Урок окружающего мира в 4 классе на тему: "Проблемы экологии. Тундра"
план-конспект урока (4 класс)
На уроке вскрываются проблемы экологии на примере одной из природных зон, зоне тундры. Дети знакомятся с растительным, животным миром тундры, с жизнью и деятельностью людей, проживающих в этой зоне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Тундра и человек. Экология зоны тундры в опасности»
(Сценарий урока)
Технологии проблемного обучения положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Их содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование технологий проблемного обучения создает возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий.
В данной работе представлен сценарий с подробным описанием хода урока по этапам. Сценарий сопровождается пояснительной запиской и подробным анализом урока. В приложении содержится наглядный дидактический материал, используемый в ходе урока.
Цель урока:
- Сформировать у учащихся представление о занятиях населения тундры, о проблемах экологического характера и путях решения этих проблем
Задачи:
- Образовательные: формирование представления о географическом положении этой природной зоны, особенностях природы тундры: климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности человека, сформировать умение определять природную зону по основным признакам.
- Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, обобщать факты, делать выводы, работать с помощью карты. Способствовать развитию устной монологической речи и обогащению словарного запаса. Совершенствовать интеллектуальные и общеучебные навыки. Развивать умение посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос.
- Воспитательные: воспитывать заботливое, бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей. Продолжить формирование экологической культуры.
- Валеологические: Создание условий для сохранения здоровья. развивать познавательный интерес, умение.
Содержание
- Пояснительная записка 5 стр.
- Сценарий урока 6 стр.
- Анализ урока 13 стр.
- Заключение 15 стр.
- Список литературы 16 стр.
- Приложение 17стр.
Пояснительная записка
Уровень развития современного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов, требует существенной перестройки в их работе, значительных начальных усилий для повышения самостоятельности у учащихся, создания на занятиях атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества. В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов в преподавании отдельных учебных дисциплин, в частности, природоведения. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний о природе и обществе. Особенно актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Педагогическое освоение новых информационных технологий включает в себя:
- овладение основами необходимых знаний и накопление личностного опыта их практического использования;
- общекультурную и методическую подготовку по их использованию в учебном процессе;
Для достижения поставленной цели урока использовались различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
На уроке формировались общеучебные умения и навыки:
- учебно-организационные ( осуществление контроля и самоконтроля, организация рабочего места);
- учебно-интеллектуальные (умение сравнивать, обобщать, выделять главное, анализировать);
- учебно-коммуникативные (умение слушать, высказывать своё мнение, задавать вопросы).
На протяжении всего урока шла реализация воспитательной цели.
Урок с применением информационно-коммуникационных технологий окружающего мира по теме “Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России»” является составной частью раздела “Родной край – часть большой страны”.
Содержание учебного материала подбиралось с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. При изучении данной темы урока предусмотрены возможности для исследовательской деятельности, самостоятельности, выражения инициативы, самостоятельности, поискового диалога, интеллектуально-творческой деятельности. Объяснение нового материала строилось на основе имеющихся знаний учащихся, их жизненного опыта.
Данный урок как один из видов нестандартных уроков является важнейшим средством обучения. Основная цель урока состоит в формировании высокой мотивации детей к обучению, развитии их познавательного интереса, что, по моему мнению, сделает его более наглядным, интересным, эффективным.
Тип урока: проблемно-развивающий.
Оборудование:
- учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4 класс (с. 87-97);
- Карта природных зон России;
- Картины и слайды с изображением изучаемых объектов;
- Раздаточный материал;
- Гербарный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Родина… Родина… Тропы оленьи.
Родина… В сопках родное селенье.
Дома выбегают к студеному морю…
Есть лучше места в этом мире – не спорю, -
Есть звезды иные, есть скалы покруче,
Есть в небе другие, высокие тучи.
А здесь – ни березки… Лишь травы сухие
Растут, просоленные яростным ветром,
У моря окраина милой России
Последним лежит на песке километром…
Сообщение темы и цели урока.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас -
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать
5 | |||||
1 | 3 | ||||
4 | |||||
2 | 6 | ||||
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика - царство снега и .... 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.
(Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.
Ключевое слово: ТУНДРА.)
- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой
сегодня будем путешествовать.
II. Проверка знаний
Работа с картой:
Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.
Как вы представляете себе Арктику? (Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок).
