Развитие психомоторики и мыслительных процессов у детей с ОВЗ 7-9 лет
план-конспект занятия (1, 2 класс)

Григорьева Наталья Николаевна Псков

Тема: "Группировка предметов" 

Цель: развитие умения группировать предметы различных видов по форме, размеру и цвету на примере геометрических фигур.

Задачи: формировать у детей мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ и синтез; развивать зрительную память, тактильное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги; воспитывать аккуратность и старательность.

Оборудование: набор геометрических фигур (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник) двух цветов каждого вида и трех размеров каждого вида, картинки с изображением фигур и букв для зеркального рисования, вырезанные геометрические фигуры для каждого ребенка, цветные карандаши и листы бумаги, картинки с образцами изображений, составленных из геометрических фигур, оборудование для показа презентации "Геометрические фигуры".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие для детей с ОВЗ

по развитию психомоторики и мыслительных процессов  

(дети 7 - 9 лет с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью)

Тема: "Группировка предметов"

Цель: развитие умения группировать предметы различных видов по форме, размеру и цвету на примере геометрических фигур.

Задачи: формировать у детей мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ и синтез; развивать зрительную память, тактильное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги; воспитывать аккуратность и старательность.

Оборудование: набор геометрических фигур (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник) двух цветов каждого вида и трех размеров каждого вида, картинки с изображением фигур и букв для зеркального рисования, вырезанные геометрические фигуры для каждого ребенка, цветные карандаши и листы бумаги, картинки с образцами изображений, составленных из геометрических фигур, оборудование для показа презентации "Геометрические фигуры".

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие детей

2. Основная часть занятия

1) Самомассаж пальцев и кистей рук, частей лица

Цель: улучшение функции рецепторов, проводящих путей, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами.

- Упражнение "Мытье головы": пальцы слегка расставлены  и немного согнуты  в суставах, кончиками пальцев массируем голову в направлении ото лба к макушке, затем ото лба до затылка и от ушей к шее.

- Упражнение "Ушки": дети растирают уши ладонями, как будто они замерзли.

- Упражнение "Веселые носики": потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла, вращать пальцами кончик носа вправо и влево. После этого проделать поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.

- Упражнение "Теплые ручки": поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает предплечье правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.

- Упражнение "Пальчики": растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно.

2) Самомассаж через кинезиологическое упражнение "Колечко"

Цель: развитие межполушарного взаимодействия,  синхронизация работы полушарий, повышение энергетического потенциала организма,  развитие мелкой моторики, опосредованное развитие памяти, внимания, мышления и речи.

Поочередно и как можно быстрее перебирать  пальцами  рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя вместе.    

3) Развивающая беседа о сегодняшнем дне

Какое сегодня число, месяц. Какой это месяц по счету? Какой месяц будет после? Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра? Какое сейчас время суток? Какое время года? Какое время года наступит после зимы?

4) Рассматривание предметов и их группировка по заданному признаку

Педагог-психолог вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, просит назвать их цвета, размер, форму.  Предлагает детям самостоятельно разложить их в две, три, пять групп. Оценивает. Затем вместе с детьми называет один из признаков и раскладывает в соответствии с ним. Затем по другому признаку. Вероятное разделение: с углами (квадрат, прямоугольник, треугольник) и без углов (овал, круг); в три группы (маленькие, средние, большие); в пять (либо по цвету, либо по форме фигуры).

5) Составление новой фигуры-картинки из имеющихся фигур - "Домик"

Цель: развитие пространственного воображения и мышления.

Какие и сколько фигур использовали? Сколько углов у дома? Какой формы его крыша? труба? окно? дверь? 

6) Физкультминутка "Строим дом"

Цель: развитие двигательной активности, умения синхронно выполнять движения, внимательности.

Дети хором говорят слова и повторяют движения за педагогом: "Строим дом, дом, дом. Будут окна, двери в нем. Будут люди в доме жить и добро тебе дарить."

7) Просмотр презентации "Геометрические фигуры"

Цель: закрепление счета предметов, знаний о геометрических фигурах, развитие логического и пространственного мышления, воображения и памяти.

В ходе просмотра презентации с детьми обсуждается содержание каждого слайда и выполняются задания.

8) Упражнение "Зеркальное рисование" 

Цель: расслабление мышц глаз и рук, синхронизация деятельности обоих полушарий.

Детям даются листы бумаги. Нужно взять в обе руки по карандашу. Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

9) Упражнение для глаз

Цель: снятие усталости и напряжения глаз, профилактика глазных заболеваний.

Голова зафиксирована, глаза смотрят вперед. Выполняются движения глаз по 4 направлениям: вверх, вниз, вправо, влево. Движения совершаются в медленном темпе с фиксацией в крайних положениях.

10) Игра "Запомни и разложи так же"

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Детям показывается образец, и они так же выкладывают фигуры: сначала по образцу, затем по памяти.

11) Физкультминутка "Солнышко"

Цель: снятие мышечных зажимов, закрепление положительных эмоций.

Сделать вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание. По команде "Солнышко встает, мы тянемся к солнышку" - потянуться всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения  и не отрывая пяток от пола. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться. По команде "Солнышко радуется" - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности каждый ребенок выбирает сам. По команде "Туча солнце закрывает" - дети застывают в той позе, в которой их застигла команда. Команды чередуются несколько раз. Завершается командой "Солнышко засыпает" - вдохнуть глубоко, руки вверху на головой, при длинном выдохе медленно опускать руки и приседать.

3. Заключительная беседа

С какими фигурами работали? Как их назвать общим словом? Что было самым интересным? Какое упражнение запомнили? Что можно повторить дома?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геометрические фигуры

Слайд 2

Треугольник

Слайд 3

Треугольные предметы

Слайд 4

Фигуры из треугольников

Слайд 5

Квадрат

Слайд 6

Квадратные предметы

Слайд 7

Найди и посчитай квадраты

Слайд 8

Проверь!

Слайд 9

Прямоугольник

Слайд 10

Прямоугольные предметы

Слайд 11

Посчитай!

Слайд 12

Круг

Слайд 13

Круглые предметы

Слайд 14

Нарисуй!

Слайд 15

Овал

Слайд 16

Овальные фигуры

Слайд 17

Назови фигуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....

Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА

Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА...

Конспект занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс(вариант 1) по теме «Развитие моторики и зрительно-моторной координации».

Цель занятия: Обучающиеся  научатся различать эмоциональное состояние человека (настроение);Задачи: 1. Эмоционально-экспрессивное развитие ассоциативного мышления, внимания, моторики и зрительно ...

"Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с особыми образовательными потребностями через пальчиковые игры и упражнения"

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи...