"Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."
методическая разработка (2 класс)
"Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_formirovanie_prostranstvennyh_predstavleniy_u_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью.»
Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью – одно из важнейших условий жизнеобеспечивающей ориентировки в окружении.
Оно связано с использованием разных систем ориентации в пространстве.
Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. По А. В. Семенович условно можно выделить 4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений :
• 1 этап – освоение телесного пространства, ориентировка на собственном теле.
• 2-й этап – определение направлений в пространстве относительно своего тела.
• 3-й этап – двигательный диктант и графические схемы.
• 4-й этап – формирование “ квазипространственных представлений (речевые конструкции).
Первым шагом должна стать маркировка его правой (или левой) руки с помощью ленточки, резинки, часов. Привязываем ленточку только к одной ноге или руке и, называем право или лево, побуждая ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Такие маркеры должны присутствовать на ребенке постоянно, на каждом уроке.
На первом этапе формирования пространственных представлений базовой системой ориентации является схема тела, так как представление о внешнем пространстве строится вначале от собственного тела ребенка, а потом уже превращается в абстрактные пространственные представления. Каждое из пространственных представлений связывается с определенным движением, изменением положений частей тела, например, “вверх”, “вперед”, “ назад”, “вправо” и “влево” – простой шаг или прыжок на двух ногах. Вначале ребенок выполняет движения вместе с учителем, который и поясняет каждое направление, далее выполняет самостоятельно. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой, затем поворотом головы, а затем – взором.
Ориентировка в собственном теле, освоение телесного пространства.
Формирование понятия правая рука.
Упражнение 1. “Цветные ладошки”. Задание: #1054;бвести красным карандашом контуры ладоней. #1053;айти на рисунке методом наложения правые ладошки и раскрасить их в красный цвет (левые – в синий цвет)”
Упражнение 2. “Это правая рука”.
Ребенка просят показать у себя правую руку, правый глаз, правый локоть, правое колено, левый глаз, левую руку и т. д. Учитель предлагает выполнить задание, а ребенок самостоятельно выполняет упражнение в соответствии со словами текста.
Формирование представлений “правая сторона” и “левая сторона” тела.
Упражнение “Правая и левая стороны тела”.
Поднять правую руку вверх и погладить ее от кисти до плеча и обратно, наклониться и похлопать по правой ноге и т. д. Учитель рассказывает ребенку, что есть правая и левая сторона тела. Со стороны правой руки - все части тела правые (ухо, глаз, щека, плечо, локоть, нога, колено, пятка). Там, где находится левая рука) – все части тела левые.
На втором этапе определяем направление в пространстве относительно своего тела.
Здесь отрабатываем следующие упражнения:
- “Движение в одном направлении”
Вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, согнуть правую ногу вверх, присесть на правое колено и т. д.
- “Моя рука, твоя рука”
Вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно – согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку. Сидя напротив ребенка дать инструкцию: “Делай своей правой рукой то же, что и я делаю правой”.
- “Что находится справа (слева)от меня?”
- Освоение внешнего пространства : Определение направлений в пространстве относительно своего тела (направо, налево).
Третий этап формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки “на местности”.
Двигательный диктант (по шагам, затем на листе бумаги)
Упражнение “Соедини точки”.
Выделить первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх. Выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево. На двух строчках отметить 2 параллельные точки.
Упражнение “Покажи направление”.
Показать направления: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево (рукой в воздухе). Научите ребенка показывать направления вытянутой рукой в воздухе (с указательным жестом, потом – только поворотом головы, взглядом.
Упражнение “Куда указывает стрелка?”
4 карточки с нарисованными стрелками в разных направлениях. Показать карточку со стрелкой, указывающей движение наверх, вниз, налево, направо. Предложить ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указанных вами направлениях и называя их. То же самое, выбрав карточку с нужной стрелкой.
Верх-низ на плоскости листа.
Упражнение “Поставь фигуру в угол”.
Квадрат из картона, расчерченный на 9 клеточек. Поставить фигуру в центр квадрата. Поставить фигуру в правом нижнем углу, левом верхнем, в центр и т. д. Предложить ребенку поместить фигуру в нужном углу, начиная с центра квадрата
(центр выделен красным цветом).
Четвертым этапом является формирование “ квазипространственных” представлений, который начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями.
Например, ребенку предлагается выполнить следующие задания :
- “Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет”
Ребенку предлагают выполнить упражнение с предметом (стулом).
- “Поставить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой” и т. п.
Упражнение “Положи ручку”.
Положить ручку в пенал (на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала).
Упражнение “Пространство в картинке”.
Что на картинке изображено справа, слева, вверху, внизу; в какой руке и что держит персонаж.
Предложить ребенку посмотреть на картинку и ответить (показать, что изображено слева (справа).
Упражнение “Где звенит колокольчик”.
Позвенеть колокольчиком перед собой, сзади себя, возле левого уха, слева от себя, возле правого уха, справа от себя, над головой и т. д.
Дать ребенку колокольчик и предложить позвенеть им по инструкции взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль упражнений и игр, способствующих формированию пространственных представлений у детей.
С самых первых лет жизни ребенка (и это самый важный шаг на пути к успеху) необходимо использовать игры, которые способствуют развитию двигательной сферы, совершенствованию координации движений и деят...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....
Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....
ТЕМА: Формирование временных представлений у учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с...
Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью.
Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью....
Развитие временных представлений у детей с умственной отсталостью
Известно, что для детей с умственной отсталостью характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а временные понятия и отношения о...
Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с умственной отсталостью
Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентировке в пространстве.Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия простр...