Проводится конкурс рисунков
- Каких представителей растительного и животного мира неоказалось в нашем кроссворде? (Белый медведь, морж, тюлень, кайра, чайка, рачки, гагарка, мхи, лишайники, полярный мак, гренландский кит.)
- О каких животных вам бы хотелось рассказать друзьям?
Заслушиваются сообщения, приготовленные учащимися дома.
- Работа над новой темой
- Практическая работа
- Мы знаем, что цель нашего путешествия - тундра.
- Найдите эту природную зону на ваших картах.
- Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?
- (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)
Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
(Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть - на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)
- Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание.
А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.
Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя:
Слайды
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
- Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем.
- А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения?
(Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается)
- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:
ТУНДРА
равнина
вечная мерзлота
суровая зима (t до -50°)
прохладное короткое лето
Работа по группам.
- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить:
1 группа: Что растет?
Материалы для ботаников:
- Гербарный материал,
- Учебник (стр. 88-91),
- Картина «В тундре весной»,
- Карточки с изображением растений.
- Карточка - «помогайка»:
- Какие растения растут?
- Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли, листья - на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)
2 группа: Кто живет?
Материалы для зоологов:
- Карточки с изображением зверей и птиц,
- Материал учебника (стр. 88-92).
- Карточка - «помогайка»:
- Какие животные и птицы обитают?
- Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)
Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
3 группа: Как живут?
Материалы для экологов:
- Учебник (стр. 93-95).
- Карточка - «помогайка»:
- Основные занятия населения тундры.
- Экологические проблемы тундры.
- Охрана природы тундры.
Самостоятельное изучение и обсуждение материала в группах,если возникают вопросы - консультация учителя.
Обсуждение изученного материала.
Рассказ ботаников:
В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте).
Все растения низкорослые.
Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики.
Клюква - стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.
Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
- Какие в тундре растения?
(Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)
Рассказ зоологов:
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки.
Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте).
Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток.
Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
- Как приспособились к жизни представители животного мира?
(У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.)
IV. Физкультминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Далее шепотом:
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
- Продолжение новой темы
Рассказ экологов:
Основное занятие населения тундры - оленеводство (показ фотографии).
Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.
В тундре возникли экологические проблемы:
1) нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи;
3) незаконная охота - браконьерство;
4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии).
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
(Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
После ответа экологов заполняется пирамида:
- Молодцы! Было очень приятно работать с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
VI. Закрепление материала
- Составьте две-три цепи питания.
(растения →олень →волк)
(растения →куропатки →сова)
(растения →куропатки →кречет)
Проверка
VII. Подведение итогов
Выставление оценок.
Домашнее задание
Учебник «Окружающий мир», стр. 87-97.
«Проверь себя» - задания 1, 2 (по вариантам).
1 вариант:
1. Каковы природные условия тундры? 2. Приведи примеры растений и животных тундры. В чём видна их приспособленность к условиям жизни? 3. Приведи примеры экологических связей в этой зоне.
2 вариант:
4. Какая хозяйственная деятельность ведётся в тундре? 5. Какие экологические проблемы здесь сложились? 6. Как охраняют природу этой зоны?
Анализ урока
Тема моего урока: Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России» Это первый урок по теме, изучение которой предусмотрено программой (Школа России) четвертый урок раздела Природа России
Тип урока: проблемно-развивающий
Формы организации: практическая работа, работа в группах.
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о новой природной зоне России - зоне тундры.
Задачи:
- Образовательные: формирование представления о географическом положении этой природной зоны, особенностях природы тундры: климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности человека, сформировать умение определять природную зону по основным признакам.
- Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, обобщать факты, делать выводы, работать с помощью карты. Способствовать развитию устной монологической речи и обогащению словарного запаса. Совершенствовать интеллектуальные и общеучебные навыки. Развивать умение посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос.
- Воспитательные: воспитывать заботливое, бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей. Продолжить формирование экологической культуры.
- Валеологические: Создание условий для сохранения здоровья. развивать познавательный интерес, умение.
Учитывая основную цель урока окружающего мира (знакомство с новым материалом), типологию урока (проблемное обучение) в уроке выделяются следующие этапы:
- организационный;
- сообщение темы и цели урока;
- проверка знаний;
- изучение нового материала;
- подведение итогов;
- сообщение домашнего задания.
