Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы по литературному чтению. /Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
К учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др."Литературное чтение" 4 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс | 71.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Литературное чтение» в 4-А классе
Всего часов на учебный год: 102
Количество часов в неделю: 3
город Покачи
I.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы по литературному чтению. /Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
К учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др."Литературное чтение" 4 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2017 г.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного/
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, отражают:
Литературное чтение:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
(п. 12.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576)
III. Содержание учебного предмета
(102 часа)
Летописи, былины, сказания, жития (10ч)
Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Поэтический текст былины «Ильины три поездки». Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. Житие Сергея Радонежского.
Чудесный мир классики (14ч)
1. П.П.Ершов «Конек-Горбунок!
2. А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
3. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик Кериб».
4. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Детство, «Как мужик камень убрал».
4. Басня. А.П.Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (9ч)
- Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
- А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочки».
- Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист…».
- А.Н.Плещеев «Дети и птичка».
- Ритм стихотворения. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями...».
- Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки».
- И.А.Бунин «Листопад».
Литературные сказки (14 ч)
1. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
2. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
3. П.П.Бажов «Серебряное копытце».
4. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час (6 ч)
1. Е.Л.Шварц «сказка о потерянном времени».
2. В.Ю.Драгунский «Главные реки!», «Что любит Мишка».
3. В.В.Голявкин «Ни какой я горчицы не ел…»
Страна детства (6 ч)
1. Б.С.Житков «Как я ловил человечков».
2. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
3. М.М.Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь (4ч)
1. В.Я Брюсов «Опять сон», «Детская».
2. С.А.Есенин «Бабушкины сказки».
3. М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»
Природа и мы (10ч)
1. Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш».
2. А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
3. М.М.Пришвин «Выскочка».
4. Е.И.Чарушин «Кабан».
5. В.П.Астахов «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (5ч)
1. Б.Л.Пастернак «Золотая осень».
2. Н.М.Рубцов «Сентябрь».
3. С.А.Клычков «Весна в лесу».
4. Д.Б.Кедрин «Бабье лето».
5. С.А.Есенин «Лебедушка».
Родина (4ч)
1. И.С.Никитин «Русь».
2. С.Д.Дрожжин «Родине».
3. А.В.Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…».
Страна Фантазия (8 ч)
1. Е.С.Велистов «приключения Электроника»
2. К.Булычов «Путешествие Алисы».
3. Г. Х. Андерсен. «Гадкий Утенок».
Зарубежная литература (10 ч)
- Дж.Свифт «Путешествие Гулливера».
- Г.Х. Андерсен «Русалочка».
- М.Твен «Приключения Тома Сойера».
- С.Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.
Умение говорить (культура речевого общения)
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
Летописи, былины, сказания, жития (10 ч.) | ||||
1. | Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 | ||
2. | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | 1 | ||
3. | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | 1 | ||
4. | Летопись - источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | 1 | ||
5. | Поэтический текст былины «Ильины три поездки». | 1 | ||
6. | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. | 1 | ||
7. | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри». | 1 | ||
8. | Сергей Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергею Радонежскому». | 1 | ||
9. | Житие Сергея Радонежского. | 1 | ||
10. | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторического события». | 1 | ||
Чудесный мир классики (19 ч.) | ||||
11. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. П.П.Ершов «Конек-Горбунок!» | 1 | ||
12. | П.П.Ершов «Конек-Горбунок!». Сравнение литературной и народной сказки. | 1 | ||
13. | П.П.Ершов «Конек-Горбунок!» Характеристика героев. | 1 | ||
14. | А.С.Пушкин «Няне». | 1 | ||
15. | А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!…» | 1 | ||
16. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | ||
17. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. | 1 | ||
18. | А.С.Пушкин«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. | 1 | ||
19. | Вн. чтение. Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина. | 1 | ||
20. | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». | 1 | ||
21. | М.Ю.Лермонтов «Ашик Кериб». | 1 | ||
22. | М.Ю.Лермонтов «Ашик Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | 1 | ||
23. | М.Ю.Лермонтов «Ашик Кериб». Характеристика героев. | 1 | ||
24. | Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Вн. чтение. Творчество Л.Н.Толстого. | 1 | ||
25. | Л.Н.Толстой «Детство». | 1 | ||
26. | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. | 1 | ||
27. | А.П.Чехов «Мальчики». | 1 | ||
28. | А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | 1 | ||
29. | Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений. | 1 | ||
