Рабочая программа " Скоро в школу".
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа для подготовки ребёнка в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-kruzhka-skoro-v-shkolu.doc | 409.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сметанинская средняя школа Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета от «___»____________20____г.
Протокол №______ | Утверждаю Директор школы ________Мачульский С.И. «___» _______20___г. Приказ №_____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Скоро в школу»
Программа рассчитана на дошкольников 5-7 лет
Срок реализации: 1 год, 2 часа в неделю (72 часа)
Автор-составитель
Ковалевская Н.Ю.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) научный руководитель. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Актуальность данной программы состоит в том , что она предназначена для учащихся в возрасте от 5 до 7 лет. Творческое объединение посещают учащиеся, не посещающие дошкольное учреждение , численность таких детей возрастает по разным причинам (болезнь, низкий материальный уровень семьи, и ряд других причин). Но как бы ни разнообразны были в социальном отношении семьи, имеющие таких детей, они объединены общей проблемой - проблемой организации полноценного развития и содержательного общения детей. Так же творческое объединение посещают учащиеся посещающие дошкольные учреждения. Данная дополнительная общеобразовательная программа актуальна и востребована, так как нацелена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся данного возраста ( по объективным причинам не посещающих детский сад), в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном, физическом развитии.
Направленность программы: социально- гуманитарная.
Отличительные особенности данной программы :
состоят в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий.
Адресат программы: обучающиеся 5-7 лет.
Цель программы – адаптация к коллективной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности, речевого развития на основе игровых методик.
Задачи:
1. Организация учебного труда (умение целесообразно раскладывать на парте все необходимое на уроке, ориентироваться в рабочих тетрадях, в учебниках); учить считать до 10 и обратно, познакомить с числами 11-20, их образованием; учить решать примеры и простые задачи; учить читать по слогам, учить звуковому анализу слов; учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту и самостоятельно составлять предложения.
2. Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление, наблюдательность; развивать познавательную активность, желание идти в школу.
3. Воспитывать такие волевые качества, как усидчивость, умение напрягаться без ущерба для здоровья, корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую.
Объём и срок освоения: 72 часа, 1 год
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
беседа, выставка, игра, КВН, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, соревнование, творческая мастерская, тренинг, турнир, экскурсия.
Режим занятий: 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Планируемые результаты:
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Личностные УУД
- положительное отношение к школе
– интерес к учебному материалу;
– представление о причинах успеха в учёбе;
– общее представление о моральных нормах поведения;
– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих).
Предметные результаты.
Ребёнок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
- использовать элементарные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребёнок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Учебный план
№ п\п | Название программы | Срок реализации программы (лет) | Год обучения | Уровень освоения программы | Объем учебной нагрузки | Форма проведения промежуточной аттестации | |||
Кол-во занятий в неделю | Продолжи- тельность занятий (мин) | Предельная учебная нагрузки | |||||||
Недель ная | Годовая | ||||||||
1. | « Скоро в школу» | 1 год | 1 | стартовый | 2 | 1*45 | 2 | 72 | Педагогическая диагностика |
Промежуточная аттестация – «Педагогическая диагностика»
Учебно-тематический план
Учебно – тематический план по обучению грамоте и письму
№ п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Дата | Форма контроля, аттестации | ||
план | факт | ||||||
1. | Входная диагностика | 1 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | ||||
2. | Звук и буква А. Звук А: место звука в слов (нач.,сер.,конец), графические навыки: узоры, буква. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
3. | Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (нач., сер., конец), графические навыки: узоры, буква. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
4. | Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер., конец), графические навыки: узоры, буква. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
5. | Звук и буква Ы и Э.: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
6. | Звук и буква Л: место звука в слове, называние слов с начальных слогов, чтение слогов графические навыки: узоры, печатание буквы и слогов. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
7. | Звук и буква М:место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама), графические навыки, анаграммы. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
8. | Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
9. | Звук и буква Н: место звука в слове, графические навыки: чтение и печатание слогов, слов, предложения; деление слов на слоги. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
10. | Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Анаграммы. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
11. | Буква Ю: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (юмор, юла, Юля), предложение (У Юры юла). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
12. | Буква Ю: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звуко- буквенный анализ слов. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
13. | Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звуко - буквенный анализ слов. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
14. | Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (моѐ, мѐл, Алена), предложение (Лѐня мел). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
15. | Буква И: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина Ира), предложение (У Иры лимон). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
16. | Звуки "Г", "Гь", буква "Г, К": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор), предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
17. | Звуки "Д", "Дь", буква "Д": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( крокодил, один, Дима).), предложение (Дина уронила дудку). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
18. | Звуки "Т", "Ть", буква "Т": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( лето, тигр, Таня). предложение (Тоня ела мандарины). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
19. | Звуки "В", "Вь", буквы "В,Ф", : место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова ( ворона, ров, Ваня). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
20. | Звуки "З", "Зь", буква "З,С": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (зима, роза, Зина). предложение (Зоя вяла корзину). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
