Программа
материал
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Стр.
- Пояснительная записка 2 – 5
- Учебно-тематический план 6 – 7
- Содержание программы 8 – 11
- Методическое обеспечение 12 – 14
- Литература 15
- Приложение 16 - 29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тайны волшебных звуков» является модифицированной и составлена на основе «Программы для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего дошкольного возраста \ Н.М. Конышева, О.И. Бадулина, М.В. Зверева. Под ред. проф. Н.М. Конышевой. - 3-е изд., перераб. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 40с».
Направленность программы – социально-педагогическая.
Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности дошкольников:
1. Коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
2. Информационная - умение работать со всеми видами информации;
3. Автономизационная - умения саморазвития;
4. Социальная - умение жить и работать с другими людьми.
Оптимизация обучения детей развитию речи требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:
- звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковую сторону языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
Актуальность. Логически четкая, доказательная, образная устная речь дошкольника - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Сейчас никто уже не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению письму, чтению, начальным навыкам счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его восполнения, развития самоконтроля.
Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и с окружающими людьми, формировать их эстетические и нравственные чувства, помогать им, овладевать приемами грамотного построения фраз и учить их чувствовать красоту родного языка надо с самого раннего возраста. Эта непростая и ответственная работа должна проводиться с учетом детской психологии, с пониманием того, что лучше всего даже самые сложные понятия ребенок усваивает в игре.
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех компонентов речи, называемая, общим недоразвитием речи (ОНР), является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у дошкольников умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной форме.
Целью данной программы является:
- формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звуко - буквенного анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков с соответствующим возрасту словарным запасом, грамматически правильным уровнем развития связной речи.
Задачи программы:
* формировать мотивацию и интерес к самому процессу обучения;
*развивать общеучебные умения: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
* формировать и развивать фонематические процессы;
* уточнять и расширять лексический запас;
* формировать и развивать грамматический строй речи;
*развивать двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику);
* формировать полноценную связную устную и письменную речь;
* развивать память, внимание, мышление.
Программа «Тайны волшебных звуков» направлена на:
- развитие речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарный запас, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь);
- развитие мелкой моторики;
- подготовку руки к письму.
Педагогическая целесообразность – познакомить детей с лингвистическими понятиями «звук», «буква», «слог», «ударение». Успешность обучения в школах определяется наличием у них элементарного представления о содержании обучения и способах выполнения учебных действий. Достаточный уровень сформированности этих навыков облегчает адаптацию детей к школе и усвоение сложных навыков и умений. В данной программе реализован важнейший принцип овладения лексико-грамматической системой – коммуникативная направленность, а также выделены основные работы по нормализации фонетической стороны речи, обогащению лексики, практическому овладению грамматическим строем речи
Отличительная особенность программы – создание оптимальных условий для работы по развитию связной речи и подготовки руки к письму. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря, можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет лучше готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками.
Основной упор делается на развитие связной речи.
Формы работы:
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Конкурсы, соревнования.
Программа предназначена для детей 6-7 лет. Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 1 год. Содержание программы курса развития речи учитывает возрастные и психологические особенности детей, предусматривает 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут. Полный курс обучения предполагает 36 часов.
Программа «Тайны волшебных звуков» состоит из 2 основных этапов:
- Работа со звучащим словом и подготовка руки к письму
- правильное произношение звуков родного языка;
- развитие мелкой моторики рук.
II. Работа с буквами.
- письмо основных элементов;
- развитие графического навыка.
Планируемые результаты
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- Акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
- Основные грамматические термины: речь, предложение, слово, слог, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой;
- Основные элементы письма;
- Правила написания букв.
Учащиеся должны уметь:
- Называть отличия гласных и согласных звуков;
- Правильно обозначать звуки буквами;
- Производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
- Воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с поставленной задачей;
- Правильно писать элементы букв;
- Выполнять простые графические движения.
Обучение по данной программе предполагает также овладение
Личностными результатами:
- общее представление о мире;
- осознание языка, как основного средства общения между людьми;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения чувств и мыслей.
Метапредметными результатами:
Коммуникативными УУД:
- работать в парах, уметь договариваться, прийти к общему выводу;
- выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью;
- языковая компетентность – фонетически произношение и различение на слух звуков речи;
- применение основных графических изображений слога, слова;
- расширение словарного запаса.
Познавательными УУД:
- моделирование различных языковых единиц (слог, слово);
- иметь представления букв и умение их писать;
- использовать на достаточном уровне логические приемы мышления (анализ, классификация, сравнение);
- умение строить рассуждения;
- умение давать характеристику звукам речи.
