Программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
методическая разработка
Для подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma4-6.docx | 611.9 КБ |
programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 385.79 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Содержание программы социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
При написании программы использовали следующие нормативные-правовые документы:
1. Закон «Об образовании РФ»
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
4. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 000 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 000).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
7. Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
8. Образовательная программа МКДОУ д/с №171 «Черничка»;
9. Устав ДОУ.
1.2 Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Образовательные:
· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· формировать элементарных знаний о правах человека;
· расширять представления о городах России;
· знакомство с народным творчеством;
· расширять представления о родном городе, области;
Развивающие:
· развитие интереса и любви к родной природе;
· развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
· развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
Воспитательные:
· воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
· формировать бережное отношение к природе и всему живому;
· воспитывать уважение к труду;
· создание у детей положительного эмоционального настроя;
· формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
1.3 Принципы и подходы
В основу программы положены принципы:
Научной обоснованности и практической применимости.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями.
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Наглядность.
Учѐт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
1.4 Планируемые результаты
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- Игровой
- Двигательной
- познавательно – исследовательской
- коммуникативной
- продуктивной
- музыкально – художественной
- трудовой
- чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Формы организации образовательной деятельности
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Игры Чтение Беседы Наблюдения | Групп. Подгрупп. Инд. |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Совместная работа детей с родителями (домашние задание) ИЗО деятельность Викторина
| Групп. Подгрупп. Инд. |
Освоение прав детей | Беседы | Групп. |
Для реализации программы используются следующие методы:
- наглядный,
- словесный
- практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
- оформить гербарий, альбомы;
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
2.2 Тематическое планирование образовательной деятельности
Содержание программы составляют следующие темы:
раздел | задачи |
1.Мой дом – моя семья | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. |
2.Приобщение к истокам | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
3.Родной край | Расширять знания детей об истории города; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. |
4.Земля наш – общий дом | Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны. |
5.Защитники Отечества | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
6.Беседы о правах ребёнка | Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка». |
7.Открой себя | Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей. |
2.3 Перспективное планирование для средней и старшей группы (4-6 лет)
Сентябрь | Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. | Цель: определение уровня знаний детей о Родине. |
Октябрь | 1.«Давайте познакомимся» 2. «Земля – наш общий дом» 3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» 4. «С чего начинается Родина?» | Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества. Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству. Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Познакомить со стихотворением Матусовского «С чего начинается Родина? |
Ноябрь | 1. «Малая родина. За что мы любим свой город и район» 2. «Щедрые дары природы» 3.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб» 4. «История возникновения герба родного города» | Цель: уточнить представление детей о родном городе и районе в котором мы живем, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Декабрь | 1. «Что такое генеалогическое дерево» 2. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» 3. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» 4. «Право ребёнка на охрану физического здоровья» | Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. Цель: познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию. Цель: познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье. Цель: познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья. |
Январь Февраль | 2. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении» 3. «Права и обязанности ребёнка» 4.Викторина «Права ребенка» 1. «Как жили славяне» 2. «Забавы вокруг печки» 3. «Защитники земли русской» 4. «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении. Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду. Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своим правам. Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине. Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
Март | 1. «Мужчины и женщины в семье» 2. «Отражение народных традиций в национальном костюме» 3. «Русские народные промыслы» 4. «Как живут в деревне? Добрые избы» | Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране. Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни. |
Апрель | 1. «Многонациональная Родина» 2. «Что такое героизм?» 3. «Боевая слава нашего народа» 4. «Знаменитые земляки» | Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них. Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. |
Май | 1. «День Победы» 2. «Мой город: вчера и сегодня» 3. « Поляна детства» 4. «Мы – патриоты» Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина» | Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну. Цель: познакомить детей с историей возникновения города Новосибирска, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине. Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. Цель:Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. |
2.4 Взаимодействие с родителями
- Участие родителей в создании предметно - развивающей среды (помощь в создании тематического центра в группе, помощь в создании выставок совместных работ, фотовыставок, помощь в создании тематических коллекций, тематических альбомов).
- Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе нравственно-педагогического воспитания детей (посещения выставок, совместные развлечения, совместная продуктивная деятельность, беседы с детьми, совместная детско-родительская деятельности в домашних условиях).
