Приемы устных вычислений
план-конспект урока по математике (3 класс)

 Каргаполова Марина Викторовна

Урок открытия новых знаний на тему "Приемы устных вычислений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл php7cd5f2_tehnologicheskaya-karta.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Приемы устных вычислений

Место урока в разделе

2

Тип урока

урок получения новых знаний

Цели урока

ознакомление обучающихся с приёмами устных вычислений с трёхзначными числами, оканчивающимися нулями; закрепление знаний нумерации в пределах тысячи; умения решать задачи изученных видов.

Задачи урока

1. Образовательная: формировать новые способы действий, совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и вычитания в пределах 1000; совершенствовать умение преобразовывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; совершенствовать умение решать текстовые задачи;

2. Развивающая: развивать мышление и внимание; умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом;

3. Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда; чувство взаимопомощи, сотрудничества.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся научится:

складывать и вычитать трехзначные числа, оканчивающиеся нулями, решать текстовые задачи;

Познавательные УУД

-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Регулятивные УУД

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.

Коммуникативные УУД

 -формирование  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Учащийся получит возможность формирования:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Карточки с цифрами.

Экран, презентация.

Межпр. связи

Русский язык

Ор.пространства

Парты расставлены в традиционной форме, в три ряда

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Самоопределение

-Здравствуйте, ребята!

- Класс наш светлый и уютный,

Хорошо мы в нём живём.

Улыбнёмся же друг другу.

И урок скорей начнём!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Вы за парту тихо сели

И на доску посмотрели.

-Приветствуют учителя и друг друга.

Коммуникативные УУД

-планируют учебное

сотрудничество.

Личностные УУД

- понимают значение

знаний для

человека;

-проявляют

интерес к

изучаемому предмету

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришел гость. Давайте с вами посмотрим, кто это.

-Вы узнали его?

-Кто это?

-Верно! Это Незнайка!

-Сегодня на уроке он вместе с нами будет изучать новую тему.

-Но прежде, чем начать изучение новой темы, давайте с вами проверим, как вы умеете считать!

-Перед этим давайте откроем наши тетради и запишем число и классная работа.

- Поставьте в столбик цифры от 1 до 5.

-Я вам буду читать примеры, а ваша задача записать только ответ. Если вы правильно сосчитаете, то вы увидите загаданное мною слово.

-Готовы? А ты, Незнайка, готов? Тогда начнем!

1) Найдите сумму 57 и 12.  (69) (Ч)

2)Найди частное чисел 48 и 8  (6) (И)

3)Найди произведение чисел 24 и 2 (660) (С)

4)Уменьши 720 на 100 (620) (Л)

5)Найди произведение чисел 24 и 5 (120) (О)

-Итак, закончили.  Проверяем ответы. (беру  3 тетради у обучающихся, проверяю и выставляю отметку в журнал). Начиная с первого ряда по порядку называем ответы.

-Начинай, пожалуйста.

-Молодцы, ребята! Те, у кого нет ошибок, рисуют у себя в тетради улыбающийся смайлик, а те, у кого не получилось выполнить все верно - рисуют грустный смайлик.

-Незнайка, а ты какой смайлик себе поставил?

-Слушают учителя.

-Узнают гостя урока.

-Да!

-Незнайка!

-Записывают число, классная работа.

-Расставляют цифры.

-Устный счет.

-Обучающиеся меняются тетрадями, происходит взаимопроверка.

-Рисуют смайлик оценки.

-Решать примеры на слух.

-Объяснять свой ответ.

Познавательные УУД

-умение учащихся применять знания устного счета, делать вывод на основе анализа материала.

Личностные УУД:    -развивать целостное восприятие окружающего мира;    -развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Постановка учебной задачи и целей урока

-  Ребята, посмотрите на слайд, что вы можете сказать? 

 -Верно. Давайте попробуем решить эти примеры. Незнайка, а ты сможешь решить эти примеры? (Нет).

Тогда, Незнайка, слушай внимательно и запоминай, как правильно нужно решать эти примеры!

-Примеры второго столбика мы можем решить?

-Почему?

-Верно. Тогда чему мы будем учиться на нашем уроке?

-Молодцы! На нашем сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со способами вычисления, научимся выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел.

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

-Что в первом столбике складываются двузначные числа, а во втором трехзначные.

-Решают примеры.

-Нет.