21. | Звуки "Б", "Бь", буква "Б,П": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
22. | Звуки "Б", "Бь", буква "Б,П": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
23. | Звуки "Х", "Хь", буква "Х": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб, хохолок). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
24. 25. | Звуки "Х", "Хь", буква "Х": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб, хохолок). Чтение слогов, предложения. Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу ужалила оса). Чтение слогов, предложения. | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
26. | Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу ужалила оса). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
27. | Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ": место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (часы, дочка, щука, чаща), предложение (Щенок утащил косточку). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
28. | Буква Й: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
29. | Буква Й: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
30. | Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля, солнце, певец), предложение (Все птицы важны). Чтение слогов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
31. | Промежуточная диагностика | 1 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | ||||
32. | Буква Ь: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье, ель), предложение (Льет сильный дождь). Чтение слов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
33. | Буква Ь: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье, ель), предложение (Льет сильный дождь). Чтение слов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
34. | Буква Ъ: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
35. | Буква Ъ: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложения. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
36. | Итоговая диагностика | 1 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | ||||
Итого: 36 часов | 16 ч | 20ч |
Учебно-тематический план по математическому развитию
№ п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Дата | Форма контроля, аттестации | ||
план | факт | ||||||
1. | Входная диагностика | 1 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | ||||
2. | Свойства предметов. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
3. | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
4. | Представление о действии сложения (на наглядном материале). | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
5. | Пространственные отношения: на, над, под. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
6. | Представления об углах и видах углов. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
7. | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
8. | Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
9. | Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги, величина. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
10. | Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа, логическая задача, геометрические фигуры. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
11. | Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
12. | Число и цифра 0. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
13. | Число 1, логическая задача, ориентировка во времени. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
14. | Число 2, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
15. | Число 3, математическая задача, логическая задача, геометрические фигуры. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
16. | Число 4, состав числа, ориентировка во времени, логическая задача. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
17. | Число 5 состав числа ,геометрические фигуры. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
18. | Решение примеров. | 1 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | ||||
19. | Промежуточная диагностика. | 1 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | ||||
20. 21. | Число 6, состав числа, решение примеров. Число 7, состав числа, решение примеров. | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
22. | Число 8, состав числа, решение примеров. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
23. | Число 9, состав числа, решение примеров. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
24. | Число 10, состав числа, решение примеров. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
25. | Число 11. Состав числа. Решение задач с помощью рисунков. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
26. | Число 12. Состав числа. Решение задач с помощью рисунков. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
27. | Число 13. Состав числа. Запись выражений на вычитание и сложение. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
28. | Число 14. Состав числа. Запись выражений на вычитание и сложение. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
29. | Число 15. Состав числа. Запись выражений на вычитание и сложение. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
30. | Число 16. Состав числа. Решение задач с помощью рисунков. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
31. | Число 17. Состав числа. Задача - иллюстрация на сложение. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
32. | Число 18. Состав числа. Задача- иллюстрация на вычитание. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
33. | Число 19. Состав числа. Решение примеров. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
34. | Число 20. Состав числа. Решение примеров. | 0,5 | 0,5 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |||
35. | Повторение пройденного. | 1 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | ||||
36. | Итоговая диагностика. | 1 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | ||||
Итого 36 часов | 15 ч. | 21ч | Пед. наблюдение, беседа, опрос |
Содержание учебного плана
Речевое развитие
Раздел 1. Вводное занятие
Практика. Речевые игры и упражнения на выявление ЗУН воспитанников.
Раздел 2. Добуквенный период
Теория. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет. Громкость, тон, темп устной речи. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств.
Практика. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова. Составление схем предложений, слов. Составление предложений по картине, схеме.
Раздел 3. Буквенный период
Теория. Звуки русского языка и буквы русского алфавита
Практика. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуковая структура. Слого - звуковой анализ слов. Буквы, как значки звуков. Слоговое чтение.
Раздел 4. Итоговое занятие
Практика. Игры и упражнения на определение уровня обученности по программе.
Математика
Раздел 1. Вводное занятие
Практика. Игры и упражнения на выявление ЗУН воспитанников.
Раздел 2. Общие понятия
Теория. Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Начальные представления о величинах: длина, масса. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Понятия: равенство, неравенство, столько же
Практика. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу и др. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления
пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).Взаимосвязь между целым и частью.
