Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Пластилинография"
рабочая программа (1 класс)
Программа для дополнительного образования для детей 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programmy_2021_-2022.docx | 55.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
_____________________________________________________________________________
Радужная ул., д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: +7 (495) 471-28-55; + 7(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ru http://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом Директор ГБОУ Школа № 281
ГБОУ Школа № 281 _______________
Протокол № ___________ Шишкина Т.В
«___»______________202__ г. «___»______________202__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Пластилинография»
направленность:Социально-педагогическая
уровень программы:Вводный
Автор-составитель программы: Ляменкова Е.М., педагог
дополнительного образования.
Возраст обучающихся: 4-6
Срок реализации: 1 год
Объём программы: 60 часов
Москва, 2021г.
РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением
(название)
ГБОУ Школа № 281
Протокол № ________________
от «___»_____________202__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.
Целевой раздел
- Пояснительная записка……………………………………… стр. 4
- Цель и задачи программы…………………………………… стр. 8
- Планируемые результаты……………………………………. стр. 13
- Система оценки достижения планируемых результатов….. стр. 14
Раздел 2.
Содержательный раздел
- Первый год обучения………………………………………. стр. 15
Раздел 3.
Организационный раздел
- Учебный план…………………………...……………………. стр. 16
- Учебно-тематический план………………………………….. стр. 17
- Методическое обеспечение программы……………………. стр.17
- Условия реализации программы……………………………. стр.19
- Оценочные материалы……………….……………………… стр.20
- Информационное обеспечение программы………………… стр.21
Приложения:
- Календарно-тематический план………………………………... стр.22
Раздел 1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Пластилинография» направлена на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно как с помощью красок, карандашей, фломастеров, Втаки используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию. Это один из видов декоративно-прикладного искусства. Принцип данной техники – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал – пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка. Занятия пластилинографией способствуют развитию у ребенка умелости рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.
Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала (бросового), что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.
На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В процессе занятий воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве.
В программу включён цикл интегрированных занятий по пластилинографии, которые реализуют задачи образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие» (формирование элементарных представлений о видах искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру).
«Познавательное развитие» (ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно-прикладным искусством),
«Социально-коммуникативное развитие» (формирование умения общаться и взаимодействовать со взрослым и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к различным видам труда и творчества; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий),
«Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности) – и направлены на формирование навыков продуктивной деятельности и творческой активности каждого ребенка в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Уровень программы – Вводный
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 60 занятий в год.
Форма обучения- очная.
Важным условием развития детского творчества при реализации программы является создание эмоционально благополучной атмосферы. В результате детской деятельности важен не только сам продукт деятельности, но и положительные эмоции, хорошее настроение, доверительная атмосфера, желание творить.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Программа составлена для детей 4-6 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Программа художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: Давыдовой Г. Н., Лыковой И. А., и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
Такое построение занятий кружка «Пластилинография» способствует более успешному освоению образовательной программы.
К концу обучения у детей:
проявляется познавательная активность.
в интересной игровой форме обогащается словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- знакомятся с художественными произведениями, стихами,
потешками, пальчиковыми играми.
- формируются первые элементарные математические
- представления о счете, размере, величине.
- развиваются сенсорные эталоны.
- развиваются тактильные и термические чувства пальцев.
В результате реализации программы у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Новизна программы: Создание программы дополнительного образования «Пластилинография» обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей с общим недоразвитием речи. Данная образовательная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Формы организации учебной деятельности:
групповая
- выставка
- творческий конкурс.
Групповая – основная форма работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Группа состоит из 5-6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное, чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие кружка содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы.
Выполнить композицию в технике пластилинографии непросто, поэтому над её созданием одновременно трудится несколько детей.
Этапы создания картин:
- Подбор эскиза.
- Подготовка основы (покрытие основы скотчем, перенос эскиза на основу).
- Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета.
- Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему.
- Лепка мелких деталей. Декорирование.
Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.
Оформление и организация выставок – выставки работ проходят три раза в год. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия проводятся 2 раз в неделю:
30 минут – с детьми от 4 до 6 лет.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Развивать художественно-творческие способности у детей
дошкольного возраста средствами пластилинографии.
ЗАДАЧИ
Обучающие:
- Формировать у детей устойчивый интерес к использованию
в своей деятельности нетрадиционной техники работы с
пластилином.
- Учить детей находить оригинальные способы для создания
художественного образа.
- Учить детей свободно экспериментировать с
художественными материалами и инструментами.
- сформировать первичное представление о форме, размере, величине, количестве.
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки- пластилинографией.
Развивающие:
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства
цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
- Развивать интерес к различным видам искусства.
-развитие сенсорных способностей.
- развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
-Воспитывать художественный вкус.
- Воспитание интереса и любви к искусству, эмоционально – чувственного отношения к природе и к народному искусству.
Средства.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:
- Пластичный материал (разноцветный пластилин).
- Бросовый и природный материал.
- Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Наглядные средства:
- Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
- Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
- Образцы работ, фотографии.
- Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких
впечатлений от произведений искусств и расширения
знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).
Технические средства:
- музыка,
- видеофильм,
- презентации
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Техника безопасности работы с пластилином
и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
- Для работы использовать плотный картон.
- Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать
появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать досочка или клеёночка, салфетка для рук.
- После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Материалы для создания пластилиновой картины:
- картон с контурным рисунком;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- стеки;
- бросовый и природный материалы.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки.
Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Принципы.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
- Нет пределов совершенствования
- Учёт психофизических особенностей детей
- Создание атмосферы успеха.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Подготовительный этап
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка
пластилина и скатывания шарика между двумя
пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
Основной этап
- Научиться не выходить за контур рисунка.
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
-Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца.
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу воспитателя.
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Итоговый этап
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
1.4 Ожидаемый результат
- Умение свободно владеть лепным материалом.
- Знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров
и пропорций;
- Знание и правильное использование приемов доработки
исходных форм;
- Правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
- Умение использовать плоские рисованные изображения для
- Создания объемных форм;
- Умение пользоваться схемами с условными обозначениями в
своей работе;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Видение пропорций и объемов;
- Развитие фантазии и объемного мышления. На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.
Формы и виды контроля (аттестации)
1. Наблюдение.
2. презентации работ.
3.Выставки.
4.Участие в городских выставках.
5.Открытые занятия.
6.Мастер-классы.
Раздел 2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие. «Знакомство с пластилинографией»
Теория (2часа) – знакомство обучающих с техникой безопасности в объединении, с правилами работы с пластилином, основными техниками работы.
Практика (2 часа) – Выполнение основных фигур, знакомство с разными техниками работы с пластилином.
Форма контроля – тест.
2. «Прямая пластилинография».
Теория (8 часов) – знакомство обучающихся с техникой, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности.
Практика (18 часов) - работа по формированию навыков в технике прямая пластилинография, рисование пластилином более или менее выпуклых по объему изображений на горизонтальной поверхности.
Форма контроля – контрольное занятие.
3. «Выкладывание работ пластилиновыми шариками».
Теория (3 часа) – знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как выкладывание пластилиновыми шариками.
Практика (7 часов) – работа по формированию навыков в технике выкладывания пластилиновыми шариками. Создание выразительного образа посредством цвета и объема.
Форма контроля – контрольное занятие.
4. «Выкладывание работ пластилиновыми колбасками».
Теория (3 часа) – знакомство обучающихся с такой техникой, как выкладывание пластилиновыми колбасками, особенностями их изготовления.
Практика (7 часов) – работа по формированию навыков в технике выкладывание пластилиновыми колбасками: скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
Форма контроля – контрольное
5. «Обратная аппликация».
Теория (3 часа) – знакомство обучающихся с техникой обратной аппликации, правилами работы в данной технике.
Практика (7 часов) – работа по формированию навыков в технике обратной аппликации, проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи. Итоговой задачей является самостоятельное выполнение работы. Создание выразительного сюжета в полу объеме использование нетрадиционной техники рисования пластилином.
Форма контроля – контрольное занятие.
Раздел 3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Образовательная программа, предмет (дисциплина) | Направленность программы | Уровень программы | Срок реализации программы | Возраст детей по программе | Количество учебных часов в неделю/в год по годам обучения | Количество учебных часов по программе всего | Форма промежуточной аттестации | |||
I | II | III | IV | |||||||
Пластилинография | Социально-педагогическая | Вводный | 1 год | 4-6 | 2 | 2 | 2 | 2 | 60 | Контрольное занятие |
3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Водное занятие. «знакомство с пластилинографией». | 4 | 2 | 2 | тест |
2. | «Прямая пластилинография». | 26 | 8 | 18 | Контрольное занятие |
3. | «Выкладывание работ пластилиновыми шариками». | 10 | 3 | 7 | Контрольное занятие |
4. | «Выкладывание работ пластилиновыми колбасками». | 10 | 3 | 7 | Контрольное занятие |
5. | «Обратная аппликация» | 10 | 3 | 7 | Контрольное занятие |
Итого | 60 | 19 | 41 |
3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и приёмы:
Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные
методы и приёмы:
Общедидактические.
Наглядные методы:
Демонстрация наглядных средств
Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у
детей интереса к технике пластилиновой графики.
Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.
