Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников.
методическая разработка

Учебно-познавательная компетенция- это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающе элементы логической, методологической,общеудобной деятельности,соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.Сюда входят знания и умения целепологания, планирования, анализа, рефлексии,самооценки учебно-познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников.

Одна из главных задач на уроках в современной школе это формирование  учебно–познавательной компетенции, так как она в большей степени определяет качество результата обучения. (1 слайд)

Программа ФГОС включает в себя формирование следующих универсальных учебных–познавательных действий и компетенций  (2 слайд)

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:    (3 слайд)

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для формирования данных компетенций учителю необходимо владеть следующими современными технологиями:

  • проблемного обучения – умение выдвигать гипотезу, ставить проблему, осознавать познавательную задачу;  
  • проектного обучения - умение использовать предметные знания для реализации цели, добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, энциклопедий;
  • игровой деятельности:
  • деловые и организационно-мыслительные игры - осознавать познавательную задачу, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • творческая игра - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
  • технологии ТРИЗ  - теория решения изобретательских задач;
  • технология развития критического мышления;
  • групповые технологии  - работа в группах;
  • технология обучения в глобальном информационном сообществе.

Методы и приёмы работы по формированию данных компетенций:

  • Драматизация, театрализация        - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • Дискуссия – извлекать информацию, делать логические выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Методы взаимного обучения (групповая и парная работа) - осознавать познавательную задачу;
  • Методы активного обучения: «Мозговой штурм»;
  • Метод эвристических вопросов  - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Прием самостоятельного конструирования - работа с учебными моделями;
  • Метод «Оптимус» - поиск и выделение необходимой информации;
  • «Фишбоун» - овладение логическими действиями, умение устанавливать причинно-следственные связи;

Одним из путей формирования познавательных компетенции являются нетрадиционных уроки:

  • лекции,
  • семинары,
  • деловые и ролевые игры,
  • пресс – конференции,
  • суды над историческими понятиями,
  • слёты специалистов.

Владение учебно-познавательной компетентностью учащимися начальной школы предполагает:

  • Знание способов и приёмов познания;
  • Знание и владение методами познавательной деятельности;
  • Умение не только уметь находить решение уже известных познавательных задач, но и самостоятельно находить новые решения в новых нестандартных учебно-познавательных ситуациях;
  • Ученик умеет не только творчески учиться, но и хочет учиться, ему интересно учиться, у него проявляются широкие познавательные интересы в различных учебных дисциплинах, яркие интеллектуальные потребности.

Учебно-познавательная компетенция учащихся, являясь ключевой, актуальна как:          

1.Фактор, формирующий методы и способы познавательной деятельности.

2.Фактор, влияющий на возрастание мотивации и познавательной активности.

3.Фактор позволяющий заниматься самообразованием в течение всей жизни.

4.Готовность к продуктивной практической деятельности.

Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.  Не  любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, комфорт.

Чтобы  помочь  ученикам  начальной  школы  чувствовать  себя  комфортно, высвободить  имеющиеся  у  них  интеллектуальные, личностные, физические  ресурсы  для  успешного  обучения  и  полноценного  развития  педагогу  необходимо:

  • знать  особенности  индивидуального  развития  каждого  ребёнка, его  возможности, потребности  и  строить  учебно-воспитательный  процесс  в  соответствии  с  ними;
  •   помогать  учащимся  сформировать  необходимые  навыки  и  внутренние  психологические  механизмы, помогающие  успешно  обучаться  и  общаться; способствовать  превращению  имеющихся  у   школьников  широких  побуждений  в  зрелую  мотивационную  сферу  с  устойчивой  структурой, от  которой  во  многом  зависит  успешное  овладение  учебной  деятельностью  в  этом  возрасте.

Важнейшим условием формирования учебно-познавательной компетенции  является потребность общества в свободной и развитой личности, способной творить в постоянно меняющемся мире, самостоятельно добывать знания и применять их в жизни.

Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями знания не сообщаю в готовом виде, а даю задание, которое включает в себя противоречивую ситуацию.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию посмотреть фрагмент урока  ОРКСЭ в 4 классе на тему «Честность и искренность» . На уроке  применяется парная работа- Обсуждение жизненных ситуаций (метод взаимного обучения), прием «Кластер»(способ графической организации материала), прием –игра «Да-нет», Рефлексия. Игра «Полянка честности»- Все мы знаем, что рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в 21 веке: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

Подведя итог, можно сказать, что внедрение в учебный процесс предложенных упражнений, методик и технологий, способствует формированию учебно-познавательные компетенции обучающихся.

И закончить хочу словами китайской мудрости:

"Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь".

Ракипова Альфия Нурлыгаяновна,

учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.

Начальная школа, как обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в это...

Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ. Доклад подготовлен и заслушан на региональной научно-практической конференции

Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий — это наглядность, ...

Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности....

Мастер-класс Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителяЗадачи мастер-класса:  передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последоват...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...