- Педагогический диалог с родителями (консультации родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания, организация обмена семейным опытом по вопросам нравственно-патриотического воспитания).
3. Организационный раздел
3.1 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Срок реализации программы: 2 года
Продолжительность НОД: средняя группа – 25 минут
Старшая группа - 25 минут
Программа предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность детей.
1 НОД в неделю в первой или второй половине дня.
4 НОД в месяц; 36 НОД в год
Продолжительность НОД в год 1080 минут (18 часов)
В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
Мониторинг образовательной деятельности: 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
3.2 Материально – техническое обеспечение парциальной программы
- подборка литературных произведений музыкальных произведений, репродукций картин, имеющие нравственные аспекты сюжетов, доступных для детского понимания, предметы народного декоративно-прикладного искусства;
- дидактические, народные, игры-инсценировки, настольно-печатные игры, несущие нравственную задачу
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр и театрализации
- материалы для продуктивных видов деятельности
- методические пособия
- магнитофон, мультимедиа, ноутбук;
- карты мира, России, родного города; глобус; иллюстрации, фотографии соответствующие тематике.
3.3 Мероприятия для воспитанников ДОУ
Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:
- Праздники в детском саду «День Защитников Отечества»;
- «9 Мая – День Победы»;
- «Мамин день»
- «Праздники по народному календарю»
- Выставки детского и народного творчества (сотворчество детей и родителей) «Славься, край родной!», «Город – глазами детей».
Акции:
- «Покормите птиц зимой»;
- «Зеленый патруль»;
- «Памятник»;
- «Озеленение территории детского сада».
3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды:
На базе МКДОУ д/с № 171 в рамках кружка «С чего начинается Родина…» начал своё функционирование патриотический уголок «Я люблю тебя, Россия…». Уголок используется при НОД.
Уголок оборудован:
- Портрет президента Р.Ф. Путина В.В.
- Портрет губернатора г.Новосибирска Городецкого В.Ф.
- Символика нашей страны, гимн страны.
- Фотографии Первомайского района г. Новосибирска.
- Открытки, книги о городе Новосибирске.
- Наглядные пособия о России.
- Поделки детей и родителей ко дню ВОВ.
- Изделия русского народного творчества(деревянные расписные ложки, расписные матрешки, плетёный сундучок.
- Русские красавицы куклы, в национальных костюмах.
- Альбомы с фотографиями о детском садике «Черничка»
- Материалы о возникновении д/с «Черничка» и о Первомайском районе.
- Поделки детей и родителей ко дню рождения д/с. «Черничка»
- Макеты Московского Кремля и Главного Собора.
- Макет главного паровоза Первомайского района, установленного на переходном мосту железной дороги.
- Символика города Новосибирска и гимн Новосибирска.
3.4 Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы
Перечень технологий | 1.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. СПб.: «ООО Издательство «Детство-пресс» 2015г-192 с. 2.Затулина Г.Я. «Россия-Родина моя» Нравственно-патриотическое воспитание. М., 2016г-76с. 3.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008 4.Шорыгина Т.А. «Наша Родина Россия» Методическое пособие. Детям о самом важном. М., ТЦ Сфера 2016г.-96с. 5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. Старшая группа. М., 2016г. |
Предварительный просмотр:
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Содержание программы социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
При написании программы использовали следующие нормативные-правовые документы:
1. Закон «Об образовании РФ»
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
4. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 000 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 000).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
7. Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
8. Образовательная программа МКДОУ д/с №171 «Черничка»;
9. Устав ДОУ.
1.2 Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Образовательные:
· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· формировать элементарных знаний о правах человека;
· расширять представления о городах России;
· знакомство с народным творчеством;
· расширять представления о родном городе, области;
Развивающие:
· развитие интереса и любви к родной природе;
· развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
· развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
Воспитательные:
· воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
· формировать бережное отношение к природе и всему живому;
· воспитывать уважение к труду;
· создание у детей положительного эмоционального настроя;
· формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
1.3 Принципы и подходы
В основу программы положены принципы:
Научной обоснованности и практической применимости.
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями.
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Наглядность.
Учѐт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
1.4 Планируемые результаты
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут;
- Создание мини-музея «История страны в истории семьи».
