РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)
презентация к уроку (2 класс)
. «Этикетные формулы речевого общения».
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.
ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя.
- Извиняюсь!
К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.
Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и построения крепких семейных и дружеских отношений.
Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?
(Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).
Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.
Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
- Что же это такое - речевой этикет?
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.
А теперь я предлагаю вам поработать с текстом «Речь и этикет».
Читать текст вы будете с пометами. Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:
V | - | + | ? |
То, что знаете. | Противоречит тому, что вы думали, что знаете. | Что-то новое. | То, что не понятно и вызывает вопросы. |
Речь и этикет.
Верно сказанное слово – половина дела.
Пословица.
Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.
Давайте разберемся во всем по порядку.
Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении. С детства нас учат, как правильно говорить, как хорошо себя вести, понимая и отличая, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Наука эта называется ЭТИКОЙ (от греч. ЭТОС – «правильный», «верный»), a свод правил грамотного поведения называется ЭТИКЕТОМ.
Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.
А есть уникальные издания, рассказывающие, например, о том, каким этикетным правилам должны отвечать речь и поведение «воспитанной девочки-гимназистки», или как «гимназисты средних классов знакомиться и ухаживать за девушками».
У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:
«Юности честное зерцало».
1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.
2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.
4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.
Л. Г. Антонова
Чтение текста. Обсуждение по вопросам:
- Скажите, какую новую информацию вы получили?
- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?
- Что удивило?
- Какие вопросы возникли?
-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?
Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
Формулы речевого этикета
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
- начало разговора (приветствие/знакомство)
- основная часть
- заключительная часть разговора.
Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.
Начало разговора и его завершение
Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Для этого существуют формулы приветствия.
Формулы приветствия.
Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Ты открываешь глаза, видишь маму, и первое, что ты слышишь – это «доброе утро!» И в течение всего дня ты то и дело говоришь: « Здравствуйте! Добрый день! Привет!» В русском языке существуют десятки способов приветствия: Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло! и т.п.
Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п.
А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.
Формы приветствия в речевом этикете. | |
Форма приветствия | Пример |
Пожелание здоровья | Здравствуйте! |
Указание на время встречи | Добрый день! |
Эмоциональные пожелания | Очень рад! |
Уважительная форма | Моё почтение! |
Специфическая форма | Здравия желаю! |
Формулы прощания.
При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха ни пера" и т.д. Сейчас напутствия упростились: "До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".
Формулы благодарности.
Выясняя лексическое значение слова «благодарность», обратимся к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Например, одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов благодарности «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог». Необходимо учиться благодарить, ведь поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить ему капельку радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить благо, т.е. дарить людям добро.
Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испекла ваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.
Формулы просьбы-приглашения.
Немаловажную роль в русском речевом этикете играют формулы просьбы и приглашения. Самое употребительное в русском языке слово для выражения просьбы – это «волшебное» слово пожалуйста. Оно образовано от сочетания слов: пожалуй и ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь).
В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.
Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:
Формулы вежливого отказа.
Комплименты.
Ведение спора, дискуссии.
Учащимся могут быть предложены такие задания:
1.Составьте словесный портрет приятного собеседника.
2.Попробуйте нарисовать или записать в тетради антирекламу качеств, препятствующих приятному общению.
3.Запишите в тетрадь те этикетные формулы, которыми вы пользуетесь в жизни. Подумайте, всегда ли вы правильно их используете (учитывайте речевую ситуацию).
4.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти на улицу Садовую. Как вы обратитесь с просьбой помочь вам найти нужную улицу к прохожему?
5. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.
I. – Как дела? – спросил я.
– Как сажа бела.
Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:
– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.
(Ю. Додолев)
II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.
– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.
(В. Богомолов)
Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимо для взаимопонимания между людьми.
6. Составьте синквейн по теме урока.
Итак, давайте подведём итоги урока:
- Понятна ли была тема урока?
- Что нового вы узнали?
- Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Домашнее задание (на выбор):
1. Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.
2.Составьте кроссворд по теме урока.
3.Изобразите на рисунке различные ситуации по теме урока.
4.Подберите пословицы по теме нашего урока.
- Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке
Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»
Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении;
Развивающие – развитие правильной связной речи, орфографической зоркости, аналитического мышления, обогащение словарного запаса учащихся;
Воспитательные – воспитание интереса к изучению языка, осознанной потребности в знаниях, коммуникативных отношений.
Оборудование: учебник русского языка, карточки, презентация,
Ход урока.
- Организационный момент.
К нам на урок сегодня попросился загадочный гость. Кто это?
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино из повести-сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
-Чиполлино путешествует по России. Он неплохо владеет русским языком, но ещё допускает ошибки в речи, что порой затрудняет общение с людьми. Ребята, поможем Чиполлино в изучении русского языка? Тогда не будем терять время.
- Орфографическая минутка: ( на карточках)
-Давайте познакомим Чиполлино с фразеологизмами.
Прочитайте фразеологизмы. Соедините их по смыслу со словами 2 столбика.
Как сне… на гол…ву. медленно
В ч…с по ч…йной ло…ке. растеряться
Пот…рять почву под н…гами. неожиданно
Хоть гла… вык…ли. запомнить
Зарубить на н…су. темно
Вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка. (п о слайду)
- АОЗ: ( слайд №1 )
Придумайте задание к следующим словам.
Берёзы, автобус, троллейбус, дуб, осина, трамвай, сосны, пароход, самолет, рябина.
Микро итог: о лексическом значении.
Молодцы! А теперь придумайте задания, связанные с грамматическими признаками.
Давайте вспомним грамматические признаки.
( таблица)
Вывод: слова имеют лексическое значение и грамматическое значение
- Целеполагание: (слайд №2 )
Опираясь на этот вывод, вы справитесь со следующим заданием.
Прочитайте предложения. Что можете сказать?
Мышка живут в норе.
Лисы живет в норке.
Во дворе растет зеленый сосна.
Какие нормы нарушены?
Вывод: эти слова не сочетаются по грамматическому признаку (по числу ).
А по смыслу все слова сочетаются в предложении?
(показ слайда №3 : мышь – нора, лиса - норка)
Вывод: слова в предложении должны сочетаться по смыслу и грамматически.
Так чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Задача нашего урока: учиться устанавливать лексическую и грамматическую связь слов в предложении. Для Чиполлино это тоже будет очень актуально.
(показ слайда №4 )
- Работа по теме урока:
1)Упр. №242
Ребята, что должны учитывать, дополняя эти предложения?
Работаем в парах по рядам.
Проверка: почему вы выбрали это слово.
Можно ли дополнить предложение словом ЮБКА?
2ряд: ваше предложение словом ЗИМА?
ПЕНЬ?
2)Молодцы! Теперь я уверена, что со следующим заданием вы справитесь легко.
(показ слайда №5)
Найдите ошибку в предложении. Что заметили?
Мальчик встал, как вскопанный.
Сначала проверим сочетаемость слов по грамматическим признакам.
А теперь разберем лексическое значение слов?
(показ слайда №6: грядка вскопанная, столб вкопанный)
Работа по группам. (упр. №244)
- Рефлексия:
А теперь мне хотелось бы убедиться, что вы усвоили тему урока и достигли поставленной цели.
Прочитайте предложения и запишите на новой строке номера предложений, в которых допущены ошибки.
- Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.
- На облаке сидел молодой воробышек.
- На полянке распустились ромашки.
- Коровы жуёт сочную траву.
- В воде играют пушистые зайчики.
Проверка: 2, 4, 5.
Оцените свои успехи на полях кружочками.
- Итог: Чему мы хотели научиться на уроке?
Как должны быть связаны слова в предложении. (По смыслу и грамматически).
- Ребята, Чиполлино очень доволен новыми знаниями, рад знакомству с вами и предлагает вам прочитать повесть-сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
(Показ книги).
- Д.з: упр. 243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родной язык (русский язык) 2 класс
Объяснительная записка Курс родного языка в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык». Начальный курс родного языка должен выполнять специфич...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)
"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...
Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).
Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...
Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс
Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...
Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс
Рабочая программа по родной литературе на родном языке (русском) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
- Мне нравится (1)