Необходимость формирования орфографического навыка (правописание слов с удвоенной согласной) у школьников начальных классов на основе гуманистического подхода к учащимся
статья
Данная статья - рассуждение о необходимости использования гуманистического подхода при обучении детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobhodimost_formirovaniya_orfograficheskogo_navyka_na_osnove_gumanisticheskogo_podhoda.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость формирования орфографического навыка (правописание слов с удвоенной согласной) у школьников начальных классов
на основе гуманистического подхода к учащимся
Наумова Юлия Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: орфографический навык, гуманизация.
Современный этап гуманизации образования определил главное направление педагогических поисков - область личностно-ориентированного обучения, признающего ценность каждого человека. Под гуманным образованием следует понимать:
- дифференциацию образования согласно потребностям и личным склонностям учащихся,
- демократизацию - право голоса и личную ответственность за решения,
- реализацию потребности в саморазвитии и самоутверждении при помощи установления межличностных отношений, когда утверждается уважение к каждой личности,
- переориентирование стереотипа “ученика” на “студента” (учится сам),
- технология обучения и воспитания, не унижающие личность, не требующие нервного и физического перенапряжения / 1 /.
Сегодня в Санкт-Петербурге реализуется целевая программа по гуманизации образования и воспитания. Основной задачей является воспитание новых петербуржцев, воспитание уникальной цельной личности, стремящийся к самореализации, способной воспринимать новый опыт, способной на осознанный выбор.
Грамотность является неотъемлемой частью культуры каждого человека. Но достижение определенного уровня орфографической грамотности у каждого человека идет различными темпами и с различными результатами. Это обусловлено различиями уровня развития потенциальными возможностями людей. Поэтому неоспорима актуальность проблемы такой организации учебного процесса, которая способствует усвоению программного материала всеми учениками, формированию личности ученика, всемерному развитию его потенциальных возможностей, повышения уровня языковой культуры. Я вижу решение этой проблемы в реализации гуманно - личностного подхода при формировании орфографических навыков. Убеждена, что ребенка нужно не заставлять, а заинтересовывать, приглашая к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения и взаимопонимания.
Учеба - серьезный труд и потому обучение должно быть интересным и занимательным, вызывать удивление, будить мысль, вызывать желание понять явление. “Когда учиться интересно, легко учится, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца”, - пишет В.В. Волина. И я с ней полностью согласна.
О необходимости учета личностных особенностей ученика говорили известные педагоги прошлого: Я.А. Каменский, Дж. Локк, И. Песталоцци, К.Д. Успенский в своей работе “Человек как предмет воспитания” писал: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего изучать его во всех отношениях”. / 2 /
Выдвинута проблема в настоящее время широко изучается и освещается в психолого - педагогической литературе. О необходимости учета особенностей учащихся пишет Е.С. Рабунский, Н.А. Менчинская, А.М. Гельмонт, С.М. Ривера пытаются утвердить индивидуально-личностный подход как одного из средств предупреждения неуспеваемости. Комплексным изучением этой проблемы занимался Ю.К. Бабанский при исследовании условий оптимизации учебного процесса.
Острая необходимость гуманизации процесса обучения определяет важность учитывания личностных особенностей ученика для повышения эффективности процесса обучения. Но невладение методикой изучения психо-физиологических особенностей школьников, отсутствие эффективной системы методических средств для изучения личности школьника, соотносимой с имеющийся типологией учащихся, дидактических материалов, рассчитанных на отдельных учащихся или группы обучаемых, осложняет работу учителей, делает ее менее эффективной.
Необходимость разработки вопроса о формировании орфографического навыка в начальной школе видится нам в том, что это один из сложных вопросов в методике обучения русскому языку.
Однажды из греческого языка забрали к нам два корня: - орфо -, что означает “правильно”, и - графо - , что означает “пишу”. Соединим эти два корня и получилось слово “орфография”. В переводе на русский язык оно означает - “правописание”.
Правописание неразрывно связано со значением слов, их форм, словосочетаниями, предложениями. Решение орфографических задач, т.е. проверка и предупреждение ошибок, как правило, опирается на понимание языковых значений.
Орфографическая грамотность - это основная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах.
В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение (алгоритм), т.е. решение орфографической задачи. Такой метод требует точного знания правил и условий их применения (ошибка в ходе решения задачи приводит к ошибке в написании).
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они, разумеется взаимосвязаны):
- обучение правописанию на основе правильного соотношения звука и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонетического (речевого) слуха учащихся,
- обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, на основе правописания и списывания, использование словарей, активизации словаря, т.е. использование слов в собственных записанных текстах,
- обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения граматико - орфографических задач.
Мои ученики - второклассники. Во втором классе происходит ускорение темпа письма, темп ускоряется и впредь, и это крайне снижает время на самопроверку учащихся во время письма. Поэтому в целях предупреждения ошибок необходимо очень настойчиво приучать детей к быстроте операций по проверке слов, в противном случае все усилия по усвоению орфографии напрасны. Если ученик не успевает проверить орфограммы по правилам, по алгоритмам, он пишет по догадке, по “чутью”, что нередко приводит к ошибкам.
У второклассников причиной допускаемых ошибок является низкий уровень внимания в процессе письма, неумении, с одной стороны, сосредоточивать его на орфограмме, с другой – распределять между действиями, процессом письма, т.е. написания букв, процессом языкового анализа и проверкой орфограмм. Темп обнаружения и проверки орфограмм существенно отстает от темпа самого письма, поэтому для проверки необходимы паузы (до пяти секунд).
Из опыта работы учителей в начальных классах можно сделать вывод, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность.
Из тридцати моих учеников, опрошенных во втором классе, только десяти нравилось изучать русский язык. Остальные были в восторге от математики. В третьем я снова провела тестирование, и к этим десяти прибавилось еще двенадцать детей. Причем, ученики писали не только о том, что русский язык им интересен, но и серьезном отношении к этому предмету. Оставшиеся дети пишут, что им надоедает сам процесс письма, для двух человек русский язык нежелательный предмет, т.к. (они сами называют причину) допускают много ошибок, затрудняются в заучивании правил, трудно писать изложения и сочинения.
Как помочь этим детям добиться орфографической грамотности, увлечь занятиями русского языка, предупредить ошибки в детских работах, которые их так огорчают, потому что как результат таких работ - плохая отметка.
Мои убеждения, что диктант или сочинения – это не самоцель, это не только хорошая отметка, радость, но прежде всего грамотное письмо необходимо для общения в жизни, для точности в речи, выражения мысли, взаимопонимания для письменного общения, детьми еще не совсем осознается.
Предупреждение ошибок обеспечивается анализом, комментированием трудных слов заблаговременно до диктанта или письменного упражнения, а также развитием орфографической зоркости, работой по опорным схемам, проговариванием, знаниями приемов применения правила (рассуждение на основе алгоритма), опережающим обучением. А чтобы этим дети занимались с интересом, нужно вдумчиво отбирать дидактический материал, использовать игры, занимательные задания, нестандартные формулировки трудных случаев написания, присутствие сказочных героев на уроке. Учителю важно сделать все от него зависящее, чтобы труд детей был радостным, уроки – интересными. Правильно организовать учебный процесс необходимо для достижения прочных знаний учащимися, развития каждого ребенка и, конечно, воспитания интереса к предмету и любви к родному языку.
Свою задачу я вижу в развитии у каждого ребенка способности владеть словом, чувствовать слово, практически осмысливать закономерности языка и содержательно, правильно, точно, ясно выражать свои мысли. Решение этой задачи я вижу в совместной работе ученика и учителя на протяжении трех лет обучения в начальных классах.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают большое количество ошибок в написании слова с непроверяемыми орфограммами. По наблюдениям к.п.н. В.В. Ераткиной, в словах с удвоенной согласной лишь 53% правильных написаний. А ведь все эти слова включены в учебники по русскому языку.
Именно это послужило толчком к новым исследованиям проблемы формирования навыка правописания слов в аспекте его осуществления на основе гуманно-личностного подхода.
Литература:
1. “Народное образование”. — 1995. — № 8-9. — С. 118.Журнал “Народное образование”, №8-9, 1995, с.118.
2. “Великая дидактика” — К. Д. Ушинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.
Цели:совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне. Описание игры: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".
Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответстви...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»
Цели: - продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; - знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; -...
Тестовые задания по теме "Правописание слов с удвоенными согласными в корне слове"
Тест содержит 12 слов с удвоенными согласными в корне слова (3 класс, "Школа 2100"). Часть слов написана верно, а в некоторых словах допущены ошибки. Цель задания: вспомнив правописание предложенных с...
Конспект урока по русскому языку в 3-ем классе ФГОС по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»
Урок по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными» для учителей, работающих по программе "Школа России" по ФГОС....
Урок русского языка по теме «Правописание слов с удвоенными согласными» 2 класс.
Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными». Урок закрепления знаний. (ОМН)Цели: Овладевать навыками безошибочного письма слов с удвоенными согласными Задачи: - закреплять умения правописан...
Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах
Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...