Регулятивными УУД:
- адекватно воспринимать оценку педагога, других обучающихся;
- корректировать свою работу (вносить изменения);
- в сотрудничестве с педагогом ставить конкретную задачу на основе соотнесения «Что я знаю?» и «Что еще не знаю?».
Основными способами проверки планируемых результатов являются:
- слуховые диктанты;
- списывание с образца;
- допиши букву по памяти;
- проведение соревнований по командам;
- графические диктанты.
Для выявления сформированности необходимых умений и навыков по развитию речи проводится «Итоговый мониторинг по усвоению дополнительной общеразвивающей программы «Тайны волшебных звуков» (Приложение 1).
Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата проведения | № п\п | Название разделов, тем | Форма занятия | Количество часов Всего Теория Практика | ||
1. | Работа со звучащим словом и подготовка руки к письму. | 12 | 6 | 6 | ||
1.1 | Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Мои тетрадь и карандаш. | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | «Речь говорение и слушание. Занятие №1, 2». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.3 | «Речь чтение и письмо. Занятия №3, 4». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.4 | «Звуки речи. Занятия №5, 6». | Занятие-игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.5 | «Гласные звуки. Занятия №7, 8». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.6 | «Согласные звуки: твердые и мягкие. Занятия №9, 10». | Занятие-беседа | 2 | 1 | 1 | |
1.7 | «Повторение звуков речи. Занятие №10». | Занятие-соревнование | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.8 | «Слоги и ударение. Занятие №11, 12, 13, 14». | Занятие-беседа | 2 | 1 | 1 | |
1.9 | «Слова. Игры. Занятия №15, 16, 17, 18». | Занятие-игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.10 | «Проверь себя. Занятия №19, 20». | Занятие-соревнование | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Работа с буквами. | 24 | 12 | 12 | ||
2.1 | «Звук и буква Аа. Звук и буква Яя. Занятия №1, 2». | Занятие-беседа | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | «Звук и букваОо. Звук и буква Ёё. Занятия №3, 4». | Занятие-беседа | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | «Звук и буква Уу. Звук и буква Юю. Занятия №5, 6». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | «Звук и буква Ээ. Звук и буква Ее. Занятия №7, 8». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.5 | «Звук и буква Ии. Звук и буква ы. Занятия №9, 10». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.6 | «Повторение: гласные звуки и буквы гласных. Занятие №11». | Занятие-соревнование | 2 | 1 | 1 | |
2.7 | «Звук и буква Мм. Звук и буква Нн. Занятия №12, 13». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.8 | «Звук и буква Рр. Звук и буква Лл. Занятия №14, 15». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.9 | «Звук и буква Гг. Звук и буква Кк. Занятия №16, 17». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.10 | «Проверь себя сам. Занятия №18, 19». | Занятие-игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.11 | «Звук и буква Зз. Звук и буква Сс. Занятия №1, 2». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.12 | «Звук и буква Дд. Звук и буква Тт. Занятия №3, 4». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.13 | «Звук и буква Бб. Звук и буква Пп. Занятия №5, 6». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.14 | «Звук и буква Жж. Звук и буква Шш. Занятия №10, 11». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.15 | «Звук и буква Цц. Звук и буква Чч. Занятия №11, 12». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.16 | «Звук и буква Щщ. Звук и буква Хх. Занятия №13, 14». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.17 | «Звук и буква Йй. Занятие №15». | Занятие-беседа | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.18 | «Буквы ь и ъ. Занятия №16, 17». | Занятие-беседа | 2 | 1 | 1 | |
2.19 | «Итоговое занятие. Занятия №18, 19, 20». | Занятие-викторина | 2 | 1 | 1 | |
Итого часов | 36 | 18 | 18 |
Паспорт программы
Тайны волшебных звуков
Название программы | «Тайны волшебных звуков» |
Творческое объединение | «Школа раннего творческого развития «Радуга» |
ФИО педагога | Давыдова Светлана Николаевна |
Вид программы | модифицированная |
Продолжительность освоения программы |
|
Возрастной диапазон | 6-7 лет |
Направление деятельности | Социально-педагогическая |
Форма организации образовательного процесса | групповая, индивидуальная |
Форма реализации | очная |
Цель программы | - формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звуко-буквенного анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков с соответствующим возрасту словарным запасом, грамматически правильным уровнем развития связной речи |
Планируемые результаты освоения программы: | Пла Обучение по данной программе предполагает также овладение: Личностными результатами:
Метапредметными результатами: Коммуникативными УУД:
Познавательными УУД:
Регулятивными УУД:
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I раздел. Работа со звучащим словом и подготовка руки к письму.
