Программа коррекционной работы для детей с повышенной тревожностью
методическая разработка

Калашникова Екатерина Алексеевна
В настоящее время число детей страдающих повышенной тревожностью значительно увеличилось. Следовательно физическое и психическое состояние здоровья ухудшилось. К психологическим проявлениям тревожности можно отнести ощущение напряжения, озабоченности, беспокойства, нервозности, а также возникновение таких чувств, как неопределенность, беспомощность, бессилие, незащищенность, одиночество, страх. Тревожность может приводить к таким симптомам как усиленное сердцебиение, учащенное дыхания, увеличение минутного объема циркуляции крови, повышенное артериальное давление, возрастание общей возбудимости, снижение порогов чувствительности, в результате могут возникать различные заболевания психосоматического ряда. Именно необходимость преодоления тревожности, как негативного состояния, которое приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности и к трудностям в общении, является важным условием психологического и физического здоровья которое можно обеспечить посредством профилактики и коррекции тревожности, что не возможно без осознания причин возникновения её у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

"Программа коррекционной работы для детей с повышенной тревожностью"

Разработал:

педагог-психолог

Калашникова Е.А.

г.Санкт-Петербург

2019 г.


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические аспекты программы        4

1.1 Основные понятия        4

1.2 Причины тревожности        6

2.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста        8

Глава 2. Методические и практические разработки        12

2. План работы психолога на год        12

2.1Психологическое просвещение родителей.        12

2.2 Психологическое просвещение педагогов        12

2.3Рекомендации для школьного психолога.        13

3.Коррекция        15

Заключение        20

Список литературы        21

Приложение 1.        22


Введение

В настоящее время число детей страдающих повышенной тревожностью значительно увеличилось. Следовательно физическое и психическое состояние здоровья ухудшилось. К психологическим проявлениям тревожности можно отнести ощущение напряжения, озабоченности, беспокойства, нервозности, а также  возникновение таких чувств, как неопределенность, беспомощность, бессилие, незащищенность, одиночество, страх.  Тревожность может приводить к таким симптомам как усиленное сердцебиение, учащенное дыхания, увеличение минутного объема циркуляции крови, повышенное артериальное давление, возрастание общей возбудимости, снижение порогов чувствительности, в результате могут возникать различные заболевания психосоматического ряда.

Именно необходимость  преодоления тревожности, как негативного состояния, которое приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности и к трудностям в общении, является  важным условием психологического и физического здоровья которое можно обеспечить посредством  профилактики и  коррекции тревожности, что не возможно без осознания причин возникновения её у детей.

Цель: коррекция повышенной тревожности

Задачи:

1)Определить основные причины повышенной тревожности

2)Выделить приемы и методы способствующие коррекции повышенной тревожности


Глава 1. Теоретические аспекты программы

1.1 Основные понятия

Психологический  словарь дает следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Тревожность  может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают".  Все эти страхи и приводят к появлению тревожности у ребенка.[3]

 Кочубей и Е. В. Новикова Б. И, авторы книги "Эмоциональная устойчивость школьника" считают, что тревожность может развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который в свою очередь вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался"[3].

Исследования А.М.Прихожан (2001) показали, что есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности:

1.Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

- как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

- регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;

- культивируемая тревожность, связанная с поиском "вторичных выгод" от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости.[3]

2. Скрытая тревожность -в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и т.д.:

- неадекватное спокойствие (реакции по принципу "У меня все в порядке!", связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается);

- уход из ситуации. [4]

1.2 Причины тревожности

Массер, Корнер и Каган в своих работах выделяют такие источники тревоги как :

  1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.
  2. Тревога из-за потери любви.
  3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У более старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.
  4. Тревога из-за неспособности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревога связана с чувством неполноценности, но не идентична ему.
  5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации и теми, которые приводят в состояние тревоги и авторы не дают четкого различия между этими понятиями.[5].
  6. Тревога свойственна каждому человеку в той или иной степени.. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию. Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С этой целью используются различные защитные механизмы.
  7. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношениям ребенка с матерью. Период детства является предопределяющим последующее развитие личности.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно выделить:

1. Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности

2. нарушения внутрисемейного или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками

3. Соматические нарушения[5].

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:

  1. негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
  2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями; противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками [5].

2.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. [8]

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.[8]

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.[8]

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.[8]

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.».

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.[8]

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.[8]

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.


 Глава 2. Методические и практические разработки

2. План работы психолога на год

См.Приложение 2

2.1Психологическое просвещение родителей.

Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у детей и  чувства уверенности в собственных силах.

Основная задача такой работы– помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.


 Приложение 1.

Материал для просветительской  беседы с родителями

Консультация для родителей «Проявление тревожности у детей»

2.2 Психологическое просвещение педагогов

Для педагога важно  объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых требований, конкретной обратной связи в профилактике и преодолении тревожности. Особое внимание педагогу следует сделать акцент на формирование правильного отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно "ориентация на ошибку", которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности. Разговоры с ребенком нужно проводить наедине, ни в коем случае не публично. Не тревога самого педагога недопустима дабы, не передавать личную тревогу ученикам. Важнейшим аспектом является обучение детей рефлексии. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности. Непосредственная работа с детьми ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.

2.3Рекомендации для школьного психолога.

При проведении психопрофилактики работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны "возрастные пики" тревожности для каждого периода. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения.

Психолого-профилактическими аспектами решения проблемы школьной тревожности предусматривается

1. Выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от экзаменов и выполнения наиболее трудных заданий;

2. Участие школьного психолога в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям;

3. Помощь психолога учителям в реализации той части коррекционных программ для учащихся группы риска, которая может быть обеспечена в стенах школы;

Воспитательные и учебно-информационные аспекты проблемы школьной тревожности связаны с решением следующих задач:

1. Воспитание у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, формирование установок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам;

2. Воспитание у них привычки заботиться о своём психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;

3. Формирование у школьников потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;

4. Формирование у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации;

5. Развитие у школьников самообладания, а также умений и навыков психофизической саморегуляции, которые дадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;

6. Обучение психологическим навыкам эффективного преодоления деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфории.

Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и требует от педагога проявления особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности. Считаем необходимым, с целью формирования безопасного образовательного пространства, с учётом здоровье сберегающих технологий и коррекции отрицательных, дестабилизирующих эмоциональное здоровье участников образовательного процесса факторов, проведение специальных мероприятий (тренинги эмоциональной устойчивости, психологическая разгрузка и проч.) для участников образовательного процесса.

3.Коррекция

Методы и техники, используемые в программе

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение  на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости,

переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных

зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения  страхов.

Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности

Упражнение №1

«Драка» (способность справляться с проявлением тревожности) Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"[6]

Упражнение№2

«Насос и мяч» (снятие мышечного напряжения) Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. (работа в парах) «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с« выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями. [6]

Упражнение №3

«Волшебный стул» (адекватное восприятие самого себя) Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5–6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. «Физминутки» позволяют быстро и оперативно снять ситуативную тревожность у детей, возникшую из-за страха получения плохой отметки, страха неправильного ответа и негативной оценки сверстников. Предложенные «физминутки» помогут ребенку установить контакт с одноклассниками (при взаимодействии во время игры), вселить уверенность в собственном «Я».[6]

Упражнение №4

 «Вверх по радуге»

Дети встают в круг, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее как с горки. Упражнение повторяется 3 раза.[7]

Упражнение №5

«Приятное место» 

Детей просят закрыть глаза и предоставить то место, где они любят отдыхать, где им просто нравится бывать.[7]

 Упражнение №6 “ Расскажи свой страх”

Ведущий рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым, показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.

 Рисование на тему: “ Чего я боялся, когда был маленьким…” Дети рисуют карандашами свои страхи, не показывая никому, далее ведущий собирает рисунки у детем.  Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.

Игра “Паровозик”

Ход игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. [2]

Игра “Значимые люди”

Ход игры: Ведущий просит участников игры рассказать о тех самых значимых для них людях. Это могут быть не обязательно те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также рассказывает о значимых для него людях.

Ведущий просит участников группы строить рассказ по следующей схеме:

-        кто они,

-        чем значимы для вас, чем дороги,

-        так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом,

-        хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности)

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику “пустого стула”.

Игра “Список чувств

Материалы: бумага, ручки.

Ход игры: Ведущий: “В жизни все мы испытываем различные чувства – положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева – положительные, справа – отрицательные”.

На выполнение задания дается 5 минут.

После этого ведущий просит подчеркнуть название самого приятного чувства среди первых и самого неприятного – среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительных, и сколько – отрицательных.

Данное задание имеет диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание количества названных положительных эмоций названо больше, ребенку требуется больше поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, в какой ситуации возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а в какой – самое приятное.[7]

Игра  «День рождения».

