Проект по легоконструированию: «Космическая станция «Снежинка»
проект
Цель: Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_legokonstruirovaniyu_kosmicheskaya_stantsiya_snezhinka.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 г. Балтийска
Проект по легоконструированию:
«Космическая станция «Снежинка».
Руководитель проекта:
воспитатель первой категории
МБДОУ д/с №4
Пимкина Кристина Александровна
Балтийск 2022
Вид: краткосрочный групповой исследовательский с элементами творчества для детей 5- 6 лет.
Место проведения: группа ДОУ, семья.
Участники проекта: дети старшей группы «Солнышко» (5-6 лет), родители, воспитатели группы.
Тип проекта: Познавательно-творческий, социально-коммуникативный.
Сроки реализации проекта: 3 октября – 25 октября 2022 г.
Цель: Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.
Задачи:
Обучающие:
Создать условия для развития конструктивных творческих способностей и овладения дошкольниками моделирующими видами деятельности через овладение техникой чтения элементарных схем, конструирование различных моделей и их частичное программирование.
Развивающие:
Содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей.
Формировать умение выражать свой замысел.
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий.
Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, самостоятельность.
Способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах.
Воспитывать уважение к труду людей и результатам их деятельности.
Пояснительная записка
В настоящее время государством поставлена важная задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Поэтому одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. В условиях реализации проекта в ДОО каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОО возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольника. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных форм в наши дни стала проектно-исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающими миром является одним из важнейших свойств природы человека. Человечество постоянно находится в активном поиске новых задач. Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытию новых знаний, в исследовательскую деятельность. Конструирование способствует активному формированию технического мышления детей. Lego-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Lego выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, схемами. В ДОО происходит интеграция образовательных областей, а с помощью Lego-конструирования можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование, с художественно-эстетическим развитием, с социально-коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом и летательными аппаратами. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, осуществляются с опорой на ведущий вид деятельности – игру. Игра помогает понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Lego-конструирование даёт им такую возможность и относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Игры с Lego выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор Lego развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагога.
Актуальность и общее содержание проекта
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, через наблюдения дать элементарные представления о Луне, небе, звездах, Солнце.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный.
Задачи: планирование работы, прогнозирование результатов (продуктов проекта).
Подбор материала и пособий для работы с детьми; организация родителей для совместной с детьми работы по теме.
Запланированные мероприятия:
- Беседа с детьми с целью выявления уровня знаний детей по данной теме (предварительный опрос).
- Анкетирование родителей: «Что рассказать ребенку про космос».
- Информация в родительский уголок в виде папки-передвижки: «Освоение космоса».
- Подбор научно-познавательной литературы.
- Составление плана предстоящей работы совместно с детьми группы.
- Составление конспектов мероприятий проекта.
- Подготовка материалов и предметной среды.
2 этап - основной.
Задача: реализация совместного проекта детей, воспитателей и родителей.
Запланированные мероприятия:
- Наблюдения и опыты-эксперименты
- Наблюдение за солнцем на прогулке: в пасмурную и ясную погоду. Выявление отличий.
- Эксперимент: «Что дальше – Солнце или облака?».
- Опыт-наблюдение: «Смена дня и ночи».
- Беседы с использованием презентаций
- Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о звездах, созвездиях, планетах солнечной системы, солнце, луне.
- Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
- Беседа «Первый человек в космосе – Юрий Гагарин. Праздник День космонавтики».
Цель: дать детям знания о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
- Рассматривание книг, альбомов: о космосе, космонавтах, разнообразных видах космической техники.
- Чтение художественной и познавательной литературы на выбранную тему.
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
(В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», Н. Носов «Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе, Жданова И.К. «Мир и человек» (географический атлас), «Я познаю мир: Космос» (детская энциклопедия), «Что? Как? Почему?» (энциклопедия для детей, раздел «Космос»).
- Просмотр видеофильмов, мультфильмов о космосе и космических объектах: «Чудо-зверики», серии «Звездное небо», «Космонавты».
- Дидактические игры: «Полет в космос», «Планеты солнечной системы. Созвездия», «Летательные аппараты», «Профессии взрослых», «Космические корабли»
- Подвижные игры :«Полет к звездам»,«Космическая эстафета»,«Ракетодром»,«Невесомость», «Солнышко и дождик»
- Изготовление схем конструкций.
- Изготовление совместных моделей космических объектов используя конструктор Lego.