1. «Мои тетрадь и карандаш».
Теория: познакомить детей с тетрадью в клетку, ее особенностями, закреплять правила посадки при работе с тетрадью, воспитывать желание активно заниматься на занятиях, вспомнить основные признаки осени.
Практика: предложить детям написать точки, обведение клеток по точкам; даются задания на ориентировку в тетради; рассматривание с детьми картины «Осень на дворе»; закрепить основные признаки и понятия осени.
2. «Речь: говорение, слушание. Занятия №1,2».
Теория: познакомить детей с видами речи; рассказать о правилах речевого поведения; познакомить с правилами говорения и слушания
Практика: разучивание чистоговорок и скороговорок; разукрашивание картинок; рисование узоров по клеточкам; развитие зрительной координации.
3. «Речь: чтение и письмо. Занятия №3,4».
Теория: объяснить значение слова «афиша»; знакомство с алфавитом.
Практика: работа по клеточкам; правила посадки детей за партами; работа с разукрашиванием картинок.
4. «Звуки речи. Занятия №5,6».
Теория: познакомить детей со звуками речи; объяснить обозначение звуков.
Практика: выполнение артикуляционных упражнений; отгадывание загадок; написание прямых линий; обозначение звуков клеточками.
5. «Гласные звуки. Занятия №7, 8».
Теория: знакомство с гласными звуками и их обозначением на письме.
Практика: запоминание гласных звуков с помощью артикуляций; заполнение звуковых схем слова; умение писать наклонные линии; развитие фонематических процессов.
6. «Согласные звуки: твердые и мягкие. Занятие №9».
Теория: знакомство с согласными звуками и их обозначением на письме.
Практика: работа со звуковыми схемами; даем характеристику звукам; написание кружков; развитие мелкой моторики с помощью физминуток.
7. «Повторение: звуки речи. Занятие №10».
Теория: повторение гласных и согласных звуков; развитие фонематических процессов.
8. «Слоги и ударение. Занятия №11-14».
Теория: знакомство с понятием «слог» и «ударение»; знакомство с обозначением слогов на письме и с обозначением ударного слога.
Практика: деление слов на слоги; разучивание скороговорок; написание геометрического узора; выделение ударного слога; отгадывание загадок.
9. «Слова: добрые и вежливые. Проверь себя. Занятия №15-20».
Теория: знакомство с притяжательными прилагательными; образование относительных прилагательных.
Практика: деление слов на слоги; предложить задания на обобщающиеся понятия; геометрический диктант; подбор вежливых слов; отгадывание загадок; разукрашивание картинок; заполнение звуковых схем; графический диктант.
II раздел. Работа с буквами.
1. «Звук и буква Аа. Звук и буква Яя. Занятия №1,2».
Теория: познакомить с различением понятий «звук и буква»; объяснить работу с клеточками.
Практика: определение места звука в слове; выкладывание букв из природного материала; написание букв; развитие воображения.
2. «Звук и буква Оо. Звук и буква Ёё. Занятия №3,4».
Теория: вспомнить различие звука и буквы; объяснить какие буквы бывают.
Практика: придумывание слов с данным звуком; отгадывание загадок; заполнение звуковых схем слова; написание букв; развитие мелкой моторики, путем выкладывания букв из природного материала.
3. «Звук и буква Уу. Звук и буква Юю. Занятия №5,6».
Практика: отгадывание загадок; определение места звука в слове; написание буквы; узнавание букв на фоне других; развитие зрительной памяти.
4. «Звук и буква Ээ. Звук и буква Ее. Занятия №7,8».
Практика: работа со слогами; запоминание слов с данной буквой; буквенный диктант; развитие слуховой памяти.
5. «Звук и буква Ии. Звук и буква Ыы. Занятия №9,10».
Практика: работа по звуковым схемам; выкладывание букв; придумывание слов с данным звуком; написание букв; проведение соревнований по командам.
6. «Повторение: гласные звуки и буквы гласных. Занятие №1».
Практика: угадывание гласных звуков по артикуляции; придумывание слогов к схемам; буквенный диктант.
7. «Звук и буква Мм. Звук и буква Нн. Занятия №12,13».
Теория: вспомнить основные элементы букв; познакомить с твердыми и мягкими согласными.
Практика: придумывание слов с данными звуками; чтение слогов; написание слогов по образцу; выполнение артикуляционных упражнений; развитие мелкой моторики.
8. «Звук и буква Рр. Звук и буква Лл. Занятия №14, 15».
Практика: отгадывание загадок; работа со слогами; выкладывание букв из природного материала; придумывание слов с данным звуком; развитие связной речи.
9. «Звук и буква Гг. звук и буква Кк. Занятия №16,17».