На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения
задания, либо выполненную работу с этим заданием.
Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана
работы.
Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).
Практические методы:
В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.
На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.
Словесные методы:
Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.
Основной вид деятельности дошкольников игра, поэтому все занятия строятся на основе игрового сюжета, в котором присутствует мотивация детей к деятельности.
Игровые приемы:
- Обыгрывание предметов.
- Обыгрывание игрушек.
- Обыгрывание картин.
- Игровые ситуации с ролевым поведением.
- Обыгрывание законченного изображения.
- Обыгрывание незаконченного изображения.
В работе используются информационно – коммуникационные и
компьютерные технологии.
Подготовила цикл занятий с использованием ИКТ.
На занятиях используется метод (необыденных) творческих ситуаций,
пробуждающих интерес к художественной деятельности, метод
поисковых ситуаций.
Педагогические приёмы:
- Формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала,
соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику
быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора.
3.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наиболее эффективно развивать у детей мелкую моторику можно при
условии:
- Внедрение авторской программы по дополнительному
образованию «Пластилинография».
- Создания эстетической предметно - развивающей среды для
занятий в кружке, совместной и самостоятельной творческой
деятельности детей в группах.
- Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные
иллюстрации, фото, картины в технике – пластилинография
- Технологические карточки и таблицы.
- Взаимодействия детского сада и семьи.
- Организация и посещение выставок детьми и родителями
Результативность работы по программе:
- Развивается творческий потенциал детей.
- Дети получат радость от сотворчества.
- Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
- Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
- У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
- Систематическая работа в данном направлении позволит достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Наряду с полученными результатами можно выявить качественную характеристику уровней выполнения задания и выделить уровни:
Сравнивая результаты этих двух лет будет видно, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые даются детям группе к концу учебного года, выполняться будут гораздо быстрее и без всяких усилий.
Здесь указываются условия реализации программы – требования к помещениям (основным и вспомогательным), площадкам; описываются оборудование, приборы, информационные ресурсы; при необходимости – наличие личных вещей у обучающихся (например, спортивной формы и обуви).
Здесь же указываются кадровые условия реализации (образование педагога в рамках укрупнённой группы специальностей, необходимость вспомогательного персонала – концертмейстера, лаборанта и пр.).
3.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- тестирование
- наблюдение
-творческая деятельность
- диагностика
Формы и виды контроля (аттестации)
1. Наблюдение.
2. презентации работ.
3.Выставки.
4.Участие в городских выставках.
5.Открытые занятия.
6.Мастер-классы.
3.6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Список литературы:
- Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.: Карапуз,2004.
- Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. - М.: ТЦ Сфера,2009.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
- Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М.: Теревинф, 2006.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144
- Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду – М.: КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр” СФЕРА”,2007
- Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1
- «Рука и разум» Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru
- Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru
- Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.
- Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаик – Синтез,2006.
Приложение 1
календарно-тематический план
№ занятия п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Форма контроля |
Сентябрь | |||||
1 | 15.09.20 | «Вводное занятие» | 2 | групповая | тест |
2 | 17.09.20 | «Знакомство с пластилинографией» | 2 | групповая | наблюдение |
3 | 22.09.20 | «Бусы» Знакомство с техникой, практическая работа. | 1 | групповая | наблюдение, контрольное занятие |
4 | 24.09.20 | «Грибок» Освоение умения работать со стекой. | 1 | групповая | Наблюдение,контрольное занятие |
5 | 29.09.20 | «Виноград» отработка навыков отщипывание и размазывание | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
Октябрь | |||||
1 | 01.10.20 | «Дубовый листик» прием смешивания цветов, привлечение в работу природного материала. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
2 | 06.10.20 | «Золотая хохлома» Ознакомление с росписью, закрепление навыков. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
3 | 08.10.20 | «Колокольчик» Ознакомление с Обратной аппликацией. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
4 | 13.10.20 | «Жираф» отработка уже изученных навыков, освоение навыков налепливания. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
5 | 15.10.20 | «Туча» отработка изученных навыков, обратная аппликация. | 1 | Групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
6 | 20.10.20 | «Рябина» Ознакомление с видом выкладывания работы пластилиновыми шариками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
7 | 22.10.20 | «Зонтик» отработка изученных навыков, обратная аппликация | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
8 | 27.10.20 | «Пирамидка» Ознакомление с видом выкладывания работы пластилиновыми колбасками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
9 | 29.10.20 | «Улитка» Отработка выкладывания пластилиновыми колбасками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
Ноябрь | |||||
1 | 03.11.20 | «Подсолнух» Отработка выкладывания пластилиновыми шариками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
