Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В волшебном мире оригами"
рабочая программа (1 класс)

Казьмина Елена Борисовна

 Данная программа особенно актуальна для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Стоит отметить, что составлена она с учётом психологических особенностей детей, обусловленных их неблагоприятной социальной ситуацией развития. Для них характерны неустойчивость внимания, несобранность, быстрая утомляемость, отвлекаемость, недостаточная координация движений пальцев и кисти рук, недоразвитие мелкой моторики,  неумение заполнить свой досуг интересным делом. Кроме того, у них мал жизненный опыт, невелик кругозор, низкий уровень общей осведомлённости об окружающем мире. Все эти нарушения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная работа по их коррекции. Занятия с бумагой будут способствовать преодолению ряда нарушений в развитии детей, их реабилитации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\елена\Desktop\1.png

Министерство социальной политики Нижегородской области

Государственное казенное учреждение

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Улыбка» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода»

                                                                                     

                                                                          УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                         Приказом директора ГКУ «СРЦН «Улыбка»

                                                                                                                               Автозаводского района г. Нижнего Новгорода»                                          А.В. Ситник от  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«В волшебном мире оригами»

(Срок реализации 3 месяца                                                                                                                     (осень)                                                                                                                                                     Возраст детей   от 7 лет)

Автор-составитель:

 Казьмина Елена Борисовна,

 Воспитатель стационарного отделения    

Высшей  квалификационной категории

        .      

 Нижний Новгород

 2020 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        

                                                                                                                               3

1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                     6

1.1.    Нормативно-правовое обеспечение реализуемой программы                  6

1.2.    Направленность программы                                                                         7

1.3.    Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность                       8

1.4.    Цели и задачи программы                                                                           10

1.5.    Категория слушателей                                                                               11

1.6. Принципы реализации программы                                                               12

1.7. Объем и порядок реализации программы                                                    13

1.8. Предполагаемые результаты реализации программы                                15

1.9. Материально-техническое обеспечение программы                                  16

                                                                                                                         

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ                                                                                                       17                     2.1. Формы контроля и критерии оценки                                                            17

2.2. Учебный план                                                                                                 20

2.3. Календарный учебный график                                                                  21

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                23

4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ                                                                    30

4.1. Тест на проверку определения степени усвоения                                       30            4.2. Анкета «Уровень интереса, проявляемого к занятиям по данной             30 программе»                                                                                                                             4.3. Личная беседа с педагогом с обучающимися                                              30                             4.4. Мониторинг результатов освоения программы                                          31

                                                                                               

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ                                    33    5.1. Литература для педагога                                                                                33                                                                     5.2. Литература для детей                                                                                     34

ПРИЛОЖЕНИЕ                          

Введение

«Таинственный мир превращенья бумаги.

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказки своими руками.

И мир тот чудесный зовут ОРИГАМ».

    Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, ножницами, бумагой...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.  Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Каждый ребёнок, появившись на свет, учится быть человеком. Чтобы жить и творить, он должен иметь определённый багаж знаний.

Бумага - прекрасное средство для формирования у ребенка интереса к творческой деятельности, один из наиболее приемлемых материалов для занятий с детьми. Сам вид материала, его разнообразие в структуре и цветопередаче, простота обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют ему, легко овладеть ручными навыками, совершенствуя свои умения.                                                                                                                   Конструктивная деятельность с бумагой, включает познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал по цвету и фактуре, решать композиционные задачи, анализировать свою деятельность. Активно развивается его пространственное мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.                                                                          Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Одним из видов конструирования является оригами.

Техника «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов:

«ори» - сложенный и «ками» - бумага. История возникновения оригами неразрывно связано с появлением в Японии бумаги. Выразительность, наглядность, прочность и дешевизна – эти качества предопределили долгую жизнь бумаги как исходного материала для творчества. Бумага легко рвется, мнется, сгибается, скручивается. Из неё плетут, изготавливают объёмные игрушки и макеты. Благодаря оригами создаются и конструируются разнообразные творческие работы. Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир. В основе изготовления любой фигурки оригами лежит определённая заготовка – базовая форма, а также существует система несложных условных знаков, и процесс складывания представлено в виде серий рисунков – чертежей, которые обучающиеся изучат и освоят на занятиях.                                                                                                  Каждая модель имеет универсальную схему складывания со знаками, указывающими действие. Понятную для всех систему знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава. Значки понятны даже маленькому ребенку и практически не требуют дополнительных объяснений.                                                                     Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?                Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.                         Это даже не фокус, это – чудо!                                                                                                         Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно - координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное — оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.                                                                                                          

 С азами оригами - искусства складывать из бумаги, знакомы почти все. Оригами привлекает детей, оно похоже на фокус, когда из простого квадратного листа вылетает бабочка или птица. Именно такое впечатление возникает при чудесных трансформациях плоского листа.