. Раздел 3. Числа и операции над ними
Теория. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Практика. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Раздел 4. Пространственно-временные представления
Теория. Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, внутри — снаружи, раньше - позже
Практика. Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Раздел 5. Геометрические фигуры и величины
Теория. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Практика. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, узнавать и называть изученные объекты в окружающей обстановке.
Раздел 6. Итоговое занятие
Практика. Игры и упражнения на определение уровня обученности по программе.
Календарный учебный график
I четверть | II четверть | ||||||||||||||||||||
№ недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||||||||||||||||||
Пн | 7 | 14 | 21 | 28 | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | 28 | ||||
Вт | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 6 | 13 | 20 | 27 | 3 | 10 | 17 | 24 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | |||
Ср | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |||
Чт | 3 | 10 | 17 | 24 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 5 | 12 | 19 | 26 | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |||
Пт | 4 | 11 | 18 | 25 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 6 | 13 | 20 | 27 | 4 | 11 | 18 | 25 | ||||
Сб | 5 | 12 | 19 | 26 | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | 5 | 12 | 19 | 26 | ||||
Вс | 6 | 13 | 20 | 27 | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 6 | 13 | 20 | 27 |
III четверть | IV четверть | |||||||||||||||||||||||||
№ недели | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 30 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 40 | |
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||||||||||||||||||
Пн | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 5 | 12 | 19 | 26 | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | ||||
Вт | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 6 | 13 | 20 | 27 | 4 | 11 | 18 | 25 | |||||
Ср | 6 | 13 | 20 | 27 | 3 | 10 | 17 | 24 | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | 5 | 12 | 19 | 26 | |||||
Чт | 7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | 4 | 11 | 18 | 25 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 6 | 13 | 20 | 27 | |||||
Пт | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 5 | 12 | 19 | 26 | 5 | 12 | 19 | 26 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 7 | 14 | 21 | 28 | ||||
Сб | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 6 | 13 | 20 | 27 | 6 | 13 | 20 | 27 | 3 | 10 | 17 | 24 | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | ||||
Вс | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 7 | 14 | 21 | 28 | 7 | 14 | 21 | 28 | 4 | 11 | 18 | 25 | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
промежуточная аттестация | |
каникулы | |
праздничные дни | |
выходные дни |
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная и итоговая аттестация проходит в форме педагогической диагностики. Педагогическая
диагностика в рамках данной рабочей программы направлена на определение
уровня развития фонематического восприятия детей и сформированности навыка чтения. Оценка
развития проходит на основе включенного структурированного наблюдения, которое осуществляется
за деятельностью детей на занятии, и комплекса диагностических методик, проводимых
на занятии с детьми в групповой форме.
Результаты диагностики фиксируются в Таблице результатов педагогической диагностики
детей 6-7 лет. На основе полученных данных осуществляется анализ продвижения детей по
программе и достижения ими прогнозируемых результатов. Результаты анализа оформляются в
виде аналитической справки.
Формы текущего контроля успеваемости: обобщающие занятия. Текущий контроль осуществляется
в течение учебного года.
Формы демонстрации результатов освоения программы - открытые занятия для родителей.
Оценочные материалы
Критерии и оценка
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
высокий уровень – учащийся освоил на 80-100% объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
достаточный уровень – объём усвоенных знаний составляет 50-80%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
допустимый (низкий) уровень – учащийся овладел менее чем 40-50% объёма знаний, предусмотренных образовательной программой, как правило, избегает употреблять специальные термины.
критический уровень - учащийся овладел менее чем 40% объёма знаний, предусмотренных образовательной программой, не умеет употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
высокий уровень – учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
достаточный уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет 50-80%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
допустимый (низкий) уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет 40- 50%, предусмотренных умений и навыков, испытывает затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять простые практические задания педагога.
