Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
статья (1 класс)

Мелешко Галина Александровна

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и зарубежным исследований 4-10 %.Что делать воспитателю,как взаимодействовать с ребенком?  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и зарубежным исследований 4-10 %, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы. Сегодня выделяют 4 блока причин происхождения СДВГ: 1) генетические (наследственная предрасположенность); 2) биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); 3) социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания); 4) влияние окружающей среды.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности.

Начнем с перечня проявлений гиперактивности, поскольку уже в дошкольном возрасте они бывают выраженными:

 Ребенок постоянно крутится, вертится.  Не может усидеть на месте, когда это необходимо.  Для него характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность.  Он не может тихо, спокойно играть.  Находится в постоянном движении.  Отличается болтливостью.

Гиперактивность всегда сочетается с импульсивностью. Отвечает на вопросы, не задумываясь.  Не может дожидаться своей очереди.  Мешает другим людям, перебивает их.

Задачи воспитателя по работе с детьми СДВГ:

• Научить осознавать задание, удерживать в памяти, самостоятельно проверять выполнение задания;

• Научить приобретать навыки качественного, своевременного выполнения задания, ориентироваться в пространстве, быть внимательным.

• Научить доводить начатое дело до конца с высоким результатом.

• Научить овладевать навыками саморегуляции: уметь расслаблять, напрягать все тело при переходе от бодрствования ко сну; фиксировать внимание; осуществлять самоконтроль.

• Научить овладевать навыками устойчивых коммуникативных связей; навыками социальных отношений без негативной концепции; развивать в себе высокую самооценку, уверенность в себе и своих силах.

• Научить адекватно относиться к собственным неудачам.

• Научить контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями.

Рекомендации для педагогов:

Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.  Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Использовать тактильный контакт.

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Диагностика СДВГ.

Тесты:

1.Тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки и описать изображенные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем. Если ребенок объясняет, что причина неудач в скамейке, качелях, горке, краске и т.д., то есть неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет себя контролировать свои действия и оценивать себя.

Если ребенок причину неудач видит в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причину неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации.

2.Тест устойчивости внимания «Корректурная проба». Могут быть различные вариации этого теста (с буквами, цифрами, символами.

3.Тест объема динамического внимания (таблицы Горбова)

4.Тест переключения внимания (таблицы Шульте – Горбова)

5. Тест Векслера.

6.Тест Тулуз – Пьерона (исследование свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости).

Также провести  тест Векслера, который  выявляет особенности интеллектуального развития детей с признаками (СДВГ). Показано, что психофизиологическая структура интеллекта детей 6-7 лет без признаков СДВГ характеризуется высоким уровнем сформированности и тесным взаимодействием вербального и невербального компонентов.

Последние исследования (тест Векслера) показали, что по таким показателям, как общая осведомленность и объем простых знаний, дети с гиперактивностью не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил и норм, самостоятельность, долговременная слухоречевая память у них сформированы хуже нормы. Исследования показывают, что есть трудности в выделении существенных признаков предмета , в различении предметов внутри одной группы (сапог – ботинок; жираф – верблюд; петух – цыпленок – курица), трудности в актуализации образа по слову наименованию.

В психологических рисуночных тестах (несуществующее животное, рисунок человека…) можно увидеть проявления импульсивности – размашистая штриховка, выходящая за контур рисунка, нарушение симметрии, не относящиеся к основному сюжету линии, штрихи, выход за край листа, небрежность, промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку.

Предположив, что у ребенка СДВГ необходимо рекомендовать родителям консультацию невролога.

Структура занятия.

Занятие лучше начать с релаксации, с целью настройки.

Затем мозговая гимнастика, которая включает:

1.Дыхательные упражнения, которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было легкое, без напряжения ощущение вдоха (надувание цветных шаров в животе, «вдыхание солнечного света, золотой энергии).

Мне нравится упражнение «качание головой», очень хорошо стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. (30сек.)

2. «Ленивые 8»- упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «8» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, снять глазное напряжение.

1. нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

2.посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.

3.закрыть глаза и посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.

Можно дополнить отработку движений глаз по 4 вспомогательным направлениям (по диагоналям).

4.Функциональные упражнения развивают внимание, произвольность и самоконтроль. Происходит элиминация гиперактивности и импульсивности, элиминации гнева и агрессии, развитие концентрации внимания.

1.Колпак мой треугольный: участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы:

«Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак

А если не треугольный,

То это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (легкий хлопок по голове ладошкой). Затем фраза повторяется еще раз, но при эом на жесты заменяются 2 слова: слово «колпак» заменяют его жестом (легкий хлопок по голове ладошкой), и «мой» показать рукой на себя. При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты 3 слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

Растяжка «Лучики».

Сидя на полу (стуле): поочередное напряжение и расслабление:

-шеи, спины, ягодиц;

-правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;

- левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы;

Упражнение «Лимон» - управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены,глаза закрыты. Мысленно представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Затем выполните упражнение двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Я возьму в ладонь лимон.  

 Чувствую, что круглый он.

 Я его слегка сжимаю –  

 Сок лимонный выжимаю.

 Все в порядке, сок готов.  

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.  

Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»: Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой, прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Коммуникативное упражнение «Маска»эмоциональное развитие.

Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое – нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Выражения лица может быть страшным, смешным, угрожающим.

Игры: «Говори», «Гвалт», «Снежный ком» и т.д.