Поэтическая тетрадь (9 ч.) | ||||
30. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». | 1 | ||
31. | А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочки». | 1 | ||
32. | Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист…». | 1 | ||
33. | А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | 1 | ||
34. | И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями...». | 1 | ||
35. | Н.А.Некрасов «Школьник». | 1 | ||
36. | Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки». | 1 | ||
37. | И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина. | 1 | ||
38. | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Вн. чтение. Родные поэты. | 1 | ||
Литературные сказки (14 ч.) | ||||
39. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». | 1 | ||
40. | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».Составление плана сказки. | 1 | ||
41. | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. | 1 | ||
42. | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | 1 | ||
43. | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения. | 1 | ||
44. | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | 1 | ||
45. | П.П.Бажов «Серебряное копытце». | 1 | ||
46. | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 1 | ||
47. | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | 1 | ||
48. | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. | 1 | ||
49. | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».Деление текста на части. | 1 | ||
50. | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование. | 1 | ||
51. | Вн. чтение. Сказки любимых писателей. | 1 | ||
52. | Оценка достижений. | 1 | ||
Делу время – потехе час (6 ч.) | ||||
53. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. Е.Л.Шварц «сказка о потерянном времени». | 1 | ||
54. | Е.Л.Шварц «сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | 1 | ||
55. | В.Ю.Драгунский «Главные реки!». В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | ||
56. | В.В.Голявкин «Ни какой я горчицы не ел». Смысл заголовка. | 1 | ||
57. | В.В.Голявкин «Ни какой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | 1 | ||
58. | Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений. Вн. чтение. Книги о сверстниках, о школе. | 1 | ||
Страна детства (6 ч.) | ||||
59. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». | 1 | ||
60. | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения. | 1 | ||
61. | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | ||
62. | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. | 1 | ||
63. | М.М.Зощенко «Елка». | 1 | ||
64. | Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений. Вн. чтение. Что такое серии книг и каково их название. | 1 | ||
Поэтическая тетрадь (4 ч.) | ||||
65. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. В.Я Брюсов «Опять сон», «Детская». | 1 | ||
66. | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | ||
67. | М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». | 1 | ||
68. | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс стихов. Оценка достижений. | 1 | ||
Природа и мы (10 ч.) | ||||
69. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш». | 1 | ||
70. | Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе. | 1 | ||
71. | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | ||
72. | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | 1 | ||
73. | М.М.Пришвин «Выскочка». | 1 | ||
74. | М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | 1 | ||
75. | Е.И.Чарушин «Кабан». | 1 | ||
76. | В.П.Астахов «Стрижонок Скрип» Герои рассказа. | 1 | ||
77. | В.П.Астахов «Стрижонок Скрип». Составление плана. | 1 | ||
78. | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». Проект «Природа и мы». Оценка достижений . | 1 | ||
Поэтическая тетрадь (5 ч.) | ||||
79. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Н.М.Рубцов «Сентябрь». | 1 | ||
80. | С.А.Клычков «Весна в лесу». | 1 | ||
81. | Д.Б.Кедрин «Бабье лето». | 1 | ||
82. | С.А.Есенин «Лебедушка». | 1 | ||
83. | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений. | 1 | ||
Родина (4 ч.) | ||||
84. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | ||
85. | А.В.Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…». | 1 | ||
86. | Обобщающий урок «Родина» Вн. чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». | 1 | ||
87. | Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений. | 1 | ||
Страна Фантазия (5 ч.)
| ||||
88. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. Е.С.Велистов «Приключения Электроника». | 1 | ||
89. | Е.С.Велистов «приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | 1 | ||
90. | К.Булычов «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | 1 | ||
91. | К.Булычов «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | 1 | ||
92. | Итоговая контрольная работа. Оценка достижений. | 1 | ||
Зарубежная литература (10 ч) | ||||
93. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержание. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | 1 | ||
94. | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | 1 | ||
95. | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. | 1 | ||
96. | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. Рассказ о Русалочке. | 1 | ||
97. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | ||
98. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | 1 | ||
99. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | 1 | ||
100. | С.Лагерлеф «Святая ночь». | 1 | ||
101. | С.Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. | 1 | ||
102. | Обобщающий урок «Зарубежная литература» Урок-игра «Литературные тайны». | 1 |
V. Контрольно – измерительные материалы
Тест 1.