-Потому что мы еще не умеем складывать и вычитать трехзначные числа.

-Складывать и вычитать трехзначные числа.

-Слушают учителя.

-Приемы устных вычислений.

Пояснять ход решения примеров, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении.

Познавательные УУД:

- постановка проблемы

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Составление плана, стратегий по разрешению затруднения

-Предлагаю составить план нашего урока. (Обсудить с детьми и прикрепить к доске магнитами этапы урока).

1) С чем мы должны познакомится на нашем уроке?

2) Чему мы должны научиться на нашем уроке?

3) Какой практический навык мы должны усвоить на уроке?

-Составляют план урока.

1.Познакомиться со способами вычисления;

2.Научится решать примеры  с трехзначными числами;

3.Научится применять знания при решении задач.

Составляют план урока.

Познавательные УУД:

- составление плана.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения строить свой ответ.

Реализация выбранного проекта

-Молодцы, ребята. Мы с вами составили план нашего урока, которого будем придерживаться на протяжении всего урока.

-А сейчас давайте откроем наши учебники на странице 68.

-Обратите внимание на примеры под чертой.

-Давайте попробуем с вами решить и объяснить первый пример.

-Итак, запишем пример в тетрадь

470+80 =

-Как вы думаете, как мы будем прибавлять? Что мы должны сделать?

-Верно. Второе слагаемое разложим на сумму разрядных слагаемых 30 и 80.

-Давайте представим

470+80( 30+50)=

-Что будем делать дальше?

-Какое число нам будет удобно прибавить к 470?

-Почему?

-Верно. Прибавляем.

(470+30) + 50=

-Что делаем первым действием?

-Верно. Прибавьте, пожалуйста, что получится.

500+50=

-Скажите, пожалуйста, ответ.

-Верно. Ответ 550.

-Ребята, вам понятен алгоритм сложения с трехзначным числом? А тебе Незнайка? (Да, но давайте с вами еще раз все вместе его проговорим).

-Конечно Незнайка, мы обязательно проговорим его все вместе. Итак.

1)записываем пример в строчку.

2) смотри, какое число нам будет удобно разложить.

3)раскладываем число.

4) прибавляем.

-Молодцы ребята, и ты, Незнайка, тоже молодец! Смотрим следующий пример.

47 дес.+8 дес.=

-Что необычного в этом примере?

-Верно. Но решается он по такому же алгоритму.

-Давайте попробуем его решить. Выходи пожалуйста к доске. А все остальные решают у себя в тетради.

-Итак, давай работать по алгоритму.

-Какое число нам удобно разложить?

-На какие слагаемые мы его можем разложить?

-Верно. Запиши, пожалуйста.

47дес. + 8дес (3+5)=

-Что делаем дальше?

-Какое число должны прибавить к 47, чтобы получить круглое число?

-Верно. Прибавляй.

(47дес.+3дес.)+5дес.=

-Реши, пожалуйста, до конца.

-Какое число у нас получилось?

-Молодцы. Не забываем про десятки.

-Теперь давайте посмотрим следующий пример.

-Чем он отличается от первых двух?

-Верно. Выходи, пожалуйста, к доске. Будем работать по нам уже известному алгоритму.

-Записываем пример.

560-90=

-Что нам нужно сделать?

-Какое число мы будем раскладывать?

-Верно. На какие слагаемые мы можем его разложить?

-Правильно. Запишем.

560-(30+60)=

-Какое число нам нужно будет вычесть из 560 чтобы получить круглое число?

-Верно. Вычитаем.

(560-60)-30=

-Реши пожалуйста до конца.

500-30=470

-Какое число у нас получилось?

-Молодцы. Присаживайся, пожалуйста.

- Ребята, где пригодятся полученные знания?

-Выполним задание №1.

-Сейчас мы с вами разделимся  на 6 вариантов. Каждый вариант будет решать свой пример. Те ребята, кто решит быстрее, получит отметку в журнал. (каждому обучающемуся раздается листок с примером).

-Итак, приступаем к работе!

1) 380+60(20+40)=(380+20)+40=400+40=440

2)790+80( 10+70) = (790+10)+70=800+70=870

3)260-70(10+60)=(260-60)-10=200-10=190

4)180-90(10+80)=(180-80)-10=100-10=90

5)570-80(10+70)=(570-70)-10=500-10=490

6)620-40(20+20)=(620-20)-20=600-20=580

-Ребята, вы такие молодцы! Потрудились хорошо и, наверное, устали, давайте с вами выполним физкультминутку. Незнайка, а ты присоединяйся к нам.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

-Отдохнули, молодцы, можно продолжать работу.