 Популярность оригами заключается в том, что для него не требуется никаких специальных инструментов, а в качестве материала может использоваться почти любая бумага (бумага для офисной техники, газета, обои, упаковочная бумага, картон, бархат и др.).

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх и инсценировках.                                                  

Изготовление оригами для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.                                                                                                                   Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.                                                                                                                               Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

   


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                            

1.1. Нормативно-правовое обеспечение реализуемой программы :                                1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);                                                                                                                                2. Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.;                                                                                                                                    3. Конституция Российской Федерации;                                                                                     4. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;                                                                                                                5. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»;                                                                                                                                 6. Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 03.12.2011г. №378-ФЗ;                                                                                     7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;                                                     8. Постановление Правительства Нижегородской области от 30.07.2007 № 261 «О порядке деятельности государственных учреждений Нижегородской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»;                      9. Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 г. № 316-01-100-1674/14 «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования»;                                                                                                                     10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N41.                                                                                                                      11. Устав учреждения                                                                                                 12. Положение о стационарном отделении;                                                                      13. Должностные инструкции

1.2. Направленность программы 

Для социальной реабилитации детей, находящихся в условиях ГКУ «СРЦН «Улыбка» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода», разработана дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа                       " В волшебном мире оригами". Данная программа имеет художественную направленность, она краткосрочная и рассчитана на 3 месяца обучения детей в возрасте от  10 лет.

Программа « В волшебном мире оригами» направлена:

  • развитие пространственного воображения, памяти, творческих и исследовательских способностей, чертежных навыков, мелкой мускулатуры кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • воспитание личности  как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитание  наблюдательности, художественно-эстетического вкуса детей, самостоятельности и аккуратности при работе.
  • на расширение  коммуникативных способностей.
  • познакомит  с основными геометрическими понятиями, базовыми формами;
  • улучшит способность следовать устным инструкциям.

 

Данная программа особенно актуальна для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Стоит отметить, что составлена она с учётом психологических особенностей детей, обусловленных их неблагоприятной социальной ситуацией развития. Для них характерны неустойчивость внимания, несобранность, быстрая утомляемость, отвлекаемость, недостаточная координация движений пальцев и кисти рук, недоразвитие мелкой моторики,  неумение заполнить свой досуг интересным делом. Кроме того, у них мал жизненный опыт, невелик кругозор, низкий уровень общей осведомлённости об окружающем мире. Все эти нарушения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная работа по их коррекции. Занятия с бумагой будут способствовать преодолению ряда нарушений в развитии детей, их реабилитации.

1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.              

Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.                                                                                                                           Следовательно, есть все основания рассматривать занятия с бумагой, как важный элемент гармоничного развития детей. Многолетний педагогический опыт свидетельствует о том, что выявить и постепенно развивать способности можно у всех детей. Нужно придерживаться той точки зрения, что не талантливых детей нет, и каждый ребенок способен к усвоению основ изобразительного искусства.                                                                        Актуальность   программы обусловлена следующими факторами:

1. Целью современного образования, которая заключается в повышении роли эстетического воспитания для формирования социально ценной личности.

2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать их досуг. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа. В процессе обучения данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций.

3. Возрастными психологическими особенностями  воспитанников. Занятия помогают развить память, творческое воображение, мышление. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие, способствуют сокращению перегрузки детей.                                                                                                                 

 

Проблемы творческого развития растущего молодого поколения

относятся к числу тех, интерес к которым не иссякает десятилетиями.  