Закончить занятие желательно релаксацией.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения, достигающей по данным отечественных и зарубежным исследований 4-10 %, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы. Сегодня выделяют 4 блока причин происхождения СДВГ: 1) генетические (наследственная предрасположенность); 2) биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); 3) социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания); 4) влияние окружающей среды.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности.

Начнем с перечня проявлений гиперактивности, поскольку уже в дошкольном возрасте они бывают выраженными:

 Ребенок постоянно крутится, вертится.  Не может усидеть на месте, когда это необходимо.  Для него характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность.  Он не может тихо, спокойно играть.  Находится в постоянном движении.  Отличается болтливостью.

Гиперактивность всегда сочетается с импульсивностью. Отвечает на вопросы, не задумываясь.  Не может дожидаться своей очереди.  Мешает другим людям, перебивает их.

Задачи воспитателя по работе с детьми СДВГ:

• Научить осознавать задание, удерживать в памяти, самостоятельно проверять выполнение задания;

• Научить приобретать навыки качественного, своевременного выполнения задания, ориентироваться в пространстве, быть внимательным.

• Научить доводить начатое дело до конца с высоким результатом.

• Научить овладевать навыками саморегуляции: уметь расслаблять, напрягать все тело при переходе от бодрствования ко сну; фиксировать внимание; осуществлять самоконтроль.

• Научить овладевать навыками устойчивых коммуникативных связей; навыками социальных отношений без негативной концепции; развивать в себе высокую самооценку, уверенность в себе и своих силах.

• Научить адекватно относиться к собственным неудачам.

• Научить контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями.

Рекомендации для педагогов:

Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.  Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Использовать тактильный контакт.

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Диагностика СДВГ.

Тесты:

1.Тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки и описать изображенные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем. Если ребенок объясняет, что причина неудач в скамейке, качелях, горке, краске и т.д., то есть неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет себя контролировать свои действия и оценивать себя.

Если ребенок причину неудач видит в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причину неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации.

2.Тест устойчивости внимания «Корректурная проба». Могут быть различные вариации этого теста (с буквами, цифрами, символами.

3.Тест объема динамического внимания (таблицы Горбова)

4.Тест переключения внимания (таблицы Шульте – Горбова)

5. Тест Векслера.

6.Тест Тулуз – Пьерона (исследование свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости).

Также провести  тест Векслера, который  выявляет особенности интеллектуального развития детей с признаками (СДВГ). Показано, что психофизиологическая структура интеллекта детей 6-7 лет без признаков СДВГ характеризуется высоким уровнем сформированности и тесным взаимодействием вербального и невербального компонентов.

Последние исследования (тест Векслера) показали, что по таким показателям, как общая осведомленность и объем простых знаний, дети с гиперактивностью не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил и норм, самостоятельность, долговременная слухоречевая память у них сформированы хуже нормы. Исследования показывают, что есть трудности в выделении существенных признаков предмета , в различении предметов внутри одной группы (сапог – ботинок; жираф – верблюд; петух – цыпленок – курица), трудности в актуализации образа по слову наименованию.

В психологических рисуночных тестах (несуществующее животное, рисунок человека…) можно увидеть проявления импульсивности – размашистая штриховка, выходящая за контур рисунка, нарушение симметрии, не относящиеся к основному сюжету линии, штрихи, выход за край листа, небрежность, промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку.

Предположив, что у ребенка СДВГ необходимо рекомендовать родителям консультацию невролога.

Структура занятия.

Занятие лучше начать с релаксации, с целью настройки.

Затем мозговая гимнастика, которая включает:

1.Дыхательные упражнения, которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было легкое, без напряжения ощущение вдоха (надувание цветных шаров в животе, «вдыхание солнечного света, золотой энергии).

Мне нравится упражнение «качание головой», очень хорошо стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. (30сек.)

2. «Ленивые 8»- упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «8» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, снять глазное напряжение.

1. нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

2.посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.

3.закрыть глаза и посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.

Можно дополнить отработку движений глаз по 4 вспомогательным направлениям (по диагоналям).

4.Функциональные упражнения развивают внимание, произвольность и самоконтроль. Происходит элиминация гиперактивности и импульсивности, элиминации гнева и агрессии, развитие концентрации внимания.

1.Колпак мой треугольный: участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы:

«Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак

А если не треугольный,

То это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (легкий хлопок по голове ладошкой). Затем фраза повторяется еще раз, но при эом на жесты заменяются 2 слова: слово «колпак» заменяют его жестом (легкий хлопок по голове ладошкой), и «мой» показать рукой на себя. При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты 3 слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

Растяжка «Лучики».

Сидя на полу (стуле): поочередное напряжение и расслабление:

-шеи, спины, ягодиц;

-правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;

- левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы;

Упражнение «Лимон» - управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены,глаза закрыты. Мысленно представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Затем выполните упражнение двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Я возьму в ладонь лимон.  

 Чувствую, что круглый он.

 Я его слегка сжимаю –  

 Сок лимонный выжимаю.

 Все в порядке, сок готов.  

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.  

Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»: Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой, прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Коммуникативное упражнение «Маска»эмоциональное развитие.

Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое – нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Выражения лица может быть страшным, смешным, угрожающим.

Игры: «Говори», «Гвалт», «Снежный ком» и т.д.

Закончить занятие желательно релаксацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ  в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...

рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания

Рекомендации полезны не только родителям, но и педагогам для работы с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, которых к сожалению, в наше время стало больше....

Методические рекомендации для работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Данная информация поможет учителям и родителям в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

План работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

План работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

Коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Педагогическая статья раскрывает аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими проблемы с обучением в школе, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Статья рекомендована...