О жизни честной
учебно-методический материал (4 класс)
сформировать у учащихся понимание тех прав, о которых говорится в Декларации (право на труд); развивать навыки участия в дискуссии, формирования собственной позиции, умение выслушать и принять во внимание позицию других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Права ребёнка | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
УРОК ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
в 4 классе
Учитель начальных классов
Одениязова М.Х.
2017 г.
Тема урока: «О жизни честной»
Цель урока: ознакомить с содержанием статьи; сформировать у учащихся понимание тех прав, о которых говорится в Декларации (право на труд); развивать навыки участия в дискуссии, формирования собственной позиции, умение выслушать и принять во внимание позицию других.
Оборудование: документы: «Конституция Российской Федерации», «О всеобщей декларации прав человека»; иллюстрации к используемым произведениям.
Содержание урока.
1. Вопросы для обсуждения:
- Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему? Были ли они равными в рабовладельческих государствах?
- Что объединяет всех людей на Земле?
- Как выглядит обычный человек, чем он занимается в жизни? Как общается с другими людьми и как живёт?
- Как вы понимаете термин «принудительный или обязательный труд»?
2. Слово учителя.
- В стране родился новый человек. И с первой же минуты появления на свет его жизнь, здоровье, мирный сон и радости охраняет Великий Закон нашего государства - Конституция Российской Федерации.
Конституция - основной закон страны. По этому основному закону управляют государством, живут, работают, учатся, отдыхают. Конституция определяет наши права и обязанности.
Но вот наступает время, когда подросший гражданин с букетом и ранцем идёт в школу. Звенит первый звонок. Он призывает не только сесть за парту , он напоминает об обязанности - прилежно учиться.
Ребёнок обязан стать образованным, много знающим человеком, готовым к труду.
3. Беседа по стихотворению А.Барто «В школу!»
- Почему сегодня Петя просыпался десять раз? ( ответы детей)
- А зачем он хочет идти в школу?
- А вам нравится в школе?
- Что особенно привлекает вас в школе?
- Какая книга вам открыла двери в Страну Знаний? (Азбука - к мудрости ступенька!)
-Кто помогал вам подниматься по этим ступенькам? (Сказочные герои)
Вы все однажды прочитали первое слово.
- Почему люди, начиная учебу с одной и той же буквы, с одних и тех же слов,
уже в школе отличаются друг от друга знаниями?
Как вы думаете, о чем говорят эти пословицы?
1. Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился.
2. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
3.Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Какие слова больше всего подходят к теме нашего урока?
- Без чего не может жить человек?
Без воздуха. Без воды. Без хлеба. И ещё человек не может жить без труда.
Оглянись, взгляни на то, что тебя окружает - дома, железные дороги, самолеты, цветущие сады и города, мосты, тетрадки и ручка на твоем столе, книги и музыка - всё это создано трудом человека.
Трудом человека создано сё самое прекрасное и всё самое необходимое. Труд не мыслим без человека, а человек немыслим без труда. Недаром в нашей Конституции записано: «каждый имеет право на труд…». Инженер строит машины, слесарь стоит у верстака, врач лечит больных, учитель учит детей. Всё как полагается. Труд. Работа. Эти слова самые уважаемые в нашем языке. В Конституции сказано: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»
Кем ты хочешь, тем и работай, научись сначала - и работай!
Всем известно имя создателя космических кораблей Сергея Павловича Королёва. Ещё в юности у него зародилась мечта - построить космический корабль. Всю жизнь он напряженно работал, ступенька за ступенькой приближался к своей цели. И вот Королев достиг нё - построил космический корабль, который с человеком на борту покинул Землю и устремился к звёздам.
Рассматривание иллюстрации к произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
Если дети ещё не знакомы с сюжетом, следует вкратце рассказать о том, как одному американскому мальчику по имени Том Сойер его тётушка в наказание за какой-то проступок поручила покрасить забор. Когда проходившие мимо друзья стали подшучивать, Том сделал вид, что работа эта ему не только не в тягость, а наоборот доставляет огромное удовольствие. И так у него здорово получалось, что друзья поверили Тому и тоже захотели красить забор. А за разрешение принять участие в работе каждый из них принёс Тому какую-нибудь ценную для мальчишек вещь. Именно этот момент и изображен на иллюстрации.
Дети должны определить, кто из ребят на рисунке является Томом (он стоит справа, и около него целый ящик с «ценностями»).
Как же могло получиться, что не Том платит своим друзьям за работу, а они Тому? Видимо, они платят за удовольствие, в которое хитрому Тому удалось превратить неприятную работу. А «свободный выбор работы», о котором говорится в законе о труде (ч.1, ст.23) для Тома обернулся правом распределять имеющиеся у него орудия труда (кисти и краску) и объём работы (забор).
На другой иллюстрации к той же статье 23, но уже к 3-й и 4-й её частям изображена сценка из сказки «Репка». Совершенно очевидно, что вытащить огромную репу можно было только общими усилиями всех персонажей сказки. Значит, каждый из работавших имеет право «на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для него и его семьи».
- Какое же вознаграждение будет справедливым для каждого героя сказки?
Одним из вариантов может быть выделение работавшим определенного количества привычной им пищи. Если для мыши это будет маленький мешочек зерна, то для кошки - кастрюля молока и т.д. Конечно, кошка получит больше продукта, чем мышь, и по объему и по стоимости. Она гораздо сильней мыши и её конкретный вклад в то, чтобы вытянуть репку, больше мышиного.
В нашей Конституции записаны права граждан России на труд, на образование, на отдых и т.д. Но, хорошо зная свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях.
Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию, честно трудиться, бережно относиться к народному добру, укреплять могущество Родины.
Жил во Франции король Людовик XIV. Он любил говорить: «После меня хоть потоп». Этот король не думал о будущем своего народа. С той поры прошло много времени, но его поговорка «После меня хоть потоп» оказалась живучей. И на свете немало людей, которые рассуждают так, как этот король.
Порой ради сегодняшней выгоды уничтожают животных, вырубают леса, истощают землю, загрязняют реки и не думают, как будут жить люди в будущем.
В нашей стране в интересах настоящего и будущих поколений думают о том, чтобы им в наследство досталась земля цветущая, воздух чистый, леса зелёные. Но не только в этом забота народа о завтрашнем дне страны. Главное - подготовить к завтрашнему дню достойную смену - воспитать вас, ребята.
«…Забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех». Вот главный закон человека будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.Берестов "Честное гусеничное"
Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная работа с текстом. Цель урока: научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования ...
Урок русского языка 3 класс "Честный и не честный поступок"
Урок развития речи. Направлен на развитие творческого мышления, эмоционального мира ребенка....
Л. Пантелеев "Честное слово"
Урок литературного чтения с применением технологии деятельностного метода....
"Они просто Родине честно служили"
Литературно - музыкальная композиция к дню начала битвы под Москвой....
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе "Честный мальчик"
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе "Честный мальчик (корейская сказка)" . Главная цель: повышение читательской компетентности учащихся....
Урок по чтению во 2 классе. С. Прокофьева «Сказка про честные ушки».
Материал предназначен для учителей коррекционной школы 8 вида....
Урок литературного чтения В. Берестов "Честное гусеничное"
Урок с элементами технологии РКМЧП...