конспект открытого интегрированного урока математики и ИЗО в 1 классе "Круг. числовой ряд 1, 2, 3."
план-конспект урока (1 класс)

Ушакова Валентина Николаевна

Конспект открытого интегрированного урока математики и ИЗО в 1 классе коррекционной школы с самоанализом. Урок проводился в 1 классе  ГБОУ "Турунтаевская СКОШИ" учителем начальных классов Ушаковой В.Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

по предметам: «Математика», «Изобразительное искусство»

в 1 классе ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ».

Учитель: В.Н.Ушакова

Тема: «Круг».

Цель: познакомить с геометрической фигурой: круг, повторить числа от 1 до 3, прививать интерес к рисованию.

Тип урока: интегрированный

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить учащихся с геометрическими фигурой: круг.
  • Учить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемой фигуры.
  • Формировать навык счёта в пределах 3, сравнения чисел, соотнесения числа с количеством предметов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать пространственное представление и ориентировку, тактильное восприятие, мыслительные операции (умение работать по словесной инструкции, сравнивать, умение различать цвета), произвольное внимание.
  • Продолжить работу по формированию правильного произношения, расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развивать навык самоконтроля.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к математике и рисованию.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • картинка с изображением клоуна, картинки с изображением “цирковых животных”.
  • Набор геометрических фигур

Раздаточный материал:

  • Картинки с изображением предметов, имеющие форму круга, треугольника, квадрата.
  • Занимательные письменные задания на листах.
  • Конверты с разрезными картинками.
  • Цветные карандаши

ТСО:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран

Презентация к уроку “Цирк, цирк, цирк”.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Сообщение новой темы.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала. Практическое применение нового.

6. Итог урока.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вступительная часть.

Организационный момент.

Сюрпризный

момент

Устный счет

Актуализация знаний

Работа в тетрадях

Физминутка

Закрепление полученных знаний..

Упражнение «Поймай меня».

Цель: развитие моторики и координации движений.

Закрепление темы. Рисование.

Рефлексия. Сюрпризный момент.

У. – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики!

Учитель: Какой сейчас урок?

Правильно, математика. Чем занимаемся на этом уроке?

Учитель: Но он сегодня непростой. Во-первых к нам пришли гости. Давайте подарим им улыбки!

Во-вторых – мы сегодня куда-то отправимся, а вот куда, вы узнаете, если внимательно послушаете песню. (Ролик про цирк).

Учитель: Да, мы отправимся в цирк! Но нам надо купить билеты. Я продам вам их за правильные ответы.

Учитель: 1. Какое сейчас время года?

2. какой месяц?

3. какое число?

4. какой день недели?

5. сколько в классе девочек?

6. сколько в классе мальчиков?

7. сколько на одной руке пальчиков?

8. сколько будет 1+1?

9. сколько будет 2+1?

10. сколько будет 2-1?

Учитель: Ну вот билеты у всех! А куда мы отправляемся?

Кто знает, кого можно встретить в цирке?

Каких цирковых артистов вы знаете? Все артисты цирка выступают на сцене, которая называется АРЕНА. Давайте повторим АРЕНА. Какой звук стоит в начале слова? В конце? Молодцы! Если вы назовете, какая по форме арена, вы унаете тему нашего урока. Какую форму имеет арена? (круг). Да, сегодня будем говорить о круге.

Нам сегодня будет помогать клоун Клёпа. У него в цирке есть друзья: собачка Чапа, конь Сивка и обезьянка Лулу. Они пришли к нам гости тоже, но они голодные. Давайте их покормим.

Посмотрите какие геометрические фигуры изображены на картинках с животными. (собака – квадрат, обезьянка – треугольник, конь – круг). У вас на партах лежат картинки, на которых нарисованы предметы, похожие на наши геометрические фигуры. Ваша задача прикрепить картинки к доске правильно.

Учитель: сейчас мы проверим, правильно-ли вы накормили наших животных. (на обратной стороне картинки нарисованы: для собаки-косточка, для обезьянки-банан, для коня-трава)

Учитель: ребята, животные приготовили для вас задания. Сколько у нас животных, посчитайте. Значит и задания три. Первое от собачки Чапы.

 Откройте тетради.

 Раскрасьте красным цветом круг с той цифрой, которая написана у Клёпы на шарике.

Но сначала приготовим пальчики.

Второе задание от Лулу: мы напишем слуховой диктант. (учитель стучит по столу карандашом определенное количество раз)

Молодцы! Закройте тетради.