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;                                                                                                 • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

  Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко-творческое воображение и мышление.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

занятия по данной программе:

- дают возможность детям «открыть себя» наиболее полно, то есть развить навыки необходимые для творческого самовыражения, которые могут пригодиться в разных областях человеческой деятельности;

- помогают поддерживать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях. У детей постепенно формируется устойчивая потребность к познанию. Дети учатся самостоятельно находить знания в литературе, в интернете;

- воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Эти занятия не только эстетически увлекательны, но и имеют подтвержденный медиками терапевтический эффект - расслабление нервной системы, снижение уровня внутренней тревожности;

-совершенствуют мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию и память, что необходимо для успешного овладения письмом и речью и благотворно влияют на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе;

- развивают умения, навыки и культуру ручного труда.

Отличительная особенность программы в том, что она модифицирована и построена таким образом, что доступна ребёнку не имеющему знаний, умений и навыков в области создания художественных изделий. Разнообразие в творческой деятельности создает условия для проявления индивидуальных особенностей и способностей  воспитанников, исключает монотонность и однобокость в творчестве.

  В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе занятий,  воспитанники не просто создают из бумаги изделия, целые композиции, но и учатся раскрашивать и декорировать свои работы.

  Оригами – это увлекательное и одновременно сложное занятие, требующее выдержки, упорства, изобретательности и мастерства, тех качеств, которые ценятся в человеке.

Педагогическая целесообразность программы.

 Ручной труд занимает равное по значению место среди дисциплин, призванных воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

Ручной труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка. Это и есть основная цель данной программы. При работе с бумагой разрабатывается мелкая моторика рук, что помогает развитию интеллекта, способностей ребенка. Развивается наблюдательность, фантазия, творческое мышление и речь. Прививаются навыки трудовой профессиональной деятельности.

Занятия по данной программе имеют большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Работа с бумагой - прекрасное средство развития конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного и воспитательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.

Педагогическая целесообразность заключается в правильно подобранных методах, формах и средствах образовательной деятельности. Проведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств.

Методы обучения:

 методы устного изложения материала педагогом и активизации познавательной деятельности  воспитанников: объяснение, беседа;

 методы иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы);

 эвристический метод;

 методы закрепления изучаемого материала: беседа, практические задания;

 методы самостоятельной работы: творческие задания;

 методы проверки и оценки деятельности: повседневное наблюдение за работой, проверка знаний с помощью опроса и практических заданий

Педагогические технологии:

 технологии  группового обучения;

 технологии дифференцированного обучения;

 технологии развивающего обучения;

 

1.4. Цель и задачи программы 

Цель программы:

  Создание оптимальных условий для успешной реабилитации детей, самореализации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бумаги, в технике оригами.

 

Задачи программы:

  Образовательные

1) Познакомить детей с базовыми формами оригами.

2) Познакомить детей с основными геометрическими понятиями.

3) Научить читать схемы, по которым складываются оригами и представлять по ним изделия в объеме.

4) Научить детей различным приемам работы с бумагой.

5) Содействовать освоению понятия «композиция» в искусстве .

Развивающие:

1) Развить у детей у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, развить мелкую моторику рук, развить глазомер.

2) Развить художественный вкус и творческие способности детей, активизировать их воображение и фантазию.

3) Стимулировать развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

4) Расширять коммуникативные способности.

Воспитательные:

1) Воспитать интерес к искусству оригами.

2) Формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

3) Воспитание личности как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами.

 

 

1.5. Категория слушателей 

Программа ориентирована на детей в возрасте  от  7 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Чаще всего это воспитанники Центра, которые в семьях подвергались жестокому обращению (пренебрежение нуждами) и были свидетелями физического и психологического насилия, пережившие различные психотравмы, проживающие с родителями, которые имеют различные зависимости и т.д. Всё это формирует определённые психологические особенности:

- Высокий уровень тревожности. Тревожное состояние формируется социальной средой, в которой жил ребёнок, и, как правило, проявляется агрессивным поведением по отношению к окружающим.  

Высокий уровень агрессивности. Агрессия – это защитная реакция на новую ситуацию с одной стороны, что часто наблюдается у многих воспитанников, а с другой, как сформированный способ реагирования на невыполнение своих требований, потребностей, либо как следствие тревожного состояния.

