Конспект занятия по ознакомлению детей со сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
план-конспект
Конспект подойдет для проведения в старших дошкольных группах, начальной школе, коррекционной школе.
К конспекту прилагается полная анимационная презентация (могу выслать по просьбе желающих).
Этот материал создан полностью мною и проверен на практике с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_mesyatsev.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по ознакомлению детей
с книгой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Цель: познакомить детей со сказкой детского писателя С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Программное содержание:
Образовательная: познакомить со сказкой, продолжать учить воспринимать информацию устно и наглядно, анализировать ее, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, развивать связную речь в игре по сказке.
Развивающая: продолжать развивать умение внимательно слушать воспитателя.
Воспитательная: продолжать воспитывать интерес к литературному творчеству, понимать смысл прочтенного произведения.
Словарная работа: мачеха, скупая.
Оборудование и материалы: книга, презентация, карточки с названиями месяцев, медали.
Предварительная работа:
Воспитателя: написание конспекта, подготовка оборудования, чтение дополнительной литературы.
Детей: чтение других произведений писателя.
Методика проведения:
Часть занятия | Содержание части | Примечания |
I. Вводная часть | Педагог: «Ребята, скажите мне, какое сейчас время года? (Зима). А почему вы так решили? (Отвечают). Вы правы. А какие еще времена года вы знаете? А назовите мне названия месяцев у лета? А у осени? У весны? А зимы? (Отвечают). Молодцы! А вы знаете какие-нибудь сказки о месяцах? (Ответы). Даже если вы таких сказок не знаете, вы читали сказки о погоде. А погода связана с месяцами года. Но сегодня я хочу, чтобы вы познакомились с еще одной интересной сказкой, и будет она уже про месяца. Хотели бы вы узнать сказочную историю о волшебных братьях месяцах? (Да). Отлично! У меня с собой есть большая книга сказок…» | Дети сидят за столами. |
II. Основная часть | «… Написал их Самуил Яковлевич Маршак. Посмотрите на нее. Она очень красочная и интересная. Я люблю читать сказки и рассказы Маршака. А сам сказочник и рассказчик выглядит вот так. Это его портрет. Он всю жизнь писал сказки и рассказы для вас, дети. Поэтому он добрый как внутри, так и снаружи. Посмотрите, как заинтересованно он смотрит и приветливо улыбается. А название сказки, которую мы сейчас с вами будем читать, вы узнаете после того, как я вам ее прочту. Договорились? (Да). Слушайте внимательно и смотрите анимационный мультфильм по данной сказке. Первичное чтение воспитателя: «Люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — все не так. Дочка по целым дням на перине валялась, да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом. Была зима. Шел январь месяц. Люди сидели в домах и топили печки. А мачеха говорит падчерице: — Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница. Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся. А сестра говорит ей: —Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Все темнее становится кругом. Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь. И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек. Пошла девочка на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. "Только бы, — думает, — огонек не погас!" А он не гаснет, он все ярче горит. Девочка вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит. А вокруг костра сидят люди беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем еще мальчики. И вдруг обернулся один старик, где стояла девочка и спрашивает ее громко: — Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно? Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит: — Да, нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик: — Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала! — Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться. Поговорили они, поговорили и замолчали. А высокий старик опять обернулся и спрашивает: — Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? — В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику: — Братец Январь, уступи мне на час свое место! — Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. — Ладно, уж, -сказал старик, - уступи, я спорить не стану! — Ну, будь, по-вашему, — сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом. Тихо стало в лесу. Смотрит девочка, это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке! Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись. —Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили. Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. Набрала она полную корзину и скорее опять на полянку. А там уже ни костра, ни братьев нет... Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга. — Ну, что, — спросили ее мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где? Ничего не ответила девочка, только высыпала и поставила рядом корзинку. Мачеха и сестра так и ахнули: — Да где же ты их взяла? Рассказала им девочка все, как было. Трудно поверить было, но пришлось. Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают: — А больше тебе ничего месяцы не дали? — Да я больше ничего и не просила. — Вот дура, так, дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвертого — свежих огурчиков! — Умница, доченька! — говорит мачеха. — Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее, да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна. — Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову. Мать ей вслед кричит: — Рукавички надень, шубку застегни! А дочка уже за дверью. Убежала в лес! Идет по сестриным следам, торопится. Скорее бы, — думает, — до полянки добраться! И увидела она вдалеке огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю. — Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась? — Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам. — Сестру твою мы знаем, а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала? — За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь... — Погоди. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. — Ишь, какой сердитый! — говорит мачехина дочка. Нахмурился Январь-месяц. — Ищи лета зимой! — говорит. Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба. Испугалась мачехина дочка. — Перестань! — кричит. — Хватит! Кружит ее метель, глаза ей слепит. Свалилась она в сугроб. А мачеха ждала-ждала свою дочку - нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель. Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила. И был у нее, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо. — У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди. Кто знает — может, так оно и было». Ребята, в этой сказке были для вас незнакомые слова. Давайте их разберем: мачеха – это неродная мать, мачехой может стать женщина, которая вышла замуж за мужчину, у которого есть дети. Им она и будет мачехой. Скупая – это жадная. А сейчас я предлагаю вам послушать эту сказку еще раз, чтобы вы лучше ее запомнили. (Повторное чтение воспитателя). Вам понравилась сказка Маршака? (Да). Помните, какое задание я вам давала до прочтения сказки? (Угадать ее название). Правильно. Так кто может предположить, как называется эта сказка? (Отвечают). Вы очень близки. А С. Я. Маршак дал ей название – «Двенадцать месяцев». Вы согласны, что эта сказка про 12 месяцев? (Да). - Скажите мне, какие герои встретились в сказке? - Кто из них, по-вашему, главный герой? Почему? - Охарактеризуйте главного героя по словам и поступкам. - А кто противопоставлен главному герою? - Подумайте, одинаково ли относились братья-месяцы к обеим сестрам? Почему была такая большая разница? С чем это связано? - Вы согласны с тем, как месяцы поступили с доброй дочкой? А со злой ее сестрой? - А как бы поступили вы на их месте? - Добрая дочка просила месяцев помочь ей? А что она им сказала? - А как разговаривала с месяцами злая дочь? - Месяцы согласились помочь доброй дочери спастись от злой мачехи и сестры. А они обязаны были это делать для нее? Они ведь нарушили свое же собственное обещание. Что это было за обещание? - А вы бы на их месте помогли добро девочке? А злой ее сестре? Хорошо. Вы молодцы. Я рада тому, что вы внимательно слушали сказку. Поэтому я хочу с вами поиграть в игру, которая называется: «Закончи реплику героя». Хотите сыграть со мной? (Да). Отлично! Сейчас мы с вами поделимся на 2 команды с помощью жетонов. Первая команда – это месяцы зимние и осенние. А вторая команда – летние и весенние. Каждый получает карточку с названием месяцев. Когда вы разделитесь на команды. То я буду зачитывать по очереди каждой команде реплику какого-то героя, но не закончу ее. Ваша задача – закончить ее по смыслу, который вложил герой в эту реплику. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Команда, набравшая большее количество жетонов побеждает. Вам понятный правила? (Да), Отлично! (Дети разбирают карточки). Прочитайте свои месяцы и определите, к какому времени года он относится. Команда зимних и осенних месяцев встанет к синему флажку в одну колонну. Команда летних и весенних – к красному. Повернитесь ко мне лицом. Выберите себе капитана команды. (Выбирают). В первой команде капитаном является Юра, и его месяц – декабрь. Это и будет названием вашей команды. У второй команды капитан Слава. Его команда будет называться – март. Итак, первыми отвечает команда «Декабрь»: 1. «Дочка по целым дням на перине валялась, да пряники ела, а падчерица…» 2. «Ступай да без цветов…» 3. «Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и…» 4. «И вдруг далеко меж деревьев сверкнул…» 5. «И вдруг обернулся один старик, где стояла девочка и спрашивает ее громко…» 6. «Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит…» 7. «Смотрит девочка, это уже не посох, а…» 8. «— Ну, что, — спросили ее мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где? Ничего не ответила девочка, только…» 9. «Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают: — А больше тебе ничего месяцы не дали? Девочка отвечает…» 10. «— Сестру твою мы знаем, а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала? А злая сестра им отвечает…». (Подводятся итоги игры). Первая команда у нас оказалась чуть внимательнее при чтении, чем вторая. Но это ничего страшного, ведь вы все вместе отвечали мне на вопросы о сказке правильно! Первая команда получает медальки победителей. Но вторая команда не находится позади них и тоже награждается за хорошие успехи!» | Дети рассматривают книгу. Дети рассматривают портрет Маршака. Дети слушают чтение воспитателя, обращая внимание на презентацию к сказке. Педагог повторно читает сказку, дети слушают. Дети играют в игру «Закончи реплику героя» Дети выстраиваются в 2 команды на ковре. Дети заканчивают реплику примерным ответом, похожим смыслом и говорят, кто ее сказал в сказке. Педагог раздает медали двум командам. |
III. Заключительная часть | Педагог: «Вот вы и узнали, что, оказывается, есть такая замечательная сказка С. Я. Маршака. Кто вспомнит, как она называется? (Отвечают). Все запомнили! Я очень рада! Я надеюсь, эта сказка оставила у вас только хорошие и радостные впечатления. Не забывайте ее! Можете пересказать ее вашим родителям, даже если они скажут, что уже читали ее. Напомните им о ней! И проверьте, как они ее запомнили! Хорошо? (Да). Спасибо вам! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: БАСНЯ И.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
Тема: дикие домашние животные. Их признаки.Програмное содержание: закрепление знаний детей о домашних и диких животных. Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных. Показать отличие диких жив...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ОВЗ
Занятие предназначено для учащихся 1 класса с ОВЗ. Занятие позволяет расширить и активизировать словарь ребенка по теме "Овощи"....
Конспект занятия по ознакомлению детей с предметным миром для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вид 8.2): «Предметы, облегчающие труд человека в быту
Краткий конспект занятия по ознакомлению детей с предметным миром для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вид 8.2): «Предметы, облегчающие труд человека в быту"...
Занятие по ознакомлению детей подготовительной группы с жизнью великого русского ученого -М. В. Ломоносова
Программное содержание: познакомить детей с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова; развивать речь детей, расширять словарный запас, воспитывать патриотические чувства. Оборудование и материалы: запи...