инновационный проект "Сказки у камина"
проект (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г.Ярцева Смоленской области
Инновационный проект
«Формирование положительного психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях благоприятной комфортной среды ».
Сказки у камина.
- Информация об организации
1.1. Название организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Ярцева Смоленской области
1.2. Адрес: 215801,Смоленская область г.Ярцево ул.1-ая Рабочая д.28
1.3. Телефон: (48143) 3-01-43
1.4. Факс:
1.5. Е-mail: ppoi-5@maill.ru
1.6. Тип организации: образовательное учреждение
1.7. Руководители проекта:
Останина Оксана Георгиевна - педагог - психолог
Столярова Анна Юрьевна - учитель – логопед
1.8. Участники проекта:
Заведующий:
Давыдова Наталья Михайловна - первая квалификационная категория
Ст. воспитатель:
Киютина Елена Павловна - высшая квалификационная категория
Воспитатели:
Арапова Вера Ивановна – высшая квалификационная категория
Никитина Нелли Алексеевна - высшая квалификационная категория
Мед.работник
Василянская Екатерина Ивановна - первая квалификационная категория
- Концепция инновационной площадки.
Актуальность и новизна
В России число дошкольников, имеющих различные речевые нарушения велико, и с каждым годом лишь увеличивается. Это связано с различными биологическими и социально психологическими факторами.
Дети с нарушениями речи имеют ряд особенностей в психическом развитии, которые в итоге могут формировать определенный склад характера ребенка.
У детей с нарушениями речи наблюдается состояние тревожности.
Проблема детской тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, социологии. Изучением данной проблемы занимались некоторые авторы: А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Н. В. Имедадзе, З. Фрейд, К. Хорни, Л. В. Макшанцева. Л.В. Макшанцева писала: «Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику развития тревожности у детей, начиная с трехлетнего возраста». При этом большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных детей, отличающиеся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью.
Именно такое состояние ребенка часто вызвано тяжёлыми нарушениями речи. В нашем дошкольном учреждении есть группа комбинированной направленности для детей с ОВЗ (нарушениями речи).
Для детей с ТНР характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость психических процессов, что отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. У этих детей отмечается застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности. Они склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе.
Таким образом, в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, следует уделить особое внимание формированию положительного психоэмоционального состояния детей.
Поэтому создание благоприятной комфортной среды будет способствовать стабилизации психоэмоционального состояния и более эффективной коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ.
В начале учебного года специалистами ДОУ (педагогом – психологом и учителем – логопедом) были проведены диагностические исследования 17 детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности, которые выявили нарушения эмоционально – волевой сферы детей, речевые нарушения и проведено исследование детско-родительских отношений.
В связи с этим концепция нашего проекта заключается в нормализации психоэмоционального состояния ребенка и коррекции речевых нарушений детей в условиях благоприятной психологической комфортной среды.
Новизна проекта – это решение проблемы психологического состояния детей с тяжелыми нарушениями речи, через интегрированные занятия с использованием сказкотерапии, пластилинографии, песочной терапии и театрализации сказок в тесной взаимосвязи с родителями.
Гипотеза: при систематическом и дифференцированном подходе в организации мероприятий, направленных на обеспечение положительного эмоционального состояния воспитанников группы с тяжелыми нарушениями речи, улучшится психологическое состояние и повысится уровень развития речи детей, климат в группе станет эмоционально стабильный и доброжелательный.
Из большого разнообразия интерактивных форм взаимодействия с детьми и их родителями мы отдаём предпочтение интеграции современных образовательных технологий, так как они предполагают включенность в процесс максимального количества участников.
- Здоровьесберегающие технологии (сказкотерапия, пескотерапия,
пластилинография , театрализация и инсценирование сказок)
- Технологии проектной деятельности
- Личностно – ориентированные технологии
Паспорт проекта
Тип проекта – познавательно-исследовательский, творческий
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Социально-эмоциональное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Участники проекта – педагоги, воспитанники компенсирующей группы и их родители, социальные партнеры.