Практика: договори словечко; проведение соревнований; написание слов; даем характеристику звукам
10. «Проверь себя. Занятия №18, 19, 20».
Практика: договори чистоговорку; волшебные слова; составление слов из букв; придумывание слов с данными слогами; развитие мелкой моторики; развитие связной речи.
11. «Звук и буква Зз. Звук и буква Сс. Занятия №1,2».
Практика: дифференциация звуков; характеристика звуков; буквенный диктант; запоминание начертаний букв; работа со слоговыми схемами.
12. «Звук и буква Дд. Звук и буква Тт. Занятия №3,4».
Практика: разучивание чистоговорок; дифференциация твердых и мягких звуков; разукрашивание букв; работа со звуковыми схемами.
13. «Звук и буква Бб. Звук и буква Пп. Занятия №5,6».
Практика: запоминание слов с данным звуком; развитие воображения; написание букв; развитие мелкой моторики.
14. «Звук и буква Вв. Звук и буква Фф. Занятия №7,8».
Практика: договори словечко; отгадывание загадок; выкладывание букв из различного материала; придумывание слов с различными звуками.
15. «Звук и буква Жж. Звук и буква Шш. Занятия №9, 10».
Практика: характеристика звуков; буквенный диктант; работа со звуковыми схемами; придумывание слов со слогами.
16. «Звук и буква Цц. Звук и буква Чч. Занятия №11,12».
Практика: характеристика звуков; придумывание слов с данным звуком; запоминание слов в стихотворении; развитие ВПФ; развитие мелкой моторики.
17. «Звук и буква Щщ. Звук и буква Хх. Занятия №13,14».
Практика: работа с слоговыми схемами; развитие слуховой памяти; написание букв; выкладывание букв из природного материала.
18. «Звук и буква Йй. Звук и буква Ъ и Ь. Занятия №15, 16».
Практика: составление предложений со словами; работа со звуковыми схемами; написание букв; характеристика Ъ и Ь знаков; развитие мелкой моторики.
19. «Итоговое занятие. Занятия №17, 18, 19, 20».
Теория: закрепить полученные знания.
Практика: отгадывание ребусов; развитие зрительного внимания; выявление знаний букв; разучивание стихотворений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием «Тайны волшебных звуков» подразумеваем такие занятия, которые проходят с использованием иллюстративного материала и без него. Занятия без иллюстративного материала позволяют черпать содержание из готовых запасов представлений детей.
Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.
Методы, используемые в данной программе:
- Наглядные методы.
- наблюдение;
- демонстрация наглядных пособий (картинок, звуковые схемы, сюжетные картинки).
2. Словесные методы.
- рассказ педагога (объяснение нового материала);
- рассказы детей (пересказ рассказа, составление рассказов);
- беседа.
3. Игровые методы.
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуация в развернутом виде;
- сюжетно-ролевая игра.
4. Практические методы.
- упражнение;
- моделирование.
Современные педагогические технологии, используемые в программе:
1. Проблемная технология – создание педагогом проблемной ситуации и активизация самостоятельной деятельности воспитанников по их разрешению.
Признаки:
- проблема;
- решение проблемы;
- усвоение знаний воспитанниками.
2. Игровая технология – технология, в основе которой лежит педагогическая игра, как вид деятельности, направленный на усвоение знаний, умений и навыков (занимательная игра, сюжетно-ролевая игра).
3. Технология коллективно-творческой деятельности – направлена на развитие личности в коллективе, воспитание коллектива и коллективных отношений.
Структура:
- совместное решение о проведении дела;
- коллективное планирование;
- коллективная подготовка;
- коллективный анализ;
- решение последействий.
4. Здоровьесберегающая технология - участие воспитанников в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения.
Структура:
- условия обучения детей (отсутствие стресса);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимость, достаточно организованного двигательного режима.
Ведущие виды деятельности на занятии:
- коллективно-творческая деятельность;
- индивидуально-групповая деятельность;
- индивидуальная деятельность.
Методика проведения занятия - беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.
Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, является одним из могущественнейших факторов развития речи детей. Если темой беседы являются предметы и явления природы, то она может привести к законченному описанию, сравнению, выяснению значения того или другого предмета или явления. Если же беседа возникла по поводу явления социального, наблюдаемого детьми лично или выдвинутого чтением, рассказом, то она приведет к характеристике явления, лица, выдвинет индивидуальное отношение к ним детей.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Приемы:
- практические задания;
- упражнения;
- соревновательные упражнения;
- контрольные задания;
- общеразвивающие упражнения.
Материально-техническое оснащение.