Для психологической подготовки учащихся к общению и предстоящей работе на I и II этапах урока (оргмомент, сообщение темы и цели урока) - использовала приемы и методы стимулирующие познавательный интерес уч-ся. (Чтение стихотворения, разгадывание кроссворда)
Ожидаемый результат: положительный настрой на предстоящую деятельность.
На этапе проверки знаний предусматривалась активизация внимания учащихся, установление связи опыта успешности в зоне актуального и ближайшего развития. Педагогической тактикой этого этапа являлось создание ситуации успеха. Для достижения максимального результата (актуализации знаний учащихся необходимых для восприятия нового материала) на этапе проверки домашнего задания сочетала фронтальную и индивидуальную работу со словесными, наглядными и практическими методами. Это позволило дифференцировать нагрузки на обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей. На основном этапе урока осуществлялось изучение нового материала путем постановки проблемных вопросов для учащихся. Работу стремилась построить таким образом, чтобы каждый ученик участником образовательного процесса, чтобы знания, полученные на уроке стали результатом собственной деятельности.
Ожидаемый результат: успешность выполнения задания на материале предшествующего обучения.
На основном этапе урока осуществлялось изучение нового материала. Работа строилась таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса, чтобы знания, добытые на уроке, стали результатом собственной деятельности ребенка. Свою задачу мы видели в том, чтобы организовать работу в группах и оказать консультативную помощь. Осуществлялось развитие речи учащихся, включение их в коллективную познавательную деятельность. Воспитывалось чувство коллективизма и сопереживания успехам своих товарищей. Создавались условия для овладения учащимися новыми знаниями и умениями. Закреплялись в памяти учащихся знания и умения, необходимые им для дальнейшей работы. В ходе закрепления достигалось повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Ожидаемый результат: осмысление полученных знаний. Активность, увлечённость, удовлетворение от процесса и результатов деятельности.
Физминутка способствовала положительному эмоциональному настрою на работу.
На V этапе урока спланировала подведение итогов деятельности (рефлексия).
На последнем этапе урока закреплялись полученные знания и умения, в том числе, умение оперировать раннее приобретенными знаниями. Для достижения максимального результата сочетала словесные, наглядные, практические методы, использовала частично-поисковый метод при изучении нового материала, где были реализованы следующие дидактические принципы: доступности, научности, наглядности.
Домашнее задание способствует развитию творчества и фантазии уч-ся.
Все поставленные цели были реализованы на уроке.
Я считаю, что запланированные мной задачи будут полностью реализованы.
Ожидаемый результат: новые знания, умения, удовлетворение отношениями, успешностью, процессом интеллектуально – творческой деятельности.
Выводы
Считаю, что данная структура и методическое наполнение урока позволят реализовать единство теоретического и практического содержания.
Формы и методы, используемые на данном уроке, выбраны с учетом возрастных и психологических особенностей.
Таким образом, можно считать данный урок результативным, т.к. все поставленные задачи учащимися будут приняты и выполнены. Триединая цель реализована в полном объеме, методы активизации познавательной активности школьников создадут для них площадку успешности и дальнейшего развития.
Список литературы.
- Брыкина Н. Т Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 -4 класс. М.: ВАКО, 2004г.
- Фефелина Е. П. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» М.: «Вако» 2003 г.
- По материкам и океанам: Кн. для чтения по географии материков и океанов/ Сост. Н.П.Смирнова, А.А.Шибанова.- М.: Просвещение, 1988
- CD «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире»
- «Солнце над тундрой». Фотоальбом В. К. Корепанов. М.: «Советская Россия», 1979 г.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть І: Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей. ИПК.- Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2005 г.
- КульневичС.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть ІІІ. Проблемные уроки. Научно практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов-на-Дону Издательство «Учитель», 2006 г.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ урока в начальной школе. Практическое пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей (специальность 031200 П и МНО), слушателей ИПК – Ростов на Дону Издательство «Учитель»,2006 г.
- Майорова Т.С.Справочник школьника. География, - М.: Филологическое общество «Слово» Центр гуманитарной науки при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ» 1997 г.
Приложение
Слайд№1
Слайд№2
Слайд№3
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Тундра и человек. Экология зоны тундры в опасности»
(Сценарий урока)
Технологии проблемного обучения положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Их содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование технологий проблемного обучения создает возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий.
В данной работе представлен сценарий с подробным описанием хода урока по этапам. Сценарий сопровождается пояснительной запиской и подробным анализом урока. В приложении содержится наглядный дидактический материал, используемый в ходе урока.