Каждый из участников получает определенную роль, которой он должен придерживаться в течение 15 мин, сюжет действия дети строят сами  в ходе игры.

Ведущий: «Представьте себе День рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и в виде именинника и гостя. Сейчас каждый из вас получит листок, где написана роль, которую вы будете играть в течение 15 мин. Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе».

Роли: «Именинник», «Помощник», «Спорщик», «Миротворец», «Пассивный», «Недовольный», «Бестактный», «Молчун».

Обсуждение:

-насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?

-Трудно тебе было играть предложенную роль?

- Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в  жизни?

 -Какие чувства вызвала у тебя эта роль [2]


Заключение

Повышенный уровень тревожности требует особого внимания со стороны психолога при консультировании.

Не смотря на то, что существует большое количество методов коррекции тревожности, в том числе групповые и использованием новейших информационных технологий, число уровень тревожности растет год от года.

Таким образом, мы видим, что с проблемой тревожности психолог в своей работе сталкивается достаточно часто. И психолог должен владеть знаниями и умением работать с тревожными клиентами, снимать эмоциональное напряжения у клиентов разного возраста и пола.

Своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических нарушений у детей, взрослых. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры.

 Субъектом консультирования в них являются непосредственно те, кто нуждаются в психологической помощи. Однако в школьном возрасте психологическое консультирование  школьников непосредственно является низкоэффективным.

 В связи с этим возникает необходимость психологического консультирования родителей, преимущественно в индивидуальной форме, реже – в объединениях родителей, с аналогичными психологическими проблемами у детей.


Список литературы

1.Захаров А.И. Своеобразие психического развития детей. // Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб.: Изд. Речь, 2001. - С.56-64.

2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.

3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Академия, 2000.-190 с.

4.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образование.-1998.- №2.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика// Школьный психолог.- 2002.№4

6.Чемрова Е. С. Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток» [Текст] / Е. С. Чемрова, Л. А. Маковец // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 375-377.

7.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1 – 4. М., 1998

8.http://refdb.ru/look/2144490.html

9.http://dochkolenok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-proyavlenie-trevozhnosti-u-detej.html для родителей


Приложение 1.

Материал для просветительской  беседы с родителями

Консультация для родителей «Проявление тревожности у детей»

Цель: Акцентирование внимания родителей на актуальности проблемы; расширение представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности у детей, способах взаимодействия с такими детьми.

Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются  в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы и наград. Но особенно в нашей помощи и поддержке нуждаются тревожные дети.

Что такое тревожность? Как узнать имеется ли тревожность у Вашего ребенка? Как вести себя взрослому с тревожным ребенком? Об этом мы и поговорим сегодня.

 Слово «тревога» было известно в русском языке с I половины XVIII века и означало «знак к битве». Позже появилось и понятия «тревожность».

В современной литературе часто смешивают понятия «тревога» и «тревожность». Однако, это совсем неидентичные термины.

Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Но состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога дает человеку дополнительный импульс, что помогает сохранить и жизнь и здоровье. Например, убегая от преследователя, человек может развить скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии. Это мобилизующая тревога, дающая дополнительный импульс. Но есть и расслабляющая тревога, которая парализует человека (привести пример). Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если ребенка постоянно убеждают в беспомощности («ты сам не можешь…», «ты не умеешь…», «лучше я сделаю…» и т.д.), то в дальнейшем в определенные моменты он дубеет переживать расслабляющую тревогу. Если же, напротив, взрослые настраивают на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты ребенок будет испытывать мобилизирующую тревогу.

Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название «тревожность». Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку почти в любом виде деятельности.

Итак, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Тревожность – устойчивое состояние проявления тревоги.

   Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявление тревоги. Если же состояние тревоги часто повторяется в одних и тех же ситуациях, причем имеет место и в других разных ситуациях (при общении с незнакомыми взрослыми, детьми; при ответе на вопрос во время занятия и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Причины возникновения тревожности:

I.       Большинство ученых считают, что одна из основных причин возникновения тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений:

1.      Противоречивые требования, предъявляемые взрослыми.

2.      Неадекватные требования (чаще всего завышенные). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он неприметно должен быть лучшим, отличником. Такие родители не хотят смириться с тем, что их ребенок получает не только «Хорошо» или «5», и требуют с ребенка не возможного для него.

3.      Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, если ребенку говорят: «Если ты расскажешь мне, как вел себя старший брат в мое отсутствие, я не скажу папе, что ты меня не слушался» и т.п.

