Программа дополнительного образования «Бумагопластика»
учебно-методический материал (1 класс)

Ермолина Элла Станиславовна

Программа объединения по интересам «Бумажная пластика» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. В программе предусмотрены освоение и развитие учащимися различных видов деятельности с бумагой, картоном в технике аппликации, оригами, бумажной пластики, мозайки, папье-маше, комбинирование элементов бумаги и пластилина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumagoplastika.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1998 «ЛУКОМОРЬЕ»»

Программа дополнительного образования

«Бумагопластика»

для детей школьного возраста

ДО-2 «Солнышко»

Программа рассчитана на детей 6 – 10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Время занятий: 2 раза в неделю по 60 минут

Составитель: Ермолина Э.С. (воспитатель)

                                                                  г. Москва

2017 – 2018 уч. год.

Пояснительная записка.

          Программа дополнительного образования «БУМАГОПЛАСТИКА» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана на возраст детей от 6 до 10 лет, время обучения 1 год.

        Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

        Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует  саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о связи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Изготовление поделки - это не только выполнение определенных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

        Программа объединения по интересам «Бумажная пластика» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. В программе предусмотрены освоение и развитие учащимися различных видов деятельности с бумагой, картоном в технике аппликации, оригами, бумажной пластики, мозайки, папье-маше, комбинирование элементов бумаги и пластилина.

        Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные в быту предметы.

        Бумажная пластика выполняется в определенной последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

        Пластилин как таковой представляет собой кладовую для фантазии и игры воображения. Он используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев и в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и творческом искании.

        Мозаика – одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких кусочков. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Мозаика может быть выполнена из различных материалов: крышки, пуговицы, бусины, спички, камешки, ракушки, зерно, крупа  и т.д. Впрочем, выбор материала ограничен только фантазией художника! В программе рассматривается мозаика из бумажных элементов в сочетании с природными материалами.

Актуальность программы

Программа формирует у детей нравственное и бережное отношение к окружающему миру и людям, веру в общечеловеческие ценности путем развития художественных творческих способностей, а также эколого-эстетическое представление о природе и общечеловеческом, культурном наследии.

Бумага, как наиболее универсальный, доступный и безопасный материал, дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность и творческую фантазию. Работа с бумагой не только интересна и увлекательна, но и познавательна. Она расширяет знания об окружающем мире и разнообразии культур, а также благоприятно влияет на формирование личностных качеств.

Данная программа разработана с учетом индивидуальных и возрастных психофизических особенностей обучающихся и способствует активизации мелкой моторики, пространственного мышления и креативных способностей.

   

      Цель программы: Развитие личностных качеств обучающегося, развитие способности продуцировать идеи, находить оригинальный результат через освоение навыков техники оригами и других техник по бумагопластике, как вида прикладного искусства и сочетания элементов восточной культуры с родными традициями.

    Инновацией программы является совмещение творческого и художественно-эстетического воспитания обучающегося как взаимодополняющих и обогащающих друг друга направлений. Достижения ребенком такого уровня освоения программного материала, который позволит ему создать высокохудожественные произведения с собственным почерком и индивидуальным своеобразием.

Задачи программы:

Обучающие:

— ознакомить обучающихся с основными свойствами бумаги;

— обучить различным техникам работы с бумагой (складыванию, вырезанию, плетению, скручиванию);

— обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;

— сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношению предметов;

— научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.

Развивающие:

— сформировать устойчивый интерес и наблюдательность к природным явлениям и предметам окружающего мира;

— активизировать аналитико-синтетическую деятельность ребенка, процессы сравнения и обобщения;

— развивать внимание, восприятие, кинестетическую память, пространственное и образное мышление, творческое воображение;

— совершенствовать мелкую моторику и координацию;

— расширять кругозор и формировать художественный вкус.

Воспитательные:

— воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, культурно-этическим ценностям и национальным традициям;

— воспитывать чувство взаимопомощи и внимательное отношение старших детей к младшим;

— приучать к аккуратности и усидчивости;

— создать благоприятный микроклимат в учебных группах, способствующий результативному взаимодействию педагога и обучающихся;

— воспитывать трудолюбие, целеустремленность и стремление добиваться конечного результата.

