Урок математики 4 класс Тема урока: «Алгоритм деления столбиком"
план-конспект урока (4 класс)
Цель данного урока создание условий для усвоения учащимися математического понятия алгоритм деления столбиком и применения его для решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_4_klass.docx | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики 4 класс
Тема урока: «Алгоритм деления столбиком"
Цель: создание условий для усвоения учащимися математического понятия алгоритм деления столбиком и применения его для решения;
Задачи:
- учить анализировать запись деления многозначного числа на двузначное столбиком;
- формировать умение формулировать алгоритм деления столбиком, отвечая на вопросы;
- развивать математическую речь учащихся;
- формировать соответствующие УУД
Личностные УУД:- способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:- умение определить и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение; выбирать для выполнения посильные задания.
Коммуникативные УУД:- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать, понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения при работе в парах, в группе и следовать им.
Познавательные УУД:-выполнять действия по заданному алгоритму; строить логическую цепь рассуждений; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
- знание алгоритма письменного деления:
- умение делить многозначные числа на двузначные письменным способом.
Метапредметные:
- умение ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
- умение слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками,
- умение определять успешность учебной деятельности.
Усваиваемые математические термины: «алгоритм деления столбиком», «запись делимого», «первое промежуточное делимое», «остаток первого промежуточного деления», «число цифр в записи неполного частного».
Оборудование: проектор, презентация, учебник, тетради на печатной основе, таблицы для рефлексии, пошаговый алгоритм в конверте, маршрутный лист, карточки, смайлики, жетоны.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, аналитико-синтетический.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Приёмы: устный счёт, работа у доски, решение задач, уравнений.
Технология: личностно-ориентированная.
Оборудование: учебник «Математика», 4 класс, авторы: А.Л.Чекин, презентация, письменные принадлежности, тетради.
Структура и основные этапы урока. (45 мин.)
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.1 мин.
2. Целеполагание и мотивация. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми. 6 мин.
3. Актуализация знаний (устный счет). 8 мин.
4. Закрепление изученного материала 25 мин.
5. Релаксация (Физкультминутка). 2 мин.
6. Итог урока. 2 мин.
7. Рефлексия. 1 мин.
Ход урока
Слайд I. Организационный момент
Приветствие детей и гостей.
Учитель: - Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке у нас гости.
Поприветствуйте гостей.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво и приступить к работе
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Учитель: Урок у нас необычный. Чему он посвящён вы определите после выполнения задания.
- Найдите значения выражений, буквы вставьте в порядке возрастания чисел. Считаем вместе, последовательно открывая ответы СЛАЙД
1. - Посмотрите внимательно и выполните действия.
200 : 5 =… К 40
480 : 8 =…О 60
200 х 2 =…Г 400
60 х 9 =…И 540
840 : 4 =…О 210
230 х 3 =… Я 690
400 : 4 =…Л 100
120 : 6 =… Э 20
Поставьте полученные результаты в порядке возрастания.
- Какое слово получилось? (Экология)
Учащиеся: ЭКОЛОГИЯ СЛАЙД
Учитель: Правильно наш урок посвящён проблемам экологии. Вспомним, как мы определяли это слово на уроке окружающий мир?
Учитель Что такое экология?
Учащиеся:
«Логос» - наука
«Эко» - дом (на латинском языке)
Это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Учитель: - Экология – это наука о доме. Дом для человечества это наша огромная планета Земля.
Учитель: - Кто такие экологи?
– Эти люди стремятся, чтобы на нашей планете был чистый воздух, чистые воды, жизни животных и растений ничего не угрожало.
- О природе мы должны думать всегда и даже на нашем уроке мы с вами будем решать задачи, которые будут очень поучительными.
Все задания нашего урока будут связаны с экологией.
II.Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок.
Учитель:– Сегодня на уроке мы отправимся в экологическую экспедицию по нашей планете, нам предстоит выяснить какие экологические проблемы
существуют, постараемся эти проблемы решить, а помогут в этом наши знания полученные ранее на уроках математики. Откройте учебники на с.15 и прочитайте тему прошлого урока.
-Что такое алгоритм?
- С какими алгоритмами мы уже знакомы? Письменного сложения, вычитания, умножения и деления)
-Какие задачи поставим перед собой? Используйте для этого слова: повторение, решение, применение, закрепление.
