«Наш «Космический корабль» - Земля»
план-конспект урока
Космический корабль» - это корабль, на котором мы, люди, путешествуем во Вселенной. Познаем Мир, открываем что-то новое. По сравнению с Солнцем наш «космический корабль» очень маленький, но по сравнению с отдельным человеком он огромный! |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya-kosmicheskiy_korabl.docx | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О.Федорова Елена Анатольевна
Предмет: окружающий мир
Класс:2 «А»
Тема урока: «Наш «Космический корабль» - Земля»
Тип урока:открытие нового знания
Цель урока:первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Наш «Космический корабль» - Земля».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | ||||
| Словесный (объяснение) | - Здравствуйте,ребята! - На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал. - Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? - Чемодан спутник чего? Значит, мы оправляемся с вами в путешествие по планете «Земля»! | - Приветствуют. - Проверяют готовность к уроку. - Чемодан. - Путешествий. | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. | ||
| Словесный (беседа) Фронтальный опрос Наглядный (презентация) | - Давайте вспомним, что такое Земля? - Какие еще планеты входят в Солнечную систему? - Почему ее назвали Солнечной? | - Планета солнечной системы. - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. - Потому что все планеты вращаются вокруг солнца. | П: строить сообщения в устной форме; К: владеть диалогической формой речи; | ||
| Словесный (беседа) Словесный (рассказ) Наглядный (иллюстрации) Словесный (рассказ) Наглядный (иллюстрация) | - Планету Земля часто называют «Космическим кораблем». Как вы думаете, почему? - «Космический корабль» - это корабль, на котором мы, люди, путешествуем во Вселенной. Познаем Мир, открываем что-то новое. По сравнению с Солнцем наш «космический корабль» очень маленький, но по сравнению с отдельным человеком он огромный! - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? В древности людям казалось, что Земля - это огромная плоская лепешка. Сверху ее накрыло небо, как огромный потолок. Кажется, что потолок круглый, и что стоит он краями на плоской лепешке - Земле, и если очень долго идти по Земле в одну сторону, то, наверное, можно дойти до такого места, где «небо сходится с Землею». И конечно, людям было любопытно: что же там дальше, «за краем Земли»? Но сколько ни ходили и ни ездили люди, ни разу не удалось им увидеть этот край даже издали. Очевидно, решили люди, лепешка, на которой мы живем, уж очень большая. Наверное, ее края находятся где-нибудь далеко, и добраться до них очень трудно. Но, всякая лепешка на чем-то лежит, думали они. Не может же она висеть в воздухе?! Значит, и Земля на чем-то лежит. Но какие у нее подпорки? Иногда случались землетрясения и люди решили, что земля лежит на спине каких-нибудь огромных сильных чудовищ. Пока они спят, все хорошо. А когда проснутся и зашевелятся, начинается землетрясение. И решили: Земля лежит на трех огромных китах. Но если Земля лежит на китах, то на чем лежат киты? Киты плавают в океане, а океан на чем находится? На Земле. А Земля снова на китах? Получалось что-то не то. И стали говорить: Земля лежит на трех китах. - Еще были представления, что земля стоит на черепахе, которая стоит на 3 слонах. - Так думали люди раньше. - На сегодняшний день, какую форму имеет Земля? - А кто доказал то, что Земля имеет шарообразную форму? В VIII веке до нашей эры Аристотель провел исследование. Он изучил много рисунков тени Земли, сделанных в разных точках Земли, во время лунных затмений. Везде тень была круглой формы, с любого места на Земле. Он взял несколько предметов: шар, квадрат и треугольник, вышел на улицу и проверил какие тени, отбрасывают эти предметы. Единственное тело, которое отбрасывает круглую тень с любой стороны, дает шар. Значит, Земля имеет шарообразную форму. После этого, 10 августа 1519 года великий португальский путешественник Фернан Магеллан совершил первое в мире кругосветное путешествие, начав его из Испании. Отправившись на восток к островам пряностей, он вернулся домой с другой стороны, с запад, сказав тем самым, что Земля круглая. Но, это всего лишь гипотезы. Научно смогли доказать, что Земля имеет шарообразную форму только в октябре 1957 году, когда был запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1, СССР», который сделал снимок Земли. - Данные исследования послужили изготовлению модели Земли учеными. Как она называется? Есть у него своя древняя и довольно увлекательная история. Первый глобус возник еще до нашей эры (II- век), причем создан он одним изобретателем, очень любившим поэзию. Это был ученый филолог-философ по имени Кратес Малосский. Затем, в 1492 году Мартином Бехаймом в Германии был создан еще один глобус с целью наглядного изображения географических открытий португальских моряков. И ученый получил звание первого изобретателя глобуса. Тот глобус был назван «Земным яблоком». С тех давних пор по нынешний день создано большое количество самых уникальных, даже неожиданных, глобусов, имеющих потрясающие