Рабочая программа по стартовой школе
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 им.П.А.Леонова
Согласована заместитель директора 29.09.2019г __________М.И.Куцевольская | Утверждаю Директор школы _____А.И.Чернобровкина приказ № ____от_______2019 г. |
Рабочая учебная программа
дополнительного образования
«Предшкольная подготовка»
Составлена учителями начальных классов Алексеенко Л.А., Федосеевой С.В.
г. Южно - Сахалинск
2019
Рабочая программа составлена на основе программы
«Преемственность. Подготовка к школе»
Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Ступеньки к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Место занятий в учебном плане
Программа «Ступеньки к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 31 неделю.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме
Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
Пояснительная записка
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Используется учебно-методический комплект:
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2018
Планируемые предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «От слова к букве» являются следующие умения и качества:
∙ умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
∙ умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
∙ чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
∙ любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
∙ понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
∙ интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
∙ наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
∙ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним.
Метапредметными результатами изучения курса «От слова к букве» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: самостоятельно или совместно с учителем формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки.
Предметные результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области речевого развития:
- правильно произносить все звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.
Содержание курса «От слова к букве»
№ | Основные разделы курса |
1. | Развитие речи |
Беседа по картинке: *совершенствование общих речевых навыков; *составление описательного рассказа. | |
Составление рассказа по плану. | |
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. | |
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. | |
Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. | |
Подбор обобщающих слов к группе предметов | |
Диалог, монолог, косвенная речь. | |
2. | Знакомство с буквами. |
Предложение и слово: *членение речи на предложения; *членение предложений на слова; *членение слова на слоги с использованием графических схем | |
Слог и ударение: *деление слов на слоги; *определение количества слогов в слове. | |
Звуки и буквы: *представление о звуках; *различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; *обводка и штриховка контуров; *знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений. | |
3. | Художественная литература |
Сказка: *пересказ сказки; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; *придумывать необычный конец. | |
Рассказ: *пересказ небольшого по объёму литературного произведения; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; |
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Календарно – тематическое планирование занятий в группе предшкольной подготовки по формированию развития речи, фонематического слуха, внимания.
№п/п | Дата | Тема раздела,занятия | Страни-цы |
1-2 | 05.10. 12.10. | «Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о. Звук [а]. Буквы А, а. Предложение. | Ч.1стр. 4-5 Ч.2 Стр.4-7 |
3-4 | 19.10. 26.10. | «Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у. Звук [ы]. Буква ы. Слово. | Ч.1 стр. 6-7 Ч.2 стр.8-11 |
5-6 | 02.11. 09.11. | Звук [и]. Буквы И, и. Звук[э]. Буквы Э, э. Ударение. Схема слова. | Ч.1 Стр8-9 Ч.2 стр.12-16 |
7 | 16.11. | «Осенние странички». Буквы, обозначающие два звука. Звуки [а], [й а]. Буквы Я, я. | Ч.1 стр.10-11 Ч.2 стр17 |
8 | 23.11. | «Осенние странички». Звуки [у], [й у]. Буквы Ю, ю. | Ч.1 стр.12-13 Ч.2 стр.18-19 |
9-10 | 30.11 07.12. | Звуки [э], [й э]. Буквы Е, е. Звуки [о], [й о]. Буквы Ё, ѐ. | Ч.1стр .14-15 Ч.2 стр.20-23 |
11 | 14.12. | Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие гласные звуки. | Ч.1стр 16-17 Ч.2 стр24 |
12 | 21.12. | «Зимние странички». Звуки [л],[л]. Буквы Л, л.Согласные звуки. Твѐрдые, мягкие согласные звуки. | Ч.1стр. 18-19 Ч.2 стр25 |
13 | 28.12. | Согласные звуки. Звуки [м],[м]. Буквы М,м. | Ч.1стр .20-21 Ч.2 стр26-27 |
14 | 11.01. | Звуки [н],[н]. Буквы Н, н. | Ч.1стр 22-23 Ч.2 стр28-29 |
15 | 18.01. | «Зимние странички». Звуки [р],[р]. Буквы Р, р. | Ч.1стр 24 Ч.2 стр30-31 |
16 | 25.01. | Звуки [в],[в]. Буквы В,в. Звонкие согласные звуки. | Ч.1стр 25 Ч.2 стр32-33 |
17 | 01.02. | Звуки [ф],[ф]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки. | Ч.1стр 26 Ч.2 стр34-35 |
18 | 08.02. | «Зимние странички». Звуки [з], [з]. Буквы З, з. Звуки [с],[с]. Буквы С, с. | Ч.1стр.27 Ч.2 стр36-39 |
