Детский сад - Начальная школа
учебно-методический материал

Лаврентьева  Светлана Николаевна

Преемственность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechi_2.ppt880 КБ
Microsoft Office document icon normy_razvitiya_rechi_detey_6.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Нарушение речи общее недоразвитием речи; фонетико – фонематическое недоразвитие речи; нарушениями произношения отдельных звуков; слабый словарный запас; низкий кругозор.

Слайд 3

Направления в работе Формирование звукопроизношения. Развитие фонематического слуха. Расширение словарного запаса. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. Формирование связной речи. Совершенствование пространственно- временных ориентировок. Расширение «поля зрения» ребенка. Развитие конструктивного моделирования. Знакомство и усвоение основных понятий.

Слайд 4

Система работы Развитие речи Урок Логопедическое занятие Внеклассная работа

Слайд 5

Литературное чтение Математика Музыка Технология ИЗО Окружающий мир Русский язык Урок

Слайд 6

Виды речевого творчества Творческие сочинения Проба пера Сообщения Рефераты Исследовательские работы Школьный театр Языковые игры

Слайд 7

Свойства зеркальности Б Б В В Г Г И И Ю Ю Л Л

Слайд 8

Демонстрация букв в разном направлении А

Слайд 9

Буквы разного шрифта А А а А а А А

Слайд 10

Нахождение буквы в геометрических фигурах

Слайд 11

Придумывание слов на данную букву в определенной позиции а а а

Слайд 12

Реконструкция буквы

Слайд 13

Поиск букв, наложенных друг на друга Б П И

Слайд 14

Придумывание слов на заданный слог СА СА СА СА СА СА СА СА СА ни хар лют дка по у ьба рас да ли ко поло са са са

Слайд 15

Составление слогов и слов по картинкам РУ ки башка бль кав

Слайд 16

Ребусы О да 5 ница

Слайд 17

Подбор слов к слоговым схемам аист руки зима лимон картина дорога

Слайд 18

Подбор слов к заданным схемам а и а и у о аист раки руки тучи мода оса

Слайд 19

Работа с предлогами - в - на - под

Слайд 20

Лесенка слов К о р о л о ш у к б о т т а к

Слайд 21

Чтение слов по полбукве ЗАЯЦ ВАЗА

Слайд 22

Изографы С Т И А

Слайд 23

Изографы С У М А К

Слайд 24

Составление предложений по схемам Зима. Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.

Слайд 25

Придумай разные предложения , а Рыба плавает, а бабочка летает. Рыба живет в воде, а бабочка на земле. У рыбы плавники, а у бабочки крылышки.

Слайд 26

Доскажи пословицу Семь раз отмерь, а один раз ... . Без труда не ... и рыбку из пруда.

Слайд 27

Выделение слов и предложений в слитном тексте ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТРЛЬЮТДОЖДИ. Падают листья. Дует ветер. Льют дожди.

Слайд 28

Соединение частей разорванных предложений Падает липкий. Снег громко лает. Шарик. Падает липкий снег. Громко лает Шарик.



Предварительный просмотр:

Нормы развития речи детей 6-7 лет.

(1 слайд)

Проблема развития детской речи издавна привлекала к себе внимание разных специалистов в России и за рубежом. В разное время данной проблемой занимались такие ученые как: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Д. Тидеман, Ф. Фребель, М. Монтессори.

(2 слайд)

Эта проблема остается актуальной и в наши дни.

  1. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432с.
  2. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. – М., 2007.
  3. Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Наука, 1974. – 368 с.
  4. Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. – 170 с.
  5. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 224с.
  6. Лямина Т.М. Шестилетки в классе: обучение с опорой на опыт детского сада // Дошкольное воспитание. – М., 1994. – №8.
  7. Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 4-6 апреля 2007 г. – СПб: СОЮЗ, 2007.
  8. Сербина Е. Преемственность: так в чем проблема? // Обруч. – 1997. – № 1.

         

Исследователи отмечают, что речь является основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.

(3 слайд)

Создана целая система развития речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольного воспитания, основой, которой являются следующие положения:

  • развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием; дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира;
  • речь развивается в социальной среде при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
  • речь детей развивается в деятельности;
  • руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка;
  • развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.

(4 слайд)

Основой речевой готовности детей к обучению в школе, по их мнению, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.

(5 слайд)

            В психолого-педагогических исследованиях различают «общую» и «специальную» речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач:

- понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом;

- умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи;

- овладение определенным словарным запасом;

- сформированность звуковой стороны речи.

(6 слайд)

Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму).

Основными направлениями работы при речевой подготовке дошкольников должны быть:

(7 слайд)

1. Общая речевая подготовка:

- содержательность и связность диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря;

- совершенствование грамматической правильности речи;

- развитие способностей к речевой деятельности.

(8 слайд)

2. Специальная речевая подготовка:

- развитие элементарного осознания языковой действительности;

- развитие умения ориентироваться в звуковой культуре слова;

- подготовка к обучению чтению и письму.