Летописи. Былины. Жития.
А1. Какие сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
1) много тысяч лет назад
2) когда появилось устное народное творчество
3) с появлением письменности
4) когда стали печатать первые книги
А2. Почему Олег не принял вино от греков?
1) оно прокисло 3) оно было разбавлено
2) он не пил вина 4) оно было отравлено
А3. Какое имя носил Сергий Радонежский в крещении?
1) Кирилл 3) Сергий
2) Стефан 4) Варфоломей
В1. Как называется русская народная эпическая песня - сказания о богатырях?
1) сказка 3) быль
2) летопись 4) былина
В2. Что означает слово паволоки?
1) драгоценности, наряды
2) шелковые ткани, покрывала
3) деньги Древней Руси
4) еда, кушанье
С1. Почему обнищал отец Варфоломея, обладавший большим имением в Ростовской области?
1) из-за частых хождений с князем в Орду
2) из-за частых набегов татар на Русь
3) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских
4) из-за переезда с родной земли
Тест 2.
Чудесный мир классики.
А1. Кто написал произведение "Дары Терека"?
1) А.П.Чехов 3) А.С.Пушкин
2) М.Ю.Лермонтов 4) Л.Н.Толстой
А2. Найди лишнее в перечислении дел Ивана (герой сказки "Конек-Горбунок")
1) поймал Жар-птицу 3)ездил за копьём
2) похитил Царь-девицу 4) был на небе послом
А3. Узнай произведение по опорным словам.
Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.
1) "Мальчики" 3) "Няне"
2) "Дары Терека" 4) "Детство"
В1. Определи жанр произведения А.С.Пушкина "Няне"
1) сказка 3) стихотворение
2) басня 4) рассказ
В2. К какому произведению подходит эта пословица.
Мудрым никто не родился, а научился.
1) "Как мужик камень убирал" 3) "Детство"
2) "Дары Терека" 4) "Мальчики"
С1. Какой была царевна из сказки "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"?
1) доброй 3) кроткой
2) равнодушной 4) нежной
Тест 3.
Поэтическая тетрадь 1. (часть 1)
А1. Какое стихотворение написал Н.А.Некрасов?
1) "Школьник" 3) "Еще земли печален вид..."
2) "Листопад" 4) "Бабочка"
А2. Кто написал стихотворение "В зимние сумерки нянины сказки..."
1) И.А.Бунин 3) А.Н.Плещеев
2) Е.А.Баратынский 4) Н.А.Некрасов
А3. Узнай произведение по рифме.
Шёпот - ропот, лесов - лугов, голы - долы.
1) "В синем небе плывут над полями..."
2) "Весенний дождь"
3) "Ещё земли печален вид..."
4) "Где сладкий шёпот..."
В1. В каком стихотворении меняется ритм?
1) "Дети и птички" 3) "Листопад"
2) "Весенний дождь" 4) "Где сладкий шёпот"
В2. Подбери синоним к слову шумный.
1) грохочущий 3) скромный
2) тихий 4) неслышный
С1. О каком поэте эти строки?
От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа,
завидное упрямство в достижении цели.
1) об А.А.Фете 3) о Н.А. Некрасове
2) о Ф.И.Тютчеве 4) об И.А.Бунине
Тест 4.
Литературные сказки
А1. Кто написал сказку "Серебренное копытце"?
1) П.П.Бажов 3) С.Т.Аксаков
2) В.М.Гаршин 4) В.Ф.Одоевский
А2. Как звали героя сказки "Городок в табакерке"?
1) Саша 3) Миша
2) Петя 4) Паша
А3. Узнай произведение по ключевым словам.
Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь.
1) "Сказке о жабе и розе"
2) "Аленький цветочек"
3) "Городок в табакерке"
4) "Серебренное копытце"
А4. Что роза из "Сказки о жабе и розе" считала самым лучшим происшествием?
1) когда её срезали
2) когда она распустилась
3) когда её увидели
4) когда слезинка сестры упала на цветок
В1. Что означает выражение покосные ложки?
1) деревянные ложки
2) широкие, пологие овраги. покрытые травой
3) широкие реки
4) широкие поля
С1. Закончи пословицу.
Всякое дело человеком ставится человеком, и ...
Тест 5.
Делу время - потехе час.
А1. Вспомни имя Шварца.
