Методическая разработка " Детский дорожный травматизм""
методическая разработка

Лабузова Юлия Васильевна

Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге.  Уличное движение  делает дороги всё более опасными для детей. Из всех участников движения самые недисциплинированные – пешеходы. Несчастные случаи с детьми  происходят на улицах потому, что дети или не знают правил движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой . А задача воспитателя- прививать детям навыки и умения, связанные с безопасностью  дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 37 «Мальвинка».

Методическая разработка для детей и родителей дошкольников по ПДД

(занятие).

Автор: Лабузова Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 37
Населённый пункт: город Смоленск

                                          Смоленск 2020

АННОТАЦИЯ

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) каждый год гибнет более 30тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5тыс. детей, около 30тыс. становятся инвалидами. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей.

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Дети много времени проводят на улице и большинство несчастных случаев происходит с дошкольниками по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице и они стремятся туда, не понимая, что неожиданное появление на проезжей части или перебегание дороги на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Несчастных случаев будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей на улице, дворе без присмотра. Вовремя сделанное замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери - самое дорогое - ребенка. Нельзя проходить мимо опасных шалостей детей на улице. Равнодушные взрослые становятся косвенными виновниками несчастных случаев. Важно как можно раньше научить детей правилам дорожного движения, знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы. Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения и поведения на улице, должны понять опасность дорожного движения, но не испытывать боязни улицы, т. к. чувство страха парализует способность не растеряться в опасный момент. Для того чтобы ребенок, верно, понял и прочно усвоил правила дорожного движения, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Наиболее частыми причинами являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест, игры на проезжей части дороги, неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, неподчинение сигналам светофора. Невозможно оставаться равнодушным, когда речь идёт о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, поэтому необходимо использовать все более разнообразные формы работы с детьми. Для этого необходимо применять обучение Правилам дорожного движения, как в учебной части, так и воспитательной работе школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия. Например: урок – игра, урок – путешествие, урок – состязание. Опыт показывает, что ребенок быстрее понимает и запоминает Правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине, состязаниях или слушая сказку.

        

Продолжительность работы: краткосрочный проект (2 недели).

Форма организации: практико-ориентированная, с участием родителей.

Материально-техническое оснащение: мультимедийная аппаратура.

Реквизит: демонстрационный материал по безопасности дорожного движения, настольно-печатные и развивающие игры по данной тематике, макеты домов, макет светофора, элементы костюма сотрудника ДПС, строительный конструктор «Лего», наглядные пособия.

Область применения: образовательные области в ДОУ («Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Социализация»).

Формы и методы реализации: тематические беседы, познавательные игры, совместная деятельность детей и педагогов, совместная деятельность педагогов и родителей, развивающие и дидактические игры, демонстрационный материал, индивидуальные беседы с родителями, важная информация на тему безопасного дорожного движения для родителей, сюжетно-ролевые игры, досуг.

Возрастная группа обучающихся: дети и воспитатели старшей группы, родители воспитанников

Ожидаемые (полученные) результаты:

Сформируются знания о правилах дорожного движения, представления детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.

Активизируется познавательный интерес не только к правилам безопасности на улице, но и к дорожным знакам.

Дети будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но также привлекать к этому сверстников, родителей и т.д.

Повысится ответственность родителей за соблюдение правил дорожного движения

Целью данной работы является

– создание условий и внедрение современных педагогических технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте.

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5 Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Основная часть

(См. приложение 1 конспект занятия)

    Взрослые должны знать.

 Ничто не может дать столько благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых. Если родители, идя по городу, на глазах у ребенка никогда не нарушают правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицу в положенном месте и т. д., то и он, видя все это, станет следовать их примеру, и, наоборот, нарушение дорожных правил взрослыми может послужить ребенку дурным примером. Помните. -               Пешеходам разрешается ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны. - Там, где нет тротуара, обочин, ходить по краю дороги навстречу транспорту. - Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами по линии тротуара. - Прежде, чем сойти на проезжую часть, посмотрите налево, дойдя до середины - посмотрите направо, необходимо убедиться в полной безопасности. - Запрещается переходить дорогу перед близко идущим транспортом, выходить из-за него, не видя обстановки на дороге.     Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности. - В местах, где не регулируется пешеходный переход, пешеход должен пропустить приближающийся транспорт. -В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком) - В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота - Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

 2. Ребенок должен знать.

 В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТС без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу. Ребенок должен знать.

 1. Дорогу из дома в детский сад.

2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь, говорить негромко и др.

 3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные, работу светофора.  

4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.

Учите ребенка:

- не спешить при переходе улицы;

 -переходить дорогу только тогда, когда обзору ее никто не мешает;

 - прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки, тогда обзор улицы не будет ограничен. Часто приводит к несчастному случаю неосторожный переход улицы из-за стоящего транспорта. Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным и внимательным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть улицы. Пешеход не видит идущий транспорт, водители не видят пешеходов. Большую помощь в закреплении знаний дорожного движения вам окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыграть различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно освоит правила поведения на улице. Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах:

 -понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов; покажите ребенку знаки, указатели дорожного движения, расскажите об их значении; -предложите ребенку самому найти дорогу домой, когда берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т. п. ;

 -чаще обращайтесь к ребенку во время движения по улице с вопросами, как, по его мнению, следует поступать на улице в том или ином случае, что означает тот или иной знак;