- Низкий уровень развития коммуникативных навыков. Поэтому такие воспитанники чаще всего конфликтны и агрессивны во взаимоотношениях со сверстниками, либо наоборот боязливы и застенчивы, что также вызывает трудности при общении в группе сверстников.

Основным и самым опасным является тот факт, что страдает, главным образом, не только здоровье и физическое развитие этих воспитанников, но и эмоциональная и, что гораздо важнее, морально-нравственная сфера. Поскольку воспитанники, от которых отказались их родители и родные, уже не имеют тех «корней» и к обществу не привязаны, они идут от него, а в некоторых случаях и против него. Поэтому очень важно правильно организовать работу с ребёнком для того, чтобы, несмотря на «плохую» генетику, и семейную ситуацию развития этого ребёнка, у нас ещё было время показать им другую, более позитивную и добрую сторону жизни, чтобы у них был выбор .                                                                                                        


1.6. Принципы реализации программы 

Реализация программы « В Волшебном мире оригами» основывается на общедидактических  принципах, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности. При разработке программы учитывались основные принципы дополнительного образования:

1. Принцип природосообразности. Воспитание должно основываться на   понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту. Образование строиться в соответствии с природой ребёнка, его психической конституцией, его способностями. Содержание программы должно быть безопасным, целесообразным, соразмерным.

2. Принцип эвристической среды означает, что в социальном окружении доминируют творческие начала при организации деятельности объединения. При этом творчество рассматривается как необходимая составляющая жизни каждого человека и как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

3. Принцип культуросообразности. Этот принцип предполагает максимальное использование национальной, семейной, духовной культуры, а также понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторические ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания.                                                                                                 4. Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие происходит в процессе такого взаимодействия педагога и  воспитанника, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей. Диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия. При использовании данного принципа формируются субъект – субъектные отношения в коллективе.


1.7. Объем и порядок реализации программы                                                 Программа предполагает проведение групповых занятий 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час, в первую и вторую половину дня. При проведении занятий, группы делятся на подгруппы. Количество детей в подгруппе от 4 до 7 человек. Продолжительность академического часа составляет  40 минут, общее количество академических часов в течение 3 месяцев – 12 часов.                                                                                                             Все занятия по программе групповые, некоторые из них включают в себя выполнение коллективных творческих работ. При низком уровне развития детей и отсутствии необходимых навыков применятся индивидуальный подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа в процессе коллективных занятий с каждым ребенком – это так же залог успеха.                                                                                    После каждого занятия работы детей выставляются для просмотра, оценки даются только положительные, каждую работу необходимо  похвалить. Наиболее удачные  поделки используются для украшения интерьера групповых комнат, в качестве подарков для дорогих и близких людей, пожилых людей, ветеранов, педагогов и т.д. составление альбома лучших работ.

 Каждое занятие – комплексное. Структура занятия включает в себя четыре основные этапа: организационный момент, мотивационно-ориентировочный этап, основной этап, рефлексия.

Организационный момент проводится с целью - переключить внимание детей на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.

На мотивационно-ориентировочном этапе используются: сюрпризные моменты, игровые ситуации, загадки, песни,  подвижные игры; сказочные персонажи  нуждающиеся в помощи; упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

Основной этап включает в себя практическую часть выполнения работы – создание поделки.

На заключительном этапе «рефлексия» рассматриваются готовые работы (дается только положительная оценка), систематизируется и закрепляется полученный опыт.

Структура занятий:

Организационный момент

Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

 

Мотивационно-ориентировочный этап

  Повторение и объяснение материала. Показ иллюстраций, образцов, готовых изделий, учебных пособий, технологии изготовления

Основной этап

  Самостоятельная деятельность детей.

Рефлексия

Анализ готовых работ.  

 1.8. Предполагаемые результаты реализации программы 

В течение 3 месяцев реализации программы « В Волшебном мире оригами» примут участие  7 детей, и будет проведено 12 групповых занятий.

 

К концу обучения воспитанники будут

Знать:

  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью степлера, клея ПВА;
  • виды оформления: раскрашиванием и с помощью аппликации.