- Художественная деятельность: аппликация из крупы «Ракета на Луну», коллективная аппликация «Космос зовет», рисование «Созвездия» (по точкам), раскрашивание картинок о космосе, оформление коллективного панно «Космос зовет».
3 этап - заключительный.
Подведение итогов работы. Сборка конструкции. Участие в открытой областной онлайн-выставке научно-технического творчества «Техника для мира- 2022».
В реализации проекта используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками | |
Наглядный | Рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу). |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично- поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Особенность данного проекта заключается в инновационной системе познавательного развития дошкольников: в практико - ориентированном подходе к формированию целостной картины мира на основе робототехники. Проект помогает обеспечить соответствующие условия для технического развития детей старшего дошкольного возраста, предоставляет дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям.
Обобщение результатов, выводы
1. Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместном конструировании, техническом творчестве, имеют навыки работы с различными источниками информации;
2. Дошкольники овладели разными формами и видами творческо - технической игры, основными компонентами конструктора; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике, научились различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам.
3. Сформированы умения работать по предложенным инструкциям; над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Важным итогом проекта стало то, что в процессе его реализации возросли познавательные и творческие способности детей, их интерес к профессиональной деятельности своих родителей и к родному городу. У родителей повысилась активность участия в воспитательно-образовательном процессе группы и мероприятиях детского сада.
Итогом своей деятельности над проектом мы остались довольны. Работа полностью отвечает поставленным целям и задачам, удовлетворяет предъявленным требованиям:
- конструкция устойчива, прочна, безопасна в эксплуатации;
- просмотр видеофильма из серии «Звездное небо», вызвала у ребят большой интерес и восхищение;
- наша модель не только развивает мышление и творческие способности она призывает к техническому творчеству!
Список литературы:
- Алан Бедфорд «Большая книга Лего». Изд. «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2014г.
- Вильямс Д. Программируемые роботы. - М.: NT Press, 2006.
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
- Конюх В. Основы робототехники. – М.: Феникс, 2008.
- Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием Lego Mindstorms, Выпускная квалификационная работа Пророковой А.А.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010.
Интернет-ресурсы:
Приложение
Дидактическиа игра:
«Планеты солнечной системы. созвездия»,
Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. развивать абстрактное мышление.
Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + большая и малая медведица.
Ход игры. детям раздаются схемы созвездий. для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. затем ребята с помощью маркера прорисовывают создездия на своих схемах.
с помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.
Подвижные игры: «Полет к звездам»
Оборудование: ориентиры (геометрические фигуры разных размеров или цветов, цифры. буквы).
Перед началом «полета» дети получают «стартовые ключи» - геометрическую фигуру, цифру или букву. используя этот «ключ», необходимо быстро найти и занять свое место на космодроме.
Отправляется в полет наш волшебный звездолет (дети складывают руки рупором перед ртом, ходят по группе в разных направлениях)
Надевай скорей скафандры! (останавливаются у ориентиров, имитируют движения)
Занимай скорей места! (становятся врассыпную, присаживаются)
С космодрома мы взлетаем прямо к звездам улетаем! (встают, поднимают руки через стороны вверх и соединяют их над головой, подпрыгивают)
Полетели, полетели, до луны мы долетели (бегут, руки в стороны, останавливаются возле ориентира «планеты»)
Походили, посмотрели и обратно прилетели (ходят по группе в разных направлениях, бегут, останавливаются возле ориентиров «космодром»)
Подвижная игра «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Игра по станциям «Космическое путешествие».
Игру можно проводить в рамках Дня Космонавтики, Дня Земли или как самостоятельное мероприятие.Предназначена игра для 4 классов. Игра проводится по четырём станциям, следовательно, должно быть за...
Проект по легоконструированию
Проект по легоконструированию во 2 классе, команда "Легофиксики"...
Проект по технологии "Космический корабль будущего"
Проект используется в качестве зачетной работы на промежуточной аттестации учащихся 3 класса по технологии.Проект имеет социальную направленность, так как заостряет внимание на необходимости развития ...
Проект по легоконструированию «Миссия на Луну»
Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, поэтому необходимо прививать интере...
Паспорт проекта на тему "Откуда в снежинках грязь"
Паспорт проекта на тему "Откуда в снежинках грязь"...
игра по станциям "Космическое путешествие"
Игра по станциям для начальной школы к 12 апреля...
Разработка коллективного проекта по теме " Космическое путешествие".3 класс
Проект расчитан для учащихся 3 класса. Состоит из 3 занятий....