1) Евгений Львович 3) Евгений Леонидович
2) Лев Евгеньевич 4) Леонид Евгеньевич
А2. Кто написал произведение "Никакой горчицы я не ел"?
1) В.В.Голявкин 3) В.Ю.Драгунский
2) Н.Н.Носов 4) Е.Л.Шварц
А3. Из какого произведения эти выражения?
И в ус не дует. Терять время понапрасну.
1) "Главные реки"
2) "Что любит Мишка"
3) "Сказка о потерянном времени"
4) "Никакой горчицы я не ел"
А4. Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич (герой произведения "Что любит Мишка")?
1) Баха 3) Шопена
2) Прокофьева 4) Чайковского
В1. Кто из авторов высказал такую мысль?
Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись
человек.
1) В.В.Голявкин 3) В.Ю.Драгунский
2) Н.Н.Носов 4) Е.Л.Шварц
С1. Укажи героев "Сказки о потерянном времени".
1) Петя Зубов 3) Наденька
2) Ольга Капитоновна 4) Кораблёв
Тест 6.
Страна детства
А1. Как зовут Житкова?
1) Борис Степанович 3) Борис Сергеевич
2) Степан Борисович 4) Сергей Борисович
А2. Какое произведение принадлежит М.М.Зощенко?
1) "Как я ловил человечков"
2) "Ёлка"
3) "Корзина с еловыми шишками"
4) "Главные реки"
А3. Кто написал произведение "Корзина с еловыми шишками"?
1) Б.С.Житков 3) К.Г.Паустовский
2) М.М.Зощенко 4) В.В.Голявкин
А4. Укажи героев произведения "Как я ловил человечков".
1) Дагни 3) Лёля
2) дядя 4) внук
В1. Синонимом какого слова являются эти слова?
Висеть, бездельничать, ходить.
1) наслаждаться 3) болтаться
2) смотреть 4) сидеть
С1. Найди олицетворение из одного произведения.
1) эхо - это птица пересмешник
2) рояль мог петь
3) клавиши тосковали. смеялись
4) пароходик важно стоял на полке
Тест 7.
Поэтическая тетрадь 1 (часть 2)
А1. Как зовут Брюсова?
1) Яков Валерьевич 3) Яков Викторович
2) Виктор Яковлевич 4) Валерий Яковлевич
А2. Какое стихотворение принадлежит С.А.Есенину?
1) "Опять сон " 3) "Бабушкины сказки"
2) "Наши царства" 4) "Детская"
А3. Кто написал стихотворение "Наши царства"?
1) С.А.Есенин 3) М.И.Цветаева
2) В.Я.Брюсов 4) А.С.Пушкин
А4. Из какого стихотворения эти олицетворения?
Тропинка бежит. Она лениво движется.
1) "Детская"
2) "Бежит тропинка с бугорка..."
3) "Опять сон"
4) "Наши царства"
В1. Подбери антоним к слову замолчать.
1) примолкну 3) сидеть тихо
2) прикинуться 4) загалдеть
С1. Отгадай загадку. В каком стихотворение об этом говорится?
Идут три человека: одних отца-матери дети, между собой не
братья.
_____________________________________________________
1) "Бежит тропинка с бугорка..."
2) "Детская"
3) "Наши царства"
4) "Бабушкины сказки"
Тест 8.
Природа и мы.
А1. Какое произведение написал А.И.Куприн?
1) "Приёмыш" 3) "Барбос и Жулька"
2) "Кабан" 4) "Стрижонок Скрип"
А2. Кто написал произведение "Кабан"
1) Е.И.Чарушин 3) Д.Н.Мамин-Сибиряк
2) М.М.Пришвин 4) В.П.Астафьев
А3. Какой рассказ можно назвать юмористическим?
1) "Стрижонок Скрип" 3) "Кабан"
2) "Приёмыш" 4) "Барбос и Жулька"
В1. Узнай героя по его описанию.
Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. да так жалобно кричит...
1) серый журавль 3) сайма
2) Жулька 4) яр
В2. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского оленя с большими рогами?
1) марал 3) сайма
2) фестон 4) яр
С1. Какая пословица подходит к рассказу "Стрижонок Скрип"?
1) Сердце матери лучше солнца греет.
2) Нет милее дружка. чем родная матушка.
3) Какова мать, таковы и детки.
4) Птица рада весне, а младенец - матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....