Проект «Следствие ведут колобки" экспериментально – исследовательская деятельность в условиях ДОУ"
проект
Цель проекта:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка
старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага,
пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Привлекать родителей к совместной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx (41.11 КБ) | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Следствие ведут колобки" экспериментально – исследовательская деятельность в условиях ДОУ"
Воспитатель: Целуйко И.В., Шлектаченко О.В.
Старшая группа
Цель проекта:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка
старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага,
пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Привлекать родителей к совместной деятельности
Описание проекта:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способности сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К.Е.Тимирязев.
Актуальность
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира
открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей
действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у
него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других
людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря
познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном
этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам
деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и
дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему
миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении
всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в
развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения
знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления
образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.
Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в
образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является
детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента
идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует
становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного
познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала
разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали
разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для
организации поисково-экспериментальной деятельности.
Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных
представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети
выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования,
всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок
гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные
цели.
Общая характеристика проекта:
Тип проекта:
Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май), информационно-практико-
ориентированный.
Вид проекта:
Исследовательский
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Формы взаимодействия:
• С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность;
игровая деятельность.
• С родителями: консультации; открытые показы итоговых занятий.
• С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.
Объем проекта:
Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-
тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок
реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю
Цели проекта:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения
ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,
развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление
причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
Задачи проекта:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага,
пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов.
4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
6. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты,
плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических);
• Беседы (конструктивные).
Этапы проекта:
1. 1)Подготовительный этап:
· создание технической базы для детского экспериментирования
(оборудование, природные материалы);
· диагностика;
· определение целей и задач проекта.
2) Реализация проекта:
1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов
2. практическая часть:
• познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка,
аппликация, конструктивная деятельность;
• связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-
исследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной
литературы), речевое развитие, рисование, лепка.
• организация кружковой работы «Клуб Почемучек».
3) Заключительный этап:
· диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Ожидаемые результаты:
· Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение
основ целостного видения окружающего мира;
· Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого
развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной
образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в
группе.
· Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу
исследования.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный:
1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с
работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и
объема полученных умений у детей.
1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
1.4. Определение основных форм работы с детьми.
1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную
деятельность детей опытов и экспериментов, разработка
конспектов по ООД с элементами экспериментирования.
1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-
экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:
· специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
· природный материал (камешки, песок, семена и т.п.);
· утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…);
· прочие материалы - лупы, термометры.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования
способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам
действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
1.7.Подборка практического материала, включающего:
Работу с детьми:
· конспекты ООД с элементами экспериментирования;
· перспективный план по проведению непосредственно опытов и
экспериментов;
· диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности;
· картотеку опытов и экспериментов.
Работа с родителями:
· консультации для родителей по данной теме; памятки.
Работа с воспитателями:
· консультации.
2 этап – основной:
Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа);
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.
Организованно образовательная деятельность.
Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все
поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное –
дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий»
чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых
лежит познавательный мотив.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях
развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их
познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности
помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения,
почувствовать себя исследователями.
Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в
опытно-экспериментальной деятельности.
Позитивные моменты:
- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от
намеченного плана);
- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить
присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать
себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы
задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и
даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).
Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в
неделю по 15-20 минут.
Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных
интересов детей.
Методика проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с
определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым
знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику
экспериментирования, если она не знакома педагогу.
Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом,
чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики
и хода эксперимента.
В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения
задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не
выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и
теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование
выводов.
Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое
фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.
Работа с родителями
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с
детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому
мы привлекаем родителей к активной помощи.
Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом,
провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для
чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на
выполнение заданий.
Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они
собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой
интерес к занятию.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными
растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского
экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».
3 этап – заключительный:
В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику
развития детского экспериментирования.
Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский
результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Приложение 1.
Конспект организованно образовательной деятельности. Направление деятельности: «
Познавательно-исследовательская»
Тема: «Волшебные свойства магнита».
Возрастная группа: старшая.
