Детский сад - Начальная школа
учебно-методический материал
Преемственность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_2.ppt | 880 КБ |
normy_razvitiya_rechi_detey_6.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушение речи общее недоразвитием речи; фонетико – фонематическое недоразвитие речи; нарушениями произношения отдельных звуков; слабый словарный запас; низкий кругозор.
Направления в работе Формирование звукопроизношения. Развитие фонематического слуха. Расширение словарного запаса. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. Формирование связной речи. Совершенствование пространственно- временных ориентировок. Расширение «поля зрения» ребенка. Развитие конструктивного моделирования. Знакомство и усвоение основных понятий.
Система работы Развитие речи Урок Логопедическое занятие Внеклассная работа
Литературное чтение Математика Музыка Технология ИЗО Окружающий мир Русский язык Урок
Виды речевого творчества Творческие сочинения Проба пера Сообщения Рефераты Исследовательские работы Школьный театр Языковые игры
Свойства зеркальности Б Б В В Г Г И И Ю Ю Л Л
Демонстрация букв в разном направлении А
Буквы разного шрифта А А а А а А А
Нахождение буквы в геометрических фигурах
Придумывание слов на данную букву в определенной позиции а а а
Реконструкция буквы
Поиск букв, наложенных друг на друга Б П И
Придумывание слов на заданный слог СА СА СА СА СА СА СА СА СА ни хар лют дка по у ьба рас да ли ко поло са са са
Составление слогов и слов по картинкам РУ ки башка бль кав
Ребусы О да 5 ница
Подбор слов к слоговым схемам аист руки зима лимон картина дорога
Подбор слов к заданным схемам а и а и у о аист раки руки тучи мода оса
Работа с предлогами - в - на - под
Лесенка слов К о р о л о ш у к б о т т а к
Чтение слов по полбукве ЗАЯЦ ВАЗА
Изографы С Т И А
Изографы С У М А К
Составление предложений по схемам Зима. Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.
Придумай разные предложения , а Рыба плавает, а бабочка летает. Рыба живет в воде, а бабочка на земле. У рыбы плавники, а у бабочки крылышки.
Доскажи пословицу Семь раз отмерь, а один раз ... . Без труда не ... и рыбку из пруда.
Выделение слов и предложений в слитном тексте ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТРЛЬЮТДОЖДИ. Падают листья. Дует ветер. Льют дожди.
Соединение частей разорванных предложений Падает липкий. Снег громко лает. Шарик. Падает липкий снег. Громко лает Шарик.
Предварительный просмотр:
Нормы развития речи детей 6-7 лет.
(1 слайд)
Проблема развития детской речи издавна привлекала к себе внимание разных специалистов в России и за рубежом. В разное время данной проблемой занимались такие ученые как: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Д. Тидеман, Ф. Фребель, М. Монтессори.
(2 слайд)
Эта проблема остается актуальной и в наши дни.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432с.
- Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. – М., 2007.
- Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Наука, 1974. – 368 с.
- Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. – 170 с.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 224с.
- Лямина Т.М. Шестилетки в классе: обучение с опорой на опыт детского сада // Дошкольное воспитание. – М., 1994. – №8.
- Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 4-6 апреля 2007 г. – СПб: СОЮЗ, 2007.
- Сербина Е. Преемственность: так в чем проблема? // Обруч. – 1997. – № 1.
Исследователи отмечают, что речь является основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.
(3 слайд)
Создана целая система развития речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольного воспитания, основой, которой являются следующие положения:
- развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием; дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира;
- речь развивается в социальной среде при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь детей развивается в деятельности;
- руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка;
- развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.
(4 слайд)
Основой речевой готовности детей к обучению в школе, по их мнению, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
(5 слайд)
В психолого-педагогических исследованиях различают «общую» и «специальную» речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач:
- понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом;
- умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи;
- овладение определенным словарным запасом;
- сформированность звуковой стороны речи.
(6 слайд)
Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму).
Основными направлениями работы при речевой подготовке дошкольников должны быть:
(7 слайд)
1. Общая речевая подготовка:
- содержательность и связность диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря;
- совершенствование грамматической правильности речи;
- развитие способностей к речевой деятельности.
(8 слайд)
2. Специальная речевая подготовка:
- развитие элементарного осознания языковой действительности;
- развитие умения ориентироваться в звуковой культуре слова;
- подготовка к обучению чтению и письму.
Речевая готовности к обучению в школе предполагает сформированную общую и специальную речевую готовность, однако не равно их соотношение, так как необходимо учитывать новый вид деятельности, новую ситуацию общения и новое содержание общения.