По времени продолжения – долгосрочный (февраль 2019 г. – ноябрь 2021 г)
Место реализации – МБДОУ детский сад № 5. (Занятия с детьми по подгруппам: каждая 1 и 3-я пятница месяца. Время проведения 30 мин).
Продукт проекта: создание книги сказок, памяток, буклетов для родителей и педагогов, ежемесячный выпуск газеты «Сказки у камина и показ инсценированных сказок участниками проекта.
Цель проекта: Стабилизация психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья через создание благоприятной комфортной среды.
Задачи проекта:
- Психологические задачи:
- влиять на психоэмоциональное состояние ребенка
- регулировать процессы торможения и возбуждения.
- развивать умения свободно общаться друг с другом.
- снимать эмоционально-психическое и телесное напряжение.
2. Логопедические задачи:
- корректировать речевые нарушения
- формировать умения преодолевать трудности и страхи речевого общения.
- развивать речевые творческие способности детей
3.Работа с родителями:
- повышение педагогической грамотности родителей в области психологии и логопедии.
- укрепление взаимосвязи между родителями и педагогами.
4.Работа с педагогическим коллективом:
- повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и интеграции современных технологий.
Ожидаемые результаты
- Наличие положительной динамики психоэмоционального состояния ребенка.
- Социализация ребенка в обществе;
- Повышение уровня адаптации к школьному обучению детей с ОВЗ;
- Исправление речевых нарушений.
- Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей), укрепление взаимосвязи между родителями и педагогами.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов; использование современных технологий в образовательном процессе.
Критерии оценки эффективности деятельности:
1 - мониторинг, проводимый педагогом – психологом
2 – мониторинг, проводимый учителем-логопедом
3 - 4 - анкетирование родителей и педагогов.
5 - мониторинг уровня адаптации в школе (октябрь 2021)
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: тематические музыкальные, интегрированные занятия, игры-драматизации, театрализованные игры.
Формы работы с родителями педагогами: тренинги, анкетирование, собрания, консультации, представление наглядного материала, мастер – класс, совместные досуговые мероприятия.
Методы работы по проекту
Практический метод: практические задания, рисование по песку, пластилинография, постановка и театрализация сказок, организация выставок, творческих работ; создание книги сказок, презентаций по теме проекта.
Словесный метод: беседа, чтение сказок, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта.
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов, игрушек для организации театральной деятельности.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностирование.
Этапы реализации проекта:
- этап. Подготовительный. Разработка проекта (февраль – сентябрь 2019г.)
- Довести до участников важность данной темы.
- Наметить план действия.
- Информировать участников с планом инновационного проекта “Сказки у
камина”.
- Провести диагностику детей в группе.
- Подобрать наглядно-дидактический материал (по теме проекта).
- Создать мини уголок для работы по проекту.
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме.
- Разработать планы работы с детьми, родителями, педагогами и социальными партнерами по всем этапам проекта.
2-й этап. Основной (сентябрь2019г – май 2021г.)
- Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3-й этап. Итоговый (май – ноябрь 2021г.)Сбор и обработка методических и практических материалов, обобщение материалов проекта, подготовка отчетной документации.
Организации-партнеры
Социальное партнерство для нас - это сотрудничество детского сада, родителей воспитанников, учреждений города, организаций, учреждений дополнительного образования, различных общественных структур, местного сообщества для достижения общественно значимого результата.
Нашими партнерами являются:
- СОГБУ СРЦН «Радуга»
- МБОУ Ярцевская средняя общеобразовательная школа №6
- Детская поликлиника.