    Формы и режим занятий: групповые занятия, основанные на объединение детей по возрасту и уровню подготовки. Продолжительность курса - 1 год. Оптимальное количество детей в группе первого года обучения – 15 человек.

    Количество занятий в неделю:

1-ый год обучения – 2 раза, 2 часа в неделю.

    Возраст обучающихся: программа рассчитана на возраст детей с 6 – 10 лет.                                   

        Организация образовательного процесса включает в себя:

1. Теоретические занятия;

2. Практические занятия;

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Занимаясь по программе, обучающиеся будут знать и уметь:

1-й год обучения:

Знания:

— знать правила техники безопасности при работе с бумагой, ножницами, клеем;

— знать названия основных базовых форм;

— знать названия основных элементов квадрата (диагональ, сторона, угол, центр).

Умения:

— выполнять основные приемы складывания (перегиб, переворот, сгиб вовнутрь, складывание пополам, складывание по диагонали, «складочка», гофрирование);

— выполнять плоские и объемные моделей;

— выполнять индивидуальные и коллективные композиции оригами разной сложности;

— устранять типичные ошибки;

— оформлять работу.

Навыки:

— знать и складывать основные базовые формы;

— знать названия простейших многогранников и представлять способы их выполнения (сборки из готовых модулей);

— продуктивно общаться друг с другом и с педагогом в процессе деятельности.

Тематический план

Наименование тем

Количество часов

1 год

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Аппликация

12

3

9

3

Оригами

12

3

9

4

Бумажная пластика

12

3

9

5

Папье-маше

12

3

9

6

Бумага и пластилин

12

3

9

7

Творческий отчет

1

0,5

0,5

8

Участие в выставках

5

1,25

3,75

9

Экскурсии

1

1

-

Итого

68

18,75

49,25

Учебно-тематический план кружка «Бумажная пластика»

Наименование тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение

1

1

-

1.1

Знакомство с деятельностью кружка «Бумажная пластика». Виды  бумаги, способы работы с ней. Техника  безопасной работы при выполнении работ.

1

1

-

2

Аппликация

12

3

9

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

Способы вырезания. Работа с шаблоном.

«Ладошковое солнце», «Ладошковый цыпленок»

Аппликация «Осенние листья»

Узоры в полосе, круге.

Композиция из полос «Хоровод»

Изготовление цветов по шаблону.

Аппликация «Букет последних цветов».

Аппликация из бумажных петель «Цыпленок».

Основы квилинга.

Аппликация в технике квилинга «Снежинки».

Итоговое занятие по теме «Аппликация».

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,5

0,25

0,25

0,25

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

1,5

0,75

0,75

0,75

3

Оригами

12

3

9

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

Знакомство с основами оригами.

Складывание фигурок животных и птиц

Панно «Рыбки»

Панно «Птицы»

Изготовление цветов из салфеток

Панно ваза с цветами

Игровая программа по теме «Забавные фигурки Оригами»

1

2

2

2

2

2

1

0,25

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,75

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

0,75

4

Бумажная пластика

12

3

9

4.1  

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Приемы работы с материалом в технике

бумажной пластики.

Изготовление цветов и листьев.

Панно «Цветы в корзине»

Изображение птиц и животных в технике

бумажной пластики.

Панно «Жар-птица»

Панно «Лесные жители»

Изготовление открыток с элементами бумажной пластики.

Выставка изделий в технике бумажной пластики.

1

2

1

1

2

2

2

1

0,25

0,5

0,25

0,25

0,5

0,5

0,5

0,25

0,75

1,5

0,75

0,75

1,5

1,5

1,5

0,75

5

Папье-маше

12

3

9

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Способы работы с бумагой в технике папье-маше.

Изготовление тарелочки в технике папье-маше.

Украшение тарелочки аппликацией.

Тарелочка украшенная элементами

 Бумажной пластики.

Сочетание работы с бумагой и яичной скорлупой.

Пасхальный подарок. Украшение мозаикой.

Коллективная композиция «Пасхальная корзина».

