Развитие памяти у детей с ЗПР-1
консультация (3 класс)
В материале представлены упражнения для развития логической ассоциативной памяти учащихся с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_pamyat_-zpr.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Развитие памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР)-1
Дети с задержкой психического развития имеют личностную незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных и волевых).
Память – способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта.
Отклонение в развитии памяти является характерным признаком для
всех форм задержки психического развития. Специфика и степень тяжести
мнемических нарушений в значительной степени зависит от формы ЗПР.
У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются:
1) уменьшение объема и скорости запоминания;
2) неумение рационально организовать и контролировать свою
работу;
3) преобладание зрительной памяти над слуховой;
У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие крат-ковременной памяти, проявляющееся в снижении скорости запоминания, в
медленном нарастании продуктивности запоминания, снижении объема памяти.
У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти :
• повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции;
• неумение рационально организовывать и контролировать свою работу;
• уменьшение скорости запоминания;
• излишняя тормозимость следов за счет побочных факторов;
• недоразвитие памяти по модально-специфическому типу (недоразвитие зрительной или слуховой памяти);
• недоразвитие зрительно-пространственной памяти.
У детей с психогенной формой ЗПР выраженных нарушений памяти
может не наблюдаться. Память у них отличается высокой избирательностью: продуктивность запоминания в значительной степени зависит от мотивации.
Однако для всех форм ЗПР характерна одна общая особенность —
это неумение детей с ЗПР рационально организовывать и контролировать
процесс запоминания, а также применять различные мнемотехнические
приемы. Поэтому главной задачей психокоррекционной работы с детьми с
ЗПР является формирование у них специальных приемов запоминания, то
есть развитие логической памяти.
Традиционно различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую, логическую. В учебной деятельности эти формы памяти выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением письма по памяти); б) слуховая память — для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам, записывание слоговых, словесных рядов, предложений и т. п. ;
в) логическая память— для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных рассказах и т. д.
В данном материале мы остановимся на некоторых упражнениях, позволяющих развивать логическую память детей с ЗПР.
Упражнение « АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»
Цель: научиться устанавливать ассоциативные цепочки (общие закономерности и связи) в парах слов, для лучшего их запоминания.
Инструкция: «Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Затем я буду повторять одно слово, а твоя задача назвать второе».
материал: река – море, яблоко- груша, гармонь – гитара, утро – вечер, брат – сестра, золото – серебро, пальто – шапка, голубь – ворона, автомобиль – троллейбус, книга – тетрадь.
Упражнение «СЕМАНТИЧЕСКОЕ КОДИРОВАНИЕ»
Цель: устанавливать ассоциативные связи с искомым словом, расширять семантические ряды, развивать фразовую связную речь.
Инструкция: «Из 10 предъявленных слов с каждым ты должен составить предложение. Устное, осмысленное и грамматически законченное предложение».
Стимульный материал: 10 слов (например: море, закат, пальмы, дельфины, теплый, яркий, ласковый, плавать, искать
Упражнение «ПИКТОГРАММЫ»
Цель: выявление особенностей опосредованного запоминания, специфики мыслительной деятельности и ассоциативных процессов.
Инструкция: «Тебе предложены слова для запоминания. Заучи первое слово и сделай к нему рисунок. После этого зачитывай второе слово, запоминай, зарисовывай. Нельзя писать буквы и слова. Через 30-60 минут ты должен вспомнить исходные слова».
Упражнение «ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ»
Цель: Оценка ассоциативной и логической памяти (и мышления).
Инструкция: «Тебе покажут ряд из 12-15 слов и такой же ряд картинок. Каждому слову соответствует одна картинка. Запомни слова с помощью картинок. Затем воспроизведи (называй) слова».
Стимульный материал: 12-15 слов и 12-15 картинок с ассоциативно близким изображением.
Упражнение «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СОБЫТИЙ»
Цель: изучение общего состояния мнестических процессов, ассоциативных и волевых процессов, стратегия поиска необходимых отпечатков памяти, соотношение информации кратковременной и долговременной памяти.
Инструкция: «Вспомни, какие события и в какой последовательности произошли на протяжении текущего дня. Чем ты занимался перед приходом на занятие? Вспомни события твоего прошлого дня и т.п».
Упражнение «ЗАПОМИНАНИЕ ПО ОБОБЩЕНИЯМ»
Цель: характеристика произвольного, целенаправленного запоминания.
Инструкция: «Тебе будет предложен набор карточек со словами, которые нужно будет рассортировать по смысловым группам (растения, животные и т.д.). Запомни эти слова».
Стимульный материал: Карточки со словами. Название группы используется в качестве подсказки.
Стимульный (рабочий) материал для упражнений может многократно меняться в зависимости от сезона, лексической (учебной) темы и задач занятий. Особая роль взрослого (педагога и родителя) для учащегося с ЗПР состоит в том, чтобы вручить ребенку способы усвоения (запоминания) необходимой информации. В данном случае, способы запоминания будут затрагивать ассоциативные мыслительные процессы, которые каждый раз будут увеличивать количество ассоциативных связей между отдельными словами , предметами, действиями; будут способствовать скорости обрабатывания учебного материала.
Удачи Вам и вашим детям!
Продолжение следует……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
Формирование и развитие памятиОсобенности развития памяти у детей младшего школьного возрастаПсихологические основы совершенствования памяти младших школьников...
Лёгкий способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.
1. Статья о пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....
Один из способов развития памяти у детей младшего школьного возраста
1. О пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....
Доклад Развитие памяти у детей
доклад учителя начальных классов...
Рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР
Рассмотрены некоторые мнемотехнические приемы, направленные на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти, которые могут быть использованы в процессе работы с детьми с различными формами ...
Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития
Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...
Памятка для родителей "Развитие памяти у детей"
Памятка для родителей "Развитие памяти у детей"...