Пояснительная записка к предмету "Занимательная грамматика"
учебно-методический материал (2 класс)

Алямова Альфия Розатовна

Пояснительная записка к предмету "Занимательная грамматика" ФГОС для детей с умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Занимательная грамматика» на I этапе общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденными ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств.

Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

Актуальность. Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. От успешного усвоения языка умственно отсталыми детьми во многом зависит их успеваемость по всем другим школьным дисциплинам. По окончанию первого класса у большинства детей остаются проблемы несформированности фонематического слуха, имеются недостатки артикуляционного произношения, нарушен грамматический строй речи.  Программа по русскому языку для детей с нарушением интеллекта  предполагает коррекцию всех этих недостатков, но данный предмет  остается одним из тех предметов в школе, где отмечается низкая мотивация учащихся. Задача педагогов коррекционной школы состоит в привлечении интереса  учащихся к данному предмету. Курс “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении учебных  и воспитательных задач для учеников начальных классов коррекционной школы, которые состоят в том, чтобы пробудить у учащихся стремление дополнять и расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь, обеспечить разностороннее развитие школьников с нарушением интеллекта.

Новизна. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники с ограниченными возможностями могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Темы данного курса   будут перекликаться с содержанием программного материала по русскому языку во 2-4 классе специальной (коррекционной) школы, будут наполнены дидактическими играми, занимательными и увлекательными заданиями. Всё это позволит пробудить интерес к предмету, позволит легче усваивать грамматические нормы русского языка.

Методологическая основа. Проблема обучения грамматическим нормам родного языка  актуальна. Это видно в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М.Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. В их работах отмечается, что при нормальном развитии ребенок к трем годам   осваивает  все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими предложениями, грамматически оформленными. Умственно отсталый ребенок в развитии   речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Своеобразное освоение грамматического строя языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка – основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта. О пользе «игры со словами» и руководстве этой деятельностью умственно отсталых дошкольников для овладения словообразованием говорили многие педагоги и психологи. Большое значение этому предавали Д.Б.Эльконин, А.М. Шахнарович, А.Г.Аршанова. Зависимость между нарушениями письма, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой, изучали: Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, М.Е.Боскис, Р.Е.Левина. Нарушения письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н.Ефименкова, И.Н.Садовникова, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев и другие. М. И. Попова отмечает, что для освоения грамматики умственно отсталому школьнику важна самостоятельная деятельность  со словами в сочетании с игровыми упражнениями,обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации. Именно эту цель и преследует программа по русскому «Занимательная грамматика»

Программа построена на основе дидактических принципов.

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • коррекционная направленность;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

Доступность в обучении предусматривает такое построение занятий, при котором учитывается уровень подготовки школьников. В отборе материала  учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, развитию речи, чтения. Необходимо вести учеников от более легкого, простого, конкретного к более сложному, абстрактному. При всякой возможности устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

Уровень овладения знаниями по русскому языку у учащихся коррекционной школы всегда разный, задача учителя состоит в том, чтобы осуществлять  индивидуальный подход к учащимся, применяя дифференцированные задания.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

     Программа разбита на разделы:

2кл «Мои друзья – Звуковички»

Цель и задачи программы.

Цель: улучшить грамматические навыки учащихся начальных классов коррекционной школы.

Задачи:

1.Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

2.Расширение и углубление программного материала;

3.Воспитание любви к великому русскому языку;

4.Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

5.Совершенствование общего языкового развития младших школьников с нарушением интеллекта.

6.Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

 7.Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

8.Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

  9.Развитие навыков устной коммуникации;

  10.Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Основные задачи реализации содержания:

  • Формирование первоначальных навыков письма в процессе овладения грамотой.
  • Формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний.
  • Использование письменной коммуникации для решения практико- ориентированных задач.

Структура программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Форма проведения занятий  может варьироваться от стандартной урочной до нетрадиционной. Используются следующие методы работы с учащимися: словесный – предварительная беседа,  дидактические игры; наглядный – применяются таблицы, пособия, иллюстрации. При выполнении упражнений, творческих заданий применяется практический метод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к ООП

Пояснительная записка к ООП...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013 учебный год.Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013учебный год.  Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1...

КТП кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской

Календарно-тематическое планирование кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской...