Конспект занятия по ознакомлению детей со сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
план-конспект

Конспект подойдет для проведения в старших дошкольных группах, начальной школе, коррекционной школе.

К конспекту прилагается полная анимационная презентация (могу выслать по просьбе желающих).

Этот материал создан полностью мною и проверен на практике с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_mesyatsev.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению детей
с книгой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель: познакомить детей со сказкой детского писателя С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Программное содержание:

Образовательная: познакомить со сказкой, продолжать учить воспринимать информацию устно и наглядно, анализировать ее, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, развивать связную речь в игре по сказке.
Развивающая: продолжать развивать умение внимательно слушать воспитателя.
Воспитательная: продолжать воспитывать интерес к литературному творчеству, понимать смысл прочтенного произведения.

Словарная работа: мачеха, скупая.

Оборудование и материалы: книга, презентация, карточки с названиями месяцев, медали.

Предварительная работа:

Воспитателя: написание конспекта, подготовка оборудования, чтение дополнительной литературы.
Детей: чтение других произведений писателя.

Методика проведения:

Часть занятия

Содержание части

Примечания

I. Вводная часть

Педагог: «Ребята, скажите мне, какое сейчас время года? (Зима). А почему вы так решили? (Отвечают). Вы правы. А какие еще времена года вы знаете? А назовите мне названия месяцев у лета? А у осени? У весны? А зимы? (Отвечают). Молодцы! А вы знаете какие-нибудь сказки о месяцах? (Ответы). Даже если вы таких сказок не знаете, вы читали сказки о погоде. А погода связана с месяцами года. Но сегодня я хочу, чтобы вы познакомились с еще одной интересной сказкой, и будет она уже про месяца. Хотели бы вы узнать сказочную историю о волшебных братьях месяцах? (Да). Отлично! У меня с собой есть большая книга сказок…»

Дети сидят за столами.

II. Основная часть

«… Написал их Самуил Яковлевич Маршак. Посмотрите на нее. Она очень красочная и интересная. Я люблю читать сказки и рассказы Маршака.

А сам сказочник и рассказчик выглядит вот так. Это его портрет. Он всю жизнь писал сказки и рассказы для вас, дети. Поэтому он добрый как внутри, так и снаружи. Посмотрите, как заинтересованно он смотрит и приветливо улыбается.

А название сказки, которую мы сейчас с вами будем читать, вы узнаете после того, как я вам ее прочту. Договорились? (Да). Слушайте внимательно и смотрите анимационный мультфильм по данной сказке.

Первичное чтение воспитателя: «Люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — все не так. Дочка по целым дням на перине валялась, да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Люди сидели в домах и топили печки. А мачеха говорит падчерице:

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся.

А сестра говорит ей:

—Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Все темнее становится кругом. Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек. Пошла девочка на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. "Только бы, — думает, — огонек не погас!" А он не гаснет, он все ярче горит. Девочка вышла на полянку.

Посреди полянки большой костер горит. А вокруг костра сидят люди беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем еще мальчики.

И вдруг обернулся один старик, где стояла девочка и спрашивает ее громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Да, нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников?

— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:

— Братец Январь, уступи мне на час свое место!

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

— Ладно, уж, -сказал старик, - уступи, я спорить не стану!

— Ну, будь, по-вашему, — сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом.

Тихо стало в лесу.

Смотрит девочка, это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март.

Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке! Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись.

—Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. Набрала она полную корзину и скорее опять на полянку. А там уже ни костра, ни братьев нет...

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга.

— Ну, что, — спросили ее мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала и поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

— Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка все, как было. Трудно поверить было, но пришлось.

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

— А больше тебе ничего месяцы не дали?

— Да я больше ничего и не просила.

— Вот дура, так, дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвертого — свежих огурчиков!

— Умница, доченька! — говорит мачеха. — Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее, да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

— Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

— Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Идет по сестриным следам, торопится. Скорее бы, — думает, — до полянки добраться!

И увидела она вдалеке огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам.

— Сестру твою мы знаем, а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь...

— Погоди. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой.

— Ишь, какой сердитый! — говорит мачехина дочка.

Нахмурился Январь-месяц.

— Ищи лета зимой! — говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба. Испугалась мачехина дочка.

— Перестань! — кричит. — Хватит!

Кружит ее метель, глаза ей слепит. Свалилась она в сугроб.

А мачеха ждала-ждала свою дочку - нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель.

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у нее, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Кто знает — может, так оно и было».

Ребята, в этой сказке были для вас незнакомые слова. Давайте их разберем: мачеха – это неродная мать, мачехой может стать женщина, которая вышла замуж за мужчину, у которого есть дети. Им она и будет мачехой.

Скупая – это жадная.

А сейчас я предлагаю вам послушать эту сказку еще раз, чтобы вы лучше ее запомнили.

(Повторное чтение воспитателя).