Выставка работ в технике папье-маше.

1

2

2

3

1

1

1

1

0,25

0,5

0,5

0,75

0,25

0,25

0,25

0,25

0,75

1,5

1,5

2,25

0,75

0,75

0,75

0,75

6

Бумага и пластилин

12

3

9

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7

6.8

Знакомство со способами работы с пластилином.

Мое любимое животное.

Мой любимый мульт-герой.

Плоская картина из пластилина и бумаги.

«Наш класс» коллективная работа.

Витраж. Способы работы на стекле.

Панно «Цветочная поляна».Коллективная работа.

Игровая программа «Чудеса из пластилина»

1

1

1

2

2

2

2

1

0,25

0,25

0,25

0,5

0,5

0,5

0,5

0,25

0,75

0,75

0,75

1,5

1,5

1,5

1,5

0,75

7

Творческий отчет

1

0,5

0,5

8

Участие в выставках

5

1,25

3,75

9

Экскурсии

1

1

-

Итого:

68

18,75

49,25

Краткое содержание программы

1. Введение

Знакомство с деятельностью кружка «Бумажная пластика». Виды  бумаги, способы работы с ней. Техника  безопасной работы при выполнении работ.

2. Аппликация

2.1  Знакомство со способами вырезания. Вырезание различных форм по шаблону.

2.2 Закрепление умения вырезания по шаблону. Композиция «Ладошковое солнце», «Ладошковый цыпленок»

2.3 Использование природных форм. Выполнение аппликации «Осенние листья»

2.4 Знакомство с понятием «Узор».Способы складывания бумаги для получения узоров в полосе, круге.

2.5 понятие тематической композиции. Выполнение аппликации из вырезанных полос «Хоровод»

2.6 Способы изготовления цветов с использованием бумаги. Выполнение  цветов  с помощью шаблона.

2.7 Накладывание изображения на фон. Выполнение аппликации «Букет последних цветов».

2.8 Виды аппликации из различных элементов бумаги. Склеивание бумажных петель.

Выполнение аппликации из бумажных петель «Цыпленок».

2.9 Знакомство с основами квилинга. Основные элементы.

2.10 Выполнение аппликация в технике квилинга «Снежинки».

2.11 Итоговое занятие по теме «Аппликация».

3. Оригами

3.1 Знакомство с основами оригами. Складывание простых фигур.

3.2 Складывание фигурок животных и птиц

3.3 Складывание  фигурок рыб, вырезание водорослей. Выполнение панно «Рыбки».

3.4 Складывание фигурок совы, голубя. Выполнение панно «Птицы»

3.5 Способы складывания салфеток для украшения стола. Изготовление цветов из салфеток

3.6 Сочетание оригами и аппликации. Выполнение панно «Ваза с цветами»

3.7Игровая программа по теме «Забавные фигурки Оригами»

4. Бумажная пластика

4.1 Знакомство с приемами работы с бумагой в технике

Бумажной пластики. Техника безопасной работы к канцелярским ножом.

4.2 Знакомство со способами вырезания и придания формы изделию. Изготовление различных вариантов цветов и листьев.

4.3 Понятие объемной аппликации. Выполнение декоративного панно «Цветы в корзине»

4.4 Знакомство со способами изображения птиц и животных в технике

бумажной пластики.

4.5 Сочетание плоскости и объемных элементов. Выполнение панно «Жар-птица»

4.6 способы передачи пространства в бумажной композиции. Выполнение панно «Лесные жители»

4.7 знакомство со способами применения мотивов бумажной пластики в творческой деятельности. Изготовление открыток с элементами бумагопластики.

4.8 Организация и проведение выставки изделий в технике бамагопластики.

5. Папье-маше

5.1 Знакомство со способами работы с бумагой в технике папье-маше. Варианты изготовления изделий.

5.2 Подготовка материалов к работе. Последовательное выполнение бумажной тарелочки в технике папье-маше с использованием керамической основы.

5.3 Знакомство со способами грунтовки изделия. Вырезание элементов аппликации, украшение тарелочки .