Требования разработаны с учетом реальных условий работы:
- индивидуальное рабочее место;
- дидактический, методический и иллюстративный материал.
Материалы:
- индивидуальные рабочие тетрадки;
- цветные карандаши;
- простой карандаш и ручка;
- счетные палочки;
- цветные квадратики (синий, красный, зеленый);
- предметные и сюжетные картинки.
В конце учебного года проводятся контрольные работы в форме соревнований по командам, слуховые диктанты, списывание с образца, допиши букву по памяти и т.д.
На определение уровня усвоения программы проводится итоговый мониторинг (Приложение 1). Также для исследования личностного развития обучающихся-дошкольников в процессе усвоения программы используются следующие методики: «Волшебная палочка», «Неоконченное предложение», «Лесенка», «Социометрия» (Приложение 2).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
- Развитие связной речи. Подготовительная группа. \Автор.-сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2014. – 96с.
- Развитие речи. Подготовка к школе. Сценарии занятий. \ Р.М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 318с.
- Нищева Н.В. Играйка. - М., 2013. – 135с.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: «ВЛАДОС», 2010. – 182 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. - 128с.
- Формирование связной речи детей 5-6 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал. \Авт.- сост. Л.Н. Сластья. – Волгоград: «Учитель», 2013. -232с.
Список литературы для родителей обучающихся:
- Лалаева Р.И. Нарушение чтение и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие. - СПб.: «СОЮЗ», 2010.- 224с.
- Учимся, говорим, играем. Коррекционно- развивающая деятельность в ДОУ. / Под ред. Сергиенко Г.Н. – Воронеж, 2013.
- Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.,2010.
- Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет. \ Авт.-сост. А.И. Дербина, Л.Е. Кыласова. - Волгоград: «Учитель», 2013. – 87 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоговая диагностическая карта обучающихся 2 года обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Тайны волшебных звуков»
Цель: выявить знания, умения, навыки обучающихся по программе.
Фамилия, имя детей | |||||||||||
I. Теоретические основы: | |||||||||||
Что такое звуки речи? (особые звуки, произносимые человеком при общении. Из звуков состоят слова). | |||||||||||
Классификация звуков (Звуки бывают гласные – они поются и звуки согласные – не поются, т.к. есть преграда). |
| ||||||||||
Чем отличаются «звуки» от «букв»? (Звуки – мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.) |
|
| |||||||||
Что такое «слог» и «ударение»? (Слог – сочетание звуков гласного и согласного, из слогов состоят слова. Ударение – выделение слога слова, силой голоса.) | |||||||||||
Умение работать по клеточкам (знать границы клеточки) |
| ||||||||||
Знание основных элементов букв (Как пишется наклонная линия, прямая линия, круг, овал). |
| ||||||||||
II. Практические знания: |
|
| |||||||||
Умение ориентироваться по клеточкам (вверх-вниз, вправо-влево). | |||||||||||
Характеристика звуков (Гласный-согласный, твердый-мягкий). |
| ||||||||||
Знание букв (Умение называть и писать букву по памяти). |
| ||||||||||
Слоговая структура (Умение делить слова на слоги). |
| ||||||||||
Фонематические процессы (Умение выделять звук на фоне слова, придумывать слова с данным звуком, определять количество звуков в слове). |
| ||||||||||
Обобщающиеся понятия (Уметь объединять слова одной лексической темы). | |||||||||||
Уровень развития связной речи (Уметь говорить полным развернутым предложением). |
Условные обозначения: синий – низкий уровень (программа не усвоена);
зеленый – средний уровень (программа усвоена не в полном объеме, наблюдается незнание некоторых понятий);
красный – высокий уровень (программа усвоена).
Сводная таблица
Знания, умения, навыки детей по данной программе | Высокий уровень (программа усвоена полностью) | Средний уровень(программа усвоена не в полном объеме) | Низкий уровень (программа не усвоена) |
Итоговая диагностическая карта обучающихся 2 года обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Тайны волшебных звуков».
Цель: оценить уровень психологической готовности детей.
Фамилия, имя детей | ||||||||||||||||
Показатели |
|
| ||||||||||||||
Память (Быстро запоминает новый материал, не требует повторения). | ||||||||||||||||
Мелкая моторика (Правильно держит ручку, карандаш, умеет правильно раскрашивать картинку). | ||||||||||||||||
Мышление (Самостоятельно рассуждает, классифицирует, делает обобщения и выводы). | ||||||||||||||||
Внимание (Внимание устойчивое, не отвлекается на посторонний шум). | ||||||||||||||||
Эмоционально-волевая сфера (Адекватно реагирует на оценку своей деятельности, умеет сдерживать свои эмоции). | ||||||||||||||||
Особенности поведения (Поведение организованное, усидчив; внимание устойчивое). | ||||||||||||||||
Познавательная деятельность (Проявляет ли учащийся интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия, активен на занятиях). |
Условные обозначения: синий – низкий уровень развития;
зеленый – средний уровень развития;
красный – высокий уровень развития.