Цель урока:
- Сформировать у учащихся представление о занятиях населения тундры, о проблемах экологического характера и путях решения этих проблем
Задачи:
- Образовательные: формирование представления о географическом положении этой природной зоны, особенностях природы тундры: климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности человека, сформировать умение определять природную зону по основным признакам.
- Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, обобщать факты, делать выводы, работать с помощью карты. Способствовать развитию устной монологической речи и обогащению словарного запаса. Совершенствовать интеллектуальные и общеучебные навыки. Развивать умение посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос.
- Воспитательные: воспитывать заботливое, бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей. Продолжить формирование экологической культуры.
- Валеологические: Создание условий для сохранения здоровья. развивать познавательный интерес, умение.
Содержание
- Пояснительная записка 5 стр.
- Сценарий урока 6 стр.
- Анализ урока 13 стр.
- Заключение 15 стр.
- Список литературы 16 стр.
- Приложение 17стр.
Пояснительная записка
Уровень развития современного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов, требует существенной перестройки в их работе, значительных начальных усилий для повышения самостоятельности у учащихся, создания на занятиях атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества. В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов в преподавании отдельных учебных дисциплин, в частности, природоведения. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний о природе и обществе. Особенно актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Педагогическое освоение новых информационных технологий включает в себя:
- овладение основами необходимых знаний и накопление личностного опыта их практического использования;
- общекультурную и методическую подготовку по их использованию в учебном процессе;
Для достижения поставленной цели урока использовались различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
На уроке формировались общеучебные умения и навыки:
- учебно-организационные ( осуществление контроля и самоконтроля, организация рабочего места);
- учебно-интеллектуальные (умение сравнивать, обобщать, выделять главное, анализировать);
- учебно-коммуникативные (умение слушать, высказывать своё мнение, задавать вопросы).
На протяжении всего урока шла реализация воспитательной цели.
Урок с применением информационно-коммуникационных технологий окружающего мира по теме “Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России»” является составной частью раздела “Родной край – часть большой страны”.
Содержание учебного материала подбиралось с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. При изучении данной темы урока предусмотрены возможности для исследовательской деятельности, самостоятельности, выражения инициативы, самостоятельности, поискового диалога, интеллектуально-творческой деятельности. Объяснение нового материала строилось на основе имеющихся знаний учащихся, их жизненного опыта.
Данный урок как один из видов нестандартных уроков является важнейшим средством обучения. Основная цель урока состоит в формировании высокой мотивации детей к обучению, развитии их познавательного интереса, что, по моему мнению, сделает его более наглядным, интересным, эффективным.
Тип урока: проблемно-развивающий.
Оборудование:
- учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4 класс (с. 87-97);
- Карта природных зон России;
- Картины и слайды с изображением изучаемых объектов;
- Раздаточный материал;
- Гербарный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Родина… Родина… Тропы оленьи.
Родина… В сопках родное селенье.
Дома выбегают к студеному морю…
Есть лучше места в этом мире – не спорю, -
Есть звезды иные, есть скалы покруче,
Есть в небе другие, высокие тучи.
А здесь – ни березки… Лишь травы сухие
Растут, просоленные яростным ветром,
У моря окраина милой России
Последним лежит на песке километром…
Сообщение темы и цели урока.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас -
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать
5 | |||||
1 | 3 | ||||
4 | |||||
2 | 6 | ||||
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика - царство снега и .... 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.
(Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.
Ключевое слово: ТУНДРА.)
- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой
сегодня будем путешествовать.
II. Проверка знаний
Работа с картой:
Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.
Как вы представляете себе Арктику? (Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок).
Проводится конкурс рисунков
- Каких представителей растительного и животного мира неоказалось в нашем кроссворде? (Белый медведь, морж, тюлень, кайра, чайка, рачки, гагарка, мхи, лишайники, полярный мак, гренландский кит.)
- О каких животных вам бы хотелось рассказать друзьям?
Заслушиваются сообщения, приготовленные учащимися дома.
- Работа над новой темой
- Практическая работа
- Мы знаем, что цель нашего путешествия - тундра.
- Найдите эту природную зону на ваших картах.
- Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?
- (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)
Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
(Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть - на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)
- Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание.
А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.