- Ярцевская территориальная психолого - медико – педагогическая комиссия
- Родители детей ДОУ
Предложения по распространению и внедрению
инновационной деятельности
Инновационной составляющей внедрения современного проектного обучения является привлечение педагогов и воспитанников компенсирующей группы к исследовательской и проектной деятельности:
- на уровне группы, с учетом личностно-ориентированного подхода;
- на уровне ДОУ: участие в семинарах, круглых столах,
- представление на муниципальном, региональном уровнях.
Совершенствование профессиональной подготовки педагогов для плодотворной работы в выбранном направлении.
Распространение опыта через социальные сети www.yadou5.edusite.ru , http://nsportal.ru
Риски и пути их преодоления
К ожидаемым рискам мы относим:
- недостаточная грамотность родителей в вопросах воспитания и психоэмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста;
- сложности во взаимодействии различных учреждений, в связи с удалённостью от центра города.
Ресурсное обеспечение проекта:
Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, которое включает кадровое, научно-методическое, организационно-педагогическое, финансово – экономическое и материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение проекта:
С детьми работают 2 воспитателя.
Учитель-логопед – 1;
Педагог – психолог -1
Музыкальный руководитель – 1;
Нормативно-правовое обеспечение проекта
- Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ принят Государственной думой РФ 21.12.2012г.
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»;
- Основная образовательная программа
- Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями речи
- Программа развития ДОУ
- Устав ДОУ
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности;
Материально-техническое обеспечение проекта
Материально-техническая база группы является достаточной для проведения глубокой систематической работы с дошкольниками по всем направлениям развития. Для организации разнообразной деятельности в групповых помещениях выделены различные центры активности: экологический, художественный, познавательный, речевой, двигательный.
Оборудованы логопедический кабинет и кабинет педагога-психолога.
Создан уголок психологической разгрузки «У камина»
Финансовое обеспечение проекта
на 2019-2021 учебный год запланировано:
Наименование необходимого оборудования | Примерная стоимость |
Интерактивная доска | 30000,0 |
Мягкая бескаркасная мебель | 8000.0 |
Приобретение методик и прохождение курсов по песочной терапии | 3000,0 |
Оборудование камина | 1000.0 |
Сухой бассейн | 5000,0 |
Оборудование для сенсорной комнаты | 80000,0 |
План мероприятий подготовительного этапа (февраль – май 2019).
Работа с родителями
Сроки проведения | Мероприятие |
Февраль 2019 | Анкетирование родителей «Ребенок в детском саду» |
Апрель 2019 | Информирование родителей о цели проекта (буклеты, стенды, консультации). Круглый стол: Цель: Знакомство с проектом: «Формирование психоэмоционального состояния ребенка и коррекция речевых нарушений детей с ОВЗ в условиях благоприятной комфортной среды ». |
Работа с педагогами и социальными партнёрами
Сроки проведения | Мероприятие |
Сентябрь Февраль | Диагностика психоэмоционального состояния детей в детском саду. Диагностика речевых нарушений. Изучение бытовой и психоэмоциональной среды в группе Подбор материала и изучение литературы по теме проекта. Изготовление пособий. |
Март | Проведение круглого стола участников проекта, разработка плана совместной деятельности . Создание уголка психологической разгрузки |
Апрель | Информирование родителей о цели проекта изготовление буклетов, оформление стендов, консультаций, проведение круглого стола ). |
Май | Обсуждение форм трансляции педагогического опыта |
План мероприятий основного этапа (сентябрь 2019 - май 2021).