Речевая готовности к обучению в школе предполагает сформированную общую и специальную речевую готовность, однако не равно их соотношение, так как необходимо учитывать новый вид деятельности, новую ситуацию общения и новое содержание общения.

(9 слайд)

Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности у детей речевых умений слушания и говорения.

         Слушание – смысловое восприятие устного высказывания, активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений.

         Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания.

     

Развитие связной речи

Дети овладевают следующими умениями:

  1. устно пересказать то, что только что прочитали, правильно передавая идею и содержания, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
  2.  понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;
  3. пересказывать произведения близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
  4. в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
  5. сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам;
  6. различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
  7. в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра;
  8. проявлять интерес к самостоятельному сочинительству, создавать разнообразные виды творческих рассказов (придумывание продолжение и конца, рассказ по плану, придумывание диафильма и т.д.);
  9. уметь внимательно слушать и находить ошибки в рассказах сверстников;
  10.  пытаться использовать разные формы речи: рассуждения, объяснения, доказательства и т.д.
  11. проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.

 Формирование словаря.

  1. совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу;
  2. использовать в речи синонимы и антонимы;
  3. уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их (посуда, мебель, одежда и т.д.);
  4. овладевать операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда- кухонная, столовая, чайная) и т.д.;
  5. находить в тексте литературных произведений и создавать свои образные сравнения, эпитеты;
  6. знакомятся со средствами языковой выразительности – полисемией, олицетворением, метафорой;
  7. используют средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов;
  8. понимать и использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики, состояния и настроения, внутренние переживания человека (честность, доброта, верность, заботливость).

Грамматический строй речи.

  1. замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
  2. самостоятельно использовать грамматические формы;
  3. образовывать новые слова с помощью суффиксов, приставок, соединением слов;
  4. придумывать предложения с заданным количеством слов;
  5. вычленять количество и последовательность слов в предложении;
  6. уметь самостоятельно употреблять разные типы предложений в соответствии с содержание своего высказывания.

Звуковая культура.

  1. чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
  2. использовать в речи средства интонационной выразительности: темп, ритм, логическое ударение;
  3. проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
  4. определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Подготовка к обучению грамоте.

  1. делить слова на слоги;
  2. осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему, фишки, интонационное выделение;
  3. анализировать четырехзвуковые и пятизвуковые слова разного состава;
  4. выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
  5. составлять предложение из 3-4 слов;
  6. делить предложения на слова, называть их по порядку.

Уровни освоения программы

Низкий уровень.

             Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный словарь беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Речь недостаточно выразительная.

              Допускает ошибки при звуковом анализе и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.

Средний уровень.

               В рассказе ребенка допускаются пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи-докозательства с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.

Высокий уровень.

               Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разно           образными средствами выразительности. С интересам относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

             Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качества характеристики звуков в слове (гласный – согласный,  твердый –

мягкий, ударный – безударный, место звука в слове).

Новые стандарты в образовании предъявляют и новые требования к будущим первоклассникам. Чтобы ребенок был более успешным в школе ему необходимо владеть  определенными знаниями  и специальными практическими умениями.

Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику.

(10 слайд)

ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ

Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т.д.

УРОВЕНЬ УСТНОЙ РЕЧИ

Ребенок должен знать:

  • алфавит;
  • средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
  • ряд стихов, потешек, загадок, сказок.

Ребенок должен уметь:

  • проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
  • различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
  • выделять ударение в словах;
  • устно пересказывать то, что только что прочитали (осознанность текста);
  • обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению:

  • ясное произношение всех звуков родного языка;
  • умение ребенка говорить тихо-громко-тихо, менять темп речи: быстро-медленно-быстро;
  • использование в речи средств интонационной выразительности. Умение выразительно прочитать стишок;
  • уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
  • умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
  • умение объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

  • умение выполнять действия классификации;
  • умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
  • умение строить простейшие умозаключения.

НАВЫКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтобы будущему  первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни построить отношения в новом коллективе, необходимо всмотреться в ребенка вот с каких позиций:

  • умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?
  • обучен ли он управлять своим поведением (хочет поиграть, а его попросили что-то сделать);
  • усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:
  • основные формы приветствия, прощения,  просьбы, благодарности, извинения;
  • умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.
  • умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
  • каков уровень организованности и самостоятельности;
  • каковы мотиыв желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский сад-начальная школа.

Приемственность между детским садиком и начальной школой.Определение готовности ребенка к школе....

Методическая разработа для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"

Этот материал поможет ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений....

Презентация: "Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе "Детский сад - начальная школа"

В данной презентации освещается ход работы по эксперименту "Детский сад - начальная школа"...

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...

Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа

Предшкольная подготовка детей, одной из направлений психолого-педагогического сопровождения, которое я осуществляю в условиях приемственности в нашей прогимназии....

Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа"

Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа", 21 слайд с иллюстрациями....