Формирование критериального оценивания в начальной школе
статья
В последнее время мы все чаще стали сталкиваться с проблемой не понимания и не осознание прочитанного текста, определения темы и главной мысли. Проблема эта прослеживается как на уровне начального общего образования, так и на уровнях основного и среднего основного образования. Меня, как учителя начальных классов интересует в большей мере уровень начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Курочкина Галина Борисовна
МБОУ «Называевская Гимназия»
Омской области
«ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
В последнее время мы все чаще стали сталкиваться с проблемой не понимания и не осознание прочитанного текста, определения темы и главной мысли. Проблема эта прослеживается как на уровне начального общего образования, так и на уровнях основного и среднего основного образования. Меня, как учителя начальных классов интересует в большей мере уровень начального образования.
Как решить данную проблему? А решение проблемы прячется в введении навыка смыслового чтения и не только на уровне начального образования, но и на уровне основного образования. Поэтому на сегодня овладение навыком смыслового чтения является актуальной проблемой.
Прежде чем начать, необходимо обратиться к толковому словарю С. И. Ожигова и узнать определение понятия «смысловое чтение». Смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания теста. Если заглянуть в документ «ФГОС НОО», а именно в раздел: требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В пункте предметных результатов освоения программы говориться об уровне читательской грамотности. Читательская грамотность – это есть овладение техникой чтения вслух и про себя, приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Задаёмся вопросом… причем здесь тогда смысловое чтение? Но если посмотреть в пункт метапредметных результатов освоения программы, то здесь говориться об овладении навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Как связаны понятия «читательская грамотность» и «смысловое чтение»? Рассмотрим схему в приложение 1. Смысловое чтение является частью читательской компетентностью. Ели ребенок читает, то чтение всегда должно быть смысловым.
Навык смыслового чтения мы формируем как на литературном чтении, так и на русском языке, на математике и на окружающем мире. Мы на каждом из данных предметов сталкиваемся с текстами различных стилей и жанров.
Например, у нас в школе на уровне начального общего образования ввели кружок «Смысловое чтение», где нам представилась возможность постепенно от 1 класса до 4 класса усваивать навыками смыслового чтения.
Смысловое чтение подразумевает разные виды чтения, которые заявлены стандартами:
- Углубленное (изучающее) – полно и точно понять все основные и второстепенные факты, осмыслить и запомнить их.
Для формирования данного вида чтения, необходимо использовать следующие предтекстовые вопросы и задания: определите, о чем идет речь (тема); выясните значение незнакомых слов, терминов; найдите (выделите, определите) какие-либо фрагменты информации; задайте к тексту свои вопросы и найдите на них ответы; читая текст, попробуйте составить план.
- Ознакомительное – понять основное содержание и общую структуру или выбрать главные факты.
Для формирования данного вида чтения, необходимо использовать следующие предтекстовые вопросы и задания: выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова; выделите (подчеркните) слова, которыми передается главная мысль абзаца; найди в тексте определение понятий (формулировку правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.); прочитайте первое и последнее предложение абзаца.
- Просмотровое – выяснить, что нового, важного и полезного содержится в тексте.
Для формирования данного вида чтения, необходимо использовать следующие предтекстовые вопросы и задания: прочитай заглавие и выдели в тексте ключевые слова; определи как часто встречается слово выделенное тобой доминирующее слово заглавия в тексте; найди слова – заместители для доминирующего слова заглавия в тексте; перефразируй заглавие, используя синонимические слова из текста.
- Выборочное – найти определенную информацию (статистические данные, описание какого-то события и т.п.).
Для формирования данного вида чтения, необходимо использовать следующие предтекстовые вопросы и задания: найди описание чего – либо или кого – либо; найди слова действия; найди определенную часть текста; скажи о чем говорил герой, что сделал, как объяснил.
Ребенок овладеет навыками смыслового чтения, если выбрать для работы с текстом определенный вид чтения. И постепенно овладевать всеми видами чтения.
В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:
- повысится интерес учащихся к чтению;
- изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);
- повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.
Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...
Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.
Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их ус...
Критериальное оценивание в начальной школе
Презентация, описывающая применение технологии критериального оценивания в начальной школе...
Критериальное оценивание в начальной школе
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатам...
Критериальное оценивание в начальной школе.
Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образоват...
Критериальное оценивание в начальной школе
В настоящее время в условиях реализации новых образовательных стандартов критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально. Оно позволяет учителю контролировать самора...
«Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»
Темой моего самообразования является «Внутриклассное критериальное оценивание в начальной школе»...