критический уровень – учащийся овладел менее чем 40%, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Диагностическая карта
промежуточного уровня теоретических знаний,
практических умений и навыков
Объединение ________________________________________________________
Ф.И.О. педагога дополнительного образования __________________________
год обучения _____ № группы _______
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | ||||||
Теоретические знания | Владение специальной терминологией | Практические умения и навыки | Владение специальным оборудованием, техникой безопасности | ||||||
В | С | Н | В | С | Н | ||||
Всего аттестовано ____ учащихся
Из них по результатам аттестации показали:
Теоретическая подготовка
высокий уровень ___ чел._____% от общего количества учащихся
средний уровень ____чел. _____% от общего количества учащихся
низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества учащихся
Практическая подготовка
высокий уровень ____ чел._____% от общего количества учащихся
средний уровень ____чел._____% от общего количества учащихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества учащихся
Система оценивания
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов |
Теоретическая подготовка | |||
Теоретические знания по основным разделам учебного плана образовательной программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - овладел менее чем ¼ объёма знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; - овладел ¼ - ½ объёма знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; -- объём усвоенных знаний более ½; - - освоил практически весь объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период | 2 3 4 5 3 4 5 2 3 |
Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - не умеет употреблять специальные термины. - знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; - - сочетает специальную терминологию с бытовой; - - специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием | 1 2 3 |
Практическая подготовка | |||
Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (по основным разделам учебного плана образовательной программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | -- овладел менее чем ¼ предусмотренных умений и навыков - - овладел ¼ - ½ предусмотренных умений и навыков -- объём усвоенных умений и навыков составляет более ½ - - овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 1 2 3 |
Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | - - испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием - - испытывает затруднения при работе с оборудованием; - - работает с оборудованием с помощью педагога; - - работает с оборудованием самостоятельно. Не испытывает особых трудностей | 1 2 3 |
Уровни: 2 балла (критический уровень
3 балла (допустимый уровень)
4 балла (достаточный уровень)
5 баллов (высокий уровень)
Условия реализации программы
1. Кадровое обеспечение:
Реализация программы осуществляется педагогом, имеющим высшее профессиональное педагогическое
образование.
Методист осуществляет организационно-методическое сопровождение процесса реализации
программы, консультативную поддержку педагогических работников по вопросам образования
детей.
2. Материально-техническое обеспечение:
1.Дополнительная общеобразовательная программа «Скоро в школу» для детей 6-7 лет.
2. Помещение для занятий.
3. Средства обучения и воспитания:
Мебель: столы и стулья регулируемые; шкафы для методических материалов и оборудования;
доска.
Техническое оборудование:
часы, магнитофон, CD диски: релаксирующая музыка, пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
интерактивная доска, проектор, ноутбук, интерактивные игры.
Оснащение предметно-развивающей среды:
звуковые модели слов; слоговые модели слов; слогоударные модели слов; схемы на определение
позиции звука в слове; схемы предложений; разрезная азбука; магнитная азбука; фишки
красного, синего, зеленого цветов; персонажи страны Слов (звуковички, том, тим, звукомо-
ры, мастер слогов, мастера ударений, карта страны слов); предметные картинки; резиновые игрушки;
игрушки ба-ба-бо; мяч; волшебный мешочек, сундучок; тарелочки; стаканчики; простые
и цветные карандаши; тетради; настольно-печатные игры; наглядно-дидактические пособия;
плакаты «Алфавит».
Список литературы
1. Антоненков П.Е. Готовимся к письму. М.: Росмэн, 2013.
2. Жукова Н.С. Букварь. М.: Эксмо, 2014.
3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька… Математика для детей 2 часть, М.: Ювента, 2016.
4. Петерсон Л.Г., Н.П. Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька… Математика для детей 1 часть, М.: Ювента, 2016.
5. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2013.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
«Формирование элементарных математических представлений»
1. Корепанова М.В. Моя математика для детей старшего дошкольного возраста. Методические
рекомендации для педагогов. - М.: Баласс, 2008.
2. Корепанова М.В. Моя математика. Пособие для старших дошкольников в 3-х частях. - М.:
Баласс, 2008.
«Подготовка к обучению грамоте»
1. Гончарова Е.М. «Азбука в стихах». - М.: Баласс, 2009.
2. Лыкова И.А. «Прописи для дошколят». - М.: Карапуз, 2009.
Приложения
Уровень развития математических представлений определяется в рамках рабочей программы
«Формирование элементарных математических представлений», умение детей ориентироваться
в звуковой системе языка и сформированность навыка чтения определяется в рамках рабочей
программы «Подготовка к обучению грамоте». Для определения уровня развития детей
по каждой рабочей программе выделены соответствующие показатели.
При оценке показателей ребенку присваивается 0, 1, 2 или 3 балла, соответствующих особенностям
выполнения заданий ребенком.
Оценка заданий:
0 баллов - ребенок не выполнил задание;
1 балл - ребенок выполнил задание частично; допустил более 2 ошибок; использовал помощь
взрослых при выполнении задания;
2 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно в полном объеме, допустив 1 -2 ошибки;
3 балла - ребенок самостоятельно правильно выполнил задание в полном объеме; демонстрирует
уровень развития, превышающий возрастную норму.
Баллы заносятся в Таблицу результатов педагогической диагностики детей 6-7 лет. Итоговый
результат определяется суммой набранных баллов.