Работа с детьми
Мероприятие. Сроки проведения. | Психологические проблемы (п.п) Логопедические задачи (л.з) | Содержание деятельности | Продукт деятельности | Участники |
Терапевтические сказки. Блок «Страхи» | ||||
«Черапашонок, который боялся темноты» Сентябрь 2019 | П.п. Страх темноты и одиночества, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость. Л.з. расширение словаря, составление грамматически –правильных предложений. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель. |
«Как Кенгуреныш стал самостоятельным» Октябрь 2019 2занятия | П.п. Страх расставания с мамой. Переживания, тревога, связанные с одиночеством. Л.з.учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст, согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку Распределение ролей, пересказ и театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Гусеница-крапивница» Ноябрь 2019 | П.п. Низкая самооценка. Чувство неполноценности.Страх трудностей и неуспеха. Л.з. расширение словаря, составление грамматически –правильных предложений. Автоматизация звука Ц. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Случай в лесу» Ноябрь 2019 | П.п. Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных действий. Л.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по нарисованным картинкам, отвечать на вопросы полным ответом. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Кенгуренок Чик» Декабрь 2019 2 занятия | П.п. Проблемы в учебе, вызванные страхом трудностей. Чувство неполноценности. Неуверенность. Л.з. учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст, согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель, родители,учителя. |
«Ловкая лапка» Январь 2020 1 занятие | П.п. Скованность, стеснительность. Неуверенность в себе, в своих силах. Страх неуспехаЛ.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по пластилиновым картинкам, отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять правильное произношение звука Л | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель, родители. |
Терапевтические сказки. Блок « Несамостоятельность» | ||||
«Белочка-припевочка Лола» Февраль 2020 1 занятие | П.п. Несамостоятельность. Л.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по рисункам, отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять правильное произношение звука Л | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки красками | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Сказка о Вороненке» Февраль 2020 1 занятие | П.п. Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Л.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по пластилиновым картинкам, отвечать на вопросы полным ответом. Развитие лексико-грамматических средств языка. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель. |
Терапевтические сказки. Блок « Нарушение общения» | ||||
« Маленький медвежонок» Март 2020 2 занятия | П.п. Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность. Л.з. учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст , согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки (пальчиковый театр) | Изготовле-ние бумажных героев сказки | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель, родители. |
«Сказка про ежика Фука» Апрель 2020 | П.п. Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Л.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по пластилиновым картинкам, отвечать на вопросы полным ответом. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель. |
«Сказка про Енота» Апрель 2020 | П.п. Трудности общения со сверстниками. Страх общения. Неумение устанавливать контакты. Зажатость. Скованность. Л.з. учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст, согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель. |
Терапевтические сказки. Блок « Повышение самооценки» | ||||
«Роза и ромашка» Май 2020 2 занятия | П.п. Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности. Л.з. учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст, согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки (пальчиковый театр) | Изготовле-ние бумажных героев сказки | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель, родители. |
«Незабудка» Сентябрь 2020 1 занятие | П.п. Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя "белой вороной". Зажатость, скованность. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Хвостатик» Октябрь 2020 1 занятие | П.п. Сниженная самооценка. Чувство неполноценности. "Презрение" к себе и желание быть "другим". Л.з. расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Костерчик» Октябрь 2020 1 занятие | П.п. Неуверенность в себе, в своих силах. Л.З. расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки красками | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель. |
Терапевтические сказки. Блок « Нарушения поведения» | ||||
«Непоседливая обезьянка» Ноябрь 2020 2 занятия | П.п. Неусидчивость. Трудности концентрации и сосредоточения. Гиперактивность. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Гномик» Декабрь2020 2 занятия | П.п. Конфликтные отношения с взрослыми. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к взрослым. Трудности контакта, непонимание. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. Учить распределять роли и участвовать в театрализаци. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки (пальчиковый театр) | Изготовление бумажных героев сказки | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители, учителя школы. |
«Сказка о Ёжике, который хотел, чтобы на него обратили внимание» Январь 2021 1 занятие | П.п. Нарушения поведения: гиперактивность, агрессивность и деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ, рисунки красками | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители, учителя школы. |
«Часы» Февраль 2021 1 занятие | П.п. Неорганизованность. Трудности усвоения порядка. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители. |
«Сказка о Дрюпе Дрюпкине» Февраль 2021 1 занятие | П.п. Недостаток самоконтроля и произвольности. Неорганизованность. Недостаток рефлексии и осознания своего поведения. Общее развитие. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки по нарисо-ванным иллюстрациям | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки красками | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители. |
«Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму (взрослого человека)» Март 2021 2занятия | П.п. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям или другим взрослым. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители, учителя школы. |
Адаптивные сказки. Блок « Подготовка к школе» «Лесная школа» | ||||
«Школьные правила» Апрель2021 | П.з. Знакомство со школьными требованиями Л.З Развитие связной речи | Чтение и обсуждение сказки. Дидактическая игра «Школа» | Фотографии памятки | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, |
«Хвосты» Апрель2021 | П.п Возникновение "враждующих лагерей" (национальные группы, фанаты и болельщики и другие) Л.З. Развитие связной речи | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель. |
«Шапка-невидимка» Май2021 | П.п Демонстративное поведение | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители, учителя школы. |
Работа с родителями.
Сроки проведения | Мероприятие. | |
2019 год Сентябрь | Родительское собрание «Детские страхи и пути их преодоления» Цель: повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме - "детские страхи" Задачи: Познакомить с определением "детский страх" и причинами их появления. Сообщить родителям признаки наличия у ребёнка проявлений страха. Познакомить родителей с методиками преодоления детских страхов. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности. | |
Октябрь | Консультация "Песочная терапия для детей дошкольного возраста" Цель: Рассказать родителям о значении песочной терапии, которая развивает восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию; формирует у ребенка представления об окружающем мире; развивает мелкую моторику, глазомер; успокаивает и расслабляет, снимая напряжение; воспитывает чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Ноябрь | Практикум с элементами тренинга для родителей и детей «Навстречу друг другу» Цель: повысить сензитивность в отношениях родителя с ребенком, отработать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. | |
Декабрь | Консультация «Сказкотерапия для детей с нарушениями речи» Цель: Рассказать родителям, в чём отличие сказки и сказкотерапии? Какую пользу оказывает сказкотерапия? Как провести сказкотерапию? Виды терапевтических сказок Как правильно воспользоваться сказкотерапией? Выпуск газеты «Сказки у камина» . | |
2020 год Январь | Консультация «Научите ребенка общаться» (педагог – психолог) Цель: Рассказать родителям о типичных трудностях в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность. Дать родителям советы по формированию адекватной самооценки: -Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми; -Принципы общения с агрессивным ребенком; -Застенчивость; -Советы родителям замкнутых детей: | |
Февраль | «Масленица» - театрализованное представление родителей и педагогов для детей. Цель: формировать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Март | Консультация-практикум на тему: «Общаемся с детьми. Автоматизируем поставленные звуки дома». (учитель – логопед) Цель: - Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей; - Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка; -Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи. -Формировать позитивные взгляды на совместную коррекционную работу. - Познакомить родителей с игровыми приемами по автоматизации звуков. | |
Апрель | Выставка поделок «Любимые сказочные герои» Цель: развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Май | Театрализованное представление, посвященное Дню защиты детей «Мои родители – артисты». Цель: повышение самооценки родителей; преодоление застенчивости; формирование положительных эмоций у детей. | |
Сентябрь | Родительское собрание в форме отчета – презентации по итогам первого периода основного этапа проекта Цель: познакомить родителей с итогами первого периода проекта. | |
Октябрь | Выставка рисунков «Рисуем сказку дома» Цель: развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке посредством изобразительного искусства. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка при рисовании иллюстрации. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Ноябрь | Тренинг «Ждет нас школа» Цель: 1. Развитие коммуникативных умений родителей. 2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. 3. Расширение возможностей понимания своего ребенка. 4. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны. 5. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. | |
Декабрь | Консультация «Ошибки семейного воспитания». Цель: дать краткое описание родительских ошибок при воспитании ребенка. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
2021 год Январь | Интеллектуальная игра-викторина «По дорогам русских народных сказок» с участием родителей и детей Цели: - Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей. - Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, - Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых. - Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой. - Создать положительный эмоциональный настрой всех участников | |
Февраль | «Масленица» - театрализованное представление с участием родителей, педагогов, социальных партнеров. Конкурс «Самый креативный блин» Цель: формировать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Март | Презентация: «Ваш ребенок идет в школу» Консультация «Кризис 7 лет». Цель: Дать родителям рекомендации как справиться с кризисом семи лет. Рассказать об особенностях поведения ребенка 6—7-летнего возраста. | |
Апрель | Родительское собрание «Отчет - презентация продуктов проекта: рисунков детей, поделок из пластилина, демонстрация созданных книг. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Май | Театрализованное представление «Герои наших сказок» Цель: развитие эмоционально – положительного отношения к сказке. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка. |
Работа с педагогами и социальными партнерами.
Сроки проведения | Мероприятие. |
2019 год Август | Педагогический совет: утверждение плана работы по проекту. |
Октябрь | Работа с педагогами. Круглый стол «Страхи» |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Логосказки для детей с нарушениями речи» . |
2020год Январь | Мастер-класс «Преодоление стеснительности» |
Февраль | «Масленица» - театрализованное представление родитель+ педагоги. |
Апрель | Круглый стол «Применение педагогических приемов общения в детском коллективе». |
Август | Педагогический совет в форме Отчета – презентации по итогам первого периода основного этапа проекта |
Ноябрь | Тренинг «Здоровый педагог - здоровый ребенок» (управление своим психоэмоциональным состоянием) |
2021 год Февраль | «Масленица» - театрализованное представление родитель+ педагоги + социальные партнеры. |
Апрель | Подготовка отчета - презентации по проекту |
Май | Совместное театрализованное представление с детьми для участников проекта. Итоговая диагностика детей. Педагогический совет по итогам основного этапа проекта. |
План мероприятий заключительного этапа
Сроки проведения | Мероприятие |
Сентябрь 2021 | Анализ проведенной работы и соотнесение результатов с поставленными задачами |
Октябрь 2021 | Диагностика «Адаптация детей в школе» |
Ноябрь 2021 | Представление опыта работы ДОУ по проекту на различных уровнях |
Список используемой литературы
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - 59
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
- Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - Москва, «Владос», 2012. - 274.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - 35.
- Успенский М.Б., Успенская Л.П. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить. ООО «Издательство Астрель» , 2002. – с 431.
Интернет –ресурсы:
- https://infourok.ru/osobennosti-proyavleniya-trevozhnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-3097612.html
- https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-strakhi-dietiei-i-puti-ik.html
- https://infourok.ru/buklet-pesochnaya-terapiya-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2931069.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/08/13/konsultatsiya-uchim-rebenka-obshchatsya
- https://www.miloliza.com/terapevticheskie-skazki
- https://www.maam.ru/detskijsad/10-pravil-nauchit-rebenka-slushatsja.html
- https://kopilkaurokov.ru/psihologu/presentacii/priezientatsiia-k-roditiel-skomu-sobraniiu-vash-riebionok-idiot-v-shkolu
Приложение
Работа с детьми по основному этапу проекта
План мероприятий основного этапа. Работа с родителями.