Учитель: третье задание, которое приготовил Сивка самое легкое. вы помните, как называется сцена в цирке (АРЕНА). И она имеет форму? (круга)

Вот давайте встанем в круг и отдохнем.

Что нам свет днем и радует нас, похожее на круг? (солнышко). Вот наша физминутка будет про солнце.

Утром солнышко встает

Выше, выше, выше!

Ночью солнышко зайдет,

Ниже, ниже, ниже!

Хорошо, хорошо, солнышко смеется!

И под солнышком всем, всем весело живется!

Садитесь на места. Поправьте стульчики, выпрямите спинки.

Посмотрите, у вас на партах лежат конверты. Посмотрите, что там лежит? (круги разного цвета и размера). Давайте их сравним. Поднимите тот круг, который больше, а теперь тот, который меньше. Как узнали, что красный больше? (наложили друг на друга).

Правильно! Положите круги на край парты, они нам еще пригодятся. Посмотрите, что нам отправил клоун Клёпа. (мешок с мячиками).

Клёпа в цирке не просто клоун, он - жонглёр. Это человек, который умеет подбрасывать и ловить сразу несколько предметов. Давайте повторим это новое слово: ЖОНГЛЁР. Клёпа предлагает вам попробовать поиграть мячами.

Молодцы! А сейчас положите мячи в мешок, мы еще с вами поиграем потом на физкультуре.

Клёпа предлагает вам порисовать. Возьмите свои альбомы и кружочки. С их помощью мы попробуем нарисовать картинки. Положите большой красный круг посередине листа, обведите его. Придумайте, на что он похож и дорисуйте.

Какие молодцы! Клёпе будет рад видеть ваши рисунки. Вы хотите, чтобы он пришел к нам в гости? А я знаю как это сделать. Давайте три раза громко повторим цирковые слова: Алле, ап!

В класс прибегает воспитатель, переодетый клоуном. Он задает детям вопросы:

- а какой у вас урок? А про что вам рассказывали? Говорят вы нарисовали картинки, похожие на круг? Я рад знакомству с вами. А давайте на память обменяемся подарками. Вы мне подарите смайлики. Выберете, кому урок понравился, тот выберет смайлик  улыбку, а кому что-то не понравилось, тот выберет грустный смайлик. Спасибо! Вот и вам от меня подарочки! (Клёпа дарит конфетки или игрушки)

Запасная физминутка: Сколько елочек зеленых,

Столько выполни наклонов.

Сколько здесь кружков,

Столько сделаем прыжков.  (на доске картинка с елочками и кружочками)

Ученики входят в класс и приветствуют учителя

Ученики отвечают.

Дети дарят улыбки гостям.

Ученики слушают песню про цирк и отвечают.

Кивают головой и отвечают

Дети отвечают на вопросы учителя и получают свои билеты в цирк.

Ответы детей

Определяют тему урока

Дети распределяют картинки на доске.

Ученики считают животных

Делают пальчиковую зарядку.

Выполняют задание Чапы.

Ученики закрывают глаза, считают сколько раз стукнул учитель и записывают в тетрадь. (обводят в круг нужную цифру)

Отвечают

Дети встают в круг.

Дети поднимают руки вверх. Прыгают.

Садятся на корточки.

Встают, кружатся.

Садятся, поправляют стулья

Ученики берут конверты. Достают круги, сравнивают, отвечают.

Дети толкают руку в мешок и отгадывают, что там лежит.

Проговаривают слово.

Подкидывают мяч одной рукой, а другой ловят.

Рисуют.

Отвечают. Повторяют за учителем слова.

Отвечают на вопросы Клёпы. Рисуют смайлики.

Самоанализ интегрированного урока математики и рисования в 1 классе по темам: «Круг» , «Рисование круга»

-В классе 11 обучающихся. Из них 6 мальчиков и 5 девочек. На уроке присутствовало  10  учащихся.

Тема урока: «Круг» (математика) и «Рисование круга» (рисование);

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Цель. Создание условий для обеспечения осознания и усвоения понятия круг, повторить числа от 1 до 3, прививать интерес к рисованию

Задачи.

Образовательная: формировать понятия геометрической фигуры – круг,  числа и цифры 3. Учить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемой фигуры, формировать навык счёта в пределах 3, сравнения чисел, соотнесения числа с количеством предметов.