Уметь:

  • под контролем педагога организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  • с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • использовать различные приемы работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • создавать изделия в технике оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

1.9. Материально-техническое обеспечение программы 

В целях повышения эффективности данной программы, максимального развития творческих способностей, необходимо определить условия эффективного функционирования:

1. Техническое обеспечение.

Помещения для занятий с соблюдением санитарно-гигиенических требований. Оборудование учебных мест: мебель, соответствующая возрасту детей. Рабочее место педагога: письменный стол, стул, телевизор, проектор, ноутбук, экран. Оснащение: полки для хранения детских работ, шкаф для хранения методической литературы, материалов и инструментов, медицинская аптечка.

2. Информационное обеспечение.

Информационное обеспечение предполагает оснащение образовательной программы специальной, педагогической и методической литературой (см. методическое обеспечение программы).

3. Материальное обеспечение. 

  • наборы цветной и белой бумаги;
  • гофрированная бумага;
  • набор картона;
  • ножницы;
  • степлер,
  • клей;
  • карандаши, фломастеры, ручки;
  • бумага для ксерокса, цветная двухсторонняя.

4. Дидактический материал.

  • наглядные пособия;
  • плакаты, схемы;
  • образцы изделий.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Формы контроля и критерии оценки 

  Для формирования представлений о результативности реализации программы, её эффективности и прочности, приобретённых детьми знаний, умений и навыков в течение реализации программы проводится промежуточная аттестация (контроль знаний, умений, навыков).

Промежуточная аттестация – проводится в конце реализации программы. Она помогает отследить динамику развития личности и познавательных сфер ребёнка, оценить эффективность данной программы и осуществлять её коррекцию и доработку с учётом выявленных тенденций.

 Форма проведения промежуточной аттестации в реализации программы:

- зачёт.

Текущий контроль умений обучающихся, осуществляется педагогом практически на всех занятиях реализации программы. По результатам текущего контроля успеваемости обучающихся, программой предусмотрено введение оценки в виде жетонов, которые выдаются обучающимся в качестве поощрения в конце занятия за практическую работу. Одной из форм текущего контроля может быть проведение тематических выставок творческих работ обучающихся.

Непременная составная часть учебного процесса – гибкая неформальная система контроля усвоения ребенком данной программы. Важным стимулом для ребенка всегда является положительная оценка его результатов, поэтому в конце каждого занятия осуществляется оценка деятельности обучающихся: проводится просмотр, отмечаются удачные творческие работы, всем обучающимся выдаются жетоны, даются рекомендации, что нужно сделать для улучшения качества работы, проводятся тематические выставки, которые также являются важными показателями результатов обучения детей.

Работы оцениваются по следующим критериям:

-качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом;

-степень самостоятельности;

-уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

 

C:\Users\елена\Desktop\eadcb0d903caf5573c8c56385239376f.jpg

Ставится, если ребенок выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, при этом композиция работы выразительна, выполнена на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, подход к работе творческий, умеет завершать свою работу самостоятельно.

C:\Users\елена\Desktop\depositphotos_4812278-stock-illustration-cartoon-sun-holding-cloud.jpg

Ставится при способности ребенка изображать по замыслу, умении передавать личное отношение к объекту изображения, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе, в материале есть небрежность, и он прибегает к помощи педагога

C:\Users\елена\Desktop\kartinki_dlya_detey_s_tuchkoy_6_22164255.jpg

Ставится, если ребенок умеет выполнять задание по плану педагога, но делает грубые ошибки. Для завершения работы необходима помощь преподавателя

C:\Users\елена\Desktop\s1200.png

Ставится, если ребенок не умеет выполнять задание по плану педагога, работа содержит грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ребенок неряшлив и безынициативен.

2.2. Учебный план

Учебный план определяет общий объем учебной нагрузки по программе, определяет перечень разделов программы и время на их усвоение, формы и   временной объем промежуточной аттестации.    

п/п

Название раздела

Количество часов  

Форма промежуточной аттестации

   1.

«Оригами»

в возрасте от

  7 лет

Теория

Практика

Всего академических

часов

Форма промежуточной аттестации

1

11

12

12

                                         Итого:

1

11

12 часов

   

зачёт


2.3. Календарный учебный график

Начало реализации программы - первая неделя сентября 2020

Окончание реализации программы - четвертая неделя ноября 2020

Продолжительность реализации программы - 12 академических часов

Название темы

Сентябрь 2020

Октябрь 2020

Ноябрь 2020

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Раздел «Оригами» для детей в возрасте от 10 лет

1

Вводное занятие. Что такое «Оригами» ТБ

1

2

Базовая форма «треугольник»

 (стаканчик).

1

3

Изготовление  открытки ко дню учителя

1

4

Базовая форма  

 «треугольник» весёлые мордашки

1

5

Базовая форма «треугольник»

Модульное оригами

1

6

Базовая форма «воздушный змей»

(петух, утка, цветок, лебедь)

1

7

Базовая форма  «дверь»

 (Лодка, автомобиль)

1

8

Базовая форма  «водяная бомбочка» (заяц, рыбка и чёртик)

1

9

Базовая форма «рыба»

 (лебедь из японии)

1

10

Базовая форма «Птица» (японский журавлик)

1

11

  Базовая форма

«Катамаран» (кусудама)

1

12

Итоговое занятие

1

Каникулы

    Итого                                                                                                     12 часов

Дополнительная информация: Основание для разработки: Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации» Считать нерабочими праздничными днями: 4 ноября; 01-08 января; 23 февраля; 08 марта; 01,09 мая; 12 июня.


2.3. Календарный учебный график

Начало реализации программы - первая неделя декабря 2020

Окончание реализации программы - четвертая неделя февраль 2021

Продолжительность реализации программы - 12 академических часов

Название темы

Декабрь

январь

февраль

1 неделя

2 неделя неделяннеделянеделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Раздел «Оригами» для детей в возрасте от 10 лет

1

Вводное занятие. «Что вы знаете об оригами». Т.Б.

1

2

 Базовая форма «Дверь» кубик

1

3

Базовая форма «Воздушный «змей» цветок

1

4

 Базовая форма      «Рыба» (Дрессированные вороны и морской котик)  

1

5

 Базовая форма   «Блинчик» (Орнаменты

1

6

Базовая форма

«Блинчик»                     (2 короны)

1

7

 Базовая форма «Воздушный змей»

( звёзды)  

1

8

 Базовая форма  «Водяная бомбочка»                          ( письмо с сердечком

1

9

 Базовая форма  «Квадрат»                   Коробочка звезда

1

10

 Базовая форма      « птица» (журавлик машущий крыльями)

1

11

  Базовая форма «Катамаран» (кусудама)

1

12

 Итоговое занятие

1

каникулы

Итого                                                                                                      12 часов

Дополнительная информация: Основание для разработки: Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации» Считать нерабочими праздничными днями: 4 ноября; 01-08 января; 23 февраля; 08 марта; 01,09 мая; 12 июня.


             2.3. Календарный учебный график

Начало реализации программы - первая неделя  март 2021

Окончание реализации программы - четвертая неделя  май 2021

Продолжительность реализации программы - 12 академических часов

Название темы

март

апрель

май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Раздел «Оригами» для детей в возрасте от 10 лет

1

 Вводное занятие.

 «Что вы знаете об оригами». Т. Б.

1

2

Базовая форма  «треугольник» Стаканчик

1

3

 Базовая форма                    « Треугольник»

 домики

1

4

Базовая форма                    « Катамаран»                     ( лодки, бабочки, ветряные мельницы)  

1

5

 Базовая форма

 « Квадрат» шапочка на яйцо)  

1

6

Базовая форма                  « лягушка» (ирис)  

1

7

 Базовая форма « Лягушка» (Колокольчик)  

1

8

 Куклы

1

9

 Базовая форма  

«Квадрат» Коробочка  самбо

1

10

 Базовая форма

« птица» (журавлик       машущий крыльями)

1

11

 кусудама

шар счастья

1

12

Итоговое занятие

1

каникулы

Итого                                                                                                        12 часов

Дополнительная информация: Основание для разработки: Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации» Считать нерабочими праздничными днями: 4 ноября; 01-08 января; 23 февраля; 08 марта; 01,09 мая; 12 июня.