Сроки проведения | Мероприятие. | |
1 | 2019 год Сентябрь | Родительское собрание «Детские страхи и пути их преодоления» Цель: повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме - "детские страхи" Задачи: Познакомить с определением "детский страх" и причинами их появления. Сообщить родителям признаки наличия у ребёнка проявлений страха. Познакомить родителей с методиками преодоления детских страхов. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности. |
2 | Октябрь | Консультация "Песочная терапия для детей дошкольного возраста" Цель: Рассказать родителям о значении песочной терапии, которая развивает восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию; формирует у ребенка представления об окружающем мире; развивает мелкую моторику, глазомер; успокаивает и расслабляет, снимая напряжение; воспитывает чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Выпуск газеты «Сказки у камина». |
3 | Ноябрь | Практикум с элементами тренинга для родителей и детей «Навстречу друг другу» Цель: повысить сензитивность в отношениях родителя с ребенком, отработать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. |
4 | Декабрь | Консультация «Сказкотерапия для детей с нарушениями речи» Цель: Рассказать родителям, в чём отличие сказки и сказкотерапии? Какую пользу оказывает сказкотерапия? Как провести сказкотерапию? Виды терапевтических сказок Как правильно воспользоваться сказкотерапией? Выпуск газеты «Сказки у камина» . |
5 | 2020 год Январь | Консультация «Научите ребенка общаться» (педагог – психолог) Цель: Рассказать родителям о типичных трудностях в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность. Дать родителям советы по формированию адекватной самооценки: -Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми; -Принципы общения с агрессивным ребенком; -Застенчивость; -Советы родителям замкнутых детей: |
6 | Февраль | «Масленица» - театрализованное представление родителей и педагогов для детей. Цель: формировать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
7 | Март | Консультация-практикум на тему: «Общаемся с детьми. Автоматизируем поставленные звуки дома». (учитель – логопед) Цель: Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей; -Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка; -Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи. -Формировать позитивные взгляды на совместную коррекционную работу. -Познакомить родителей с игровыми приемами по автоматизации звуков. |
8 | Апрель | Выставка поделок «Любимые сказочные герои» Цель: развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
9 | Май | Театрализованное представление, посвященное Дню защиты детей «Мои родители – артисты». Цель: повышение самооценки родителей; преодоление застенчивости; формирование положительных эмоций у детей. |
10 | Сентябрь | Родительское собрание в форме отчета – презентации по итогам первого периода основного этапа проекта Цель: познакомить родителей с итогами первого периода проекта. |
11 | Октябрь | Выставка рисунков «Рисуем сказку дома» Цель: развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке посредством изобразительного искусства. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка при рисовании иллюстрации. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
12 | Ноябрь | Тренинг «Ждет нас школа» Цель: 1. Развитие коммуникативных умений родителей. 2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. 3. Расширение возможностей понимания своего ребенка. 4. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны. 5. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. |
13 | Декабрь | Консультация «Ошибки семейного воспитания». Цель: дать краткое описание родительских ошибок при воспитании ребенка. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
14 | 2021 год Январь | Интеллектуальная игра-викторина «По дорогам русских народных сказок» с участием родителей и детей Цели: Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей. - Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, - Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых. - Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой. - Создать положительный эмоциональный настрой всех участников |
15 | Февраль | «Масленица» - театрализованное представление с участием родителей, педагогов, социальных партнеров. Конкурс «Самый креативный блин» Цель: формировать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
16 | Март | Презентация: «Ваш ребенок идет в школу» Консультация «Кризис 7 лет». Цель: Дать родителям рекомендации как справиться с кризисом семи лет. Рассказать об особенностях поведения ребенка 6—7-летнего возраста. |
17 | Апрель | Родительское собрание «Отчет - презентация продуктов проекта: рисунков детей, поделок из пластилина, демонстрация созданных книг. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
18 | Май | Театрализованное представление «Герои наших сказок» Цель: развитие эмоционально – положительного отношения к сказке. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка. |
Работа с детьми.