5.4 Последовательное выполнение бумажной тарелочки в технике папье-маше с использованием керамической основы. Подготовка элементов бумажной пластики. Выполнение украшения бумажной тарелочки элементами бумажной пластики.

5.5 Знакомство со способами сочетания работы с бумагой и природными формами. Выполнение изделия в технике папье-маше на основе яичной скорлупы.

5.6 «Пасхальный подарок» выполнение грунтовки бумажной заготовки. Украшение яйца мозаикой .

5.7 Закрепление навыков в работе. Составление коллективной композиции «Пасхальная корзина»

5.8 Организация и проведение выставки изделий выполненных в технике папье-маше.

6. Бумага и пластилин

6.1 Знакомство со способами работы с пластилином. Лепка простых по форме овощей и фруктов.

6.2 Знакомство со способами изготовления животных из пластилина. Выполнение композиции на картоне «Мое любимое животное».

6.3 Декоративность в работе с пластилином. Выполнение композиции на картоне «Мой любимый мульт-герой».

6.4 Знакомство с видами изделий из пластилина. Выполнение плоскостной картины из пластилина  на картоне.

6.5 Варианты изображения человека с помощью пластилина. Выполнение коллективной работы «Наш класс».

6.6 Знакомство с искусством витража. Выполнение пластилином витражной основы на стекле, сочетание работы с цветной бумагой.

6.7 Использование различных способов сочетания пластилина и бумаги. Выполнение коллективного панно «Цветочная поляна».

6.8 Игровая программа «Чудеса из пластилина».

7. Творческий отчет. Подготовка и проведение итоговой выставки работ учащихся группы.

8. Участие в выставках. 

        Данный раздел предусматривает резервное время (5 часов) для  организации изготовления работ для участия в районных и областных конкурсах.

9. Экскурсии

Данный раздел предусматривает посещение учащимися кружка выставок, музеев и т.д.

                         

                                        Предполагаемый результат:

        По окончанию курса учащиеся должны иметь представление:

  • об основах  композиции, оригами, бумажной пластики, папье - маше, квилинга, мозаики,

знать:

- основные закономерности работы с бумагой и картоном по всем разделам программы,

- основные виды аппликации,

- основные виды модулей оригами,

- основные способы изображения в бумажной пластике,

уметь:

- выполнять несложные по замыслу аппликации, в том числе с использованием модулей оригами,

- складывать различные фигурки животных и птиц в технике оригами на основе изученных модулей,

- изготавливать простые изделия в технике папье-маше,

- украшать изделия мозаикой, аппликацией,

-вырезать различными способами  фигуры, формы, узоры из бумаги , в том числе и по шаблону,

- выполнять не сложные композиции в технике бумажной пластики,

- выполнять простые по форме изделия из пластилина, в том числе в сочетании с бумагой,

- использовать сочетание бумажных форм с  различными художественными материалами в работе,

- самостоятельно составлять  декоративные композиции на заданную тематику,

- применять полученные теоретические и практические знания в повседневной жизни.

Способы диагностики:

- участие в общешкольных выставках;

- участие в областных и районных выставках.

Литература.

  Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 2009. — Выпуск второй.

Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 2012.

Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 2004.
 Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М., 2008.

Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / Н. С. Боголюбов. — М., 2015.   

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение; 2002 г.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 2006 г.

Геронимус Т.М. 150 уроков труда.- Москва, 2004

Гусева Н.В. Аппликация. – Москва, «Просвещение», 2006

Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М., 2010

 Карпетян М. И. Я иду на урок в начальную школу: история искусств. Книга для учителя / М. И. Карпетян. — М., 2001.

 Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для 1—4 классов / Е. И. Коротеева. — М., 2003.
  Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Колякина. — М., 2002

 Оригами. Гомель, «Диск», 2013.
 
Полунина В. Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя / В. Н. Полунина. —М., 2005

 Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А. Копальдо. — М., 2014, 2005.

 Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры / Л. Г. Савенкова. — М., 2000.

Сидоренко В.Ф. Основы дизайна. Моделирование и макетирование изделий. Москва, «Просвещение», 2008

 Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 2011.
      Щербаков В. С.
Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В. С. Щербаков. — М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...