Вам понравилась сказка Маршака? (Да). Помните, какое задание я вам давала до прочтения сказки? (Угадать ее название). Правильно. Так кто может предположить, как называется эта сказка? (Отвечают). Вы очень близки. А С. Я. Маршак дал ей название – «Двенадцать месяцев». Вы согласны, что эта сказка про 12 месяцев? (Да).

- Скажите мне, какие герои встретились в сказке?

- Кто из них, по-вашему, главный герой? Почему?

- Охарактеризуйте главного героя по словам и поступкам.

- А кто противопоставлен главному герою?

- Подумайте, одинаково ли относились братья-месяцы к обеим сестрам? Почему была такая большая разница? С чем это связано?

- Вы согласны с тем, как месяцы поступили с доброй дочкой? А со злой ее сестрой?

- А как бы поступили вы на их месте?

- Добрая дочка просила месяцев помочь ей? А что она им сказала?

- А как разговаривала с месяцами злая дочь?

- Месяцы согласились помочь доброй дочери спастись от злой мачехи и сестры. А они обязаны были это делать для нее? Они ведь нарушили свое же собственное обещание. Что это было за обещание?

- А вы бы на их месте помогли добро девочке? А злой ее сестре?

Хорошо. Вы молодцы. Я рада тому, что вы внимательно слушали сказку. Поэтому я хочу с вами поиграть в игру, которая называется: «Закончи реплику героя». Хотите сыграть со мной? (Да). Отлично!

Сейчас мы с вами поделимся на 2 команды с помощью жетонов. Первая команда – это месяцы зимние и осенние. А вторая команда – летние и весенние. Каждый получает карточку с названием месяцев. Когда вы разделитесь на команды. То я буду зачитывать по очереди каждой команде реплику какого-то героя, но не закончу ее. Ваша задача – закончить ее по смыслу, который вложил герой в эту реплику. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Команда, набравшая большее количество жетонов побеждает.  Вам понятный правила? (Да), Отлично! (Дети разбирают карточки). Прочитайте свои месяцы и определите, к какому времени года он относится. Команда зимних и осенних месяцев встанет к синему флажку в одну колонну. Команда летних и весенних – к красному. Повернитесь ко мне лицом. Выберите себе капитана команды. (Выбирают). В первой команде капитаном является Юра, и его месяц – декабрь. Это и будет названием вашей команды. У второй команды капитан Слава. Его команда будет называться – март.

Итак, первыми отвечает команда «Декабрь»:

1. «Дочка по целым дням на перине валялась, да пряники ела, а падчерица…»

2. «Ступай да без цветов…»

3. «Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и…»

4. «И вдруг далеко меж деревьев сверкнул…»

5. «И вдруг обернулся один старик, где стояла девочка и спрашивает ее громко…»

6. «Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит…»

7. «Смотрит девочка, это уже не посох, а…»

8. «— Ну, что, — спросили ее мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только…»

9. «Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

— А больше тебе ничего месяцы не дали? Девочка отвечает…»

10. «— Сестру твою мы знаем, а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала? А злая сестра им отвечает…».

(Подводятся итоги игры).

Первая команда у нас оказалась чуть внимательнее при чтении, чем вторая. Но это ничего страшного, ведь вы все вместе отвечали мне на вопросы о сказке правильно! Первая команда получает медальки победителей. Но вторая команда не находится позади них и тоже награждается за хорошие успехи!»

Дети рассматривают книгу.

Дети рассматривают портрет Маршака.

Дети слушают чтение воспитателя, обращая внимание на презентацию к сказке.

Педагог повторно читает сказку, дети слушают.

Дети играют в игру «Закончи реплику героя»

Дети выстраиваются в 2 команды на ковре.

Дети заканчивают реплику примерным ответом, похожим смыслом и говорят, кто ее сказал в сказке.

Педагог раздает медали двум командам.

III. Заключительная часть

Педагог: «Вот вы и узнали, что, оказывается, есть такая замечательная сказка С. Я. Маршака. Кто вспомнит, как она называется? (Отвечают). Все запомнили! Я очень рада! Я надеюсь, эта сказка оставила у вас только хорошие и радостные впечатления. Не забывайте ее! Можете пересказать ее вашим родителям, даже если они скажут, что уже читали ее. Напомните им о ней! И проверьте, как они ее запомнили! Хорошо? (Да). Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: БАСНЯ И.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

Тема: дикие домашние животные. Их признаки.Програмное содержание: закрепление знаний детей о домашних и диких животных. Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных. Показать отличие диких жив...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ОВЗ

Занятие предназначено для учащихся 1 класса с ОВЗ. Занятие позволяет  расширить  и активизировать  словарь ребенка по теме "Овощи"....

Конспект занятия по ознакомлению детей с предметным миром для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вид 8.2): «Предметы, облегчающие труд человека в быту

Краткий конспект занятия по ознакомлению детей с предметным миром для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вид 8.2): «Предметы, облегчающие труд человека в быту"...

Занятие по ознакомлению детей подготовительной группы с жизнью великого русского ученого -М. В. Ломоносова

Программное содержание: познакомить детей с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова; развивать речь детей, расширять словарный запас, воспитывать патриотические чувства. Оборудование и материалы: запи...