Итоговый результат по рабочей программе «Формирование элементарных математических
представлений»:
Высокий уровень: 39 - 30 баллов.
Средний уровень: 29 - 12 баллов.
Низкий уровень: 11 - 0 баллов.
Итоговый результат по рабочей программе «Подготовка к обучению грамоте»:
Высокий уровень: 24 - 19 баллов.
Средний уровень: 18 - 8 баллов.
Низкий уровень: 7 - 0 баллов.
Таблица результатов педагогической диагностики детей 6 - 7 лет
№ | Ф.И. ребёнка | Формирование элементарных математических представлений | |||||||||||||||||
Возраст ребёнка | Вид диагностики | Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке | Умение ориентироваться на плоскости | Знание геометрических фигур и тел | Умение ориентироваться в числовом ряду | Умение присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку | Умение сравнивать числа и использовать знаки сравнения | Умение решать задачи | Умение решать примеры | Умение определять состав чисел в пределах 10 | Уровень | ||||||||
1. | В | ||||||||||||||||||
П | |||||||||||||||||||
И | |||||||||||||||||||
2. | В | ||||||||||||||||||
П | |||||||||||||||||||
И |
№ | Ф.И. ребёнка | Подготовка к обучению грамоте | |||||||||||||||||
Возраст ребёнка | Вид диагностики | Умение определять количество звуков в слове | Умение проводить звуковой анализ слова | Умение делить слова на слоги | Умение ставить ударение в словах | Умение печатать слоги, слова под диктовку | Умение безошибочно списывать предложения | Умение читать слова, предложения | Умение определять количество слов в предложении | Уровень | |||||||||
1. | В | ||||||||||||||||||
П | |||||||||||||||||||
И | |||||||||||||||||||
2. | В | ||||||||||||||||||
П | |||||||||||||||||||
И |
Условные обозначения:
В - входная диагностика, П - промежуточная диагностика, И - итоговая диагностика. Уровни: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей 6 - 7 лет
«Формирование элементарных математических представлений»
Вид диагностики | Кол-во детей, прошедших диагностику | Низкий уровень кол-во чел (%) | Средний уро вень кол-во чел (%) | Высокий уровень кол-во чел (%) |
Входная | ||||
Промежуточная | ||||
Итоговая |
Анализ результатов входной диагностики:
1. критерии, с которыми обучающиеся успешно справились:
2. критерии, которые вызвали сложность:
3. планирование деятельности, исходя из результатов входной диагностики:
Анализ результатов промежуточной диагностики:
1. сравнительный анализ входной и промежуточной диагностики, выводы:
2. критерии, с которыми обучающиеся успешно справились:
3. критерии, которые вызвали сложность:
4. планирование деятельности, исходя из результатов промежуточной диагностики:
Анализ результатов итоговой диагностики:
1. сравнительный анализ промежуточной и итоговой диагностики, выводы:
2. критерии, с которыми обучающиеся успешно справились:
3. критерии, которые вызвали сложность:
«Подготовка к обучению грамоте»
Вид диагностики | Кол-во детей, прошедших диагностику | Низкий уровень кол-во чел (%) | Средний уро вень кол-во чел (%) | Высокий уровень кол-во чел (%) |
Входная | ||||
Промежуточная | ||||
Итоговая |
Анализ результатов входной диагностики:
1. критерии, с которыми обучающиеся успешно справились:
2. критерии, которые вызвали сложность:
3. планирование деятельности, исходя из результатов входной диагностики:
Анализ результатов промежуточной диагностики:
1. сравнительный анализ входной и промежуточной диагностики, выводы:
2. критерии, с которыми обучающиеся успешно справились:
3. критерии, которые вызвали сложность:
4. планирование деятельности, исходя из результатов промежуточной диагностики:
Анализ результатов итоговой диагностики:
1. сравнительный анализ промежуточной и итоговой диагностики, выводы:
2. критерии, с которыми обучающиеся успешно справились:
3. критерии, которые вызвали сложность:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для начальной школы "Школа России"
Рабочая программа для учителей начальной школы по программе "Школа России"....
Рабочая программа "Скорая помощь по математике" для 1 класса по УМК "Гармония"
Рабочая программма создана для учеников 1 класса....
Рабочая программа "Скорая помощь по математике" для 2 класса по УМК "Гармония"
Рабочая программа создана для оказания помощи ученикам 2 класса по УМК "Гармония"....
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа "Скорая помощь по русскому и математике"
Рабочая программапо курсу внеурочной деятельности «Скорая помощь по русскому языку и математики» интеллектуальное направление ,для обучающихся...