размеры, конструкции и материалы. В верхней части глобуса можно найти самую северную точку нашей планеты – Северный полюс. А в нижней части – самую южную точку, Южный полюс. Голубым цветом на глобусе обозначена вода, а зеленым, желтым и коричневым – суша. - Посмотрите на слайд, вам представлено плоское изображение глобуса. - Найдите на глобусе огромные водные пространства – океаны. Как они называются? - Найдите огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Это материки. Как они называются? Сколько их на Земле? - Найдите на глобусе нашу страну. На каком материке она расположена? | Отвечают. - Наш «Космический корабль» - Земля. Земля имеет шарообразную форму. Отвечают. - Глобус. - Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Атлантический, (Южный). 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. - На материке Евразия. | П: строить сообщения в устной форме; К: владеть диалогической формой речи; П: строить сообщения в устной форме; Р: планировать план своих действий. | Положительный интерес к изучению темы «Наш «Космический корабль» - Земля»; | |
| Словесный (беседа) Практический (работа с учебником) Практический (работа с РТ) Практический (работа с РТ) | - У нашей страны огромные просторы. Ее протяженность с севера на юг превышает 4000 км, а с запада на восток приближается к 10000 км. - Посмотрите на слайд и представьте, что мы вышли в поле. Что мы видим вокруг себя? - Где находятся все эти объекты? - Посмотрите на следующий слайд. Что мы видим? - Где находятся все эти объекты? - А сейчас что мы видим? - А где пространство будет шире, в поле или во дворе? Почему? - Как называется пространство, которое мы видим вокруг себя? - Пространство, которое мы видим вокруг себя, называется горизонтом. - Теперь обратите внимание на слайд, что я сейчас показываю? - Эта линия находится между, чем и чем? - Как она называется? - Эта линия в действительности существует? А какая это линия? -Теперь давайте дадим понятие, что такое линия горизонта. - А как вы думаете, можно ли дойти до линии горизонта? - Так как линия горизонта воображаемая, мы не сможем дойти до нее, чем ближе мы будем к ней подходить, тем больше она будет отдаляться. - Изучая нашу огромную Вселенную, людям нужно было ориентироваться. Люди в древности, передвигаясь с места на место во время охоты, должны были искать ориентиры для того, чтобы вернуться домой. Использовали заметные предметы, положение небесных тел. Люди заметили, что один очень надежный ориентир - Солнце - выходит из-за линии горизонта всегда в одном и том же месте и заходит также в одном и том же месте. - Как называется сторона, где восходит Солнце? А сторона, где Солнце заходит? - Почему эти стороны горизонт так названы? Так же люди заметили, какие ветра дуют с каких сторон. - Как вы думаете, с какой стороны дует теплый ветер? А с какой холодный? - Итак, какие стороны горизонта вы знаете? - Эти стороны горизонта назвали основными. - Давайте представим, что мы с вами сейчас пойдем между севером и западом и встретим там льва. - В каком направлении мы пойдем? Как называется эта сторона? - Теперь пойдем между югом и востоком, там встретим попугая. - В каком направлении мы пойдем? Как называется эта сторона? - Как называются стороны, которые находятся между основными? - Почему они так называются? - Представьте, что нам нужно пойти в театр, которой находится между сторонами север и восток. В каком направлении мы пойдем? - Нам нужно пойти в парк, который находится между югом и западом. В каком направлении пойдем? - Какой прибор служит для определения сторон горизонта? Компас придумали китайцы более чем два тысячелетия тому назад. Они делали ложечку из магнетита, устанавливали на тарелке. Ложечка свободно вращалась, и ее ручка показывала на юг. Арабские торговцы привезли компас в Европу. Первые европейские компасы использовали итальянские моряки. - Компас состоит из 4 частей: предохранитель, магнитная стрелка, корпус и картушка. Картушка - это круговая шкала с обозначение сторон горизонта. Посмотрите, как пользоваться компасом: 1. Нужно положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится. 3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. 4. Закончив работу, нужно поставить стрелку на предохранитель. | - Трава, небо и т.д. - В окружающем нас пространстве. - Пшеницу, небо, комбайн. - В окружающем нас пространстве. - Дом, детскую площадку, детей - во дворе. - В поле, потому что не мешают предметы. Отвечают. - Линию. - Между небом и землей. - Линия горизонта. - Нет. Воображаемая. - Линия горизонта – это воображаемая граница, где нам кажется, что небо сходится с землей. Отвечают. - Восток. - Запад. - Восток (восход солнца), Запад (заход солнца) - С юга. - С севера. - Север, юг, запад, восток. - Северо-запад. - Юго-восток. - Промежуточные. - Они расположены между основными сторонами. - Северо-восток - Юго-запад. - Компас. | Объяснять понятия: горизонт, линия горизонта, компас Определять стороны горизонта на схеме; Обозначать основные и промежуточные стороны горизонта на схеме. | П: строить сообщения в устной форме; | Различать стороны горизонта на местности. |