4.      Одной из причин тревожности у ребенка является недостаток тепла, ласки со стороны взрослых. Причем этот недостаток могут испытывать даже дети из внешне благополучных семей. Поэтому, любой шаг на встречу ребенку, похвала, ласка помогают ему, создают чувство комфорта и защиты.

II.      Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность родителей передается ребенку. Уровень тревожности ребенка возрастает, если взрослые не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

III.     Авторитарный стиль воспитания также способствует повышению тревожности у ребенка.

IV.    Менее тревожные дети в тех семьях, где к ним доброжелательно относятся. В тех семьях, где часто возникают конфликты, повышается тревожность и у детей.

Как выглядит тревожный ребенок?

Когда ребенок попадает в новую для него вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается, неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Этих детей отмечает чрезмерное беспокойство. Причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Эти дети очень требователен к себе. Они ищут одобрения, поощрения взрослых во всех делах.

Что делать взрослому, чтобы его ребенок не стал тревожным?

А если ребенок уже тревожен. Как ему помочь?

Рассмотрим основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку.

I.Повышать самооценку ребенка.

   Конечно, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Что можно делать:

1.      Называть ребенка по имени.

2.      Хвалить ребенка:

— хвалите в присутствии других людей (например, во время общего ужина, на улице);

— главное, похвала должна быть искренней, т.к. дети очень остро реагируют на ложь;

— ребенок обязательно должен знать, за что его хвалят, хвалить просто так нельзя;

— хвалите даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.

3.      Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Помогите ему лишний раз, окажите поддержку.

4.      Откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка («осел», «дурак» и т.д.)

5.      Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими! Сравнивайте достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

II.      Обучение умению управлять своим поведение.

   Как правило, тревожные дети не говорят о своих проблемах открыто, иногда даже скрывают их. И если ребенок говорит, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

   Желательно поговорит с ребенком (посадив его рядом, обняв, установив с ним контакт глазами – наклониться) о его чувствах, переживаниях в волнующих ситуациях. Показать, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

   Сочиняйте вместе с ребенком сказки. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

   Играйте с ребенком. В игре ребенок учится управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Например, игра в «Школу», где «грозный» учитель (мама) ведет урок. Ребенок в такой игре отрабатывает навыки ответа у доски на уроке такого педагога.

III.     Снятие мышечного напряжения.

1.      Релаксация (под спокойную, приятную музыку отдыхает ребенок, лучше, если рядом будет взрослый)

2.      Игры на телесный контакт. Массаж.

•        Просто растирание тела (особенно напряженными у тревожных детей бывает живот, шея, голова – отсюда и частые головные боли);

•        Ласковые прикосновения;

•        «рисование» на спине (упражнение «Добрый мелок»).

3.      Снятие напряжения с помощью дыхания.

•        «глубокое дыхание» — глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счет до 5, медленный выдох;

•        «воздушный шарик» — надуваем шарик – вдох – руки в стороны, сдувается – выдох – сжимается (очень плавно) или руки на животе: вздох – шарик надули, выдох — сдули;

      При стрессах дыхание грудное, а в спокойном состоянии – брюшное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционная работа (для детей 6-8 лет)

Уважаемые родители!Предлагаю задания для вашего малыша, которые помогут понять вам, на сколькоон владеет общими знаниями, насколько он внимательный и как бысторо мыслит.Желаю успехов!(материал взят из...

ПРОГРАММА "КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДИСГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в ...

Особенности формирования программы коррекционной работы как составляющего раздела АООП НОО для детей с НО

Особенности  формирования программы коррекционной работыкак составляющего раздела АООП   НОО для детей с НО...

Организация психолого- коррекционной работы у детей с ОВЗ путем развития мелкой моторики пальцев рук.

В нашей школе проживают и обучаются дети, которых принято называть особенными. В силу того, что каждый ребенок был вынужден с самого раннего детства столкнуться с такими недетскими проблемами, как нед...

Качественная диагностика дисграфии – основа эффективности коррекционной работы у детей с ОВЗ.

Дисграфия — это специфическое  расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших пси...

Бытовые диалоги во внеурочное время, как часть воспитательно-коррекционной работы для детей с нарушением слуха

Дорогие коллеги, здесь мой доклад про бытовые диалоги, тема актуальная по сей день,очень важно для тех кто работает с детьми с нарушенным слухом.Зачем нужны нам диалоги и ещё бытовые?Об этом вы узнает...

Программа коррекционной работы, направленая на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья[1] в освоении основной образовательно...