-А теперь смотрим задание под №4.

-Прочитайте пожалуйста задачу.

-О чем говорится в задаче?

-Как вы понимаете словосочетания "норма выработки" и  "дневная норма выработки"?

-Верно. А где можно услышать эти слова?

- Что обозначает число 15?


- Что обозначает число 2?


- Что обозначает число 60?


- Что нужно узнать в задаче?
- Запишем краткую запись в таблице.

Какие слова возьмем для записи

Норма в день

Время

Кол-во дет.

Старый станок

15дет.

1день

?

Новый станок

?

2дня

60 шт.

-Во сколько действий мы будем решать?

-Что узнаем, выполняя первое действие?

-Что узнаем, выполняя второе действие?

1) 60:2=30 (д) -изготовил рабочий  на новом станке за 1 день.

2)30:15=2 (р) - больше деталей рабочий изготовил за первый день.

Ответ. В 2 раза больше деталей изготовил рабочий за один день.

-Верно. Запишите пожалуйста решение у себя в тетради, а ты на доске.

-Запишите ответ.

-Теперь смотрим задачу под №5.

- Прочитайте задачу.

- Что общего с предыдущей задачей?

 - О ком говорится в задаче? Кто такой токарь? Незнайка, а у вас в Цветочном городке есть токари? (Конечно есть, я сам немного даже могу быть токарем).


- Что известно в задаче?


- Что надо найти?

-Что будем узнавать выполняя первое действие?

-Что будем узнавать выполняя второе действие?

-Что будем узнавать выполняя третье действие?

1)63:7=9(д)-изготавливает токарь за 1 час.
2)9+1=10(д) - будет изготавливать токарь за 1 час на 1 деталь больше
3)70:10=7(ч) - потребуется токарю для изготовления 70 деталей.

-Запишите пожалуйста решение у себя в тетради.

-Проверяем.

-Записываем ответ.

-Слушают учителя.

-Открывают учебники.

-Смотрят задание в учебнике.

-Записывают пример в тетрадь.

-Ответы обучающихся.

-30

-Чтобы округлить число.

-Прибавляем в скобках.

-550.

-Ответ 550.

-Ответы обучающихся.

-Проговаривают алгоритм.

-Смотрят следующий пример.

-Он с десятками.

-Один обучающийся отвечает у доски, остальные у себя в тетради записывают решение.

-8

-3 и 5

-Прибавляем.

-3

-Записывают на доске и в тетради.

-Решает на доске до конца, другие у себя в тетради. Записывают ответ.

-55 дес.

-Смотрят следующий пример.

-Действие вычитание.

- Один обучающийся отвечает у доски, остальные у себя в тетради записывают решение.

-Разложить число на удобные слагаемые.

-90

-30 и 60

-60.

-Решают до конца пример.

-470

-При вычисление значений выражений, решении задач.

- Каждый вариант решает свой пример.

-Выполняют физкультминутку.

-Читают задачу.

-О выработке деталей рабочего.

-Ответы обучающихся.

-Количество деталей, которые рабочий выполнял в норме за один день.

- Норму выработки в день на старом станке.

- Кол-во дней работы на новом станке.

- Кол-во деталей, которые рабочий изготовил за 2 дня.

- Во сколько раз больше деталей изготовил рабочий на новом станке за один день.

-Старый станок, новый станок.

-В 2действия.

-Сколько деталей выполнил рабочий за первый день.

-Во сколько раз больше деталей изготовил рабочий за один день на новом станке.

-Решают задачу.

-Записывают ответ.

-Читают задачу.

-Задача про работу.

-О работе токаря.

- Токарь – специалист, работающий на станках, как металлообрабатывающих, так и деревообрабатывающих.

-Время и производительность токаря.

-Сколько часов понадобится токарю для изготовления 70 деталей, если он будет изготавливать в час на одну больше.

-Сколько деталей изготавливает токарь за 1 час.

-Сколько деталей будет изготавливать токарь если за час будет изготавливать на одну деталь больше.

-Сколько времени потребуется токарю для изготовления 70 деталей.

-Решают задачу в тетради.

-Проверяют решение.

-Записывают ответ.

-учащиеся научатся складывать вычитать трехзначные числа, оканчивающиеся нулями.

Регулятивные УУД: -определение и понимание учебной задачи; выдвижение и доказательство  гипотез 

Коммуникативные УУД: 

-взаимодействие с одноклассниками при совместной работе

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации, делать вывод на основе анализа материала.

-способность и умение учащихся производить простые логические действия (сравнение).

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

-Теперь мы проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.
- Выполните, пожалуйста, задание под красной чертой.

-Прочитайте задачу.

-О чем говорится в задаче?

-Что нужно узнать?

-Верно. Что будем узнавать решая первое действие?

-Что будем узнавать решая второе действие?

-Ребята, если вы верно решите задачу то Незнайка сделает вам подарок. Приступайте, пожалуйста.

-Запишите решение в тетрадь.

1)480+20=500(м) - отремонтировали в марте
2)500+480=980(м) - отремонтировали за два месяца.
Ответ: 980 машин отремонтировали за 2 месяца.
-Проверьте и оцените.

-Ребята, вы молодцы, хотите узнать какой подарок приготовил вам Незнайка?

-Незнайка для вас сделал алгоритм, которому мы придерживались на нашем уроке.

-Какой хороший подарок! Теперь вы точно запомните этот алгоритм! Давайте скажем Незнайке спасибо!

- Выполняют задание под чертой в учебнике, проверяют, оценивают

-Читают условие у задаче.

-Об отремонтированных машинах.

-Сколько машин отремонтировали за 2 месяца.

-Сколько машин отремонтировали в марте.

-Сколько машин отремонтировали за два месяца.

-Решают задачу.

-Да.

-Спасибо Незнайка!

-Пояснять ход решения задачи, обнаруживать и устранять ошибки логического характера, допущенные при решении.

-Решать задачи арифметическими способами.    

-Объяснять выбор действия для решения

Коммуникативные УУД:

 взаимодействие с одноклассниками при проверке задания.

Познавательные УУД:

 делать вывод на основе анализа материала.

Регулятивные УУД: -контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- А теперь пришло время подводить итоги. 
- Чему научились на уроке?
- Оцените свою работу на уроке и поставьте себя отметку.
-Давайте нарисуем с вами у нас в тетрадях "Лесенку достижений". Если вы:
1)Усвоили новое знание и научились его применять – верхняя ступенька;
2)Усвоили новое знание, но еще нужна помощь – средняя ступенька; 
3) Тема сегодняшнего урока осталась непонятной- нижняя ступенька
- Вы довольны собой?

-Сегодня на уроке хорошо работали....оценки получают следующие обучающиеся....
Д.з.

Мальчики выполняют задание на стр. 68 под №2,  а девочки задание по №3. Посмотрите задания, кому, что не понятно? Еще, ребята, вам необходимо будет придумать по 3 примера по уже известному нам алгоритму, и оформить эти примеры в виде карточки. А на следующем уроке мы с вами обменяемся нашими карточками и проверим, как вы научились решать примеры по алгоритму.

-Спасибо за урок. До свидания!

-Ответы обучающихся.

-Оценивают свою работу на уроке.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

-Прощаются с учителем.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения строить свой ответ.

Регулятивные УУД: контроль и оценка своей деятельности за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы устных вычислений

Конспект урока  математики в 3 классе...

Презентация по математике Приемы устных вычислений"

В  по данной презентации использованы задачи и примеры по теме. Урок составлен по плану: Устный счет, закрепление пройденного, проверочная работа. Урок составлен по произведениям Н.Носова "Приклю...

Математика. 3 класс. Сложение и вычитание. Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Тема: Сложение и вычитание. Приемы устных вычислений в пределах 1000. Цель:    познакомить учащихся с новыми приемами устных вычислений сложения и вычитания трехзначных чисел...

Урок математики в 3 классе по теме "Приемы устных вычислений"

Урок знакомства с приёмами устных вычислений. На уроке дети узнают интересные сведения из истории математики....

Приемы устных вычислений в пределах 1000.Закрепление

Цель: Формирование образовательных компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования) у учащихся 3 класса в предметной области математика по теме:”Приёмы устных ...

Приемы устных вычислений в пределах 1000.Закрепление. Презентация

Презентация к уроку:"Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление"...

Приемы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление.

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Цель урока: закрепить умение применять изученные приемы устных вычислений умножения и деления трехзначных чисел....