Рекомендации воспитателям детского сада
консультация

Тишакова Наталья Александровна

Воспитанник детского сада - это будущий первоклассник. Здесь вы найдёте советы, которые помогут в подготовке будущего ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyam_detskogo_sada.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М.Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

                Рекомендации воспитателям детского сада

по подготовке детей к школе.

                                                                          Подготовила

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          Тишакова Наталья Александровна

Перелюб 2019

        Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является

психологическая готовность.

       «Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в

условиях обучения в коллективе сверстников».

        Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в

школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если

в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического

развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

        Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

       Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей, воспитателей почти сразу ответят, что их дети хотят

в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это

не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа должна привлекать не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

         Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к

школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и в группе, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что

они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы

даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то

есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические

диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или

по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать

или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке

бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось

нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В

том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

        Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют

определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы

замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того,

чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами

машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать

эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить

условие задачки и решить её на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

          Интеллектуальная готовность - многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле

интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя,

конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

         Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

         Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

         Подготовку надо начинать задолго до поступления в школу, прежде всего, нужно:

 Знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них.

 Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.

 Создать благоприятный климат для него в группе.

 Следить за умственным развитием ребенка.

 Создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было его задержки.

 Читать ребенку сказки и стихи.

 Учить с ним песни. Вместе слушать музыку.

 Хвалить его за рисунки.

 Водить в музеи, театры, цирк.

 Использовать сюжётно-ролевые игры и режиссерскую игру.

 Любыми способами поощрять общение со сверстниками.

 Воспитывать мир чувств.

 Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас. Пытаться уменьшать его тревожность.

 Следить за состоянием здоровья и заниматься реабилитацией всех выявленных отклонений.

       Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «дочки-

матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”.

       И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, “что было бы, если бы...”.

       Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется

важным при изучении некоторых предметов. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д. Воспитатели могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.

         Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к

самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

         Нужно помнить, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасить

интерес!

         Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие

завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию ребёнку. И, как бы не

продвигались объективные успехи ребёнка, старайтесь создавать здоровый

настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со

сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый хороший!

Рекомендации воспитателям по подготовке детей к школе.

1. Обогащать деятельность сюжетно ролевыми играми, беседой о школе.
2.
Развивать коммуникативные умения.
3.
Обучать грамоте:

  • Использовать игры и упражнения для закрепления правильного произношения звуков
  • Использовать игры и упражнения на звуковой анализ слова.

4. Способствовать формированию элементарных математических навыков и представлений. Развивать математическое мышление и сообразительность

 

  • Использовать игры и упражнения на сравнение предметов
  • Использовать игры и упражнения на определение формы предметов
  • Использовать игры и упражнения на составление фигур из частей
  • Использовать занимательные задачки, загадки, считалки, головоломки.

5. Обучать навыкам учебной работы:

  • Посадка за столом
  • Способ удержания пишущего предмета
  • Ориентация на странице в тетради, книге.
  • Умение слушать и выполнять задания педагога.

6. Развивать ручной праксис

7. Способствовать развитию логического мышления и способности к обобщению.

8. Использовать игры и упражнения для развития образно – схематического мышления и зрительного анализа.

9. Способствовать развитию произвольной регуляции деятельности, выполнять задания по словесной инструкции, развивать способность  контролировать и оценивать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы районного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей детских садов

В  данной  статье   даётся  план  работы    районного   методического  объединения   учителей  начальных  классов  и  воспитателей  детских  садов  на  новый  учебный  год....

Конспект открытого урока по математике в 1 «а» классе для воспитателей детского сада

Тип урока: урок-путешествие в сказку «Три поросёнка», повторительно-обобщающийТема: закрепление чисел 1,2,3Цели урока: закрепить счёт до 3,понятия «слева, справа, внизу ,вверху», повторить написание ц...

Урок для воспитателей детских садов по русскому языку в 1 классе.

На уроке воспитатели знакомятся с достижениями своих подопечных за первую четверть обучения в 1 классе. После урока происходит обмен впечатлениями. Такие встречи очень помогают в работе. ...

Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада.

Статья поможет в решении самой важной проблемы первоклассников - адаптация!...

Преемственность учителя начальных классов и воспитателя детского сада

Преемственность    учителя начальных классов и воспитателя детского сада по  формированию познавательной мотивации  детей. «Школьное обучение никогда не начинаетсяс пуст...

Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Технология подготовки младших школьников к развитию речи"

Современные образовательные технологии приобретают все большую значимость в осуществлении учебного и воспитательного процесса в школе.Технология «Подготовки детей к развитию речи» даёт пол...