Учитель: Правильно! Тема нашего урока «Алгоритм деление многозначного числа на двузначное»
СЛАЙД
Цели: Нам предстоит закрепить деление многозначного числа на двузначное, закрепить умения решать задачи, повторить решение уравнений, СЛАЙД
Учитель: Откроем тетради. Запишем число, классная работа
III. Актуализация знаний
Учитель: Вот и первые экологические задания, для решения которых нужны ваши математические знания. Записываем только ответы
1.Одно предприятие выбрасывает в атмосферу в год 200 тонн сажи . После установки очистных сооружений стало выбрасывать в 20 раз меньше. Сколько тонн сажи стало выбрасываться в атмосферу? (10)
2. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Сколько лет потребуется для восстановления слоя почвы в 10см? (1000)
3.Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? (4)
4.В час из крана вытекает 5 г воды. Сколько воды вытечет из крана за сутки?(120)
5.Почтовый голубь должен доставить донесение на экологическую станцию, на расстояние 150 км. Скорость голубя 50 км/ч. За какое время голубь сможет доставить донесение? (3)
Учитель:-Как вы справились с заданием? Отвечает Пономарёва
СЛАЙД с ответами
ПРОВЕРЬ: Ответы: 10,1000,4,120,600,3,22
Молодцы! С заданиями справились. Наша экспедиция может отправляться в путь по следующему маршруту:
У каждого из вас есть маршрутный лист. Я вас прошу оценивать свои успехи по ходу преодоления каждого задания.
Учитель: Во время экспедиции мы посетим следующие острова СЛАЙД
Учитель: Отправляемся на остров «Арифметических действий» СЛАЙД
-Какие здесь ждут нас задания?
IV. Закрепление письменных приемов деления на двузначное число.
Учитель:- На доске и на экране примеры. Прежде чем вы начнёте их решать , повторим компоненты действия деления, алгоритм действия деления.
СЛАЙД
1.Два ученика решают у доски (примеры напечатаны прикреплены магнитом)
2 924 : 68 (Ответ 43)
29 736 : 56 (Ответ 531)
Консультанты проверяют ( Кравченко Н., Пономаренко Н., Черновол М.)
Раздаются карточки
2. Одна группа решает по карточкам. Выполняют взаимопроверку. Обмениваются тетрадями.
3912:12=326 11206:13=862 479120 : 53 10635:15=709
6748:14=482 14562:18=809 273150 : 45 15640:17=920
3.Класс решает по учебнику с.17 №42. Взаимопроверка
-Какие ошибки возможны при делении многозначных чисел? СЛАЙД
Пропущен или добавлен нуль в частном при переходе к более мелким счетным единицам.
Не снесены или снесены лишние нули при делении круглых чисел.
Неверно подобрана цифра частного т.е. остаток больше делителя.
Вычислительная ошибка.
Не выполнена прикидка результата.
Учитель: Ребята! Поступил сигнал SOS! Природный дом оказался в опасности.
-Какие вы знаете раны, которые люди приносят природе?
Учащиеся: Исчезновение редких животных и растений, загрязнение рек, воздуха, загрязнение окружающей среды, вырубка леса СЛАЙД
Учитель: Нам предстоит помочь нашей планете избежать экологических катастроф. Для этого мы отправляемся на остров «Задач» СЛАЙД
1 человек у доски. У. с.17 №43 Решает Лахов Богдан
Задачи для индивидуальной работы: одной группе
Реши задачу и сделай свое заключение: надо ли охранять почву и почему?
Для образования слоя почвы толщиной в 5 см в природе требуется. по расчетам
специалистов, 2 000 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя в 12 см?
2 000:5=400 лет – 1 см почвы
400х12=4 800 лет
После решения объясняет как решал.
Задачи для индивидуальной работы: второй группе
1.В среднем на 1 жителя в год приходится 200 кг бытовых отходов. В селе Зелёное проживает 651 человек. Сколько тонн поступит на свалку в год бытовых отходов
1 ч.- 200кг
651ч.-? кг
651х200=130200кг=130т.200кг
Ответь на вопрос. Как решить проблему свалки?
Ответ: Построить мусороперерабатывающие предприятия.
Задачи для индивидуальной работы: третьей группе
4. Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25 000 видов)
-Ответь на вопрос. Какие ты знаешь растения, занесённые в Красную книгу?
По карточкам каждый объясняет своё решение
Класс работает по учебнику. Самостоятельная работа.