Просмотр видеосюжетов из фильма «Тундра» сопровождается рассказом учителя:
Слайды
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
- Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем.
- А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения?
(Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается)
- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:
ТУНДРА
равнина
вечная мерзлота
суровая зима (t до -50°)
прохладное короткое лето
Работа по группам.
- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить:
1 группа: Что растет?
Материалы для ботаников:
- Гербарный материал,
- Учебник (стр. 88-91),
- Картина «В тундре весной»,
- Карточки с изображением растений.
- Карточка - «помогайка»:
- Какие растения растут?
- Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли, листья - на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)
2 группа: Кто живет?
Материалы для зоологов:
- Карточки с изображением зверей и птиц,
- Материал учебника (стр. 88-92).
- Карточка - «помогайка»:
- Какие животные и птицы обитают?
- Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)
Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
3 группа: Как живут?
Материалы для экологов:
- Учебник (стр. 93-95).
- Карточка - «помогайка»:
- Основные занятия населения тундры.
- Экологические проблемы тундры.
- Охрана природы тундры.
Самостоятельное изучение и обсуждение материала в группах,если возникают вопросы - консультация учителя.
Обсуждение изученного материала.
Рассказ ботаников:
В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте).
Все растения низкорослые.
Мох-ягель - пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики.
Клюква - стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.
Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
- Какие в тундре растения?
(Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)
Рассказ зоологов:
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки.
Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте).
Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток.
Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
- Как приспособились к жизни представители животного мира?
(У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.)
IV. Физкультминутка
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Далее шепотом:
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
- Продолжение новой темы
Рассказ экологов:
Основное занятие населения тундры - оленеводство (показ фотографии).
Еще ведется добыча полезных ископаемых - нефти и газа.
В тундре возникли экологические проблемы:
1) нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи;
3) незаконная охота - браконьерство;
4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии).
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
(Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
После ответа экологов заполняется пирамида:
- Молодцы! Было очень приятно работать с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
VI. Закрепление материала
- Составьте две-три цепи питания.
(растения →олень →волк)
(растения →куропатки →сова)
(растения →куропатки →кречет)
Проверка
VII. Подведение итогов
Выставление оценок.
Домашнее задание
Учебник «Окружающий мир», стр. 87-97.
«Проверь себя» - задания 1, 2 (по вариантам).
1 вариант:
1. Каковы природные условия тундры? 2. Приведи примеры растений и животных тундры. В чём видна их приспособленность к условиям жизни? 3. Приведи примеры экологических связей в этой зоне.
2 вариант:
4. Какая хозяйственная деятельность ведётся в тундре? 5. Какие экологические проблемы здесь сложились? 6. Как охраняют природу этой зоны?
Анализ урока
Тема моего урока: Тундра. Практическая работа «Работа с картой природных зон России» Это первый урок по теме, изучение которой предусмотрено программой (Школа России) четвертый урок раздела Природа России
Тип урока: проблемно-развивающий
Формы организации: практическая работа, работа в группах.
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о новой природной зоне России - зоне тундры.
Задачи:
- Образовательные: формирование представления о географическом положении этой природной зоны, особенностях природы тундры: климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности человека, сформировать умение определять природную зону по основным признакам.
- Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, обобщать факты, делать выводы, работать с помощью карты. Способствовать развитию устной монологической речи и обогащению словарного запаса. Совершенствовать интеллектуальные и общеучебные навыки. Развивать умение посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос.
- Воспитательные: воспитывать заботливое, бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей. Продолжить формирование экологической культуры.
- Валеологические: Создание условий для сохранения здоровья. развивать познавательный интерес, умение.
Учитывая основную цель урока окружающего мира (знакомство с новым материалом), типологию урока (проблемное обучение) в уроке выделяются следующие этапы:
- организационный;
- сообщение темы и цели урока;
- проверка знаний;
- изучение нового материала;
- подведение итогов;
- сообщение домашнего задания.
Для психологической подготовки учащихся к общению и предстоящей работе на I и II этапах урока (оргмомент, сообщение темы и цели урока) - использовала приемы и методы стимулирующие познавательный интерес уч-ся. (Чтение стихотворения, разгадывание кроссворда)
Ожидаемый результат: положительный настрой на предстоящую деятельность.
