Формирование функциональной грамотности
презентация к уроку (1, 2, 3 класс)
Задания по формированию фукциональной грамотности у обучающихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания по формированию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов | 463.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе.
Особенность современного начального образования в том, что наряду с предметными компетенциями у учащихся необходимо сформировать универсальные учебные действия(УУД )
Процесс формирования и развития функциональной грамотности исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. Как известно, основы этого закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.
Упражнения по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на развивающих и коррекционных занятиях .
Упражнение « Хлопушка» Детям дается задание хлопнуть в ладоши тогда, когда услышишь слово, обозначающее название овоща. - Морковь , яблоко, арбуз, береза. -огород, грядка, картофель , ананас -грабли, лопата, груша, кабачок Игра «Волшебное слово» Дети становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но в том случае, если ведущий скажет слово «пожалуйста». Тот, кто ошибся должен выйти в середину круга и рассказать какое-нибудь стихотворение или загадать загадку.
Упражнение «Переключись!» Б 5 Г И 3 1 Ж Б 8 Е Д 4 Л Й 10 7 К М 2 В З А Ё 3 6 Игра- соревнование «Переговори соседа» Каждому ребенку раздается карточка ,на которой записаны скороговорки. Задание : нужно безошибочно повторить скороговорку 3-4 раза соседу по парте, затем поменяться скороговорками. Связку сушек сушил Саша на суше. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал. Перепел пел, всех перепел. На возу лоза, у воза коза Влас у нас, Афанас у вас.
Упражнение « Путаница» Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части: Больше дела- а руки делают. Терпение и труд а неученье - тьма Глаза бояться, меньше слов Ученье – свет, все перетрут Упражнение «Зашифрованное слово» Каждому ученику выдается листок со словами. Нужно составить и записать новые слова взяв из предложенных слов только первые слоги/ вторые , последние/.
Упражнения на развитие восприятия Упражнение «Цвета» Учитель выступает в роли ведущего. Он называет цвет, ученики должны назвать несколько предметов данного цвета ,которые находятся в классе. Упражнение « Знаки» Ученикам раздаются карточки, на которых нарисован разлинованный квадрат в котором нарисованы математические знаки (можно буквы) + = - + - + = = - - + = + + - + = = + - - = = - Сколько знаков «+» ? Сколько знаков «-» ? Сколько знаков «==» ?
Игра «Заколдованные деревья» Цель : закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления. Ребенку предлагают используя конструктор или мозаику «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня). Можно попросить нарисовать такие деревья.
« Анаграммы ». Решите анаграммы НИАВД – ДИВАН СЕОТТ - ТЕСТО СЛОТ –СТОЛ РАКЫШ - КРЫША ГИАР –ИГРА КООН - ОКНО Упражнение «Изографы» Ученикам предлагаются индивидуальные карточки с изографами. Нужно найти изображенные на них предметы и записать их название в тетрадь. Разобравшись со своей карточкой, дети меняются ими с соседом по парте.
Упражнения на развитие памяти Упражнение «Кто больше?» Класс делится на команды. На доске вывешивается плакат со слогами. Нужно составить из них слова. Побеждает команда, у которой будет большее количество правильно написанных слов. СЛОГИ : КО, АР, ЛА, ЛОК, БАН, НИ, КА,ТИК, ЛАВ, ТАК, СТРЕ. Упражнение «Кто больше?» Ученикам называется определенная тема. Нужно записать как можно больше слов связанных с этой темой. Предлагаю темы для данного вида работы: Лес – дерево, ягода, мох, грибы, болото , листья, волк, хворост, кора, муравей, белка, дупло и т.д. Дом Семья Книга Улица
Упражнения на развитие мышления Упражнение «Для чего предмет?» Называем любой предмет, ученики говорят о том, что можно с ним делать. Например : - СТАКАН – можно пить чай, поливать цветы, ставить карандаши, измерять крупу и т.д. /слова могут быть самыми разными, в роли ведущего могут выступать ученики/ «Пятый лишний» 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д. «Назови одним словом» Метла, лопата… Июнь, июль … Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
Упражнение: «Умозаключения» Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания); Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат ).
« Интеллектуальная разминка». Сколько пальцев на 2 руках? Сколько недель в месяце? Порядковый номер пятницы в неделе? Наименьшее двузначное число? Какого числа последний день года?
Рисование двумя руками
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга . При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу, так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, а левая рука вытягивается как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует ленивую восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки, глаза следят за движением кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение выполняется медленно от 3 до 5 раз каждой рукой. Слон очень рекомендуется людям с нарушением концентрации внимания, так как это упражнение способствует улучшению внимания Упражнение помогает легче учиться и чаще получать хорошие отметки. От него заметно повышаются внимание и собранность да и учебный материал запоминается быстрее. Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный , визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память . СЛОН
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способам мыслительной деятельности. Одним из средств достижения этой цели является использование в работе таблицы « Скорочтение » и метода «Жужжащее чтение».
Врожденные способности (речь, восприятие) Модель формирования и развития функциональной грамотности
Врожденные способности (речь, восприятие) Познаватель-ные процессы Модель формирования и развития функциональной грамотности
Врожденные способности (речь, восприятие Познаватель-ные процессы учитель Модель формирования и развития функциональной грамотности родители
Врожденные способности (речь, восприятие Познаватель-ные процессы учитель Модель формирования и развития функциональной грамотности родители Полученные ЗУН в НШ
Врожденные способности (речь, восприятие) учитель Жизненные ценности Функциональная грамотность Познаватель-ные процессы Полученные ЗУН в НШ родитель Модель формирования и развития функциональной грамотности
Портрет выпускника начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов
Выступление в Краснодаре на краевом педагогическом фестивале "Инновационный поиск"...
«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...
Формирование функционально грамотных читателей
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным вид...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....