны знать:
- понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;
- алгоритм выполнения аппликации;
- характерные особенности аппликации в технике “комочки”;
- понятие “координата точки”;
- способы декорирования изделий (прорисовка, окантовка, вдавливание);
должны уметь:
- применять приемы складывания бумаги (в несколько раз, по диагонали, наискосок, в определенной последовательности);
- вырезать симметричные детали;
- лепить шар, цилиндр, диск, куб;
- строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;
- писать графические диктанты;
- плести косички крючком;
- декорировать изделия путем прорисовки, окантовки, вдавливания.
К концу четвертого года обучения
должны знать:
- понятия “мозаика”;
- виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
- правила выполнения мозаики;
- эстетические требования к оформлению работ;
- основные правила заготовления и сушки природных материалов;
- способы декорирования изделий деталями, усиливающими образ;
должны уметь:
- применять приемы складывания бумаги (надрезание и продевание деталей в надрезы)”
- применять приемы лепки: вытягивание, прищипывание;
- декорировать изделия деталями, усиливающими образ (природные материалы, вторичное сырье, роспись);
- выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы).
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
- различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
- различные виды ткани;
- картон;
- соленое тесто (соль, мука);
- пластилин;
- природные материалы;
- вторичное сырье;
- фольга;
- клей ПВА;
- нитки;
- пуговицы.
Оборудование:
- баночки для воды;
- крупа мелкая и крупная;
- счетные палочки;
- бусы;
- ленты;
- шнурки;
- строительный материал;
- шаблоны;
- салфетки;
- образцы готовых изделий;
- массажные мячи;
Инструменты:
- ножницы;
- линейка”
- стеки;
- кисточки;
- карандаши, фломастеры, краски;
- скалка;
- гладилка;
- иголки;
- крючок;
- циркуль;
- трафареты.
Наглядные пособия:
- иллюстрации;
- муляжи;
- игрушки;
- мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
- конструктор;
- набор геометрических тел;
- коллекции бумаги, картона, ткани;
- образцы штриховок.
Дидактические материалы:
- детская художественная литература;
- памятки по технике безопасности;
- тексты песен и потешек;
- образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки);
- диагностические задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...