19 | 15.02. | Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Звук [ж] . Буквы Ж, ж. Шипящие согласные звуки. | Ч.1стр 28 Ч.2 стр40-43 |
20 | 22.02. | Звуки [б],[б]. Буквы Б, б. Звуки [п],[п]. Буквы П, п. | Ч.1стр 29 Ч.2 стр44-47 |
21 | 29.02. | «Зимние странички». Звуки [д],[д]. Буквы Д, д. | Ч.2 стр48-49 |
22 | 16.03. | Звуки [т],[т].БуквыТ, т | Ч.2 стр50-51 |
23 | 07.03. | Звуки [г],[г] . Буквы Г, г. Звуки [к],[к]. Буквы К, к. | Ч.2 стр52-55 |
24 | 14.03. | «Весенние странички». Звуки [х],[х]. Буквы Х, х. | Ч.1стр 30-31 Ч.2 стр56-57 |
25 | 21.03 | «Весенние странички». Звук [ц]. Буквы Ц, ц. | Ч.1стр 32-33 Ч.2 стр58-59 |
26 | 28.03 | «Весенние странички». Звук [щ]. Буквы Щ, щ. | Ч.1стр 34-35 Ч.2 стр60-61 |
27 | 04.04 | «Весенние странички». Звук [ч]. Буквы Ч, ч | Ч.1стр 36-37 Ч.2 стр62-64 |
28 | 11.04 | «Весенние странички». Звук [й]. Буквы Й, й. | Ч.1стр 38-40 Ч.2 стр65-66 |
29-30 | 18.04 25.04 | Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного. «Путешествие в страну букв и звуков». | Ч.1стр .41-47 Ч.2 стр67-70 Ч.1стр 48-55 Ч.2 стр71-74 Ч.1стр 56-6…. Ч.2 стр75-… |
31-32 | 16.05 23.05 | «Летние странички». Скороговорки, пословицы, поговорки. | Ч.1стр 56-6…. Ч.2 стр75-… |
Предмет «Формирование элементарных математических представлений»
представлен курсом
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Пояснительная записка
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Используется учебно-методический комплект:
С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2018
Примерные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Математические ступеньки» в школе «Почемучки» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математические ступеньки» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике-тетради.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник-тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, равенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе «Математические ступеньки» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:
Планируемый минимум образования
- Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Умение находить части целого и целое по известным частям.
- Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Умение соотносить цифру с количеством предметов.
- Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
- Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей.
- Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Желаемый результат
- Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность.
- Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >,< ,=.
- Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
- Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =.
- Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
- Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.п.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.
- Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Содержание курса «Математические ступеньки»
№ | Основные разделы курса |
1. | Арифметический |
Числа от 0 до 10. | |
Счёт предметов. | |
Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. | |
Сравнение чисел первого десятка. | |
Свойства натурального ряда чисел. | |
Цифры и числа. | |
Решение задач с помощью рисунков. | |
Чтение чисел. | |
2. | Геометрический |
Сравнение : - по форме; -по размеру; -по расположению на плоскости, в пространстве; -по назначению; -по цвету. | |
Изготовление моделей фигур из бумаги. | |
3. | Содержательно-логический |
Развитие : -внимания; -памяти; -воображения; -мышления. | |
Диктанты: -зрительные; -слуховые. | |
Выполнение заданий: -выделение существенных признаков; -выявление закономерностей; -проведение анализа; -синтеза; -сравнения. |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Формирование математических представлений»
№ п/п | Содержание | Дата |
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа. | ||
Знакомство с детьми. Уточнение пространственных представлений. Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру. (стр.3-7) | 05.10. | |
Ориентация на плоскости: слева, справа. Длина. Длиннее – короче. (стр. 8-9) | 12.10. | |
Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. (стр.10-12) | 19.10. | |
Круг. Многоугольники: треугольник, четырёхугольник. Прямоугольник. Квадрат. (стр.14-15) | 26.10. | |
Справа, слева, вверху, внизу. (стр.16-18) | ||
Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше. Сравнение объектов по массе: лёгкий – тяжелый, легче – тяжелее. (стр. 19-21) | 02.11. | |
Закрепление пройденного материала (стр.22-23) | 09.11. | |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. | ||
8. | Число и цифра 1. Понятие «один – много» (стр.24-26) | 23.11. |
9. | Число и цифра 2. Понятие «пара» (стр.27-29) | 30.11 |
10-11 | Число и цифра 3. Состав числа 3. (стр.30-33) | 07.12. 14.12. |
12 | Повторение пройденного материала (стр.34-35) | 21.12. |
13-14 | Число и цифра 4. Состав числа 4. (стр.36-39) | 28.12. 11.01. |
15 | Число и цифра 0 (стр.40-41) | 18.01. |