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- Игровой
- Двигательной
- познавательно – исследовательской
- коммуникативной
- продуктивной
- музыкально – художественной
- трудовой
- чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Формы организации образовательной деятельности
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Игры Чтение Беседы Наблюдения | Групп. Подгрупп. Инд. |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Совместная работа детей с родителями (домашние задание) ИЗО деятельность Викторина
| Групп. Подгрупп. Инд. |
Освоение прав детей | Беседы | Групп. |
Для реализации программы используются следующие методы:
- наглядный,
- словесный
- практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
- оформить гербарий, альбомы;
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
2.2 Тематическое планирование образовательной деятельности
Содержание программы составляют следующие темы:
раздел | задачи |
1.Мой дом – моя семья | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. |
2.Приобщение к истокам | Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
3.Родной край | Расширять знания детей об истории города; воспитывать любовь к родному краю, его жителям. |
4.Земля наш – общий дом | Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны. |
5.Защитники Отечества | Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
6.Беседы о правах ребёнка | Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка». |
7.Открой себя | Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей. |
2.3 Перспективное планирование для старшей группы (5-6 лет)
Сентябрь | Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. | Цель: определение уровня знаний детей о Родине. |
Октябрь | 1.«Давайте познакомимся» 2. «Земля – наш общий дом» 3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» 4. «С чего начинается Родина?» | Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества. Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству. Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Познакомить со стихотворением Матусовского «С чего начинается Родина? |
Ноябрь | 1. «Малая родина. За что мы любим свой город и район» 2. «Щедрые дары природы» 3.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб» 4. «История возникновения герба родного города» | Цель: уточнить представление детей о родном городе и районе в котором мы живем, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Декабрь | 1. «Что такое генеалогическое дерево» 2. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» 3. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» 4. «Право ребёнка на охрану физического здоровья» | Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. Цель: познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию. Цель: познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье. Цель: познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья. |
Январь Февраль | 1. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении» 2. «Права и обязанности ребёнка» 3.Викторина «Права ребенка» 1. «Как жили славяне» 2. «Забавы вокруг печки» 3. «Защитники земли русской» 4. «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении. Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду. Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своим правам. Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине. Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
Март | 1. «Мужчины и женщины в семье» 2. «Отражение народных традиций в национальном костюме» 3. «Русские народные промыслы» 4. «Как живут в деревне? Добрые избы» | Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране. Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни. |
Апрель | 1. «Многонациональная Родина» 2. «Что такое героизм?» 3. «Боевая слава нашего народа» 4. «Знаменитые земляки» | Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них. Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. |
Май | 1. «День Победы» 2. «Мой город: вчера и сегодня» 3. « Поляна детства» 4. «Мы – патриоты» Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина» | Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну. Цель: познакомить детей с историей возникновения города Новосибирска, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине. Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. Цель:Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. |
2.4 Взаимодействие с родителями
- Участие родителей в создании предметно - развивающей среды (помощь в создании тематического центра в группе, помощь в создании выставок совместных работ, фотовыставок, помощь в создании тематических коллекций, тематических альбомов).
- Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе нравственно-педагогического воспитания детей (посещения выставок, совместные развлечения, совместная продуктивная деятельность, беседы с детьми, совместная детско-родительская деятельности в домашних условиях).
- Педагогический диалог с родителями (консультации родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания, организация обмена семейным опытом по вопросам нравственно-патриотического воспитания).
3. Организационный раздел
3.1 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Срок реализации программы: 1 года
Продолжительность НОД:
Подготовительная группа - 30 минут
Программа предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность детей.
1 НОД в неделю в первой или второй половине дня.
4 НОД в месяц; 36 НОД в год
Продолжительность НОД в год 1080 минут (18 часов)
В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
Мониторинг образовательной деятельности: 3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный — в январе, итоговый – в мае).
3.2 Материально – техническое обеспечение парциальной программы
- подборка литературных произведений музыкальных произведений, репродукций картин, имеющие нравственные аспекты сюжетов, доступных для детского понимания, предметы народного декоративно-прикладного искусства;
- дидактические, народные, игры-инсценировки, настольно-печатные игры, несущие нравственную задачу
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр и театрализации
- материалы для продуктивных видов деятельности
- методические пособия
- магнитофон, мультимедиа, ноутбук;
- карты мира, России, родного города; глобус; иллюстрации, фотографии соответствующие тематике.
