Доклад на тему: «Русские народные танцы и их специфика»
статья

Мирошниченко Ирина Владимировна

Народное творчество - это квинтэссенция менталитета нации, характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее

Древнейших искусств много и одним из них выступает народный танец. Выражение своего эмоционального состояния с помощью тела - потребность, на которой основывается развитие древнего искусства народного танца. В танце отображаются будни и повседневная реальность человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а после - вместе с музыкой) выражал впечатления радости и печали.

Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.

Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, быт - все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Общество развивается и в ходе этого развития русский народный танец приобретает высокий уровень самостоятельного значения, стает своеобразной формой воспитания народной эстетики. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является максимально разнообразным.

Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_tantsy_i_ih_spetsifika.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Доклад на тему:

«Русские народные танцы и их специфика»

           

   

                                                                                           

                                                                                                   Составитель: учитель

                                                                                        Мирошниченко Ирина Владимировна

                                                                                                                     

                                                                                                                 

                                                    Магнитогорск 2022г   

Танец - это квинтэссенция глубоких чувств и фантазий народа, включающая в себя яркое и красочное художественное отображение тех или иных эмоций, а также - четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. При помощи тех или иных пространственных рисунков и разнообразных пластических движений возникает конкретный и обобщенный художественный образ в рамках сюжетной драматургической основы.

Восприятие танцевального образа может быть, как непосредственным, так и ассоциативным. Характер, ритм, темп мелодии органически связаны с лексикой и содержанием танца, в которых отображаются те или иные танцевальные образы в их художественности, конкретности и правдивости.

Народное творчество - это квинтэссенция менталитета нации, характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее

Древнейших искусств много и одним из них выступает народный танец. Выражение своего эмоционального состояния с помощью тела - потребность, на которой основывается развитие древнего искусства народного танца. В танце отображаются будни и повседневная реальность человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а после - вместе с музыкой) выражал впечатления радости и печали.

Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.

Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, быт - все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Общество развивается и в ходе этого развития русский народный танец приобретает высокий уровень самостоятельного значения, стает своеобразной формой воспитания народной эстетики. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является максимально разнообразным.

Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа.

История русской пляски уходит в языческие времена, когда северяне, вятичи и радимичи: "и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся б?совьскыя п?сни, и ту умыкаху жены соб? В древности танец имел религиозно-магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества - посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам.

Танцевальная лексика русского народного танца является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная - создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально - подражательной.

2. Естественно-пластическая - подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная - выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Большое значение в русском народном танце приобретает его интонация, представляющая собой совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

Содержание русского народного танца - особое. Это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Для него типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием.

Русский народный танец возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

Существуют как медленные, отражающие грусть, так и быстрые танцы: кадрили, хороводы, ручейки, игровые танцы, хороводы, приседания танец.

В русском народном танце исполнители пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Однако это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.

Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. В связи с разделением труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.

В Древней Руси хранителями русских танцевальных обычаев были скоморохи, которые ходили ватагами и выступали под пение сопелок и удары бубнов. Скоморохи выступали для забавы в княжеских, боярских и купеческих хоромах. Нередко скоморохи выступали в личинах. Подчас скоморохи устраивали пантомимы или пели заводные частушки. Новгородская былина Садко описывает пляску Морского царя под аккомпанемент гуслей, в результате которой на море разыгралась сильная буря.

Псковский игумен Памфил в 1505 году сообщал о ритуальных плясках в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Танец состоял из "вихляния хребтом" и "топания и скакания ногами". Домострой решительно осуждал скоморошьи пляски под гусли и гудения, которые "ангелов божьих" отпугивают, а "бесов смрадных" приманивают.

В отличии от немцев, у русских женщины и мужчины не плясали, взявши друг друга за руки. Адам Олеарий (XVII век) писал, что мужчины и женщины плясали отдельно, при этом женщины часто танцевали с платком в руке. При этом присутствовали движения ногами, руками, бедрами и плечами.

Среди множества жанровых разновидностей русского народного танца особое распространение получили хороводы.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo -- круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: "Они пошли тонки водить". В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе.

Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности -- разгул и восторг.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели- это когда? и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во все лето и осень.

Так или иначе, хоровод имеет свои правила, традиции исполнения, поэтому он становится самостоятельным жанром и украшает собой праздники. Он воплощает в себе единство русского народа, дружбу. Ведь участники держат друг друга за руки, порой только мизинцами, иногда за платки, венки, пояса. Манера исполнения зависит от местности, содержания танца и темпа музыки.

Хороводы водили по всей России, но, как правило, в каждом регионе он отличается стилем, композицией, манерой исполнения. Это связано с природными климатическими условиями, особенностями быта и труда.

В хороводе любая фигура может иметь не одно, а множество значений. Участники, не меняя построения, передавали различное содержание и настроение, любую тематику - любовную, трудовую и т.д. Круг - "солнце", остается неизменным, а действия, настроение танцоров, выражение их характеров, совершенно различны.

Русские хороводы делятся на орнаментальные и игровые.

В орнаментальном хороводе танцующие ходят кругами, рядами, создают из хороводной цепи фигуры, в ритм с музыкой, которая является для них лишь музыкальным сопровождением. В песне к такому хороводу нет яркого сюжета с действующими лицами, какого-то конкретного действия. Их содержание связано с образами природы, коллективным народным трудом, бытом. Замысловатые фигуры хоровода имитируют узоры русских кружевниц, узоры, вырезанные по дереву, работу живописцев.

Второй вид русского хоровода - игровой. Главным в нем является раскрытие сюжета. В сопровождающей танец песне есть конкретное действие, герои, и исполнители разыгрывают его с помощью пляски, жестов, мимики. Создают образы, характеры героев, изображают трудовые процессы, сказочные темы. Рисунки в игровых хороводах проще, чем в орнаментальных. Композиция строится по кругу, либо парами и линиями.

К русским пляскам относятся в том числе рассмотренный выше хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Перепляс носит характер соревнования.

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованны определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы ("метелица", "пурга"), либо о каких-либо животных или птицах ("Бычок", "Дергач", "Медведь"). Вспомним, у И.С.Тургенева: "Плясал Иван удивительно - особенно "Рыбку". Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга - да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь - да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит...".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок русских народных танцев

принимаю участие в постановке танца...

Музыка к русскому народному танцу

Музыка к хороводному танцу к сценарию праздника "Вербное воскресенье"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Позиции и положения рук в русском народном танце

Данная презентация предлагается в помощь хореографам при изучении русского народного танца. В ней представлены позиции рук в русском танце, положения рук в русском танце, расположение танцующих и поло...

Технологическая карта занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца"

Методическая разработка занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца" предназначена для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий....

Технологическая карта занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца"

Методическая разработка занятия "Хоровод - основной жанр русского народного танца" предназначена для педагогов дополнительного образования - руководителей театральных студий....