Учитель: Каждый успешно решил свою экологическую задачу. Молодцы! Пора нам и отдохнуть! Отправляемся на следующий остров «Отдыхай-ка»
СЛАЙД V. Физкультминутка
Учитель: Молодцы! Отдохнули, пора нам дальше в путь приводить нашу планету в порядок, держим курс к острову «Уравнений»
СЛАЙД Работа над уравнениями.
Учитель: Ребята, около острова плавала бутылка с запиской (у учителя бутылка, в которой записка с надписью SOS и листочки для учащихся с записанными уравнениями). Что в ней записано, узнаем, когда решим уравнения
Два человека работают у доски, остальные по вариантам
X · 3 = 375 – 120
540 : х=380 : 19
Класс решает по вариантам П.т. с.10 № 19
1вариант- 2столбик
2 вариант- 3 столбик
На местах проводят взаимопроверку. Кто справился с уравнениями?
У кого возникли трудности? Проверим ответы . СЛАЙД
Учитель: -Молодцы!
СЛАЙД МЕДУЗА
- Итак, давайте прочитаем записку. (SOS) От кого же она Отгадайте загадку
Что такое там плывёт?
Не желе это, не лёд,
И не мякоть от арбуза,
В море плавает… правильно медуза
Учитель: - О чем нас просят?
- Послушайте какая беда происходит в морях..
«Когда-то в море нас, медуз, было очень много, но сейчас в морях плавает много нефтяных танкеров, море становится грязным, и медуз становится меньше».Она просит нас помочь очистить море от нефтяных плёнок и отправляет нас к острову «Смекалка»
СЛАЙД
Работа над развитием логического мышления.
Чтобы очистить море от нефтяных плёнок нам нужно очистить примеры, так как эти плёнки и на примеры попали СЛАЙД
Ваша задача: восстановить цифры .
Решают самостоятельно с проверкой на экране.
- 6 9 * 4
+ 7 * 8 *
* 4 2 6 3
- * 5 *
+ 8 * 4
* 7 5 6
- 3 4 * 3 2 8
_ - * 9 * 3 *
* 2 5 8 * 9 СЛАЙД
- МОЛОДЦЫ!
- Наш урок-экспедиция подходит к концу.
Я думаю вы стали и умнее и мудрее.
Давайте еще раз посмотрим на мир глазами математика.
Какую цель мы поставили в начале нашего урока?
- Достигли мы цели урока? (повторяли и закрепляли алгоритм деления, учились его применять при решении примеров)
-Как надо относится к окружающей нас природе, чтобы не происходило экологических катастроф? (беречь и реки и леса, и почву и все что нас окружает)
- А теперь каждый оценит себя – достиг ли он цели урока - насколько хорошо вы усвоили алгоритм деления столбиком. Оценивайте свои умения по островам на маршрутном листе.
СЛАЙД VI. Рефлексия.
- Встаньте, пожалуйста, те, кто устал от сегодняшнего урока; кому было трудно; кто был уверен в себе; у кого осталось отличное настроение.
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке.
- Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы.
-Поэтому и урок хочется закончить стихотворением, напоминающим о бережном отношении к природе. СЛАЙД
Стихотворение читает ученик.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
СЛАЙД VII . Домашнее задание карточки по уровням
Выставление отметок. По ходу урока жетон разного цвета
Красный 5
Зелёный 4
Синий 3
СЛАЙД Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 3 класс "Алгоритм сложения столбиком"
Конспект урока учителя начальной школы МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9» Васильевой Ларисы Минтагировны Урок математики в 3 классеТема урока: «Алгоритм сложения столбиком» Цельурока: составить алгор...
конспект урока математики " Алгоритм деления столбиком. Закрепление"
конспект урока математики " Алгоритм деления столбиком. Закрепление"...
Памятка " Алгоритм деление столбиком"
Памятка " Алгоритм деление столбиком"...
Конспект урока математики "Знакомство с алгоритмом деления на трехзначное число" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование умения делить многозначные числа на трехзначные, когда в записи частного одна, две цифры.Планируемые результаты:Предметные:· з...
урок математики Тема: «Алгоритм деления столбиком. Закрепление»
Тема урока: «Алгоритм деления столбиком" Цель: создание условий для усвоения учащимися математического понятия алгоритм деления столбиком и применения его для решения; Задачи:учит...
Алгоритм деления столбиком и примеры на деление столбиком
Алгоритм и правила деления столбиком...
Алгоритм деления столбиком (памятка)
Алгоритм деления столбиком (памятка)...