Сводная таблица
Психологическая готовность детей | Высокий уровень развития | Средний уровень развития | Низкий уровень развития
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методики изучения личности дошкольников
1. Методика «Волшебная палочка»
Цель: данная методика позволяет оценить нравственные ориентиры дошкольников, определить доминирующие потребности воспитанника.
Инструкция: ребятам предлагается представить, что они волшебники и могут исполнить три любых желания. Дошкольников просят назвать эти три желания. Возможен вариант, попросить детей расположить эти желания, начиная с самого главного для них.
Интерпретация: ответы анализируются по следующей схеме: для себя, для близких, для людей в целом. Педагогу рекомендуется в дальнейшем выстраивать свои занятия исходя их результатов данной методики по каждому воспитаннику и по всей группе в целом.
2. Методика «Неоконченные предложения»
Цель: данная методика позволяет оценить мотивационную сферу воспитанника, уровень его конфликтности, отношение к учебно-воспитательному процессу.
Инструкция: ребятам читают предложения, которые они должны будут закончить. Ответы педагог фиксирует в бланке. Ребятам необходимо пояснить, что вопросы касаются занятий в Доме творчества.
1. Я думаю, что настоящий друг - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохие друзья – это те, кто...
3. Больше всего я люблю, когда педагог...
4. Больше всего я не люблю, когда педагог...
5. Я посещаю занятия в доме творчества потому, что……
6. Если необходимо выполнить какое-то задание в коллективе, то я….
7. Если у меня не получается выполнить задание самостоятельно, то я….
8. Мне всегда интересно, когда на занятиях…
9. Мне неинтересно, когда на занятиях...
10. Если на занятиях в Доме творчества у меня что-то не получается, то я...
11. Когда на занятиях меня хвалят, то я…
12. Когда я вижу, что другие ребята начинают спорить, то я……
13. Если меня обозвали, то я……
14. Если я считаю, что другой воспитанник творческого объединения не прав, то я…..
Интерпретация: каждое предложение оценивается с точки зрения выражения воспитанником положительного или отрицательного отношения к заданной в предложении теме.
1-2, 6-7 предложения – направлены на оценку значимых качеств у сверстников, позволяют понять педагогу, верно ли сформированы у воспитанников понятия дружба, друг, отношение к работе в коллективе (к мониторингу личностного развития ребенка п. 3.2. тип сотрудничества).
3-4 – направлены на оценку взаимоотношений между воспитанником и педагогом Дома творчества (к мониторингу личностного развития ребенка п.2.2. интерес к занятиям в творческом объединении).
5, 8-9 – направлены на определение преобладающей мотивации воспитанников к посещению занятий в доме творчества (общение с друзьями, новые знания), отношение к занятиям (интерес к занятиям).
10-11 – направлено на оценку отношения воспитанников к занятиям в Доме творчества, отношение к успеху и неудачам (к мониторингу личностного развития ребенка п.3.1. конфликтность).
12-14 – направлены на оценку уровня конфликтности воспитанника (12 – отношение к конфликтам; 13 – избегание конфликтов, 14 - инициирование конфликтов; к мониторингу личностного развития ребенка п.3.1. конфликтность).
3. Методика определения самооценки "Лесенка" (к мониторингу личностного развития ребенка п.2.1.)
Назначение: позволяет определить самооценку дошкольника
Инструкция: педагог рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показывает воспитаннику лесенку и говорит, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
4. Социометрия
Цель: исследование межличностных отношений в группе.
Инструкция: педагог говорит детям, что сейчас они будут играть в игру. Каждый воспитанник является капитаном корабля, на котором они отправляются в космос и ему необходимо выбрать НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ друзей среди творческого объединения, которых он возьмет с собой.
Данные записываются в бланк (см. ниже). Важно так же учитывать последовательность, по которой ребенок выбирает друзей.
БЛАНК СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ОПРОСА
Дата___________
Ф.И.О.__________________________________________________________
Название творческого объединения (год обучения)_____________________
Кого бы из группы ты взял с собой в путешествие. Укажи НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ друзей.
1.
2.
3.
Интерпретация: результаты социометрического анализа заносятся в таблицу
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8 | ||||||||||
9. | ||||||||||
10. |
Под номерами идут воспитанники творческого коллектива согласно списку журнала. Далее отмечается количество взаимных выборов, подсчитывается число выборов по каждому воспитаннику и рисуется «мишень». Количество кругов в «мишени» соответствует самому большому числу выборов. В каждом кругу ставится номер участника, у которого число выборов соответствуют номеру поля. Лидера находится в центре «мишени», отсчет ведут от него.
Результат: данная методика позволяет выделить неформального лидера группы, «отвергнутого» члена коллектива и определить является ли группа сплоченной или диффузной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Название разделов, тем | Дата проведения | Количество часов Теория Практика | |
1. | Работа со звучащим словом и подготовка руки к письму. | 6 | 6 | |
1.1 | Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Мои тетрадь и карандаш. | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | «Речь говорение и слушание. Занятие №1, 2». | 0,5 | 0,5 | |
1.3 | «Речь чтение и письмо. Занятия №3, 4». | 0,5 | 0,5 | |
1.4 | «Звуки речи. Занятия №5, 6». | 0,5 | 0,5 | |
1.5 | «Гласные звуки. Занятия №7, 8». | 0,5 | 0,5 | |
1.6 | «Согласные звуки: твердые и мягкие. Занятия №9, 10». | 1 | 1 | |
1.7 | «Повторение звуков речи. Занятие №10». | 0,5 | 0,5 | |
1.8 | «Слоги и ударение. Занятие №11, 12, 13, 14». | 1 | 1 | |
1.9 | «Слова. Игры. Занятия №15, 16, 17, 18». | 0,5 | 0,5 | |
1.10 | «Проверь себя. Занятия №19, 20». | 0,5 | 0,5 | |
2 | Работа с буквами. | 12 | 12 | |
2.1 | «Звук и буква Аа. Звук и буква Яя. Занятия №1, 2». | 1 | 1 | |
2.2 | «Звук и букваОо. Звук и буква Ёё. Занятия №3, 4». | 1 | 1 | |
2.3 | «Звук и буква Уу. Звук и буква Юю. Занятия №5, 6». | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | «Звук и буква Ээ. Звук и буква Ее. Занятия №7, 8». | 0,5 | 0,5 | |
2.5 | «Звук и буква Ии. Звук и буква ы. Занятия №9, 10». | 0,5 | 0,5 | |
2.6 | «Повторение: гласные звуки и буквы гласных. Занятие №11». | 1 | 1 | |
2.7 | «Звук и буква Мм. Звук и буква Нн. Занятия №12, 13». | 0,5 | 0,5 | |
2.8 | «Звук и буква Рр. Звук и буква Лл. Занятия №14, 15». | 0,5 | 0,5 | |
2.9 | «Звук и буква Гг. Звук и буква Кк. Занятия №16, 17». | 0,5 | 0,5 | |
2.10 | «Проверь себя сам. Занятия №18, 19». | 0,5 | 0,5 | |
2.11 | «Звук и буква Зз. Звук и буква Сс. Занятия №1, 2». | 0,5 | 0,5 | |
2.12 | «Звук и буква Дд. Звук и буква Тт. Занятия №3, 4». | 0,5 | 0,5 | |
2.13 | «Звук и буква Бб. Звук и буква Пп. Занятия №5, 6». | 0,5 | 0,5 | |
2.14 | «Звук и буква Жж. Звук и буква Шш. Занятия №10, 11». | 0,5 | 0,5 | |
2.15 | «Звук и буква Цц. Звук и буква Чч. Занятия №11, 12». | 0,5 | 0,5 | |
2.16 | «Звук и буква Щщ. Звук и буква Хх. Занятия №13, 14». | 0,5 | 0,5 | |
2.17 | «Звук и буква Йй. Занятие №15». | 0,5 | 0,5 | |
2.18 | «Буквы ь и ъ. Занятия №16, 17». | 1 | 1 | |
2.19 | «Итоговое занятие. Занятия №18, 19, 20». | 1 | 1 | |
Итого часов | 18 | 18 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МБОУДОД ДОРОГОБУЖСКИЙ ДДТ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «Звук и буква Г г. Звук и буква К к»
Педагог дополнительного образования:
Дорожкина Ольга Александровна
г. Дорогобуж
2014
Тема: «Звук и буква Г г. Звук и буква К к»
Цель: познакомить детей с согласными звуками [г] – [г], [к] – [к] и буквами Г - К.
Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного словаря; развитие фонематических процессов; развитие зрительной памяти, воображения, мелкой моторики; формирование умения правильно писать буквы; закрепление умения осуществлять звуковой анализ слогов; стимулирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание желания детей заниматься в коллективе.