| Практический (работа с компасом) Словесный (беседа) | - Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится бойлер с водой. - Сейчас я объединю вас в группы по 4 человека. 1 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится 2 окно в классе. 2 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится дверь в классе. 3 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится стол учителя в классе. 4 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится 3 стол, 3 ряда в классе. 5 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится 3 окно в классе. 6 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится доска в классе. 7 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится 3 стол, 3 ряда в классе. Давайте выполним проверку. Какое направление получилось у 1 группы? У остальных групп? | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют проверку. | Определять стороны горизонта в пространстве. | К: взаимодействовать с одноклассниками при проведении групповых или парных занятий. П: устанавливать причинно-следственные связи. | Различать стороны горизонта на местности. |
| Словесный (беседа) | - Ребята, а сейчас представьте, что мы оказались на местности, у нас нет компаса, погода не солнечная, как можно ориентироваться на такой местности? Ориентирование по солнцу и звездам Чтобы в яркий солнечный день сориентироваться по Солнцу следует дождаться полудня. В это время солнце находится в зените, любая тень, отбрасываемая предметами, становится короткой. Следует встать спиной к солнцу, тень укажет направление на север. За спиной будет юг. По правую руку будет восточное направление, по левую руку – западное. Дождитесь ночного времени суток. Найдите созвездие большой медведицы, если вы мысленно проведете черту между первыми звездами большой медведицы, то конец черты окажется у полярной звезды. Повернитесь к ней лицом и расставьте руки в стороны, тогда перед вами будет север, сзади юг, слева запад и справа восток. Ориентирование по мхам и лишайникам Один из наиболее общеизвестных методов ориентации на местности – по мхам и лишайникам. На северной стороне древесных стволов и камней мох растет более обильно, нежели на южной, ввиду того, что солнце меньше его сушит. На старых пнях практически всегда растёт мох, что также может послужить ориентиром: хоть пень может быть и покрыт мхом со всех сторон, с северной стороны он более влажный. Ориентирование по растениям Если присмотреться к одиноко стоящему дереву, то можно увидеть, что листьев с южной стороны больше и они более густые, на северной же стороне листьев меньше. Грибы растут в основном на пеньках или под деревьями. Они также как мох и лишайники, предпочитают северную сторону. Увидев большую, хорошо освещенную поляну с ягодами, следует обратить внимание на ту сторону, где больше созревших плодов – там будет юг. Ориентирование по муравейнику Муравьи – теплолюбивые насекомые и ориентироваться по сторонам света можно благодаря муравейнику. Чтобы муравейник лучше прогревался, южный склон «муравьиного дома» − более пологий, нежели северный. Ориентирование по животным Перелетные птицы по весне направляются в северную сторону. А осенью, соответственно, возвращаются на юг. | Отвечают. | Ориентироваться на местности по признакам. | К: владеть диалогической формой речи; | |
| Словесный (беседа) | - А сейчас закончите мою фразу: - Сегодня на уроке я… Вам понравилось? - Давайте похлопаем друг другу за хорошую работу на уроке. Спасибо за урок! До свидания. | Оценивают свою работу. | К: владеть диалогической формой речи; |
1 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится 2 окно в классе. | 2 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится дверь в классе. | 3 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится стол учителя в классе. |
4 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится 3 стол, 3 ряда в классе. | 5 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится 3 окно в классе. | 6 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится доска в классе. |
7 группа: Определите, с помощью компаса, в каком направлении находится 3 стол, 3 ряда в классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Наш космический корабль-Земля" 2 класс
Эта презентация может быть использована для уроков окружающего мира во 2 классе...
НАШ «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ» - ЗЕМЛЯ
Презентация к уроку по окружающему миру. 2 класс....
Урок окружающего мира по теме: "Наш "космический корабль" -- Земля."
Разработка урока к УМК АА Плешакова, М Ю Новицкой ("Перспектива")...
Тест по темам: «Мы - жители Вселенной», «Наш космический корабль - Земля»
Тест по темам: «Мы - жители Вселенной», «Наш космический корабль - Земля»...
Наш космический корабль - Земля
Презентация по окружающему миру 2 класс по теме "Наш космический корабль - Земля"...
Презентация "Наш космический корабль земля" 2 класс
Презентация "Наш космический корабль земля" 2 класс...
Тест по окружающему миру по теме "Наш космический корабль - Земля" 2 класс
Тест по окружающему миру по теме "Наш космический корабль - Земля" 2 класс...