-объясните детям свое поведение на улице: причину остановок на тротуаре для обзора дороги, выбор места для перехода дороги, свои действия в разных ситуациях. Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице. Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на улице, требуя неукоснительного выполнения. Ребенок должен усвоить: - кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах — дворах, парках, скверах. Расскажите детям об ошибках велосипедистов, приводящих к ДТП. Помните, что езда на велосипеде по дорогам детям до 14 лет запрещена. Нельзя сажать ребенка на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальные седло и подножки. К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и транспорте:

 - играй только в стороне от дороги;

- переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где их нет — на перекрестках по линии тротуаров;

 - переходи улицу только шагом, не беги;

 - следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу;

 - посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо;

 - не пересекай путь приближающемуся транспорту;

 - машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги, проезжей части; трамвай всегда обходи спереди;

 - входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;

 - не высовывайся из окна движущегося транспорта;

 - выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;

 - не выезжай на велосипеде на проезжую часть;

 - если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой адрес.

Результативность работы.

      Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса  позволяют сделать вывод об итогах работы:

-    Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

-  Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

-   Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

 Результаты анкетирования показали, что родители обучают детей, правилам дорожного движения в семье и в сотрудничестве с ДОУ. Все родители считают, что детей необходимо знакомить с ПДД через практические навыки, беседы с ребенком, чтение художественной литературы.. Беседуют с детьми по данной теме часто. Есть в каждой семье книги, пазлы, настольные игры, машинки.
Самыми продуктивными формами работы в ДОУ родителей хотят видеть – это совместные мероприятия, с инспектором, индивидуальные беседы.
Таким образом: из результатов анкетирование видно, что родители являются главным звеном в вопросе обучения детей.
Поэтому необходимо в ДОУ больше проводить совместных мероприятий по ПДД, оформлять для родителей в уголках рекомендации, методические приемы обучения детей ПДД.

Выводы:

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах. 

 

Список учебно-методической литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
  2. Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы.- М.: «Скрипторий», 2010.
  3. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Романова Е. А.
  5. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Приложение 1

Приложение 2

Картотека игр по ПДД

  Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры взрослый

должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более

эффективно. Интересной и эффективной формой работы является

организация сюжетно-ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного

движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в

совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра «Пешеход».

Информационная часть.

 Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о

том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах;о

том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков

(предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки,

обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным

знакам.

Создание проблемной ситуации — Дети отправились на экскурсию по

городу.

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного

движения. — Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры».

Информационная часть. Рассказать детям: — о правилах поведения в

общественном транспорте и обязанностях пассажиров; — о том, где надо

ожидать транспортное средство перед посадкой; — правилах поведения в

легковом автомобиле; — познакомить с профессией кондуктора.

Атрибуты: шапочка кондуктора, таблички остановок Создание проблемной

Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения».

Информационная часть: Рассказать детям о дорожно-транспортных

происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в

неустановленных местах;погодные условия; неожиданный выход пешеходов

на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в

неустановленных местах. познакомить, со специальным транспортом и его

отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета).

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходные дорожки; накидки,

обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;

Создание проблемной ситуации -на вызов едет пожарная машина.

Задача детей: организовать движение других транспортных.

Обучающие игры.

Игра «Стоп — Идите».

Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения,

а водящий с пешеходным светофором в руках — по другую.

Правила игры: Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в

сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите»

продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и

занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших

помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к

носку.

Игра «Найди безопасный путь».

Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель

р а с с к а з ы в а е т и л и с п р а ш и в а е т д е т е й :

— В е з д е л и м о ж н о п е р е х о д и т ь у л и ц у ?

— Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить

улицу?

— Куда и зачем надо смот реть в нача ле перехода улицы?

— Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны.

— Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?

— Для чего на дороге нарисовали «зебру»?

Игра «Где мое место?»

Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге

предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.).

Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на

нужные знаки.

Игра может проводиться в двух вариантах.

1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.

2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

Игра «Путаница».

Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет

знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.). Затем

рассказывает детям историю про то, как злые духи решили навести в городе

Правила игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют

знаки правильно. Объясняют, что делают.

Игра «Дорожный экзамен».

Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.

Правила игры: Ребенок-водитель-ученик, сдающий экзамен на право

вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак,

объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога.

Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.

Игра «Угадай знак».

Подготовка к игре: Все знаки расставляют на расстоянии друг от друга.

Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что

обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Правила дорожные знать каждому положено"

В гости к ребятам приходят сказочные персонажи: Кот, Светофор (Учащиеся начальных классов), автоинспекторы, Королева (учащиеся средних классов).  Они на примере Кота, который не знает правила дор...

Методическая разработка детско-родительского мероприятия по теме «Россия – Родина моя»

Учителю необходим целенаправленный  поиск  путей к объединению усилий по воспитанию ученика, поиск оптимальных форм совместной работы в интересах ребёнка, повышение уровня вовлеченности...

Социальный проект по профилактике детского дорожного травматизма среди школьников. «Путешествие в страну дорожных знаков»

Одной из наиболее острых на сегодняшний момент проблем является проблема безопасности на дорогах.Одна из причин дорожно-транспортных происшествий - низкая культура участников дорожного движения, их не...

Методическая разработка «Правила дорожные детям знать положено»

Методическая разработка «Правила дорожные детям знать положено»...

Методическая разработка "Правила дорожного движения"

Данная разработка предназначена для  начальных классов...

Памятка для родителей по профилактике детского дорожного травматизма

Памятка для родителей по профилактике детского дорожного травматизма...

Методическая разработка "Детская игра"

В методической разработке представлен материал, помогающий развить память, внимание, мышление, речь ребенка...