На этапе проверки знаний предусматривалась активизация внимания учащихся, установление связи опыта успешности в зоне актуального и ближайшего развития. Педагогической тактикой этого этапа являлось создание ситуации успеха. Для достижения максимального результата (актуализации знаний учащихся необходимых для восприятия нового материала) на этапе проверки домашнего задания сочетала фронтальную и индивидуальную работу со словесными, наглядными и практическими методами. Это позволило дифференцировать нагрузки на обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей. На основном этапе урока осуществлялось изучение нового материала путем постановки проблемных вопросов для учащихся. Работу стремилась построить таким образом, чтобы каждый ученик участником образовательного процесса, чтобы знания, полученные на уроке стали результатом собственной деятельности.
Ожидаемый результат: успешность выполнения задания на материале предшествующего обучения.
На основном этапе урока осуществлялось изучение нового материала. Работа строилась таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса, чтобы знания, добытые на уроке, стали результатом собственной деятельности ребенка. Свою задачу мы видели в том, чтобы организовать работу в группах и оказать консультативную помощь. Осуществлялось развитие речи учащихся, включение их в коллективную познавательную деятельность. Воспитывалось чувство коллективизма и сопереживания успехам своих товарищей. Создавались условия для овладения учащимися новыми знаниями и умениями. Закреплялись в памяти учащихся знания и умения, необходимые им для дальнейшей работы. В ходе закрепления достигалось повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Ожидаемый результат: осмысление полученных знаний. Активность, увлечённость, удовлетворение от процесса и результатов деятельности.
Физминутка способствовала положительному эмоциональному настрою на работу.
На V этапе урока спланировала подведение итогов деятельности (рефлексия).
На последнем этапе урока закреплялись полученные знания и умения, в том числе, умение оперировать раннее приобретенными знаниями. Для достижения максимального результата сочетала словесные, наглядные, практические методы, использовала частично-поисковый метод при изучении нового материала, где были реализованы следующие дидактические принципы: доступности, научности, наглядности.
Домашнее задание способствует развитию творчества и фантазии уч-ся.
Все поставленные цели были реализованы на уроке.
Я считаю, что запланированные мной задачи будут полностью реализованы.
Ожидаемый результат: новые знания, умения, удовлетворение отношениями, успешностью, процессом интеллектуально – творческой деятельности.
Выводы
Считаю, что данная структура и методическое наполнение урока позволят реализовать единство теоретического и практического содержания.
Формы и методы, используемые на данном уроке, выбраны с учетом возрастных и психологических особенностей.
Таким образом, можно считать данный урок результативным, т.к. все поставленные задачи учащимися будут приняты и выполнены. Триединая цель реализована в полном объеме, методы активизации познавательной активности школьников создадут для них площадку успешности и дальнейшего развития.
Список литературы.
- Брыкина Н. Т Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 -4 класс. М.: ВАКО, 2004г.
- Фефелина Е. П. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» М.: «Вако» 2003 г.
- По материкам и океанам: Кн. для чтения по географии материков и океанов/ Сост. Н.П.Смирнова, А.А.Шибанова.- М.: Просвещение, 1988
- CD «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире»
- «Солнце над тундрой». Фотоальбом В. К. Корепанов. М.: «Советская Россия», 1979 г.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть І: Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей. ИПК.- Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2005 г.
- КульневичС.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть ІІІ. Проблемные уроки. Научно практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов-на-Дону Издательство «Учитель», 2006 г.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ урока в начальной школе. Практическое пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей (специальность 031200 П и МНО), слушателей ИПК – Ростов на Дону Издательство «Учитель»,2006 г.
- Майорова Т.С.Справочник школьника. География, - М.: Филологическое общество «Слово» Центр гуманитарной науки при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ» 1997 г.
Приложение
Слайд№1
Слайд№2
Слайд№3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира (4 класс) на тему "Проблемы экологии".
Данный материал может быть использован для подготовки к уроку на экологическую тематику в любом классе....
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: Экономия и экология.
Тема: Экономия и экология....
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс Тема: "Экономика и экология" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с двумя сторонами экономики - полезной и опасной (положительной и отрицательной);Планируемые результаты: ·...
Урок окружающего мира 3 класс "Что такое экология"
Урок – путешествие.ЦЕЛЬ: Дать представление о науке – экологии.ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: Научить детей обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком.Познак...
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс. Тундра
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс. Тундра.С использованием образовательных платформ....
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Экономика и экология. 1 ч. УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя:- знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;- раскрытие экологических проблем нашей планеты.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое эконо...