Сроки проведения | Мероприятие. | |
Терапевтические сказки. Блок «Страхи» | ||
2019 год Сентябрь 1 занятие | Диагностика Работа по сказке «Черапашонок, который боялся темноты». Рисование сказки пластилином | |
Октябрь 2 занятия | Работа по сказке «Как Кенгуреныш стал самостоятельным» Рисование сюжета сказки по песку, театрализация сказки | |
Ноябрь 1 занятие 1 занятие | Работа по сказке «Гусеница-крапивница» .Рисование сюжета сказки по песку Работа по сказке «Случай в лесу» .Рисование сюжета сказки по песку | |
Декабрь 2 занятия | Работа по сказке «Кенгуренок Чик» .Театрализация сказки | |
2020 год Январь 1 занятие | Работа по сказке «Ловкая лапка» Рисование сказки пластилином | |
Терапевтические сказки. Блок « Несамостоятельность» | ||
Февраль 1 занятие 2 занятие | Работа по сказке «Белочка-припевочка Лола» Рисование сюжета сказки красками Работа по сказке «Сказка о Вороненке» . Рисование сюжета сказки пластилином | |
Терапевтические сказки. Блок « Нарушение общения» | ||
Март 2 занятия | Работа по сказке « Маленький медвежонок» Театрализация сказки (пальчиковый театр) | |
Апрель 1 занятие 1 занятие | Работа по сказке «Сказка про ежика Фука» Рисование сказки пластилином Работа по сказке «Сказка про Енота» Театрализация сказки | |
Терапевтические сказки. Блок « Повышение самооценки» | ||
Май 2 занятия | Работа по сказке «Роза и ромашка» Театрализация сказки (пальчиковый театр). Совместное театрализованное представление с родителями. | |
Сентябрь 1 занятие | Работа по сказке «Незабудка».Рисование сюжета сказки по песку | |
Октябрь 1 занятие 2 занятие | Работа по сказке «Хвостатик». Рисование сюжета сказки по песку. Работа по сказке «Костерчик» . Рисование сюжета сказки красками. | |
Терапевтические сказки. Блок « Нарушения поведения» | ||
Ноябрь 2 занятия | Работа по сказке «Непоседливая обезьянка» Рисование сюжета сказки по песку. | |
Декабрь 2 занятия | Работа по сказке «Гномик» Театрализация сказки (пальчиковый театр) | |
2021 год Январь 1 занятие | Работа по сказке «Сказка о Ёжике, который хотел, чтобы на него обратили внимание». Рисование сказки красками. | |
Февраль 1 занятие 2 занятие | Работа по сказке «Часы». Рисование сказки пластилином Работа по сказке «Сказка о Дрюпе Дрюпкине». Рисование сказки красками | |
Март 2 занятия | Работа по сказке о «Зайчике, который обиделся на свою маму (взрослого человека)». Театрализация сказки. | |
Адаптивные сказки. Блок « Подготовка к школе» «Лесная школа» | ||
Апрель 1 занятие 2 занятие | Работа по сказке «Школьные правила. Дидактическая игра «Школа» Работа по сказке «Хвосты». Рисование сказки пластилином | |
Май 2 занятия | Работа по сказке «Шапка-невидимка» Совместное театрализованное представление с родителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационное образование для инновационной экономики (эссе)
В работе освещены основные аспекты развития экономики и образования....
Ток-шоу "У камина"
Классный час проводится с целью:-сформировать чёткие представления о хороших и плохих поступках;-формировать умение налаживать контакт с окружающими;-воспитывать положительные черты характера: доброту...
Час общения ток-шоу "У камина"
Час общения ток – шоу «У камина» Цель: формировать умение обсуждать проблему. • Задачи: • воспитывать нравственные качества: доброжелательность, честность, толерантность, понимание, отзывчивость; ...
«Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».
laquo;Цель начального обучения –общее развитие школьников» В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, о...
Справка об участии в творческой группе по реализации инновационной программы в рамках региональной инновационной площадки
quot;Проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ и детей-ивалидов в условиях инклюзивного образования"...
Приказ от 25.10. 2019 г. № 1397 о присвоении образовательным организациям статуса региональных инновационных площадок по теме: «Инновационная модель методической службы школы «Педагогический навигатор».
Приказ от 25.10. 2019 г. № 1397 о присвоении образовательным организациям статуса региональных инновационных площадок по теме: «Инновационная модель методической службы школы «...
Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"
Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее....