Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводиться 1 час в учебную неделю, т.е. 33 часа за учебный год, включая часы на итоговый контроль. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kdass._rabochaya_programma_po_kursu_predmetu_izobrazitelnoe_iskusstvo.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Называевская Гимназия»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Учителей начальных классов Руководитель ШМО / / Т.Н. Залётова Протокол № ___ от «____»__________201__ г. | «Согласовано» Заместитель директора гимназии по УВР Т. А. Литвинова «____»__________201__ г. | «Утверждаю» Директор гимназии _______ Т. А. Понамарёва Приказ № ___ от «___»________201___ г. |
Рабочая программа
по курсу «Изобразительное искусство»
Класс 1 В
КУРОЧКИНА ГАЛИНА БОРИСОВНА
Примерная программа по учебным предметам.
Начальная школа. В 2 ч.- М, Просвещение, 2011 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе являются следующие умения:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметными результатами изучения «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Раздел «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения»
Обучающийся научиться:
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения».
Обучающийся научиться:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройкио».
Обучающийся научиться:
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Раздел 4. «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»
Обучающийся научиться:
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Содержание учебного предмета, курса
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводиться 1 час в учебную неделю, т.е. 33 часа за учебный год, включая часы на итоговый контроль. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Структура курса.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.
Наши краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения
Мир природы полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Красоту надо уметь замечать
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Как, когда, для чего украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки
Дом для себя
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Какие можно придумать дома
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Мастер Постройки помогает придумать город
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Все, что мы видим, имеет конструкцию
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
Все предметы можно построить
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Город, где мы живем
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе
Обобщением здесь является первый урок.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Уроки любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
За курс изучения изобразительного искусства предусмотрены 1 стартовый тест, 1 итоговый контрольный тест.
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:
- стартовый: тест;
- итоговый: итоговый контрольный тест.
В конце курса предлагается проведение итогового обобщения в формате итогового контрольного теста.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока (занятия) | Раздел (глава), тема урока | Количество часов | Дата проведения урока (занятия) | |
Планируемая | Фактическая | |||
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч) | ||||
1. | Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия в парк. | 1 | ||
2. | Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия в парк. | 1 | ||
3. | Изображать можно пятном. Экскурсия в парк. | 1 | ||
4. | Изображать можно в объеме. Экскурсия на площадь Победы. | 1 | ||
5. | Изображать можно линией. Экскурсия в парк. | 1 | ||
6. | Разноцветные краски. Сбор гербария | 1 | ||
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Разыгрываем понтаниму. | 1 | ||
8. | Художники и зрители (обобщение темы). Экскурсия в музей | 1 | ||
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) | ||||
9. | Мир полон украшений. | 1 | ||
10-11. | Красоту надо уметь замечать. | 2 | ||
12. | Красоту надо уметь замечать. | 1 | ||
13. | Узоры, которые создали люди. | 1 | ||
14. | Как украшает себя человек. | 1 | ||
15-16. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 2 | ||
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) | ||||
17-18. | Постройки в нашей жизни | 2 | ||
19. | Дома бывают разными | 1 | ||
20. | Домики, которые построила природа. | 1 | ||
21. | Какие можно придумать дома. | 1 | ||
22. | Дом снаружи и внутри. | 1 | ||
23. | Строим город | 1 | ||
24. | Все имеет свое строение. | 1 | ||
25. | Строим вещи. | 1 | ||
26-27. | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | 2 | ||
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) | ||||
28. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | 1 | ||
29. | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 | ||
30. | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | 1 | ||
31. | Урок любования. Умение видеть. | 1 | ||
32-33. | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | 2 |
Приложение 2
Материалы для проведения стартового и итогового контроля по предмету, курсу
Приложение 3
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету, курсу
1. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство» (Ты изображаешь, украшаешь и стоишь), учебник для 1 класса, Москва «Просвещение» 2014 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Изобразительное искусство" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа курса «Изобразительного искусства"1-4 классы под редакцией Б.М.Неменского.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИСКУССТВО», 3 класс
Адаптированная общеобразовательная программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающи...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс Неменский
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нача...
Рабочая программа курса Изобразительное искусство 4 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу Изобразительное искусство. 4 класс. "Школа России", Неменский Б.М. и др. ФГОС НОО...