 

Методическое обеспечение

 Для педагога

  1. Анна Зайцева «Модульное оригами» Москва ЭКСМО 2014
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игры и фокусы с бумагой». Спб«СЗКЭО»2015.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделий Спб «СЗКЭО»2017.
  4. Богатеева И.А. «Чудесные поделки из бумаги». Москва изд. «Просвещение», 1992 г.
  5. И. Богатова «Цветочные композиции» изд «Мартин» 2011
  6. Оксана Валюх, Андрей Валюх «Складываем фигурки в технике модульное оригами Харьков Клуб семейного досуга 2014
  7. Соколова С.В. «Бумажные игрушки» изд «Литера» Спб 2013
  8. Соколова С.В. «Бумажные игрушки» изд «Литера» Спб 2013
  9. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Москва, изд. «Аким», 1996 г.
  10. Чень Юэхуа «Китайское оригами» изд. «Контэкт»,2014.

 Для воспитанников

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Москва, изд. «Аким»,1996 г.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Зоопарк в кармане». С-Петербург, изд. «Химия», 1998 г.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игры и фокусы с бумагой». Москва, изд. «Аким», 1999
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Оригами. Бумажные летающие модели». Москва, изд. «Аким», 1996 г.
  5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Волшебные игры - Кусудами». С-Петербург, изд. «Кристалл», 2001 г.
  6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Цветы и вазы». С-Петербург, «Кристалл», 2001 г.
  7. Выгонов В.В. «Оригами». Москва, издательский дом «МПС», 2003 г.
  8. Стейнберг М. «Сотворим из бумаги. Складывание». Таллин «Валдус», 1998
  9. И.В. Журавлева «Искусство оригами» изд АСТ 2007 г.
  10. Соколова С.В. Бумажные игрушки. изд «Литера» Спб 2013
  11. Соколова С.В. Бумажные игрушк. изд «Литера» Спб 2013

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1 origami все схемы оригами.

http://origamik.ru/

2 Оригами - обучение Online. Вебинары. Проект "ТриО" - Оригами/Обучение/Онлайн -

бесплатно.

https://vk.com/origami_online_web

3 Оригами «Страна мастеров»

http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/560

4 Оригами –мир своими руками

http://www.zonar.info/node/31

                                                                                                             приложение

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ  НА  ЗАНЯТИЯХ  ПО ОРИГАМИ.

  • Работу начинать только с разрешения преподавателя.

  • Когда преподаватель обращается к тебе, приостанови работу.

  • Не отвлекайся во время работы.

  • Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

  • Употребляй инструменты по назначению.

  • Не работай с неисправными или тупыми инструментами.

  • При работе держи инструмент так, как показал преподаватель.

  • Инструмент и принадлежности храни в предназначенном для этого месте.

  • Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

  • Выполняй работу внимательно, не берись за несколько дел сразу.

ПРАВИЛА  ОБРАЩЕНИЯ  С  НОЖНИЦАМИ

  • Пользуйся ножницами с закругленными концами.

  • Храни ножницы в указанном месте в определенном положении в футляре.

  • При работе внимательно следи за направлением разреза.

  • Не работай тупыми ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

  • Не держи ножницы лезвиями вверх.

  • Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

  • Передавай закрытые ножницы кольцами вперед.

Правила безопасной работы с клеем

  • При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

  • Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

 

Условные знаки, принятые в оригами.

1. Согнуть на себя http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image002-.jpg

2. Линия сгиба "долиной"

3. Согнуть от себя

4. Линия сгиба "горой"                                                                 5. Сгиб "долиной" http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image006.jpg   

6. Сгиб "горой" http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2010/09/image006.jpg

7. Раскрыть

8. Повторить процедуру (сзади или сбоку) 1 раз, 3 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В мире математики»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «В мире математики» имеет социально-педагогическую направленность. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Жить в мире с собой и другими»

   Одной из важнейших задач системы образования является социализация ребёнка, в  том числе развитие личности, способной к общению, к восприятию и пониманию собственных эмоционал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Я в мире человек»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности«Я в мире человек» Возраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 2 года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "В мире животных"

Адаптированная рабочая программа кружка «В мире животных» естественнонаучной направленности разработана на основе авторской программы Ю.Н. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой, С....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами» дает обучающемуся возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире совместных дел" для обучающихся 1-4 классов

Программа направлена на социальную адаптацию, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, формирование знаний воспитанников о различных профессиях, воспитание социально...