Что должны знать родители, отдавая ребенка в школу.
статья по теме
Семья + школа = счастливый ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_dolzhny_znat_roditeli_otdavaya_rebenka_v_shkolu.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Что должны знать родители, отдавая ребенка в школу.
Переход к четырехлетнему начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников. 80-90% детей 6-7 лет поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей к школе.
Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребенка.
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни.
Дети седьмого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту.
Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого.
Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, цвету, размеру; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Развитие зрительно-моторных координаций позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
Развитие слухомоторных координаций позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмичные движения и т. п.
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить ,что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т. п.) не более 10-12 минут. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой.
Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании.
Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. п.
Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя (родителей), если она дана четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действий. Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Однако у них преобладает пока завышенная самооценка, поэтому задача взрослых – постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника.
Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на успехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и одобрения.
Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно протекает адаптация у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение двух-трех месяцев обучения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации.
Взрослые должны быть спокойными, сдержанными в общении с детьми, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками, не демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки детей.
Семья + школа = счастливый ребенок.
Семья – это малый мир, малое общество, которое наши православные предки величали «малой Церковью». Только в полноценной семье человек может быть по – настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца.
Печально, что сегодня в нашем обществе не осознана закономерная взаимосвязь между здоровой семьей и здоровым обществом. Это тем более пародоксально, если вспомнить, что именно России, с ее исторически патриархально – семейным укладом принадлежат благородные мысли Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.А.Бердяева, П.Ф.Каптерева.
Наше общество, к сожалению, не видит в семье нравственной силы, способной преобразовать и оздоровить духовную жизнь. Общественное сознание еще не готово принять идею семейного счастья в качестве высшей человеческой ценности. А ведь семейная общность – единственная, с которой человек связан всю жизнь, и именно ей он обязан своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром, а порой и смыслом жизни. Человечество накопило такое богатство знаний, используя которые миллион семей могли бы стать счастливыми, но родители мало что знают о них.
Нравственно и физически тяжело от реальной действительности, когда многим нашим детям сегодня. Увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Нам почти нечего передать детям.
Известно, что за первые шесть лет своей жизни ребенок усваивает 60% всего того, что он узнает за всю оставшуюся жизнь. Более того, интеллект ребенка может быть увеличен на 50 – 60 пунктов в 130 – мерной шкале интеллекта, если окружающая среда побуждает его думать и тренировать свой ум. И наоборот, показатель интеллектуального развития на столько же снизится, если окружающая среда духовно бедна и не стимулирует развитие.
Принцип воспитания многих родителей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему необходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя. Недаром народная мудрость гласит: «Если хочешь испортить ребенка, дай ему все, что он просит, разреши делать все, что он хочет».
В наше трудное время воспитание ребенка надо начинать с доброты. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и неудачи близких людей, быть рядом с теми кому плохо, - вот над чем надо работать. Воспитать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания без совместных действий с семьей невозможно, поэтому эти сложные задачи надо решать совместно учителю с родителями.
Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, трудно противостоять этому.
Материнская любовь многолика. Главное – любить ребенка по-настоящему. Это значит ради него преодолевать самого себя, подавлять свои плохие привычки и пристрастия, ограничивать демонстрацию своего «я».
Это, оказывается, гораздо труднее, чем удовлетворить насущные потребности ребенка. Далеко не всякая мать способна на такие самоограничения и самопожертвования..
Одним из главных показателей материнской любви является понимание своего ребенка. Только постигая его сущность, мать в состоянии ответить на его чувства, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и приобрести уверенность в себе. Понимание со стороны матери вызывает детей на откровенность. Поняв ребенка можно уберечь его от негативных влияний. «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь» - эти слова из «Маленького принца» Сент-Экзюпери выражают сущность материнской любви.
А.С.Макаренко писал: «Наши дети –это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Воспитание именно в семье – это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение – дополнительная шлифовка, не более. Это как в ювелирном деле: сколько булыжник ни грани, бриллиантом не получишь, Не та заготовка.
Личный пример родителей – это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.
Себастьян Брандт (средневековый поэт): Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит……
Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра и нравственности.
Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно протекает адаптация у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение двух-трех месяцев обучения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации.
Взрослые должны быть спокойными, сдержанными в общении с детьми, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками, не демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки детей.
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, цвету, размеру; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Развитие зрительно-моторных координаций позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
Развитие слухомоторных координаций позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмичные движения и т. п.
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить,что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т. п.) не более 10-12 минут. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой.
Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании.
Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. п.
Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя (родителей), если она дана четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действий. Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Однако у них преобладает пока завышенная самооценка, поэтому задача взрослых – постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника.
Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на успехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и одобрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ХОЧУ В ШКОЛУ ". ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ О ШКОЛЕ.
31 августаВолнуются мама, и папа, и я, Весь вечер волнуется наша семья. Давно всё готово – и форма, и бант. И чудо-цветы украшают сервант. А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» – И снова на...
Что должны знать родители о подготовке будущих первоклассников
Это родительское собрание для родителей будущих первоклассников. В ходе лектория рассматривается проблема готовности к школьному обучению, даются практические рекомендации по подготовке ребёнка ...
Это должны знать родители
У взрослых есть определенная власть, хотя современные взрослые и предпочитают ее не употреблять, а дети этой власти не боятся. Для ребенка же лучшее средство от всех зол - добрые, терпимы...
Из опыта работы учителя начальных классов " Что должны знать родители будущих первоклассников" (методические рекомендации).
«Как подготовить ребёнка к школе?»...
Что должны знать родители первоклассников
Многие родители, отдавая своего ребенка в первый класс, не знают, как начать вести себя с ним, ведь ребенок потихоньку начинает учиться самостоятельной жизни и ответственности....
Что должны знать родители об особенностях ребёнка при переходе в 5 класс?
Педагог-психолог С.В.Швецова рассказывает о трудностях , с которыми сталкиваются обучающиеся на этапе перехода в 5 класс,даёт советы и рекомендации родителям ,испытывающих тревогу за своих детей...
Шпаргалка для родителей (что должны знать родители будущих первоклассников)
Презентация в помощь родителям, дети которых идут в первый класс....