Рабочая программа "Азбука нравственности" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_nravstvennosti.docx | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Руководитель __________ протокол№______________ от «___» _____________г. | «Согласовано» Зам. директора __________ «___»___________г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ Приказ № ___ от «___»___________г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Азбука нравственности»
для 3 «Б» класса
на 2020-2021 учебный год
Автор программы
Борисенкова Елена Алексеевна
учитель начальных классов
д.Богородицкое
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа
Данная программа предназначена для духовно-нравственного направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка в рамках внеурочной деятельности. Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 3 класса составлена на основании следующих документов:
- закон " Об Образовании в РФ" от 29 декабря 2012г №273 Ф-З;
- требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373с изменениями и дополнениями;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672«Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;
- Примерная авторская программа Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
- Образовательная программа начального общего образования МБОУ Богородицкой СШ.
Цель курса: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи курса:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Актуальность программы
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на средний возраст 8-10 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.
Общий объем программы по плану – 68 часов. Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю продолжительностью 45 минут.
Форма проведения занятий – кружок.
Формы организации деятельности
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
- Различать хорошие и плохие поступки.
- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
- Исполнять заповеди.
- Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Промежуточная аттестация будет проводиться в форме проекта.
Тематическое планирование
№п\п | Название раздела программ | Количество часов |
1 | Культура общения | 12 |
2 | Самовоспитание | 14 |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности | 20 |
4 | Искусство и нравственность | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела | Кол-во часов | Название темы | Дата | |
план. | факт. | ||||
Культура общения | 2 | Традиции общения в русской семье | |||
2 | Культура общения в современной семье. | ||||
2 | О терпимости к ближним. | ||||
2 | Культура спора | ||||
2 | Этикетные ситуации | ||||
2 | В мире мудрых мыслей | ||||
Самовоспитание | 2 | «Познай самого себя» | |||
2 | Самовоспитание | ||||
2 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | ||||
2 | Как я работаю над собой | ||||
2 | Терпение | ||||
2 | Конец каждого дела обдумай перед началом | ||||
2 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | ||||
Общечеловеческие нормы нравственности | 2 | Об источниках наших нравственных знаний | |||
2 | Совесть - основа нравственности | ||||
2 | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | ||||
2 | «Досадно мне, что слово честь забыто» | ||||
2 | Заветы предков | ||||
2 | Россияне о любви к Родине | ||||
2 | Твоя малая родина | ||||
2 | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | ||||
2 | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | ||||
2 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей | ||||
Искусство и нравственность | 2 | Нравственное содержание древних мифов. | |||
2 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | ||||
2 | Положительные герои в былинах и сказках. | ||||
2 | Отрицательные герои в литературных произведениях | ||||
2 | «Зло, как и добро, имеет своих героев» | ||||
2 | Искусство и нравственность. | ||||
2 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | ||||
2 | Обзор курса этикета. | ||||
1 | Работа над проектом | ||||
1 | Работа над проектом | ||||
1 | Промежуточная аттестация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...