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми
свойствами магнита.
Задачи: Познакомить детей с понятием «магнит». Сформировать представление о
свойствах магнита.
Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение
делать выводы.
Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Материал: рукавица с магнитом внутри, бумага, демонстрационный магнит,
металлическая стружка, пластмассовые пуговицы, булавки, шкатулки, удочки, таз с водой,
пластмассовыми рыбками и металлическими предметами, стаканы с водой.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу,
послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки часть тепла и любви из своего
сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите
в глаза друг другу. А теперь посмотрите в мои глаза, а я посмотрю в ваши. В ваших глазах
я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями. Стук в дверь. -
Ребята, посмотрите, что это? - Посылка. - Давайте узнаем от кого она. (Воспитатель
крутит посылку, читает) - Посылка от дедушки Зная. А дедушка Знай у нас такой
выдумщик. На посылке загадка. Чтобы открыть посылку, нужно отгадать загадку: Хватаю
в крепкие объятья Металлических я братьев. (Магнит).
Воспитатель открывает посылку. - Ребята, тут для нас письмо: «Здравствуйте, ребята!
Посылаю вам из своей лаборатории различные предметы и рукавицу, но она не простая, а
волшебная. А в чем ее волшебство, вы должны определить сами». - А как же нам
убедиться в том, что рукавица волшебная? (выслушать предположения детей).
Опыт №1«Волшебная рукавица» - Попробуем с вами сейчас надеть рукавицу и будем
доставать предметы из посылки. - Что происходит с предметами? (металлические
предметы при разжимании не падают, другие падают. Рукавица перестает быть
волшебной). - Почему так происходит? (в рукавице есть что-то, что не дает падать
металлическим предметам) - Что может находиться в рукавице? (Дать детям рассмотреть
рукавицу, в ней находится магнит). - Да, в нашей рукавице действительно находится
магнит. Дедушка Знай не зря загадал нам загадку про магнит. А еще он прислал для вас
магниты. (Дети садятся за столы, где будут экспериментировать с магнитами). - Возьмите
в руки магнит. Пощупайте его, постучите магнитом. Какой магнит на ощупь? (Магнит
твёрдый, тяжёлый, холодный). У меня в руке магнит, много секретов в себе он хранит.
Важное дело эксперимент в нём интересен каждый момент. Я предлагаю вам сегодня
побыть маленькими исследователями. - А как вы думаете, с чего начинает расследование
ученый? (с опытов, экспериментов). И мы сегодня будем экспериментировать, и изучать
свойства магнита. Рассмотрите предметы и определите, из каких материалов они сделаны.
Как это сделать? (выслушать предположения детей) - Что произойдет с этими
предметами, если поднести к ним магнит?
Опыт: Дети по очереди подносят магнит к предметам.
Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Это происходит потому, что магнит –
это куски стали или железа, обладающие способностью притягивать предметы из железа.
Опыт №2 «Полюса магнита» - Посмотрите какой разноцветный магнит прислал нам
дедушка Знай. (Воспитатель достает из посылки магнит, окрашенный двумя цветами:
синим и красным). - Как окрашен магнит? - Что обозначают цвета? (обозначают полюса
магнита: синий - северный, красный - южный). - Приложите магниты друг к другу
красными концами, синими концами. Что происходит с ними? (Магниты отталкиваются).
- А теперь приложите красным и синим концами. Что происходит? (Магниты
притягиваются). (Воспитатель подводит детей к выводу, что разноокрашенные концы
магнита притягиваются, а одинаково окрашенные отталкиваются). - Ребята, я очень
люблю шить, но у меня проблема, все мои швейные принадлежности: пуговицы и кнопки
– все перемешалось в шкатулке. - Как можно быстро все разобрать, отделить
металлические предметы от пластмассовых? (с помощью магнитов).
Опыт №3 Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детали,
а пластмассовые останутся. Показывают, как это надо сделать.
