Статья "Педагогические техники развития УУД"
статья (1 класс)
В данной статье описаны педагогические техники развития УУД в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_tehniki_razvitiya_uud_vinogradova_doklad.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виноградова В.С., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ 312 Фрунзенского района
г. Санкт - Петербурга
Педагогические техники развития УУД
(из опыта работы учителя начальных классов)
В современном мире происходят существенные трансформации в получении и применении знаний.
Новые тенденции в развитии информационного общества, безусловно, отразились и в развитии современной системы образования. В настоящее время в школах РФ идет переход на обучение в соответствии с параметрами нового федерального стандарта второго поколения (далее ФГОС). Стандарт уделяет особое внимание достижению запланированных результатов обучения на основе системно-деятельностного подхода. Это способствует использовании. в учебном процессе разнообразных форм и видов организации учебной деятельности школьников. Особую роль играют такие формы обучения, где учащиеся могут выступать активными субъектами образовательного процесса, самостоятельно получать знания по средством использования различных вспомогательных элементов и приобретать опыт исследовательской деятельности.
В стандарте под результатами обучения понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Соответственно, важной задачей учителя становится формирование системы универсальных учебных действий учащихся.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
В стандарте выделяются 4 группы универсальных учебных действий:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Рассмотрим примеры развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных) на уроках истории в основной школе.
Одним из путей повышения познавательной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-практикум. Учитель должен грамотно организовать самостоятельную деятельность учащихся. Во время уроков истории можно применять, такие нестандартные приемы по работе с предметной наглядностью, как:
- Дневник исследователя»: учащимся предлагается самостоятельно заполнить дневник (памятку), содержащую систему вопросов и заданий к конкретному предмету или группе предметов с целью ознакомления с ними, извлечения возможной информации, определения исторической ценности данного предмета. Чтобы собрать всю возможную информацию учащиеся могут пользоваться не только указанными экспонатами, но и вспомогательными источниками информации: стендами, музейным этикетажем и т.д.
- «История одной вещи»: учащимся предлагается задание предположить на основе имеющихся данных, какой «путь» прошел данный предмет. Такой прием подходит для предметов, обладающих большой аттрактивностью, но менее информативных. Данное задание будет, в том числе, способствовать развитию творческого потенциала.
Особую ценность в формировании УУД представляет использование современных информационных технологий.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся происходит в рамках системно — деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся. Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках — это создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ. Возможности ИКТ — это создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ; обобщение методического опыта в электронном виде и т. д. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
-усиление интенсивности урока
-повышение мотивации учащихся,
-мониторинг их достижений
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока : 1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; 2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) 3. Как информационно-обучающее пособие.4. Для контроля учащихся. Когда ученик видит такую яркую, интерактивную доску, то все внимание направлено уже на нее, на учителя, на предмет обсуждения. “Презентация” — переводится с английского как “представление”. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк .Нестандартные и очень оригинальные игры, различные опыты помогут учителю сделать любой урок развивающим и незабывыемым. В исследовательской и проектной деятельности ИКТ также незаменим.
Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
Литература:
1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.
2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.
Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...
Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).
Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...
Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения
Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....
Педагогические техники развития УУД у учащихся на уроке математики в начальной школе .
Статья Педагогические техники развития УУД у учащихся на уроке математики в начальной школе ....
«Основные приемы и техника развития произносительных навыков у учащихся младшего школьного возраста»
Основные приемы ......
Легкая атлетика. Повторение техники прыжка в длину с места, техники бега с высокого старта. Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей выносливости.
Образовательная задача: формирование у учащихся координационных и кондиционных способностей, совершенствование двигательных навыкови умений, необходимых для самостоятельного использования физических у...