Оборудование: игрушки (гусь, курица), предметные картинки для дидактической игры «Мамы и детки», предметные картинки для дидактической игры «Кто внимательный?», счетные палочки, цветные и простой карандаш, карточки с буквами.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Лог.: Сегодня я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно и отгадайте о ком это говорится:
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки – беги без оглядки!
Кто это у нас?
Дети: это гусь.
Лог.: Правильно, это гусь. Вот наш красивый гусь (на стол ставится игрушка гуся).
II. Основная часть занятия.
Лог.: Скажите, а какой первый звук в слове гусь?
Дети: Первый звук [г].
Лог.: Правильно, это звук [г]. Давайте все вместе его произнесем гггг. Скажите, а какой он у нас гласный или согласный?
Дети: Согласный, т.к. он не поется.
Лог.: А какой твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Лог.: А бывает мягкий звук [г]?
Дети: Да.
Лог.: Молодцы! Сегодня, мы с вами будем проходить звук [г] - [г] и букву Г.
III. Дидактическая игра «Придумай слово».
Лог.: Сейчас, каждая команда должна придумать как можно больше слов со звуками [г] - [г]. Я даю вам минутки, время пошло.
Дети по командам говорят свои слова. Выигрывает та команда, которая больше придумает слов.
IV. Изучение новой темы.
Лог.: Молодцы! Звук [г] у нас обозначается буквой Г. давайте вспомним, чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.
Лог.: Правильно. А сейчас, мы берем цветные карандаши и разукрашиваем букву Г только красным цветом.
Дети открывают тетрадки и разукрашивают букву.
Лог.: А теперь давайте прочитаем слоги. Сейчас, я каждому раздам буквы, теперь я к доске вызываю букву Г и букву А. становимся вместе, а мы ребята давайте прочитаем, что у нас получилось Г и А?
Дети: ГА.
Лог.: Молодцы, придумайте слово с этим слогом.
Дети придумывают слова. Аналогично проводится работа со слогами:
ГЮ ГЫ ГЕ ГЁ
ГО ГУ ГИ ГЮ
Дети читают и придумывают с каждым слогом слово.
V. Физминутка «Домик».
Раз – два (Рывки руками в стороны)
Три – четыре (Махи руками вверх-вниз).
Из дощечек (Руки в стороны)
Дом сложили (Крыша над головой).
Окна-двери открываем (Запястья соединены, разводить в стороны),
Из окошек помахали (Помахивание кистями).
VI. Продолжение изучение темы.
Лог.: Отдохнули, а теперь выложите букву Г из палочек.
Дети выкладывают на партах.
Лог.: А сейчас, давайте напишем букву Г в тетрадочке. Берем правильно простой карандаш и начинаем писать, пишем через клеточку.
Лог.: Молодцы, а теперь давайте прочитаем, какое слово написано ниже: ГНОМ.
Дети читают.
Лог.: А сейчас напишите это слово. Буквы в слове пишем в каждой клеточке.
VII. Дидактическое упражнение «Мамы и детки».
Лог.: А сейчас, положите карандаши в сторону, и выполним следующее задание «Мамы и детки». Я показываю маму, а вы называете детеныша. Мама зайчиха, детеныш?
Дети: Зайчонок.
Аналогично проводится работа: бельчиха, медведица, кошка, собака, корова, лошадь, свинья, мышка.
VIII. Продолжение изучение нового материала.
Лог.: А сейчас отгадайте вторую загадку:
Мы – хозяйственные птички,
По утрам несем яички
Людям к завтраку, а днем –
Ходим, что-нибудь клюем.
Дети: Это курица.
Лог.: Молодцы, это курица (на стол выставляется игрушка курицы). Скажите, а какой первый звук в слове курица?
Дети: Это звук [к].
Лог.: Скажите, а какой он у нас гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Лог.: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый, но бывает и мягкий.
Лог.: Правильно, молодцы. А сейчас, послушайте стихотворение и скажите, какие здесь слова со звуком [к].
-Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске!
- Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
Дети потом называют слова со звуком [к].
Лог.: Молодцы! А сейчас возьмите синий карандаш и разукрасьте букву К только синим цветом.
Дети выполняют.
IX. Дидактическая игра «Кто внимательный?».
Лог.: А сейчас я хочу посмотреть какие вы у меня внимательные.
На доске вывешиваются шесть картинок, детям предлагается их запомнить. Теперь закрываем глазки, а в это время логопед убирает картинки. Открывайте глазки, скажите, какой картинки не хватает, дети отвечают.
Лог.: Молодцы, внимательные вы!
X. Итог занятия.
Лог.: Молодцы ребята! Скажите, какие буквы мы сегодня с вами проходили? А кто у нас сегодня был в гостях?
Дома вы напишите букву К и разукрасите ее красным цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...