Опыт №4. Раздается звонок телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы» Видео
звонок: - Здравствуйте, дорогие ребята! У меня беда! Любимый пруд, в котором я живу,
уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много мусора. Помогите мне
очистить пруд. Только одно условие. Нельзя вылавливать рыбок. - Ну, что - поможем
черепахе Тортилле и обитателям пруда? Как мы можем ей помочь, чтобы нам не
потревожить жителей пруда и достать весь мусор? (выслушать предположения детей) -
Только удочки у нас не простые, вместо крючков магниты. По очереди дети очищают
водоем от мусора. Из аквариума дети при помощи удочек с магнитом на конце
вылавливают различный металлический мусор. - Какой мусор мы доставали? А почему
только металлический? - Потому что магнит притягивает только металлический предмет. -
Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело!
Опыт №5 Ребята, магнит не только замечательный помощник, он еще и чудесный
художник. Вы согласны? - Он умеет «рисовать»! - Как вы думаете, как? - Ребята,
посмотрите, какой формы у меня магнит? (круглый) - Сколько кругов? Какие круги? - Что
можно из них построить? (дети собирают неваляшку).
ОПЫТ: Насыплем на бумагу железные опилки и положим на построенную неваляшку.
ВЫВОД: Железные опилки повторили форму магнита. Магнит действует сквозь бумагу. -
А что же еще умеет делать магнит?
Опыт №6- Посмотрите, что лежит у нас на столе? (скрепки) - Из чего сделаны скрепки?
Давайте проверим, притягиваются они или не притягиваются? - Я беру магнит, а вы
будете подносить к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подносите вторую, она
тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно
возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не
разорвалась.
ВЫВОД: Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Но
скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. - Предлагаю вам
решить такую задачку. У вас на столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка. - Как
достать скрепку, не замочив рук?
Опыт № 7:Поднести магнит к стакану. - Что произошло? ВЫВОД: Магнитная сила
действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук. -
Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при
строительстве подводных сооружений. Итог. - Ребята, вам понравились быть учёными и
проводить опыты? - Что нового вы узнали о свойствах магнита? - Кому бы вы хотели
рассказать о работе с магнитом? - Ребята, дедушка Знай оставляет вам в подарок эти
магниты. Ими можно обследовать группу и узнавать, какие предметы может притягивать
магнит. Спасибо!
Приложение 2
«Конспект организованно образовательной деятельности. Направление деятельности:
«Познавательно-исследовательская».
Тема: «Бумага и её свойства»
Возрастная группа: старшая.
Цель: Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе
изготовления и её применении.
Задачи:
Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов. Развивать
связную речь посредством полных ответов на вопросы. Воспитывать у детей бережное
отношение к книгам.
Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая,
писчая.
Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать
выводы.
Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из
чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для
опытов.
Ход мероприятия: Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок. И пришёл он не
случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите
узнать что это? Дети: Да. Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам
загадает Старичок - Лесовичок: Не куст, а с листочками, Не рубаха, а сшита, Не человек, а
рассказывает? (Книга) Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга? (Из бумаги)
Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про
Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан
Буратино? (Из полена, дерева) Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют
родственниками? Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я
расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах
лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?
(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная) Воспитатель: Молодцы, ребята. А
теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.
ОПЫТ № 1Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель
берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку?
Потому, что стекло прозрачное. А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно
через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это первое
свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага? Вывод: Бумага не прозрачная.
ОПЫТ № 2. Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В
один стакан я опущу металлический предмет (ложку), а в другой – бумажный (салфетку).
Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла
насквозь. - Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под
бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду. -
Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага? Вывод: Бумага промокает.
ОПЫТ № 3. У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две
девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. (Ленточка из ткани завязывается,
а из бумаги рвётся). - Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Вывод: Бумага легко рвётся. Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о
некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете свойства бумаги? (Рвётся, не прочная,
промокает, пропускает воду, не прозрачная) - А сейчас Старичок-Лесовичок предлагает
вам немного отдохнуть: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три –
в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками
помахать, Шесть – на стульчик сесть опять. Воспитатель: В начале занятия я обещала вам
рассказать, как делают бумагу. (Сопровождается показом картинок). В древние времена
люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они
писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.
Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском.
На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях.
Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и
писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали
бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и
долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку
с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным
тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали,
сушили. В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет
специальная машина для производства бумаги. Воспитатель: А теперь давайте сыграем в
игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных
предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду
показывать какой- нибудь предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих
картинках найдите предмет, сделанный из того же материала. Стакан – стеклянный;
Ложка – металлическая; Салфетка – бумажная; Дощечка – деревянная.
Подведение итогов: - О чем мы сегодня с вами говорили? - Какими свойствами обладает
бумага? (Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная,) Воспитатель
отмечает работу детей, раздаёт им призы. Старичок-Лесовичок угощает всех детей
сладкими подарками и прощается с детьми.
Приложение 3
Конспект организованно образовательной деятельности Направление деятельности:
«Познавательно-исследовательская».
Тема:«Этот удивительный воздух» Возрастная группа: старшая.
Цель: Обобщить знания детей о свойствах воздуха. Задачи: Расширять представления
детей о понятии воздух, о способах его обнаружения.
Задачи:
Формировать представление о роли воздуха. Систематизировать знания детей о свойствах
воздуха. Развивать способность детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
Побуждать желание детей узнать больше о воздухе, вызвать интерес в проведении
опытов. Дать представление об источниках загрязнения воздуха. Формировать желание
заботиться о его чистоте.
Словарная работа: Фильтр.
Предварительная работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Знакомство с
некоторыми свойствами воздуха в экспериментальной деятельности. Наблюдение на
прогулке за выходом из заводских труб, частных домов, из выхлопных труб автомобилей,
при сжигании мусора, проведение опытов с воздухом дома с родителями.
Оборудование: Весы (аптечные), воздушные шары, стеклянная кастрюля с водой, стакан,
кусочек сахара, три свечи, банки (0,5; 1л), мыльные пузыри, альбомный лист, цветной
мыльный раствор, фломастеры, палочки для рисования, блюдце, салфетки, чашка с водой.
Ход мероприятия: Дети входят в группу. В руках у детей фигурки человечков (девочка,
мальчик) Воспитатель: Представьте, что мы в лаборатории. Кто работает в лаборатории?
Дети: Ученые. Воспитатель: Представьте себе, что вы тоже «ученые». Подумайте, что вы
будете делать в лаборатории? Дети: Прикрепляют фигурку на фланелеграф и говорят, что
они будут делать, (проводить опыты, делать выводы, наблюдать, думать, рассуждать,
слушать ответы товарищей и т. д.) Воспитатель: Представьте, что мы в лаборатории. Как,
вы, думаете, чем мы будем заниматься в лаборатории? Дети: В лаборатории будем
проводить опыты, узнаем что-то новое. Воспитатель: А вот, что мы будем исследовать
сегодня, попробуйте догадаться, послушав загадку: Он прозрачный - невидимка, Легкий и
бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Дети: Воздух. Воспитатель: Кто
мне покажет воздух? Я его не вижу. А вы его видите? Ты видишь, а ты видишь? Ответы
детей. Вывод: воздух невидимый. Воспитатель: давайте возьмем воздух в руки. Как это
сделать? Дети: Он везде, он невидим, и взять его в руки нельзя. Воспитатель: Зачем нужен
воздух? Дети: Чтобы дышать. Воспитатель: Как вы это делаете? Закройте плотно рот, а
нос зажать пальцами. Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Дети: Без воздуха можно
задохнуться. Воспитатель: Кому еще нужен воздух? Дети: Всем кто живет на планете.
Дети проходят к столам.