Коррекционно- развивающая: Развивать пространственное представление и ориентировку, тактильное восприятие, мыслительные операции (умение работать по словесной инструкции, сравнивать, умение различать цвета), продолжить работу по формированию правильного произношения, расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас, развивать мелкую моторику кистей рук.

Воспитательная: Воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к математике и рисованию

Планируемый результат: знать понятие – геометрическая фигура – круг, название числа 3; уметь находить число 3 в числовом ряду; уметь находить предметы, представленные по три; уметь записывать цифру 3.

Межпредметные связи: речевая практика,  рисование, живой мир.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы работы. Словесный, практический, наглядный.

Технологии. Игровые, здоровьесберегающие, индивидуально – дифференцированный подход.

Формируемые компетенции: коммуникативная компетенция, учебно-познавательная, информационная, личностного совершенствования.

План урока:

1.        Психологическая минутка и настрой на работу

2.        Актуализация опорных знаний. Устный счет

3. Сообщение темы урока

4. Работа в тетрадях            

5. Физминутка

6. Закрепление полученных знаний

7. Рефлексия. Сюрпризный момент.

Содержание урока.

Форма урока – урок-игра. При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности обучающихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному ребенку. А также для сплочения детского коллектива материал  был подобран так, чтобы ребята смогли работать на общий результат и каждый ребенок смог находиться в состоянии успеха.

Первый этап урока – организационный момент. Мотивация к учебной деятельности – просмотр ролика про цирк. Цель данного этапа - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность, снятие напряжения из-за присутствия гостей на уроке.

Второй этап – актуализация опорных знаний, устный счет. Устный счет проводился с целью повторения нумерации в пределах 3; закрепления знаний об окружающем мире.

Следующий этап – работа над темой урока. Здесь была проведена словарная работа и закреплены знания детей о гласных звуках. Дети сами постарались сформулировать тему урока. Прошло первичное закрепление темы через выполнение заданий цирковых животных.

У всех детей мелкая моторика рук и кистей развита недостаточно, поэтому пальчиковую гимнастику мы проводим каждый день, и это дает положительные результаты.

Физминутку проводить на предыдущих этапах не стала, а провела её после работы в тетрадях, так как при выполнении заданий ранее ребята ходили   к доске, что позволило снять напряжение. И постаралась, чтобы физминутка соответствовала теме урока.

На следующем этапе закрепления полученных знаний обучающиеся работали над сравнением предметов (кругов), закрепили знание цветов (красный, зеленый), а также работали над развитием моторики при выполнении упражнения «Поймай меня» и была проведена работа над расширением словарного запаса обучающихся (жонглёр).

На этапе рисования формы – круг, обучающиеся снова закрепляли знания о круге и окружающем мире, развивая мыслительную деятельность.

В конце урока был запланирован сюрпризный момент – приход в класс клоуна Клёпы, с которым, в свою очередь, ребята в игровой форме повторили тему, пройденную на уроке, а также выяснили, понравился ли обучающимся урок, через выбор «смайликов». Таким образом ребята высказывали своё мнение об уроке

На протяжении всего урока учащиеся были активны, внимательны, заинтересованы ходом урока. Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов обучающихся и избежания перегрузки.

Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Перспективы на будущее:

1.        Учить ребят выражать свои мысли.

2.        Добиваться точных и правильных ответов.

3.        Корригировать и развивать мыслительные процессы, через различные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».

Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....

Конспект открытого интегрированного урока "Альтернативное чтение" для 2 класса "Особый ребенок"

Данный урок был проведен в декабре 2012 года на районный уровень.  Обучение данного класса происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баря...

конспект открытого интегрированного урока математики "Самое красивое число" в 1 классе.

Конспект открытого интегрированного урока  математики в 1  классе,  УМК «Планета знаний» Тема урока « Самое красивое число» Цели: Формирование умений выполнять сложение чисе...

Конспект открытого интегрированного урока музыки и ИЗО.

Знакомствоо с музыкальной культурой и декоративно-прикладным искусством русского народа....

План - конспект открытого интегрированного урока в начальной школе Тема: "Дециметр"

Тип урока: изучение  нового материалаСОТ: технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, технология здоровьесбережения, ИКТ.ЭОР/ЦОР/ОМС: 1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrst...

Технологическая карта открытого интегрированного урока математики и технологии в 4 классе

Учебный предмет: математика + технологияТема: Математика: Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.           Технология: Технологическая карта для ...

Конспект открытого интегрированного урока по математике, 3 класс

Необычный урок математики с элементами робототехники....