16-17 | Число и цифра 5. Состав числа 5. (стр.42-44) | 25.01.01.02 |
18 | Понятие равенство. Знак «=» (стр.45-46) | 08.02 |
19 | Действие сложение. Конкретный смысл действия сложения. Знак действия сложения «+» (стр.47-48) | 15.02 |
20 | Действие вычитание. Конкретный смысл действия вычитания. Знак действия вычитания «-» (стр.49-50) | 22.02., |
21-23 | Повторение и закрепление пройденного материала (стр.51-60) | 29.02,07.03 |
24 | Число и цифра 6. (стр.61-62) | 14.03 |
25 | Число и цифра 7. (стр.63-65) | 21.03 |
26 | Число и цифра 8. (стр.66-67) | 28.03 |
27-28 | Число и цифра 9 (стр.68-71) | 4.04,11.04 |
29 | Повторение и закрепление пройденного материала. (стр.72-73) | 18.04 |
30-31 | Число 10. Особенности записи числа 10. (стр.74-77) | 25.04,16.05 |
32 | Повторение и закрепление пройденного материала. (стр.78-95) | 23.05 |
Предмет «Ознакомление с окружающим миром»
представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»
Пояснительная записка
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Используется учебно-методический комплекс:
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2018
Планируемые результаты:
Личностные:
• умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Метапредметные:
• осуществление действия по образцу и заданному правилу;
• сохранение заданной цели;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
• осуществлять контроль своей деятельности по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
• знаково-символическое моделирование и преобразование объектов
• анализ объектов с целью выделения признаков
• анализ объектов; сравнение и сопоставление
• выделение общего и различного; осуществление классификации.
• овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
• эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• ориентация на партнёра по общению;
• умение слушать собеседника;
• задавать вопросы.
Предметные:
• составлять элементарный рассказ по серии картинок;
• обсуждать нравственные стороны поступков людей;
• участвовать в коллективных разговорах;
• ориентироваться в пространстве;
• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
• знать времена года;
•познакомится с миром зверей, растений;
• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.
Чудесный мир растений.
Личностные:
• умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Метапредметные:
• осуществление действия по образцу и заданному правилу;
• сохранение заданной цели;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
• осуществлять контроль своей деятельности по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
• знаково-символическое моделирование и преобразование объектов
• анализ объектов с целью выделения признаков
• анализ объектов; сравнение и сопоставление
• выделение общего и различного; осуществление классификации.
• овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
• эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• ориентация на партнёра по общению;
• умение слушать собеседника;
• задавать вопросы.
Предметные:
• составлять элементарный рассказ по серии картинок;
• обсуждать нравственные стороны поступков людей;
• участвовать в коллективных разговорах;
• ориентироваться в пространстве;
• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
• знать времена года;
•познакомится с миром зверей, растений;
• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.
Наши друзья – животные
Личностные:
• умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Метапредметные:
• осуществление действия по образцу и заданному правилу;
• сохранение заданной цели;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
• осуществлять контроль своей деятельности по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
• знаково-символическое моделирование и преобразование объектов
• анализ объектов с целью выделения признаков
• анализ объектов; сравнение и сопоставление
• выделение общего и различного; осуществление классификации.
• овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
• эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• ориентация на партнёра по общению;
• умение слушать собеседника;
• задавать вопросы.
Предметные:
• составлять элементарный рассказ по серии картинок;
• обсуждать нравственные стороны поступков людей;
• участвовать в коллективных разговорах;
• ориентироваться в пространстве;
• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
• знать времена года;
•познакомится с миром зверей, растений;
• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.
Круглый год
Личностные:
• умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Метапредметные:
• осуществление действия по образцу и заданному правилу;
• сохранение заданной цели;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
• осуществлять контроль своей деятельности по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
• знаково-символическое моделирование и преобразование объектов
• анализ объектов с целью выделения признаков
• анализ объектов; сравнение и сопоставление
• выделение общего и различного; осуществление классификации.
• овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
• эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• ориентация на партнёра по общению;
• умение слушать собеседника;
• задавать вопросы.
Предметные:
• составлять элементарный рассказ по серии картинок;
• обсуждать нравственные стороны поступков людей;
• участвовать в коллективных разговорах;
• ориентироваться в пространстве;
• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
• знать времена года;
•познакомится с миром зверей, растений;
• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.
Окружающий мир и наша безопасность
Личностные:
• умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Метапредметные:
• осуществление действия по образцу и заданному правилу;
• сохранение заданной цели;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
• осуществлять контроль своей деятельности по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
• знаково-символическое моделирование и преобразование объектов
• анализ объектов с целью выделения признаков
• анализ объектов; сравнение и сопоставление
• выделение общего и различного; осуществление классификации.
• овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
• эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• ориентация на партнёра по общению;
• умение слушать собеседника;
• задавать вопросы.
Предметные:
• составлять элементарный рассказ по серии картинок;
• обсуждать нравственные стороны поступков людей;
• участвовать в коллективных разговорах;
• ориентироваться в пространстве;
• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
• знать времена года;
•познакомится с миром зверей, растений;
• наблюдение за звёздным небом, Солнцем, Луной.
Содержание курса «Зелёная тропинка»
№ | Основные разделы курса |
1. | Наши друзья – животные |
Обитатели живого уголка. | |
Домашние животные. | |
Животные нашей местности. | |
Наблюдение за поведением животных. | |
Сравнение животных. | |
Распознавание животных на рисунках и в природе. | |
2. | Зеленое чудо — растение |
Растения нашей местности. -выращивание -рисование | |
Декоративные растения. -лепка -аппликация | |
Овощи и фрукты. -лепка -аппликация -рисование | |
3. | Круглый год |
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года: -осень -зима -весна -лето |
Календарно-тематическое планирование предмета
«Ознакомление с окружающим миром»
№ п.п | Содержание | Дата | Корректировка |
1 | Звёздное небо. | 5.10 | |
2 | Солнце и Луна. | 12.10 | |
3 | Радуга. Народные приметы. | 19.10 | |
4 | Как узнать растения? | 26.10 | |
5 | Травянистые растения. | 2.11 | |
6 | Кустарники. | 09.11 | |
7 | Деревья. | 16.11 | |
8 | Декоративные растения. | 23.11 | |
9 | Овощи и фрукты. | 30.11 | |
10 | Овощи и фрукты. | 7.12 | |
11 | Съедобные и ядовитые растения. | 14.12 | |
12 | Лекарственные растения. | 21.12 | |
13 | Мхи и папоротники. | 28.12 | |
14 | Грибы. | 11.01 | |
15 | Растения в твоей «мастерской». | 18.01 | |
16 | Как узнать животных? | 25.01 | |
17 | В живом уголке. | 1.02 | |
18 | Домашние животные. | 8.02 | |
19 | Породы собак. | 15.02 | |
20 | В мире насекомых. | 22.02 | |
21 | В мире рыб. | 29.02 | |
22 | В мире птиц. | 7.03 | |
23 | В мире зверей. | 14.03 | |
24 | Какие ещё бывают животные? | 21.03 | |
25 | Времена года. Осень. | 28.03 | |
26 | Времена года. Зима. | 04.04 | |
27 | Времена года. Весна. | 11.04 | |
28 | Времена года. Лето. | 18.04 | |
29 | Правила безопасности дорожного движения. | 25.04 | |
30 | Пожарная безопасность. | 16.05 | |
31 | Вода бывает опасной! | 23.05 | |
32 | Велосипед - мой друг! Безопасные каникулы! | 30.05 |
ЛИТЕРАТУРА:
Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012
Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.
Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008
Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для начальной школы "Школа России"
Рабочая программа для учителей начальной школы по программе "Школа России"....
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ И СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА 1 КЛАСС
Стартовая диагностика поможет учителю 1 класса проверить уровень готовности первоклассников к обучению в школе. Рабочие программы по предметам помогут учителю в полном объеме изучить программный матер...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочая программа подготовительного к школе курса «Школа первоклассника»
Рабочая программа подготовительного к школе курса «Школа первоклассника»...
Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего...
Рабочие программы для начальной школы , Школа России ФГОС
Рабочие программы для начальной школы , Школа России ФГОС...