Работа по карточкам. Д/и « Кому нужен воздух?» Задание: Возьмите фломастер, на
карточках обведите кружком объекты живой природы. Проверка задания: дети
обмениваются карточками. Воспитатель: Мы не смогли поймать руками воздух, а как вы
думаете, воздух имеет вес? На обе чаши весов положили сдутые шары. Затем один из
шаров надули и положили на весы. Чаша с надутым шариком перевешивает. Дети делают
вывод: воздух имеет вес. Воспитатель: Как вы думаете, если шар с воздухом мы положим
на воду, что произойдет с шаром? Дети: Шар будет плавать. Воспитатель: Я предлагаю
провести еще опыт со стеклянными пузырьками. Возьмите два пузырька. Как вы думаете,
что в пузырьках? Дети: Воздух. Воспитатель: Один из пузырьков закройте пробкой и оба
пузырька опустите в баночку с водой. Что произошло? Дети: Из открытого пузырька
вышел воздух, а в закрытом пузырьке воздух остался, и он плавает на поверхности воды.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Дети: Воздух легче воды. Воспитатель: Где
можно использовать это свойство? Дети: В резиновых лодках, спасательных кругах,
кораблях. Воспитатель: Я предлагаю вам послушать одну историю. Петя с Сережей пили
чай. - Можешь ли ты опустить кусочек сахара на дно кастрюли наполненной водой так,
чтобы он остался сухим? Спросил Петя. Сережа задумался. - Ты задал очень трудную
задачу. По-моему, ее нельзя решить. Воспитатель: Как вы думаете можно решить эту
задачу? Воспитатель: На небольшую крышечку кладу кусочек сахара и опускаю крышку
на поверхность воды. Крышка плавает. Беру стакан и накрываю им крышку с сахаром.
Медленно опускаю стакан до дна кастрюли. Так же медленно поднимаю стакан. Смотрим,
сахар остался сухой. Воспитатель: Почему перевернутый стакан не наполнился водой, и
сахар не намочился? Дети делают вывод: воздух выталкивает воду из стакана
Воспитатель: А сейчас я зажгу свечи. Одну свечку накроем стаканом, другую – банкой, а
третью оставим открытой. Свеча, накрытая стаканом, потухает первой, затем свеча,
накрытая банкой, а открытая свеча продолжает гореть. Вывод: Для горения нужен воздух.
Воспитатель: Вы хотели бы поиграть? Берите пузырьки с мыльным раствором и будем
пускать мыльные пузыри. Воспитатель: Как вы думаете, что нам помогло играть с
мыльными пузырями? Дети: Воздух.
Практическая работа. Воспитатель: Я предлагаю вам с помощью воздуха и мыльных
пузырей порисовать. На что похожи рисунки? Дети: на праздничный фейерверк,
воздушные шары, цветочную поляну. Воспитатель: Ребята посмотрите, а у меня рисунок
получился не радостный. Как вы думаете, что произошло с воздухом? Дети: Воздух
загрязнился. Воспитатель: Когда воздух загрязняется? Дети: Когда топятся печи, дымят
заводы и выхлопные трубы машин, когда сжигают мусор. Воспитатель: Посмотрите
ребята, как это происходит. Воспитатель поджигает свечу и над пламенем держит блюдце,
затем показывает образовавшуюся копоть на блюдце. Воспитатель: такая же грязь вместе
с дымом попадает в воздух, а потом и в наши легкие. Грязный воздух это плохо. Что
нужно сделать, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым? Дети: Надо сажать
деревья, не сжигать мусор, устанавливать фильтры. Словарная работа: Фильтр – это
очистительное сооружение, которое должно устанавливаться на всех заводах. Итог: - Что
мы узнали о воздухе? - О каких опытах, вы бы хотели рассказать дома? - Кому
понравилось работать в нашей лаборатории подойдите к веселому солнышку, а кому не
понравилось, подойдите к грустному солнышку.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера»,
2005.
2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие.
– М.: Центр педагогического образования, 2013.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.
Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным
объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.
Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
8. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего
дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: Куда ведут нас три кита? 1 класс.
Методическая разработка-открытый урок по теме:Куда ведут нас три кита? 1 класс....
урок нравственности "Все дороги ведут к дому"
Материал урока способствует формированию положительного опыта семейного общения, уважительного отношения к семье и дому, воспитанию у детей и родителей интереса к совместной деятельности...
Что делать родителям, когда дети плохо себя ведут
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ ...
Следствие ведут знатоки
Внеклассное мероприятие по русскому языку...
Внеклассное мероприятие по математике "Следствие ведут колобки" ( 2 -3 класс)
Обобщение программного материала за год, активация знаний учащихся, повышение учебной мотивации к предмету, решение заданий олимпиадного типа....
Куда ведут песня, танец, марш?
Урок музыки во 2 классе...
Куда ведут нас "три кита". "Куда ведет нас танец"
Презентация к уроку...