Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ
консультация

Смолкина Любовь Викторовна

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах  развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennye_predstavleniya.docx111.53 КБ

Предварительный просмотр:

             «Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ»

        Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах  развития. К моменту поступления в школу дети уже должны  ориентироваться в пространстве. Если не развивать у ребенка пространственные представления, то в школьном возрасте он может столкнуть с рядом проблем, а именно возникнут трудности при изучении таких наук как математика, письмо, в старших классах физика и геометрия, так как для освоения данных предметов требуется хорошо развитое пространственное мышление.  Недостатки ориентировки, как в предметном, так и социальном пространстве отрицательно сказываются на когнитивном и личностном развитии ребёнка, препятствуя его социальной адаптации в целом.

     Недостатки пространственной ориентировки у  учащихся обнаруживаются в ручном труде, работе в швейных и слесарных мастерских, проявляются в недостаточном умении проанализировать пространственное расположение частей внутри целого, нарушение пропорций и неправильного расположения детьми изделий.

          Ранняя компенсация дефектов позволяет добиться лучших результатов в деле обеспечения всесторонней коррекции  детей ОВЗ  и обучению их в школе.

Дефектологами было отмечено, что дети с нарушениями интеллекта, приходя в школу в первый класс, часто не знают названий отдельных частей собственного тела, не представляют отчетливо, где грудь, спина, правая, левая рука, нога. Не знают они и названия направлений, по которым перемещаются предметы, они сами в пространстве, не редко не разграничивают функции правой и левой руки.

Детей учат:

1.Умению движением руки указывать направление вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, исследовать предметы, расположенные в указанном направлении.

2. Определению направления от ученика к данному предмету, т.е. умение ответить на вопрос, где находится данный предмет (впереди, сзади, позади, справа, слева, вверху, внизу).

3. Движению к указанным предметам с предварительным определением местоположения каждого из предметов.

4. Движению в заданном направлении

5. Установлению удаленности предметов от ученика (далеко-далекий, близко- близкий). Сравнение длин пути до предметов. Расстояния: большое, маленькое, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, высоко, выше, низко, ниже.

6. Определению  взаимного положения двух предметов относительно друг друга (на, в, внутри, за, над, под, рядом, около). Взаимное положение трех предметов (между).

7. Определению взаимного положение предметов, рисунков, геометрических фигур на плоскости (справа, слева от объекта, выше, ниже его, над ним, под ним).

11. Ориентировке на листе бумаги (середина, правый, левый, верхний, нижний угол).

12. Расположению по памяти предметов так, как это было дано на образце (зрительный диктант).

     В качестве дидактического материала на различных этапах обучения,  могут использоваться реальные предметы учебного и бытового обихода, игрушки для подвижных игр (мячи, воздушные шары, флажки и другое), песочный ящик и наборы фанерных и картонных фигурок для сооружения различных построек; наборы дидактических игр: лото, карты с планами для расстановки разнообразных предметов при построении тематических макетов.

        Одна из задач обучения заключается в обогащении двигательного опыта ребёнка, опыта произвольных движений, предметно-практической деятельности; формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, а также изменчивости и относительности пространственных отношений.

         Коррекционно-развивающие воздействия производятся с позиции деятельностного подхода к развитию психики ребёнка. Работа организуется таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельным действиям, включая постановку цели, поиск средств её достижения с учетом различных пространственных условий.

       Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений проводится по следующим основным принципам, выделенным на основании анализа литературы по данной проблеме:

1. Обучение должно вестись в занимательной, игровой форме, эмоционально, используя различные приёмы стимулирования детей (похвала, одобрение и др.).

2. Широкое использование предметно-практической, двигательной деятельности учащихся, на всех этапах формирования способов ориентировки в пространстве, включение самих детей в процесс преобразования пространственных отношений.

3. Предлагаемый в процессе обучения наглядный материал должен быть свободен от лишних, не использованных непосредственно на данном занятии деталей.

4. Демонстрация наглядного материала должна сопровождаться не только подробными словесными комментариями, но и различными жестами (например, указательный жест), что способствует лучшему пониманию детьми инструкции.

5. Учитывая сниженную работоспособность детей, время от времени переключать их на выполнение другого вида учебной деятельности.

Основным методом коррекции является дидактическая игра, как один из эффективных методов обучения детей с нарушениями интеллекта пространственным представлениям. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

Многих родителей волнует вопрос: как научить ребенка ориентироваться в пространстве и когда это следует начинать. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом.
Ориентация в пространстве, казалось бы, является чисто математическим, но в процессе работы по ознакомлению ребёнка с пространством решаются следующие задачи;

- освоение ребёнком ориентировки на собственном теле;

- ориентировка на внешних объектах (на любых предметах, на человеке).

- ориентировка по основным пространственным направлениям;

- формирование понимания пространственных отношений между предметами;

- ориентировка в помещении

- осознание себя в окружающем мире;

- развитие словарного запас по пространственному ориентированию.

Ориентировка «на себе»  включает знание отдельных частей тела и лица, в том числе симметричных, (правая и левая рука, нога и т.д.). Детей учат использовать данную систему отсчёта в разных жизненных ситуациях, при выполнении заданий по ориентировке в пространстве. Это первый способ пространственной ориентации, которым овладевает ребёнок. На основание, эго далее формируются различные системы знаний о пространственных отношениях.

Следующий этап - сформировать у ребёнка умение ориентироваться на внешних объектах.

     Ребёнок должен мысленно перенести уже освоенную ориентировку на собственном теле на другие объекты. Дети постепенно овладевают умением ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, страница книги, тетрадь в клетку, верхняя её часть, нижняя, правая, левая, середина), выделяют её элементы(стороны, углы, середину).

Ориентировка на плоскости умение сложное, поэтому требуется внимание с вашей стороны.

Ориентировка в пространстве листа необходима для успешной работы детей на уроках математике, чтения, письма, рисования, на уроках труда.

Предлагаем поиграть в игры для  формирования пространственных представлений.

 «Где звенит?»
Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик (или другой звучащий предмет), держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади)..

«Разложи фигуры»

Для игры с ребёнком можно взять составления узора из геометрических фигур по инструкции взрослого Взрослый предлагает ребенку положить фигуры справа и слева.

Усложнение фигуры раскладывают в квадрате.

 Например, расположи оранжевый прямоугольник посередине листа, вверху расположи желтый треугольник, слева синий квадрат, внизу красный круг, справа зелёный овал.http://3.bp.blogspot.com/-vF0mb7Bn4es/TcO-BBoUE2I/AAAAAAAAHME/ajGvpnFqW-E/s280/%25D0%25A4%25D0%2598%25D0%2593%25D0%25A3%25D0%25A0%25D0%25AB-1.jpg

«Кто или что где находится?»

Берутся игрушки, либо картинки с игрушками, расположенными в ряд (5-6 игрушек). Детям задают вопросы: «Кто стоит между дедушкой и внучкой? Кто стоит между жучкой и мышкой? Кто стоит слева от внучки? Кто стоит справа от жучки? И т.д.»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u240485/t1547017051ai.jpg 

     Надеемся, что настоящая консультация и приведённые примеры игр и упражнений помогут Вам и вашим детям успешно осваивать ориентировку в пространстве, которая позволит им в дальнейшем чувствовать достаточно уверенно в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль упражнений и игр, способствующих формированию пространственных представлений у детей.

С самых первых лет жизни ребенка (и это самый важный шаг на пути к успеху) необходимо использовать игры, которые способствуют развитию двигательной сферы, совершенствованию координации движений и деят...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....

Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие...

Использование дидактических игр для развития пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой ...

"Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."

quot;Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."...