Мягкий знак на конце существительных после шипящих
материал
Цель:
- Познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных в начальной форме после букв шипящих согласных.
- Научить решать данную орфографическую задачу с помощью определенного алгоритма.
- Развивать интерес к учебе.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Урок русского языка в 3 классе
Валиуллина Гульфия Адгамовна – учитель начальных классов
Цель:
- Познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных в начальной форме после букв шипящих согласных.
- Научить решать данную орфографическую задачу с помощью определенного алгоритма.
- Развивать интерес к учебе.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
- проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
развивающие:
- развивать память, логическое мышление, внимание;
воспитательные:
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2013 год; карточки с заданиями для исследовательской работы в группах; презентация, таблицы «Шипящие звуки», «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»; алгоритм рассуждения; компьютерное сопровождение урока.
Тип урока: открытие новых знаний.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Психологический настрой учащихся. -Здравствуйте, ребята. Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзный лад. -Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. Начинается урок, | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции. III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. 1.Анализ пословиц. Определение назначения ь. 2. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. | 1. Языковая разминка -Ребята, напомните мне, какую большую тему мы сейчас изучаем? На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составьте рассказ об имени существительном. 2. Повторим род имён существительных. Игра «Группы слов». Дети распределяют имена существительные в 3 корзины в зависимости от рода. (снег, мыло, брат, радуга, мама, озеро, внучка , колесо, поляна, насекомое, стол, земля, полотенце) | Мотивация учащихся на изучение темы. «Имя существительное». | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности и одноклассников. Познавательные: развивают операции мышления, память. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
Минутка чистописания - Послушайте стихотворение. (Прочитать, выделяя голосом шипящие звуки). Тетрадь наклонно положу. - Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на вопрос: - «Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?» - Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. - Охарактеризуйте эти звуки. - На какие группы можно разделить звуки, обозначенные этими буквами? - Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. | Шипящие согласные звуки. ([ч'] [щ'] [ш] [ж] . Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются. Ч – [ Ч᾽] Ж – [ Ж ] Щ –[ Щ᾽] Ш - [ Ш ] Запись сочетаний чщ, жш, шч, щж | ||
- Прочитайте пословицы. Ученье - луч света, а неученье - тьма. Хорошую речь хорошо и слушать. - Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах? - Обозначает ли она какой-либо звук? - Зачем же она тогда нужна в русском языке? - Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое. - Давайте определим роль мягкого знака в словах: * ученье, неученье * тьма, слушать | Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них (по выбору) в тетрадь. Об учебе. В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком Нет. Разделяет согласный и гласный. Смягчает согласный. Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы: - указывать на мягкость предыдущего согласного; - разделять согласный и гласный. | ||
- В какую группу вы запишите слова речь? Почему? - Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом. - На какой звук оканчивается слово? - Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? - Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? - Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. - Это какая-то новая работа ь знака. Слайд № 6 «Функции мягкого знака» Вывод: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий. |
Мягкий, непарный. Нет | ||
3. Постановка проблемы учащимися 4. Определение целей урока. | - Какая возникла проблема? - Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. - Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка? - Что вас удивляет? - Какой возникает вопрос? - Какая тема сегодняшнего урока? Заспорили как-то “ночь” и “ключ” какое из них написано правильно. Слово “ночь” кричит: “Я! После шипящих на конце существительных нужен мягкий знак!” Слово “ключ” кипятится: “Нет я! После шипящих на конце существительных не нужен ь!” - Посмотрите на слова. - Какой возникает вопрос? – Почему в одних словах пишется ь, а в других нет? | Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак Луч. Ставят цели, формулируют тему урока. Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака. | Познавательные: формулирование проблемы, умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. |
IV. Работа по теме урока.
2. Работа с учебником с. 31(правило). | - Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм. - Что вы заметили? (Проводится побуждающий диалог) - Попробуйте сформулировать правило. - Когда на конце существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак, у каких сущ. после шипящего Ь писать не будем? - Какова же работа ь знака в этих словах? - Сравним с правилом в учебнике на стр.31. Составление алгоритма 1.Определить род имени существительного. 2.Вспомнить правило. 3. Записать слово, опираясь на правило. | Каждая группа выполняет задание в тетрадях. Делаем вывод. Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Грамматическая, он указывает на род Вывод: Есть ь знак после шипящего - ж. р. Нет ь знака после шипящего - м. р. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения , составляют план достижения цели и определяют средства. Формулируют правило, сравнивают его с правилом в учебнике, Составляют алгоритм. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3. Физминутка. | - Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова. Если в слове есть мягкий знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой. ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь, этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, полночь, ёрш, матч, душ. | Закрепление изученного. |
|
4. Первичное закрепление Цель: закрепить знания, полученные на уроке. | Упражнение №53. Написание первых 6 слов на доске с объяснением по алгоритму. Работа в парах - Посмотрите на остальные слова. - Что вы можете сказать них? - Какое задание надо выполнить - Составим порядок действий (1 ученик выполняет на доске самостоятельно, остальные работают в парах по алгоритму). Проверка. | Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух коллективно и в парах. Работа в тетрадях. Записывают предложения с комментированием. Указывают форму числа, род существительных . Проверяют выполненную работу на доске. Выполняют самопроверку. Выполняют коррекцию ошибок. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: проверить навык усвоения новых знаний. | Выполнение задания из “Электронного приложения”. - Запишите слова под диктовку. - Определите род. Один ученик выполняет самостоятельно на индивидуальной доске. Проверка работы на доске. Взаимопроверка. Подведение итогов | Проверяют индивидуальную работу ученика. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Личностные : осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
V. Закрепление изученного на уроке. | 1.Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить орфограмму. . 1. Гляжу я в окошко – Ходит чёрная кошка, Всех усыпляет, Тишину приглашает. (ночь) 2. Маленький шарик Под лавкой шарит. (мышь) 3. Стоит изба из кирпича, 4. Маленькое, сдобное,
- У меня есть отец и мать, а я им не сын. (дочь) | Комментируют написание. | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: развивать операции мышления; развитие монологической речи Коммуникативные: умение слушать, осуществлять контроль, самоконтроль. Личностные: смыслообразование. |
2.Творческая работа. Составить устно небольшой текст, используя слова - отгадки: мышь, дочь, калач, печь, ночь. | Составляют мини-сочинение по опорным словам.
| ||
VI. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: оценить результаты учебной деятельности. | - Над какой темой мы работали на уроке? - Расскажите о своей работе по схеме. - Я узнал... - Я повторил... - Я запомнил... - Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек: - Кому было легко? - зеленый кружок. - Кто испытывал затруднения? - красный кружок. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: формировать адекватную самооценку. Регулятивные: оценивать результаты деятельности |
VII. Домашнее задание | Упр. 57. Учитель проводит инструктаж . | Читают задание, задают вопросы. | |
VIII. Итоги. | - Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки... -На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...
урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Урок по русскому языку. Мягкий знак на конце существительных после шипящих
урок по русскому языку...
Дидактические карточки "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс
Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися...