Доклад Развитие памяти у детей
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
«Развитие памяти у детей»
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Современный ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов запоминаниями обработкой запоминаемого материала. Но без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1–2 и 3–4 классов.
Одной из важных задач учителя является проведение систематической и целенаправленной работы по развитию памяти учащихся. Память слагается из трех процессов: запоминания, сохранения (или забывания) и воспроизведения того, что запомнилось. От того, как было организовано запоминание, зависят особенности и сохранения, и воспроизведения, то есть их прочность, полнота, точность
Приемов развития памяти очень много. Я хочу поделиться теми приемами, которые способствуют более рациональному запоминанию и повышают его результативность. Прием развития памяти — осмысление. Первая задача памяти — это собственно мыслительная деятельность. Школьник должен научиться ставить перед собой сознательную задачу — осмыслить заданное. Сначала устанавливается общий смысл текста. Затем выясняется то, какими способами передано это содержание.
Поэтому нужно учить находить общую мысль в ряде фраз и по этому признаку их объединять. Каждую из выделенных частей нужно тут же озаглавить. Заголовок каждой из частей помогает выделять главную мысль каждой части рассказа. Приучаясь выделять главную часть, дети приучаются к работе над текстом, а не просто к пассивному чтению и механическому повторению написанного, без выделения в нем существенного. Смысловая обработка относится не только к текстам, рассказам, но также и к запоминанию правил по математике, русскому языку. Одним из способов улучшения понимания и запоминания является соотнесение изучаемого материала с ранее изученным. Данный прием называется приемом соотнесения.
Прием соотнесения является одним из видов аналогии — аналогии действия. При этом на основе повторения ранее известного вычислительного случая 4 + 2 выводится способ решения для случая 40 + 20. Аналогично рассматривается вычитание 50 — 30. При таком подходе особенно важно выяснение цели соотнесения и его рациональности.
Самый распространенный прием запоминания в начальной школе — прием запоминания наизусть путем многократных повторений. Этому способствует то, что заучивание часто требуется в начальной школе (таблицы сложения, умножения, все правила, стихи обычно дают заучить наизусть), и то, что ребенку легче пересказывать содержание фразами учебника, чем конструировать свои предложения. Поскольку материала для запоминания каждый раз достаточно много, то способ запоминания наизусть обычно приносит успех в начальной школе.
Развить память помогает также заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминанию. То, что понравилось, хочется запомнить. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
Можно выделить для учащихся несколько правил тренировки памяти:
- Ставь цель запомнить надолго.
- Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
- Заучивай с желанием знать и понимать.
- Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
- Короткие стихи учи целиком, длинные — разбивай на отрывки.
- Заучивай и повторяй небольшими частями — лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
- Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
Людям во всем помогают разные виды памяти, но их надо тренировать и развивать. Приведу примеры некоторых развивающих упражнений и игр, используемых на своих уроках, которые способствуют увеличению объёма памяти.
«Цепочка слов». Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т. д. Затем снова называет первое, второе и третье слово, учащиеся называют их по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова связанные по смыслу, запоминаются легче.
«Повтори-ка!». Учитель называет слово (например, солнце). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (солнце, ворона). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое и т. д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется, т. е. у кого лучше память.
«Исчезнувший предмет». На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.
«Запомни порядок». Выбирают 5–6 детей. Остальные «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4–5 участников выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на паровозик одну минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят.
На уроках русского языка целесообразно использовать следующие упражнения.
«Кто больше запомнит». На каждом уроке русского языка проводится словарный диктант. Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например, из трех слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читает новую строчку из трех слов и опять делает паузу. После чего учащиеся каждый у себя и друг у друга подсчитывают, сколько записали слов и проверяют правильность их написания. Диктант надо начинать с цепочки из трех слов. Далее цепочка увеличивается.
«Запомни и запиши предложение». Читаю предложение, записанное на доске вслух, чтобы дети поняли смысл. Дети читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам. Читают предложение по слогам про себя. Просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняют все орфограммы (коллективно).
Закрывают глаза и мысленно крупно и разборчиво яркими буквами «пишут» каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова по слогам. Если учащиеся не уверены в написании какого-то слова, открывают глаза, рассматривают его еще раз и снова проделывают с ним ту же работу.
Запись предложения в тетрадь. Доска с написанным предложением при этом закрывается. После записи предложения в тетрадь доска открывается и задание проверяется.
Данные упражнения не только укрепляют память, но и повышают орфографическую грамотность, увеличивают скорость письма.
Особое место отвожу решению задач. Для индивидуальной работы готовлю дидактический материал, организую дополнительные занятия. В ходе урока даю возможность ученикам побыть «учителем». Ребята — «учителя» самостоятельно проверяют выполнение задания и даже ставят отметки. Это позволяет контролировать ребят, помогает каждому ученику почувствовать свою значимость.
Полученные знания в начальном звене мои ученики подтверждают и в среднем звене.
Подводя итог нужно отметить, что учителю в работе по развитию и укреплению памяти учащихся необходимо учитывать некоторые закономерности запоминания:
- запоминание зависит от цели, которую поставил перед собой ученик;
- от способа и средства предъявления материала (в начальных классах прежде всего от использования наглядности);
- от рациональной организации повторения материала;
- в запоминании должны участвовать все виды памяти;
- процессе запоминания большую роль играет самоконтроль: воспроизведение вслух, записи, ответы на поставленные вопросы, вопросы самому себе и ответы на них и т. д.
Для улучшения запоминания полезно применять некоторые специальные приемы: составление плана, соотнесение изучаемого материала с ранее изученным и т. д.
Знание этих закономерностей, подробное изучение свойств памяти, приемов запоминания, разнообразие развивающих игр, упражнений позволило мне найти те способы и методы организации работы, которые действительно дают результаты по развитию и укреплению памяти.
Развивая память учащихся, не следует ожидать мгновенных результатов. Это очень долгая и трудная работа. Но ее необходимо проводить для того, чтобы учащиеся научились управлять своей памятью, сделали ее безотказным оружием, помогающим в работе. Память надо настойчиво развивать, формировать, а не относиться к ней как к врожденной и неизменной способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
Формирование и развитие памятиОсобенности развития памяти у детей младшего школьного возрастаПсихологические основы совершенствования памяти младших школьников...
Лёгкий способ развития памяти у детей младшего школьного возраста.
1. Статья о пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....
Один из способов развития памяти у детей младшего школьного возраста
1. О пользе заучивания стихов. 2. Методы заучивания стихов.3. Список стихов для заучивания в 1 классе.4. Список стихов для заучивания во 2 классе....
Рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР
Рассмотрены некоторые мнемотехнические приемы, направленные на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти, которые могут быть использованы в процессе работы с детьми с различными формами ...
Коррекционная программа по развитию памяти для детей с задержкой психического развития
Коррекционная программа для детей с задержкой психического развития...
Памятка для родителей "Развитие памяти у детей"
Памятка для родителей "Развитие памяти у детей"...
Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморе...