"Особенности организации «безбарьерной» образовательной среды для учащихся с ОВЗ"
статья (4 класс)
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Особенности организации «безбарьерной» образовательной среды для учащихся с ОВЗ" | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение инновационных технологий
развития и сопровождения ребёнка с ОВЗ»
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушения развития, использование эффективных педагогических технологий.
Использование методов арттерапии на уроках - залог эффективности работы учителя.
Арттерапия является одним из методов практической коррекции при работе с детьми с ОВЗ. Она является специализированной формой психотерапии. В основе арттерапии лежат искусство и творчество.
Арттерапия применяется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники. Благодаря своей универсальности, арттерапияспособна решить огромный спектр задач. Применяют арттерапию в работе со взрослыми, подростками, детьми.
Наши воспитанники являются особой категорией. Для них искусство является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Арттерапия (от англ. art, искусство) – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Возникла она в 30-е годы прошлого столетия. Впервые как метод психологической коррекции арттерапию применили при работе с эмоционально-личностными проблемами детей. С тех пор этот метод получил широкое распространение во всём мире.
Основная цель арттерапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшим принципом данного метода является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка.
Среди основных функций арттерапии можно выделить следующие:
- катарсистическая – арттерапия способствует очищению, освобождению от негативных внутренних состояний;
- регулятивная–арттерапия способствует снятию нервно-психического напряжения, моделированию положительного психоэмоционального состояния, регуляции психосоматических процессов;
- коммуникативно-рефлексивная – арттерапия обеспечивает коррекцию нарушений общения, способствует формированию адекватной самооценки, межличностного поведения.
Выделяют две формы арттерапии:
- пассивная – человек «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми;
- активная –человек сам создаёт продукты творчества.
Сегодня арттерапия включает в себя: музыкотерапию, имаготерапию, изотерапию, библиотерапию, кинезитерапию. Каждый из этих видов арттерапии подразделяется на подвиды.
Виды арттерапии и эффект от применения этих методов на уроках.
1. Музыкотерапия
Музыкотерапия – метод арттерапии, использующий музыку в качестве средства коррекции. Такие занятия проводят в индивидуальной и групповой формах. Этот метод оказывает регулирующее влияние на психовегетативные процессы; способствует развитию эстетических потребностей.
2. Имаготерапия
Имаготерапия (от лат. – образ) – психотерапевтический метод, относящийся к группе методов игровой психотерапии. В его основе лежит театрализация.
В имаготерапии выделяют следующие подвиды: куклотерапию, образно-ролевуюдрамтерапию, психодраму.
Куклотерапия – метод арттерапии, который активно мы используем в работе с детьми, основанный на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, с любимой игрушкой.
Технология проведения заключается в разыгрывании с куклой сюжета, когда решается сложная для ребенка задача. Кукла попадает в сложную историю и успешно с ней справляется. При этом по мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребёнка нарастает, достигнув максимума, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями, радостью, и, тем самым, снятием нервно-психического напряжения.
Образно-ролевая драмтерапия – метод арттерапии, осуществляющий «реконструкцию поведенческой реакции» через разыгрывание по ролям и драматизацию сюжета. В составе репертуара могут быть и специально составленные сюжеты, и известные произведения, например сказки. Психодрама – метод психотерапии, распространённый по всему миру.
Сущность психодрамы состоит в разыгрывании не готовых ролей, а импровизаций на тему проблемной ситуации.
Конечно, этот метод требует от учителя умения быстро перестроиться, импровизировать, из « ниоткуда сделать чудо».
Как и образно-ролевая драмтерапия , психодрама позволяет отрабатывать социальные способы поведения.
3. Изотерапия
Изотерапия – одно из направлений арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства.
Мы широко используем этот метод в работе с детьми. В дело идут различные материалы, позволяющие создать художественное произведение: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу и т.д.
Выделяют два направления изотерапии:
- пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для их анализа и интерпретации;
- активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности.
Используя изотерапию в коррекционной работе, необходимо учитывать, что целями и задачами изотерапии является самовыражение в рисунке и моделирование проблемной ситуации; качество рисунка в изотерапии не выступает важным критерием его оценки;
4. Библиотерапия
Библиотерапия - коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния
Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров. Конечно, в своей работе с малышами мы активно используем сказки, в первую очередь, русские-народные.
В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия подразумевает использование сказочной формы.
Среди достоинств библиотерапии можно выделить разнообразие и богатство средств воздействия, интимность, длительность, силу впечатления, повторяемость., и, конечно, доступность.
Сказкотерапию используют для интеграции личности, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, расширения сознания, развития творческих способностей. Посредством сказкотерапии оказывают помощь агрессивным детям, неуверенным, застенчивым, детям с проблемами принятия своих чувств. Сказкотерапия предоставляет нам широкое поле для работы:
- использование сказки как метафоры;
- рисование по мотивам сказки;
- обсуждение поведения и мотивов действий персонажа;
- проигрывание эпизодов сказки;
- использование сказки как притчи-нравоучения;
- творческая работа по мотивам сказки.
Применение арттерапии в школе
Арттерапия как метод психологической коррекции используется в олигофренопедагогике применительно к различным вариантам отклонений в развитии детей.
При проведении арттерапии с детьми с ОВЗ нам необходимо соблюдать основные принципы психокоррекционной работы:
- принцип единства коррекции и развития;
- принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
- принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития ребенка;
- принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия;
- принцип личностно- ориентированного и деятельностного подхода на уроке;
- принцип оптимистического подхода, т е организации атмосферы успеха на уроке;
Выводы:
На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арттерапии. Однако их применение будет иметь свою специфику.
Для использования арттерапевтических методик в коррекционной работе с детьми с ОВЗ наиболее сензитивным ( благоприятным) является возраст 7-8 лет.
Наиболее распространены в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста такие методы арттерапии, как изотерапия, сказкотерапия, имаготерапия, музыкотерапия.
С помощью данных методов учитель решает образовательные и коррекционные задачи конкретного урока и психологические проблемы детей.
Применение арттерапевтических методик на уроках при работе с детьми с ОВЗ позволяет решить большой спектр психолого-педагогических задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры вторичных нарушений психики( речи, мышления, самосознания), развитие ситуации на уроке в данный момент времени.
И, конечно, сам учитель должен стараться быть и художником, и музыкантом, и артистом, и фокусником, короче говоря – волшебником!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация здоровьесберегающей образовательной среды на уроках учителя МБОУ СОШ №8 ЩМР Любови Петровны Данильченко
Учитель рассказывает о целях, задачах и результатах здоровьесберегающего обучения....
Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения.
Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения.Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состоян...
Методическая разработка "Организация инклюзивной образовательной среды в условиях образовательной школы"
Данная разработка поможет учителям начальной школы организовать работу с детьми в инклюзивном классе....
«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье рассматриваются вызовы современных технологий дополненной реальности и возможности их применения в образовательной среде. Описываются возможности Интернет-сервисов в работе учителя и классног...
Особенности организации «безбарьерной» образовательной среды для учащихся с ОВЗ
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих...
Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".
Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...