2 | 05.11.20 | «Смородина» Выкладывание пластилиновыми шариками, отработка техники сплющивание. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
3 | 10.11.20 | «Корзина с овощами» выкладывание колбасками, переплетение. | 1 | Групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
4 | 12.11.20 | «Синица» История и обычаи праздника, отработка техники размазывание, выставка. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
5 | 17.11.20 | «Арбуз» отработка техники размазывания и сплющивания | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
6 | 19.11.20 | «Кто пасется на лугу?» выкладывание колбасками, отработка техники сплющивание. | 1 | групповая | Наблюденте, контрольное задание |
7 | 24.11.20 | «Конфета» отработка техники сплющивание. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
8 | 26.11.20 | «Пирожное» отработка техники размазывание использование подручных материалов (бисер) | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
Декабрь | |||||
1 | 01.12.20 | «Шапка» отработка техники размазывание, работа со стекой. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
2 | 03.12.20 | «Снеговик» техника размазывание и техника налеп. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
3 | 08.12.20 | «Гжельская тарелочка» знакомство с росписью, освоение создания картин в фактурной технике (барельеф, горельеф) | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
4 | 10.12.20 | «Снежинка» выкладывание колбасками, использование блесток. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
5 | 15.12.20 | «Снегирь» беседа о зимующих птицах, техника размазывание. | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
6 | 17.12.20 | «Зимний узор» выкладывание колбасками, работа со стекой | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
7 | 22.12.20 | «Елочка красавица» техника размазывание, налеп | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
8 | 24.12.20 | «Новогодние шары» техника размазывание, налеп, использование блесток | 1 | ||
9 | 29.12.20 | «Новогодняя открытка» использование разных техник | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
Январь | |||||
1 | 12.01.21 | «Снегурочка» обратная аппликация, работа с использованием стеки | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
2 | 14.01.21 | «Золотая рыбка» обратная аппликация , смешивание цветов | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
3 | 19.01.21 | «Заснеженный дом» техника размазывание, барельеф | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
4 | 21.01.21 | «Филимоновская игрушка» ознакомление с росписью, выкладывание колбасками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
5 | 26.01.12 | «Чебурашка» техника размазывание, работа со стекой | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
6 | 28.01.21 | «Пятачок» обратная аппликация, техники размазывания и налеп | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
Февраль | |||||
1 | 02.02.21 | «Кит» обратная аппликация | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
2 | 04.02.21 | «Сова» отработка техник размазывания и налеп | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
3 | 09.02.21 | «Слон» отработка выкладывания пластилиновыми шариками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
4 | 11.02.21 | «Черепашка» выкладывание пластилиновыми шариками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
5 | 16.02.21 | «Военная техника» Беседа о празднике, техника размазывание, налеп | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
6 | 18.02.21 | «Медаль» Подарок для папы, техника размазывания, выкладывание пластилиновыми колбасками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
7 | 25.02.21 | «Морж» отработка техники обратная аппликация | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
Март | |||||
1 | 02.03.21-04.03.21 | «Подарок мамочке» Беседа о празднике, техника размазывание и выкладывание пластилиновыми шариками | 2 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
2 | 09.03.21 | «Подснежник» обратная аппликация | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное задание |
3 | 11.03.21 | «Кактус» техника размазывание, выкладывание пластилиновыми колбасками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное задание |
4 | 16.03.21 | «Тюльпан» отработка техники размазывание, смешивание цветов | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное задание |
5 | 18.03.21 | «Ласточка» техника размазывание, налеп | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное задание |
6 | 23.03.21 | «Попугай» обратная аппликация, смешивание цветов | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное задание |
7 | 25.03.21 | «Зайка» техники размазывания, налеп | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное задание |
8 | 30.03.21 | «Дымковская игрушка» Знакомство с росписью, выкладывание пластилиновыми колбасками, налеп | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное задание |
Апрель | |||||
1 | 01.04.21 | «Капель» ознакомление с техникой закручивание | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
2 | 06.04.21 | «Веточка вишни» техника размазывание, смешивание цветов | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
3 | 08.04.21 | «Космос» техники размазывание, налеп | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
4 | 13.04.21 | «Транспорт» техники размазывание, налеп, смешивание цветов | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
5 | 15.04.21 | «Бабочка» обратная аппликация, смешивание цветов | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
6 | 20.04.21 | «Стрекоза» обратная аппликация | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
7 | 22.04.21 | «Веточка вербы» выкладывание пластилиновыми колбасками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
8 | 27.04.21 | «Пчела» выкладывание пластилиновыми шариками | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
9 | 29.04.21 | «Пасха» выкладывание пластилиновыми шариками использование бисера | 1 | групповая | Наблюдение, контрольное занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём" для детей младшего школьного возраста школы-интернат 5 вида...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...