3.3 Мероприятия для воспитанников ДОУ
Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:
- Праздники в детском саду «День Защитников Отечества»;
- «9 Мая – День Победы»;
- «Мамин день»
- «Праздники по народному календарю»
- Выставки детского и народного творчества (сотворчество детей и родителей) «Славься, край родной!», «Город – глазами детей».
Акции:
- «Покормите птиц зимой»;
- «Зеленый патруль»;
- «Памятник»;
- «Озеленение территории детского сада».
3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды:
На базе МКДОУ д/с № 171 в рамках кружка «С чего начинается Родина…» начал своё функционирование патриотический уголок «Я люблю тебя, Россия…». Уголок используется при НОД.
Уголок оборудован:
- Портрет президента Р.Ф. Путина В.В.
- Портрет губернатора г.Новосибирска Локоть А.Е.
- Символика нашей страны, гимн страны.
- Фотографии Первомайского района г. Новосибирска.
- Открытки, книги о городе Новосибирске.
- Наглядные пособия о России.
- Поделки детей и родителей ко дню ВОВ.
- Изделия русского народного творчества(деревянные расписные ложки, расписные матрешки, плетёный сундучок.
- Русские красавицы куклы, в национальных костюмах.
- Альбомы с фотографиями о детском садике «Черничка»
- Материалы о возникновении д/с «Черничка» и о Первомайском районе.
- Поделки детей и родителей ко дню рождения д/с. «Черничка»
- Макеты Московского Кремля и Главного Собора.
- Мини-музей «Предметы быта советской семьи».
- Макет главного паровоза Первомайского района, установленного на переходном мосту железной дороги.
- Символика города Новосибирска и гимн Новосибирска.
3.4 Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы
Перечень технологий | 1.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. СПб.: «ООО Издательство «Детство-пресс» 2015г-192 с. 2.Затулина Г.Я. «Россия-Родина моя» Нравственно-патриотическое воспитание. М., 2016г-76с. 3.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008 4.Шорыгина Т.А. «Наша Родина Россия» Методическое пособие. Детям о самом важном. М., ТЦ Сфера 2016г.-96с. 5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. Старшая группа. М., 2016г. 6.http://dob.1september.ru Журнал «Дошкольное образование»; 7.http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"; 8.http://planetadetstva.net/ Сайт для воспитателей детского сада «Планета Детства» Методические материалы, публикации.; 9.http://www.kindergenii.ru, http://pedrazvitie.ru Для развития детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, развивающие занятия для обучения чтению 10.Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с. Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников. Практический материал размещен по разделам: "Богатыри - защитники земли Русской", "Герои 1812 года", "Детям о празднике Победы". В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме "Наша армия - защитница отечества". Также здесь вы найдете и рекомендации по чтению художественной литературы в целях патриотического воспитания; 11.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной. Циклы объединены темами "Русь изначальная", "Все мы вышли из природы", "Россия. Золотой век". Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. Книга может быть рекомендована воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям по изодеятельности, логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, родителям; 12.Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с. Воспитание осуществляется по трем программам комплексного освоения традиционной отечественной культуры: 'Круглый год', 'Семейный круг', 'Святые наши имена'. Цель предлагаемых программ комплекса 'Наследие' - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка; физическое и трудовое воспитание; системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "С чего начинается Родина"
Программа внеурочной деятельности "С чего начинается Родина" составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2011г....
Тематическое игровое занятие в рамках программы: «Патриотическое воспитание» «С чего начинается Родина?»
Сценарий внеклассного занятия "С чего начинается Родина?" в рамках программы по патриотическому воспитанию. Рассчитано на возраст: 2-3 класс....
Программа внеурочной деятельности "С чего начинается Родина?" 1класс
Даны темы занятий для 1класса по внеурочной деятельности "С чего начинается Родина" ...
Программа внеурочной деятельности "С чего начинается Родина"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса представляет комплекс 5 направлений, реализуемых в начальной школе...
Программа МОАУСОШ №4 по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ. В последнее время все чаще приходиться сталкиваться с проблемой «Чему воспитывать?». Все мы знаем, что должны воспиты...
Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с реб...