Орфоэпический словарь в работе с учащимися инофонами на уроках русского языка
методическая разработка (2 класс)
Дети - инофоны - как их обучать русскому языку, если они свободное пользуются родным языком, и им тяжело дается переход на русский? Встает вопрос, как учитель должен преподавать в русской школе государственный язык как иностранный? Этой части и посвящены мои методические разработки, которые можно использовать как по отношению к детям -носителям языка, так и детям - инофонам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словарная работа на уроках русского языка с детьми инофонами | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфоэпический словарь (словарные слова) в работе с учащимися-инофонами.
Ни для кого не секрет, что словарные слова являются одной из наиболее сложных тем для изучения и запоминания младшими школьниками. Но что делать, если ты обучаешь не просто маленьких учеников, но ребят-инофонов, кто не является носителем русского языка. Более того, русский язык для этих детей является иностранным, потому как дома и в не русскоязычной среде они «переходят» и используют свой родной язык. Я сейчас говорю про детей из бывших республик СССР, таких как Узбекистан, Кыргыстан и Таджикистан.
Как показывает мой опыт и время работы с данной категорией детей, практически экспериментальным путем были найдены определенные аспекты занятий с учащимися-инофонами.
В этой статье я поделюсь несколькими своими «наработками»:
- Постоянная словарная работа через пояснение лексического значения того или иного словарного слова. Разбирая каждое слово необходимо не только объяснять его значение, в начале только лишь прямое значение, но добавлять наглядность, которая несет в себе функцию помощника в усвоении и закреплении материала.
- Разделение словарных слов на категории и изучении их блоками, к примеру: группа слов «названия месяцев года», «урожай», «город», где я собираю слова ассоциативного характера. Если мы говорим про категорию «названия месяцев года», тогда мы собираем именно названия месяцев из орфоэпического словаря, параллельно на внеурочной деятельности знакомимся с мультфильмом «12 месяцев», где дети уже воочию смогут не только услышать данные слова, но и увидеть их в контексте сказки.
- Чтение слов по «цепочке», когда группа сильных детей носителей языка начинает «отчитку» словарных слов друг за другом, и только после этого (именно русских учащихся в моем классе составляет 7 человек, то есть одно и тоже слово читается 7-8 раз детьми- носителями, а далее подключаются дети-иностранцы) к чтению приступают дети-инофоны, которые уже подготовились через аудирование к прочтению данных словарных слов.
- Выделение в словах в корнях слов общей части и прорабатывание этой части, путем ее выделения и вынесения в отдельную категорию. Например, «ОРО» в словах: корова – сорока – ворона. Как правило, общую часть в корне мы выделяем зеленым цветным карандашом, опять же для усиления наглядности и закрепления материала. Через определенное время, дети уже самостоятельно обращают внимание на данную общую часть, но уже в других словах, что говорит о том, что материал принимается ими положительно и ведет к неплохим результатам.
Опять же смею напомнить, что речь идет о работе с детьми-инофонами в общеобразовательном государственном учреждении с 1 класса.
- Также в своей работе с орфоэпическим словарем, я использую всевозможные игровые карточки, составляю кроссворды, филворды, которые позволяют детям не просто выполнять банальные задания, но проявлять свою активность и не уставать.
Например, вырезка из заданий:
«Соедини слово и его значение»:
1.Метель | А) домашнее животное, дающее молоко |
2.Корова | Б) сильный ветер со снегом |
- Помимо основной работы, отдельно при словарных диктантах, диктую слова через использования всевозможных загадок, не используя ответы. Например, «Зимой – белый, летом серый. Кто это?». Дети записывают заяц. Как показывает моя практика, задействование загадок при ежедневной работе, а также при словарных диктантах несет исключительно положительную динамику в усвоении этой сложной темы.
- Раз в неделю я провожу «Королевство словарных слов», где каждый ученик самостоятельно выбирает свое словарное слово, придумывает к нему загадку, а также пишет лексическое значение, которое он составляет сам и готовит рисунок. Далее на празднике словарных слов, каждый ученик представляет свое слово, а другие дети записывают ответ и проводят самопроверку посредством друг друга.
В довершении хотелось бы отдельно отметить, что работа с детьми иностранцами очень трудна, энергозатратна и требует повышенной концентрации внимания и двойное, а может даже и тройное вложения себя самого в данную категорию детей, для кого русский язык является иностранным и с которыми возможно взаимодействие и вложение знаний только лишь при помощи распределения основной базовой части с внесением игровых элементов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник зачетных работ для учащихся 2-4 классов (русский язык)
Сборник зачетных работ для учащихся 2-4 классов (русский язык)...
Формирование навыков устного и письменного общения детей- инофонов на уроках русского языка
Конспект урока в 4 классе по теме "Формирование навыков устного и письменного общения детей- инофонов на уроках русского языка» ....
Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"
Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....
Мастер-класс работа по составлению таблицы на уроке русского языка в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаевой. Тема урока: «Глагол» (1-ый урок).
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическ...
Презентации "Словарная работа " к методической разработке "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс
Презентации для работы со словарными словами...
Проверочные работы для учащихся 1 класса по русскому языку
Проверочные работы для учащихся 1 класса по русскому языку...
Методы и формы работы с детьми – инофонами на уроках русского языка и во внеурочное время
Внеурочная деятельность...