(9 слайд)
Речевая готовность к обучению в школе проявляется в сформированности у детей речевых умений слушания и говорения.
Слушание – смысловое восприятие устного высказывания, активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений.
Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания.
Развитие связной речи
Дети овладевают следующими умениями:
- устно пересказать то, что только что прочитали, правильно передавая идею и содержания, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
- понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;
- пересказывать произведения близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам;
- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
- в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра;
- проявлять интерес к самостоятельному сочинительству, создавать разнообразные виды творческих рассказов (придумывание продолжение и конца, рассказ по плану, придумывание диафильма и т.д.);
- уметь внимательно слушать и находить ошибки в рассказах сверстников;
- пытаться использовать разные формы речи: рассуждения, объяснения, доказательства и т.д.
- проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
Формирование словаря.
- совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу;
- использовать в речи синонимы и антонимы;
- уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их (посуда, мебель, одежда и т.д.);
- овладевать операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков (посуда- кухонная, столовая, чайная) и т.д.;
- находить в тексте литературных произведений и создавать свои образные сравнения, эпитеты;
- знакомятся со средствами языковой выразительности – полисемией, олицетворением, метафорой;
- используют средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов;
- понимать и использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики, состояния и настроения, внутренние переживания человека (честность, доброта, верность, заботливость).
Грамматический строй речи.
- замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
- самостоятельно использовать грамматические формы;
- образовывать новые слова с помощью суффиксов, приставок, соединением слов;
- придумывать предложения с заданным количеством слов;
- вычленять количество и последовательность слов в предложении;
- уметь самостоятельно употреблять разные типы предложений в соответствии с содержание своего высказывания.
Звуковая культура.
- чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
- использовать в речи средства интонационной выразительности: темп, ритм, логическое ударение;
- проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
- определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Подготовка к обучению грамоте.
- делить слова на слоги;
- осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему, фишки, интонационное выделение;
- анализировать четырехзвуковые и пятизвуковые слова разного состава;
- выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
- составлять предложение из 3-4 слов;
- делить предложения на слова, называть их по порядку.
Уровни освоения программы
Низкий уровень.
Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный словарь беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Речь недостаточно выразительная.
Допускает ошибки при звуковом анализе и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.
Средний уровень.
В рассказе ребенка допускаются пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи-докозательства с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.
Высокий уровень.
Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разно образными средствами выразительности. С интересам относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качества характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый –
мягкий, ударный – безударный, место звука в слове).
Новые стандарты в образовании предъявляют и новые требования к будущим первоклассникам. Чтобы ребенок был более успешным в школе ему необходимо владеть определенными знаниями и специальными практическими умениями.
Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику.
(10 слайд)
ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ
Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т.д.
УРОВЕНЬ УСТНОЙ РЕЧИ
Ребенок должен знать:
- алфавит;
- средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
- ряд стихов, потешек, загадок, сказок.
Ребенок должен уметь:
- проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
- различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
- выделять ударение в словах;
- устно пересказывать то, что только что прочитали (осознанность текста);
- обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
Речь как показатель готовности к школьному обучению:
- ясное произношение всех звуков родного языка;
- умение ребенка говорить тихо-громко-тихо, менять темп речи: быстро-медленно-быстро;
- использование в речи средств интонационной выразительности. Умение выразительно прочитать стишок;
- уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
- умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
- умение объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
- умение выполнять действия классификации;
- умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
- умение строить простейшие умозаключения.
НАВЫКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни построить отношения в новом коллективе, необходимо всмотреться в ребенка вот с каких позиций:
- умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?
- обучен ли он управлять своим поведением (хочет поиграть, а его попросили что-то сделать);
- усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:
- основные формы приветствия, прощения, просьбы, благодарности, извинения;
- умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.
- умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
- каков уровень организованности и самостоятельности;
- каковы мотиыв желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский сад-начальная школа.
Приемственность между детским садиком и начальной школой.Определение готовности ребенка к школе....
Методическая разработа для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"
Этот материал поможет ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений....
Презентация: "Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе "Детский сад - начальная школа"
В данной презентации освещается ход работы по эксперименту "Детский сад - начальная школа"...
Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"
Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...
Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа
Предшкольная подготовка детей, одной из направлений психолого-педагогического сопровождения, которое я осуществляю в условиях приемственности в нашей прогимназии....
Презентация выступления по теме: « Предшкольная подготовка детей в условиях детский сад – начальная школа»
Презинтационный материал по подготовке детей к школе...
Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа"
Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа", 21 слайд с иллюстрациями....